История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:09, методичка

Описание работы

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов специальности 061100, изучающих курс «История менеджмента».В нем представлены минимально необходимый объем сведений, необходимых для знакомства с историей науки управления с древнейших времен до наших дней. а также проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Макиавелли, классическую школу управления.

Работа содержит 1 файл

История менеджмент.Уч.-метод.пос.метод. пособие_Очирова.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Особенностью концепции Макгрегора заключается в теории X и Y и установлении зависимости между стилем управления и поведением.

 

Вопросы:

1. Чем различаются теории Маслоу и Херцберга?

2. Каким образом связаны между собой теории Маслоу, Херцберга и Макгрегора?

 

Литература:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ, 2000

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг.-М.: Дело, 2001

Тема 17. Управление персоналом

 

1. Роль Тейлора в формировании концепции управления персоналом

2. Виды власти в организации

 

Одним из первых заинтересовавшихся проблемой формирования и подготовки профессиональных кадров был Тейлор. Центральное место он отвел мотивации отношений, которые включены в его программу «достигающего рабочего». Основная цель этой программы заключалась в принципах:

    1. поручение рабочему задания такой степени сложности, которая доступна его умениям и физическому сложению;
    2. поощрения его к тому, чтобы он давал максимум работы, доступной «первоклассному представителю его разряда»;
    3. в умении превращать людей «слабых и нерадивых» в «первоклассных рабочих».

В функциональной администрации Тейлор особое место уделяет в «отделении личного состава», т.е. отдела кадров, или управления персоналом. Его основная функция – подбор людей для заполнения вакансий и вновь учреждаемых должностей. таким образом, Тейлор ввел в организацию управления два новых отдела: 1) плановое бюро 2) отдел кадров.

 

Вопросы:

1. Какова роль функционального администрирования?

2. Сущность социального мониторинга по Тейлору.

 

Литература:

  1. Гантт Г. Организация труда. М., 1923
  2. Тейлор В.У. Тейлор о тейлоризме. М.-Л., 1931

 

Тема 18. Роль менеджеров в организации

 

1. Типы менеджеров

2. Задачи и роли менеджеров

 

Менеджеры – это руководители, т.е. сотрудники организации, имеющие  непосредственно подчиненных им работников. Различают три типа менеджеров по уровням управления: высший, средний, нижний. Которые решают задачи по формированию целей организации и подразделений, разработке планов, координацией работы, а также непосредственной организацией и руководством работников. Роль менеджера определяет объем и содержание работы. Роли взаимозависимы и взаимодействуют для создания единого целого. Качества менеджера должны придерживаться минимального набора: профессиональная компетентность, организованность, умственные способности, коммуникативные возможности, честность и ответственность.

 

Вопросы:

1. Каковы особенности задач, выполняемых менеджерами низового уровня?

2. Какие роли менеджера связаны с принятием решений?

3. Какие качества необходимы менеджерам в зависимости от уровня управления?

 

Литература:

    1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп..- М.:ЮНИТИ, 2000
    2. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред.Валового. М., 1997

 

 

Тема 19. Зарождение менеджмента в России

 

1. Периоды развития менеджмента в России

2. Вклады Богданова, Журавского и Ерманского

 

Развитие менеджмента  в России связано с такими учеными как: А.А.Богданов, О.Ерманский, А.Ф.Журавский и др. Процесс развития происходило в двух периодах: дореволюционный и постреволюционный.

Основной вклад в  управлении внес А.А.Богданов. Он сформулировал  «закон наименьших», согласно которому прочность всей хозяйственной цепи определяется наиболее слабым звеном. Этот закон действует во всех сферах общественной жизни. Идея этого законно лежит в основе метода сетевого планирования и управления.

Концепция НОТ А.Ф.Журавского заключалась в нормировании и  стимулировании труда, коллективной деятельности. Целью организации труда состояла в распределении работников таким образом, чтобы усилия одного были согласованы с усилиями всех. Кроме того, Журавский рассматривал проблемы профотбора и психотехники, структуры управления и административной работы, биомеханики человека как рабочей силы, классификации типов рабочих в зависимости от их психофизиологических качеств, гигиены труда, организации и культуры быта.

 

Вопросы:

1. В чем содержание тектологии  А.Богданова?

2. Охарактеризуйте концепцию О.Ерманского?

 

Литература:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.-3-е изд.-М.: Гардарики, 2002

2. Семь нот менеджмента. 4 изд. М.: ЗАО Эксперт, 2000

 

 

Тема 20. Современная система взглядов на менеджмент

 

1. Современные взгляды на менеджмент

2. Внедрение НОТ

 

Ключевыми моментами  современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения:

1. Применение системного  подхода в управлении. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки управления, является представление предприятия как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если совершенствуется, становится более эффективной лишь одна ее функция или часть. Эффект при этом может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. В некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить какую-либо ее часть — сделать ее менее эффективной. В любой системе важна работа целого: это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности.

2. Применение ситуационного  подхода в управлении. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор переменных (обстоятельств), которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

3. Новая роль управления  — нововведения (инновации), интеграция, интернационализация. Вопросы нововведений, интеграции и интернационализации являются генеральными проблемами менеджмента. Они тесно взаимосвязаны.

Нововведения (инновации). Это одна из главных узловых проблем менеджмента. Высокие темпы научно-технического и социального прогресса выдвинули вперед те системы управления, которые оказались в состоянии быстро и эффективно осваивать результаты научно-технической революции.

4. Признание социальной ответственности менеджмента перед человеком и обществом в целом. Признание такой ответственности объясняется тем, что именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие общества. Именно это обстоятельство и позволяет считать менеджмент крупнейшей социальной инновацией, обеспечивающей быстрый переход некоторых слаборазвитых стран в разряд развитых.

5. Современная наука управления делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным и неконтролируемым. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями. Именно в этом заключена возможность диалога между практикой управления и наукой, успешного использования достижений науки в практике. Формирование теории хаоса (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса») и применение ее в системе управления сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций, получившим развитие в ряде отечественных и зарубежных публикаций.

 

Вопросы:

1. Почему современная наука управления делает основной упор на внешнюю среду?

2. Какова сущность применения ситуационного подхода в организациях?

 

Литература:

    1. Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М., 2002
    2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп..- М.:ЮНИТИ, 2000



Информация о работе История менеджмента