Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:09, методичка
Настоящее методическое пособие предназначено для студентов специальности 061100, изучающих курс «История менеджмента».В нем представлены минимально необходимый объем сведений, необходимых для знакомства с историей науки управления с древнейших времен до наших дней. а также проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Макиавелли, классическую школу управления.
Вопросы:
1. Какова роль Г.Форда в системе организации?
2. Охарактеризуйте бюрократический менеджмент?
3. Какие принципы затрагивают кадровый менеджмент?
Литература:
1. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие- М.: 2000
2. Ричард Л.Дафт. Менеджмент/ Пер. с анг.-СПб.:Питер, 2000
Ф.Тейлором создал 4 научных принципа и назвал законами управления:
Главными аксиомами тейлоровской геометрии труда являлась – организационная гармония и экономическая целесообразность. Суть тейлоровской системы заключается в ее механизме, как и в часах, все детали настолько точно подобраны, что их согласованное взаимодействие, исключает любой произвол и беззаконие.
Большую роль в разработке систем НОТ и управления после Тейлора сыграли Эмерсон, Джильберт и Файоль.
Джильберт выработал «единственный наилучший метод» выполнения работ и установил условия, необходимые для этого: целесообразное усторойство рабочего места, способы подачи материалов, а также создал необходимые приспособления, инструменты, инструкции и т.д.
Вклад Эмерсона заключалась в выдвижении проблемм эффективности управления.
Вопросы:
1. Суть Тейлоровской системы?
2. Почему Тейлор предложил дифференцированную оплату?
3. Каковы принципы управления Файоля?
Литература:
1. Движение НОТ в России
2. Внедрение НОТ
Основоположниками НОТ в России являются: А.К.Гастев, П.М.Керженцев и др..
Развитие науки о рациональной организации труда происходило на основе эмпирических данных, а также развития таких наук, как физиология и психология человека, социология, организация производства, математика, статистика и др.
В конце 1920г. А.К.Гастев создал Центральный институт труда (ЦИТ). На ЦИТ были возложены задачи исследования, разработки и практического внедрения в промышленность наиболее совершенных и прогрессивных методов организации труда и производства, подготовки кадров, усовершенствования орудий труда.
Более четкое определение НОТ дал Керженцев. Он считал, что работа по внедрению НОТ должна проходить в 3 этапа.
Керженцев под НОТ понимал, изучение организаторских приемов и определение наиболее рациональных методов организационной работы. По его мнению, объектом этого научного направления должны быть проблемы организационного плана, учета и контроля, структуры организационных объединений, установление системы правильного распределения обязанностей и ответственности среди отдельных лиц и частей организации, вопросы дисциплины, методы подбора и использования кадров.
Вопросы:
1. Каков вклад ЦИТ в НОТ?
2. Отличительные черты первого этапа от третьего по внедрению НОТ?
Литература:
1. Модели менеджмента.
2. Характеристики основных типов организации по Оучи.
Эволюция теории и практики менеджмента проявилась в многообразных направлениях. То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют «тихой управленческой революцией». Ее начало совпало с вступлением общества в информационную стадию. На смену старому, традиционному направлению в менеджменте, нашедшему свое отражение в так называемой американской модели менеджмента, и относительно новому, поведенческому, нашедшему отражение в японской модели, приходит новое (неформальное) направление, которое принято характеризовать как обновленческое, эмпирическое или маркетинговое, индивидуалистическое, «информационное».
Вопросы:
1. Какова особенность японского менеджмента?
2. Отличительные черты японского и американского менеджмента?
Литература:
1. Процесс создания организационной культуры.
2. Четыре постулата организационной культура Харисона.
В процессе производственно-хозяйственной деятельности (ПХД), ориентированной на модель предпринимательства, необходимо осуществлять шесть основных функций: управление финансами, управление производством, маркетинг, материально-техническое обеспечение и ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.
Рассматривая ПХД в экономике как процесс, осуществляемый частными лицами, предприятиями или организациями по освоению природных ресурсов, производству, приобретению, продаже или оказанию каких-либо услуг и т.д. следует иметь в виду, что этот процесс должен завершаться взаимной выгодой. Этот процесс на каком бы практическом уровне он ни существовал, тесно взаимосвязан с культурной средой, который складывается из внешней и внутренней культуры бизнес-партнеров.
Деловые взаимоотношения, проведение коммерческих операций осуществляется с определенными структурами, субъектами рыночных отношений, которые также обладают определенным уровнем организационной культурой.
