История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:09, методичка

Описание работы

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов специальности 061100, изучающих курс «История менеджмента».В нем представлены минимально необходимый объем сведений, необходимых для знакомства с историей науки управления с древнейших времен до наших дней. а также проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Макиавелли, классическую школу управления.

Работа содержит 1 файл

История менеджмент.Уч.-метод.пос.метод. пособие_Очирова.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Литература:

  1. Кравченко А.И. История менеджмента: Уч.пособие для студентов вузов.- М.: Академ.проект, 2000.-352с.
  2. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М.:1997

 

 

Тема 4. АНТИЧНОСТЬ: зарождение менеджмента

 

  1. Формирование менеджмента в античной Греции.
  2. искусство управления хозяйством в Греции.

 

Несмотря на то, что первые управленческие революции произошли на Др.Востоке, именно в античной Греции 2-е с половиной тысячи лет назад наметился коренной поворот к новой системе ценностей, сделавшей возможным дальнейшее развитие менеджмента.

Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически – с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни).

 

КИБЕРНЕТИКА

искусство управлении

ОЙКОНОМИЯ

управление хозяйством

Море для греков, служило  единственным каналом коммуникации, оно являлось источником пищи, транспортной магистралью, дорогой к заселению и колонизации окружающего мира, средством получения прибыли, а также ШКОЛОЙ ПРАКТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Так, искусство управления кораблем по-гречески называлось «кибернетика», управление кораблем, или кораблевождение – «кибернесис», а главное действующее лицо на море – кормчий – звался «кибернетес». Этим словом обозначали иногда также руководителя, правителя. Порядок на корабле греков, представлял собой образец организованной системы управления: четкое разделение обязанностей между множеством исполнителей, удивительная согласованность и координация деятельности. По существу, управление на античном корабле является первой моделью рациональной организации мобильного торгового предприятия, образцом малого бизнеса.

Управление у греков обозначалось и др. терминами: в военной  области это «койранео» (руководить сражением), а в быту – «ойкономика» (заведование домашним хозяйством). Отсюда и берет начало современное  понятие «экономика». Афиняне троили свою цивилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опорой частного сектора было малое семейное хозяйство, использовавшее личный труд селянина  и его семьи (ойкос). У Платона «ойкономия» приобретает еще и политический оттенок (управление полисом), а понятие «койномия» - социологический смысл. Оно обозначает не только семейный труд, но и человеческие взаимоотношения, т.е. человеческое общество.


 

Античность дала человечеству, самый первый и самый наглядный  урок. Десятилетиями греки бились над тем, как научиться выращивать лучшие сорта пшеницы на неплодородной и засушливой земле. Многолетний опыт убедил греков в том, что для повседневного спроса достаточно использовать не слишком продуктивные местные сорта ячменя и пшеницы, а для праздничной выпечки – привозные хлебные злаки.

Любая отрасль производства в античной Греции, - будь-то земледелие, торговля, строительство, ремесла –  превращалась в область «прикладной  математики». Греки учитывали каждую мелочь: например, в виноградстве – какое удобрение необходимо внести для данного сорта в конкретной почве, чтобы не повредить аромату вина и добиться наивысшей эффективности; как наиболее рационально разместить на ограниченном участке максимальное число виноградных лоз и т.д.. Именно он, рядовой исполнитель, в своей повседневной деятельности закладывает фундамент высокой культуры труда и рациональной организации управления.

Формируя свою цивилизацию  – цивилизацию принципиально  нового исторического типа по сравнению  с цивилизацией шумерцев, египтян, вавилонян, ассирийцев, - греки учились красиво и со вкусом работать и жить. Греческая культура, выражаясь современным языком, - цивилизация венчурных фирм. В архаическом полисе превалируют мелкие (мастер, несколько учеников, от 5 до 30 рабов) ремесленные мастерские  - эргастерии. Крупных мастерских (100-120 рабов) было не много. В сельском хозяйстве господствовали мелкие семейные фермы.

