История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:09, методичка

Описание работы

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов специальности 061100, изучающих курс «История менеджмента».В нем представлены минимально необходимый объем сведений, необходимых для знакомства с историей науки управления с древнейших времен до наших дней. а также проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Макиавелли, классическую школу управления.

Работа содержит 1 файл

История менеджмент.Уч.-метод.пос.метод. пособие_Очирова.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

 

Вопросы:

1. Какова роль Г.Форда в системе организации?

2. Охарактеризуйте бюрократический менеджмент?

3. Какие принципы затрагивают  кадровый менеджмент?

 

Литература:

1. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие- М.: 2000

2. Ричард Л.Дафт. Менеджмент/ Пер. с анг.-СПб.:Питер, 2000

 

Тема 8. НОТ за Рубежом

 

  1. Роль в НОТ Ф.Тейлора, Г.Форда и др.
  2. Принципы дифференцированной системы оплаты труда по Тейлору.
  3. 12 принципов Эмерсона.

 

Ф.Тейлором создал 4  научных  принципа и назвал законами управления:

  1. создание науч.фундамента, заменяющего собой старые методы работы, а также научное исследование каждого отдельного вида трудового действия.
  2. отбор рабочих и менеджеров, обучение на основе научных критериев (в последующем профотбор, профконсультирование, профобучение).
  3. сотрудничество м/у администрацией и рабочими по внедрению НОТ.
  4. равномерное и справедливое распределение обязанностей м/у рабочими и менеджерами ответственное выполнение.

Главными аксиомами тейлоровской геометрии труда являлась – организационная гармония и экономическая целесообразность. Суть тейлоровской системы заключается в ее механизме, как и в часах, все детали настолько точно подобраны, что их согласованное взаимодействие, исключает любой произвол и беззаконие.

Большую роль в разработке систем НОТ и управления после  Тейлора сыграли Эмерсон, Джильберт  и Файоль.

Джильберт выработал  «единственный наилучший метод» выполнения работ и установил  условия, необходимые для этого: целесообразное усторойство рабочего места, способы подачи материалов, а также создал необходимые приспособления, инструменты, инструкции и т.д.

Вклад Эмерсона заключалась в выдвижении проблемм эффективности управления.

 

Вопросы:

1. Суть Тейлоровской системы?

2. Почему Тейлор предложил дифференцированную оплату?

3. Каковы принципы управления Файоля?

 

Литература:

  1. Д.Бодди, Р.Пэйтон. Основы менеджмента/ Пер. с анг.-СПб.:ПИТЕР, 1999
  2. Сио К.К. Управленческая экономика / Пер. с анг.-М.: ИНФРА-М., 2000

 

Тема 9. НОТ в России

 

1. Движение НОТ в России

2. Внедрение НОТ

 

Основоположниками НОТ  в России являются: А.К.Гастев, П.М.Керженцев  и др..

Развитие науки о  рациональной организации труда происходило на основе эмпирических данных, а также развития таких наук, как физиология и психология человека, социология, организация производства, математика, статистика и др.

В конце 1920г. А.К.Гастев создал Центральный институт труда (ЦИТ). На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных методов организации труда и производства, подготовки кадров, усовершенствования орудий труда.

Более четкое определение  НОТ дал Керженцев. Он считал, что работа по внедрению НОТ должна проходить в 3 этапа.

Керженцев под НОТ  понимал, изучение организаторских  приемов и определение наиболее рациональных методов организационной  работы. По его мнению, объектом этого  научного направления должны быть проблемы организационного плана, учета и контроля, структуры организационных объединений, установление системы правильного распределения обязанностей и ответственности среди отдельных лиц и частей организации, вопросы дисциплины, методы подбора и использования кадров.

 

Вопросы:

1. Каков вклад ЦИТ  в НОТ?

2. Отличительные черты первого этапа от третьего по внедрению НОТ?

 

Литература:

  1. Блонский П. Азбука труда М.-1923
  2. Бурдянский И.М. НОТ. Л., 1925

Тема 10. Модели и типы организации

 

1. Модели менеджмента.

2. Характеристики основных типов организации по Оучи.

 

Эволюция теории и  практики менеджмента проявилась в  многообразных направлениях. То, что  происходит сегодня в теории и  практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».

 

Вопросы:

1. Какова особенность японского менеджмента?

2. Отличительные черты японского и американского менеджмента?

 

Литература:

    1. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса/ Под ред. А.К.Казанцева.-М.:ИНФРА-М, 2001
    2. Питер Ф.Друкер. Задачи менеджмента в 21в.. Учебное пособие / Пер. с анг.-М.:Изд.Дом «Вильямс», 2000

Тема 11. Организационная культура

 

1. Процесс создания организационной культуры.

2. Четыре постулата организационной культура Харисона.

 

В процессе производственно-хозяйственной  деятельности (ПХД), ориентированной  на модель предпринимательства, необходимо осуществлять шесть основных функций: управление финансами, управление производством, маркетинг, материально-техническое обеспечение и ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

Рассматривая ПХД в  экономике как процесс, осуществляемый частными лицами, предприятиями или  организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, продаже или оказанию каких-либо услуг и т.д. следует иметь в виду, что этот процесс должен завершаться взаимной выгодой. Этот процесс на каком бы практическом уровне он ни существовал, тесно взаимосвязан с культурной средой, который складывается из внешней и внутренней культуры бизнес-партнеров.

Деловые взаимоотношения, проведение коммерческих операций осуществляется с определенными структурами, субъектами рыночных отношений, которые также обладают определенным уровнем организационной культурой.