Вопросы:
1. По каким критериям классифицировал Хофшед организационную культуру?
2. Сущность экономической культуры
Литература:
1. Классификация власти и лидерства
2. Подходы по решению проблем лидерства
Власть означает способность того или иного лица влиять на окружающих людей и их поведение с целью подчинить их своей воле.
Признаками классификации власти являются источники власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятие решения, пример, референтного лица (харизма), вознаграждение. Источники власти имеют личностную и организационную структуру.
Эффективное управление основано не только на обладании источниками власти (должность, образование, опыт) но и умении активно использовать влияние сообразно ситуации.
Способности и навыки эффективного использования всех источников власти являются основой лидерства.
Лидерство – это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей. Лидерство является одним из важных социально-психологических механизмов реализации власти в группе. Для того чтобы задействовать этот механизм, необходима совместимость целей лидера и участников группы. В этом принципиальное отличие лидерства от власти.
Вопросы:
1. По каким критериям классифицируется власть?
2. Роль менеджера в определении лидерства в группах?
Литература:
1. Джон У.Хант. Управление людьми в компаниях. Руководство для менеджера/Пер. с анг.-М.:ЗАО Олимп-бизнес, 1999
2. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. Изд.дом ИНФРА – М.-2001
1. Опыты Э.Мэйо
2. Хоторнские эксперименты
В своем исследовании Мэйо обнаружил большую роль «человеческого фактора». И в 1927 близ Чикаго были проведены Хоторнские эксперименты. Они проводились в 4 этапа: на 1 этапе, изучалась роль освещения, на 2 этапе, изучались неконтролируемые факторы, на 3, 4 этапе, была разработана программа интервьюрирования.
Суть Хоторнского эффекта заключалась, в том, что положительные результаты эксперимента вызываются не специально создаваемыми изменениями, действие которых, собственно, и является предметом исследования в самой экспериментальной ситуации, а вмешательством ученых.
Вопросы:
1. Какова роль Хоторнских экспериментов?
2. Для каких целей Мэйо провел опыт?
Литература:
1. Основные понятия, виды потребностей
2. Сущность мотивационного процесса
Готовность и желание человека выполнять работу является одним из ключевых факторов успеха деятельности организации. Для эффективного управления персоналом необходимо знать, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий.
Побуждение к деятельности может идти не только извне (стимулирование), но и от самого человека (мотив). В данном случае источников побуждения является мотивационная структура человека, которая формируется под влиянием личностных факторов, воспитания, обучения. Мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей или проблемой.
Мотив – это состояние предрасположенности человека в конкретной ситуации к определенному виду активности. Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом – внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация).
Можно выделить два направления поиска способа удовлетворения потребностей.
Поведение человека приводит к конкретному результату, который подвергается оценке. Степень удовлетворения влияет на поведение человека в сходных ситуациях в будущем. При этом люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется с удовлетворением потребности, и избежать такого, которое ассоциируется с неудовлетворенностью.
Вопросы:
1. Охарактеризуйте процесс мотивации и определите взаимосвязь мотивации и потребности?
2. Из каких критериев состоит мотивационный процесс?
3. Какую роль играют стимулы в мотивации?
Литература:
1. Мескон М., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг.-М.: Дело, 1997
2. Хорнби У., Гэмми Б.,
Уолл С. Экономика для
1. Теория А.Маслоу
2. Роль теории в применении на практике
В соответствии с теорией Маслоу существуют пять групп потребностей:
Маслоу установил:
человек испытывает
Вопросы:
1. Для каких целей Маслоу создал иерархию потребностей?
2. По каким признакам пирамида была классифицирована?
Литература:
1. Двухфакторная теория управления
2. Внедрение и диагностика
Исследование Херцберга заключалось в выделении двух групп факторов трудовой деятельности: 1) содержание работы, 2)условия работы. Его двухфакторная концепция заключалась в содержании работ, где основным фактором выступала мотивация, т.е. повышение удовлетворительности трудом, в то время как условия труда вызывают неудовлетворительность и не являются мотиваторами. Основной задачей Херцберга заключалась в измени практики менеджмента- реорганизации рабочих мест и улучшении стиля руководства. Он полагал, что работа должна быть перестроена таким образом, чтобы дать индивиду больше свободы и психологической компенсации за однообразное и монотонное выполнение.