Цивилизацией венчурных  фирм античную Грецию можно назвать  и по многим другим признакам. Это  инициативность и риск, предприимчивость и новаторство, деловитость и рационализм, научно-практический, изобретательский подход к любой работе, наконец, инновационный стиль управления, умение быстро перестраиваться и добиваться успеха в новом поприще.

 

Вопросы

1. В чем проявляется специфика древнегреческого менеджмента?

2. Какую роль сыграла античность в жизнедеятельности человека?

 

Литература:

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: НИТИ,2000

2. Мескон М., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с анг.-М.: Дело, 1997

Тема 5. Технология власти по Макиавелли

 

  1. Понятие власти по Макиавелли
  2. Значение идей по Макиавелли

 

Основоположником европейского менеджмента является Николо Макиавелли (1469-1527). Он был историком, политическим мыслителем, писателем, но и СОЗДАТЕЛЕМ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ.

Существуют четыре общих  принципа Макиавелли, которые оказали  влияние на развитие менеджмента:

    1. авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;
    2. подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;
    3. лидер должен обладать волей к выживанию;
    4. лидер – образец мудрости и справедливости для своих сторонников.

Согласно Макиавелли, существуют три «хороших», или основных формы управления (монархия, аристократия и демократия) и три плохих, или извращенных (тирания, олигархия и анархия). Вторые похожи на первые, что все они легко переходят одна в другую: монархия – в тиранию, а демократия – в анархию.

При принятии управленческих решений, лидер должнен тщательно взвешивать, на стороне какого из них меньше неудовтсв, и брать его за основу, ибо совершено безупречных решений не бывает.

Вклад Макиавелли в историю  социальной мысли, в теорию и практику управления огромен. Он одним из первых обосновал понятие «гражданское общество» и «государство». Его идеи дали жизнь современной социологической теории элит – В.Парето, Э.Дженнинг, Г.Моска, Ч.Р.Милс.

 

Вопросы:

1. Сущность принципов Макиавелли?

2. Принцип относительности?

 

Литература:

  1. Попов А.В. Концептуальные основы менеджмента  в США и их эволюция. М., 1989
  2. Темнов Е.И. Макиавелли. М., 1979

 

Тема 6. История возникновения научного менеджмента

 

  1. Возникновения научного менеджмента
  2. Периоды становления

 

История возникновения  и становления научного менеджмента  разделена на шесть периодов.

Первый период, названный в литературе ранним, охватывает первую половину девятнадцатого века (1775- 1850 годы). Возникновение этого периода происходило в Шотландии и Англии и связано с таким историко-экономическим событием, как промышленный переворот, заключавшимся в резком ускорении развития производительных сил и переходе от такого типа производства, как мануфактура, к более высокопроизводительному типу - машинному производству. Промышленный переворот продолжался с 1760 по 1820 годы и вызвал необход0з-имость создания менеджмента как управления в наиболее развитой в то время текстильной промышленности, производившей шотландские ткани и английское сукно.

Второй период захватывает вторую половину 19 века (1850-1900 годы) и характеризуется возникновением так называемой школы научного менеджмента. Основоположник этой школы - американский инженер-механик Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 годы), изучавший управление производством и организацию труда в условиях машинного производства. Ф.Тейлор впервые разделил операцию на составные элементы -приемы, движения, а также провел исследования затрат живого труда и его производительности при использовании различных инструментов. Так, Ф.Тейлор определил, что максимальное количество железной руды и угля может быть переброшено рабочими при использовании совковой лопаты емкостью около 9 кг. В качестве основной функции управления рассматривал контроль и считал, что разделение рабочего задания на элементы позволяет устранить ненужные, нерациональные элементы - приемы и движения, изменить последовательность их выполнения, и усилить контроль над всем трудовым процессом.

Третий период приходится на начало 20 века - 1900 -1930-ые годы. Этот период характеризуется наиболее бурным развитием научно-технического прогресса в странах Европы (Старого Света) и Америки (Нового Света).