 

Вопросы:

1. По каким критериям классифицировал Хофшед организационную культуру?

2. Сущность экономической культуры

 

Литература:

  1. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие- М.: 2000
  2. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. Изд.дом ИНФРА – М.-2001

 

Тема 12. Власть и лидерство в управлении

 

1. Классификация власти и лидерства

2. Подходы по решению проблем лидерства

 

Власть означает способность  того или иного лица влиять на окружающих людей и их поведение с целью подчинить их своей воле.

Признаками классификации  власти являются источники власти: принуждение, экспертиза, закон или  право принятие решения, пример, референтного лица (харизма), вознаграждение. Источники  власти имеют личностную и организационную структуру.

Эффективное управление основано не только на обладании источниками  власти (должность, образование, опыт) но и умении активно использовать влияние сообразно ситуации.

Способности и навыки эффективного использования всех источников власти являются основой лидерства.

Лидерство – это способность  влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей. Лидерство является одним  из важных социально-психологических  механизмов реализации власти в группе. Для того чтобы задействовать этот механизм, необходима совместимость целей лидера и участников группы. В этом принципиальное отличие лидерства от власти.

 

Вопросы:

1. По каким критериям классифицируется власть?

2. Роль менеджера в определении лидерства в группах?

 

Литература:

1. Джон У.Хант. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера/Пер. с анг.-М.:ЗАО Олимп-бизнес, 1999

2. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. Изд.дом ИНФРА – М.-2001

 

Тема 13. Хоторнские эксперименты

 

1. Опыты Э.Мэйо

2. Хоторнские эксперименты

 

В своем исследовании Мэйо обнаружил большую роль «человеческого фактора». И в 1927 близ Чикаго были проведены  Хоторнские эксперименты. Они проводились  в 4 этапа: на 1 этапе, изучалась роль освещения, на 2 этапе, изучались неконтролируемые факторы, на 3, 4 этапе, была разработана программа интервьюрирования.

Суть Хоторнского эффекта  заключалась, в том, что положительные  результаты эксперимента  вызываются не специально создаваемыми изменениями, действие которых, собственно,  и  является предметом исследования в самой экспериментальной ситуации, а вмешательством ученых.

 

Вопросы:

1. Какова роль Хоторнских экспериментов?

2. Для каких целей Мэйо провел опыт?

 

Литература:

  1. Блонский П. Азбука труда М.-1923
  2. Семь нот менеджмента. 4 изд. М.: ЗАО Эксперт, 2000

 

 

Тема 14. Определение мотивации и процесс

 

1. Основные понятия, виды потребностей

2. Сущность мотивационного  процесса

 

Готовность и желание  человека выполнять работу является одним из ключевых факторов успеха деятельности организации. Для эффективного управления персоналом необходимо знать, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий.

Побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). В данном случае источников побуждения является мотивационная структура человека, которая формируется под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой.

Мотив – это состояние  предрасположенности человека в конкретной ситуации к определенному виду активности. Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом – внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация).

Можно выделить два направления  поиска способа удовлетворения потребностей.

  1. Поиск способа достижения успеха при реализации потребности. Этот путь активизирует деятельность человека и придает действиям целевую направленность (интерес, карьерный рост).
  2. Поиск путей избежания каких-либо обстоятельств объекта или условий делает человека малоактивным, не способным к самостоятельным действиям. Основными мотивами поведения человека в этой ситуации являются тревога и чувство страха.

Поведение человека приводит к конкретному результату, который подвергается оценке. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем. При этом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется с удовлетворением потребности, и избежать такого, которое ассоциируется с неудовлетворенностью.

 

Вопросы:

1. Охарактеризуйте процесс мотивации и определите взаимосвязь мотивации и потребности?

2. Из каких критериев состоит мотивационный процесс?

3. Какую роль играют стимулы в мотивации?

 

Литература:

1. Мескон М., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг.-М.: Дело, 1997

2. Хорнби У., Гэмми Б., Уолл С. Экономика для менеджеров. Уч.пособие для вузов/ Пер. с  анг.- М.: ЮНИТИ, 1999

 

Тема 15. Иерархия потребностей по Маслоу

 

1. Теория А.Маслоу

2. Роль теории в применении на практике

 

В соответствии с теорией  Маслоу существуют пять групп потребностей:

 

 Маслоу установил:  человек испытывает одновременно  потребности различных уровней,  но всегда потребности какого-то  одного уровня будут доминировать. кроме того, человек будет испытывать потребности более высокого уровня только после того, как в основном удовлетворит свои потребности более низких уровней.

 

Вопросы:

1. Для каких целей Маслоу создал иерархию потребностей?

2. По каким признакам пирамида была классифицирована?

 

Литература:

    1. Мескон М., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг.-М.: Дело, 2001
    2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп..- М.:ЮНИТИ, 2000

 

Тема 16. Теория управления Херцберга и Макгрегора

 

1. Двухфакторная теория управления

2. Внедрение и диагностика

 

Исследование Херцберга заключалось в выделении двух групп факторов трудовой деятельности: 1) содержание работы, 2)условия работы. Его двухфакторная концепция заключалась в содержании работ, где основным фактором выступала мотивация, т.е. повышение удовлетворительности трудом, в то время как условия труда вызывают неудовлетворительность и не являются мотиваторами. Основной задачей Херцберга заключалась в измени практики менеджмента- реорганизации рабочих мест и улучшении стиля руководства. Он полагал, что работа должна быть перестроена таким образом, чтобы дать индивиду больше свободы и психологической компенсации за однообразное  и монотонное выполнение.

Информация о работе История менеджмента