Поэтому третий период отличается параллельным развитием четырех  школ менеджмента. Прежде всего, продолжилось становление школы научного менеджмента  в Соединенных Штатах Америки, в  Германии возникла школа бюрократического менеджмента, во Франции - классического менеджмента, и в Соединенных Штатах Америки возникла еще одна школа, названная нами Гарвардской.

Следующий, четвертый период развития менеджмента продолжался с 1940 по конец 50-х годов 20 века и охватывал период Второй мировой войны и послевоенное десятилетие. В этот период наиболее ярко проявились два направления. Первое направление, названное в истории менеджмента исследованием операций, на взгляд авторов, является ничем иным, как наукой об управлении, второе - концепцией социотехнической системы.

Пятый период продолжался с 1960 до конца 1970-х годов и характерен созданием ситуационного менеджмента английским ученым Дж. Вудвордом, учеными из Эдинбургского университета (Шотландия) Т.Бернсом и Дж.Сталкером и американскими учеными П. Лоуренсом и Дж. Лоршом. Основной причиной возникновения ситуационного менеджмента, по мнению авторов, явилось резкое увеличение конкуренции на рынках производителей и потребителей продукции и услуг, усиление неопределенности и нестабильности глобальных экономических, политических, научно-технических, природных и иных процессов, оказывающих значительное и не всегда предсказуемое с достаточно высокой степенью вероятности воздействие на цели и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и их систем управления. Основой ситуационного менеджмента служит выявление и моделирование факторов влияния внешней среды на внутреннюю с целью адаптации внутренних организационных структур производства и управления к условиям, создаваемым внешней средой макро - и микроуровня.

Шестой период начался приблизительно в 1980-м году и связан с опубликованием американскими учеными Т. Питерсом и Р.Уотерманом работы "В поисках эффективного управления: опыт лучших компаний", в которой они обобщили опыт наиболее успешно функционирующих американских компаний и выделили восемь основных принципов совершенного менеджмента: приверженность к действию, близость к потребителю, автономия и предприимчивость, производительность, страстность и ориентация на ценности, кирпич к кирпичу, простая форма, небольшой штат, единство свободы и дисциплины. Принципы совершенного менеджмента, на взгляд авторов, можно разделить на две группы по признаку "сфера управленческой деятельности".

 

Вопросы:

1. Каков вклад А.Смита в формировании менеджмента?

2. Какова особенность третьего периода?

 

Литература

  1. Попов А.В. Концептуальные основы менеджмента  в США и их эволюция. М., 1989
  2. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник. Изд.дом ИНФРА – М.-2001

 

Тема 7.  Школы менеджмента

  1. Особенности школ менеджмента
  2. Принципы менеджмента

 

Основоположниками школы научного менеджмента явились Ф.Тейлор, Генри Форд, супруги Лилиан и Фрэнк Гилбреты (1868 - 1924 годы).

Школа бюрократического менеджмента была основана в Германии Максом Вебером (1864-1920 годы), который был историком, изучавшим социальные проблемы. М. Вебер один из первых обратил внимание на необходимость рационализации управления в крупных хозяйствующих субъектах, специализирующихся на выпуске отдельных видов товаров и обладающих высокой степенью концентрации производственных процессов.

Школа классического  менеджмента основана во Франции Анри Файолем, который сформулировал четырнадцать принципов менеджмента: разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единовластие; единство направления деятельности и единый план работы для всех; подчинение частных интересов общему; вознаграждение; централизация; скалярная цепочка; порядок; справедливость; продолжительность пребывания персонала в должности; инициатива; корпоративный дух.

Гарвардская школа менеджмента создана в Соединенных Штатах Америки выпускницей колледжа Гарвардского университета Мэри Паркер Фоллет и Элтоном Мэйо. Они занимались разработкой и реализацией инновационной политики, а также изучением совместной деятельности индивидов как членов коллектива в процессе разработки планов деятельности и их реализации.

Информация о работе История менеджмента