Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:09, методичка
Настоящее методическое пособие предназначено для студентов специальности 061100, изучающих курс «История менеджмента».В нем представлены минимально необходимый объем сведений, необходимых для знакомства с историей науки управления с древнейших времен до наших дней. а также проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Макиавелли, классическую школу управления.
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургская государственная академия сервиса и экономики
Кафедра управления предпринимательской деятельностью
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебно-методическое пособие
Санкт-Петербург
2005
История менеджмента. Учебное пособие. Гаврильчак И.Н., Гладкевич В.В., Шарафанова Е.Е. – СПб: СПбГАСЭ, 2005.
Одобрены на заседании кафедры УПД, протокол № от 5 (109) 27.12.04 г.
Утверждены Методическим Советом института ТМЭО, протокол № 4 от 25.12.2004 г.
Настоящее методическое пособие предназначено для студентов специальности 061100, изучающих курс «История менеджмента».
В нем представлены минимально необходимый объем сведений, необходимых для знакомства с историей науки управления с древнейших времен до наших дней. а также проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Макиавелли, классическую школу управления.
Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование менеджмента. Поэтому прежде чем начать изучение менеджмента, необходимо сначала усвоить, что такое организация и почему она нуждается в управлении.
Для того чтобы организация могла добиться своих целей, задачи должны быть скоординированы. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. Это и производство, и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и органы социального обеспечения.
Философы древности полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение иерархии между людьми.
Английское слово «менеджмент» происходит от латинского слова «манус» — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.
В современной экономической литературе, особенно переводной, литературе «менеджмент» и «управление» являются синонимами. Вместе с тем следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Управление — это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента представлены на рис. 1. Как видим, понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.
Рис.1 Подходы к определению понятия «менеджмент»
Кратко рассмотрим содержание подходов, представленных на рис. 1
1. Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.
Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами,— дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента.
2. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий информационного процесса реализуются в ряде последовательных действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей — менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
Вопросы:
Литература:
1. Управленческие революции
2. Процесс формирования революций
В процесс формирования
менеджмента претерпел
Первая управленческая революция (религиозно-коммерческая) |
Произошла 4-5 тыс.лет назад – в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первый переход – где каста священников превратилась в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Этот переход произошел в результате правильного переформулирования религиозных принципов жрецов (вместо человеческих жертв, стали приносить деньги, скот, масло и т.д.). В результате появился новый тип деловых людей – еще не коммерческий делец, но уже и не религиозный деятель. Собираемая с населения дань, под видом религиозного обряда скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Вскоре новые «жрецы-предприниматели» стали самыми богатым и влиятельным классом. Деньги для жрецов не были самоцелью, а всего лишь являлись побочным результатом религиозной и государственной деятельности. В результате 1-ой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональной знание. |
Вторая управленческая революция (светско-администра-тивная) |
Произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана она была с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг.до н.э.). Являясь выдающимся политиком и полководцем, он починил соседние Месопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной. Поэтому, он придумал свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества. В результате 2-ой революции в менеджменте появились светские манеры управления, возникновения формальной системы организации и регулирования основ лидерского стиля, а также методов мотивации поведения. |
Третья управленческая революция (производственно-строительная) |
Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи вновь в Вавилоне начал развиваться менеджмент. Так, Царь Навуходоносор II (605-562 гг. до н.э.) выявил систему производственного контроля на фабриках и в зернохранилищах (использование ярлычков на пряжах). В результате 3-ей революции в менеджменте появились методы контроля и управления качества продукции, а также строительная деятельность и разработка технически сложных проектов. |
Четвертая управленческая революция |
Четвертая революция является индустриальной (XVIII-XIX веков), которая стимулировала развитие европейского капитализма. В этой революции утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности, где вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т.е. долевых владельцев капитала. Новая система привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу. |
Пятая управленческая революция |
Пятая характеризуется появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс. |
Вопросы:
1. Когда закончилась первая революция и каковые ее характерные черты?
2. Чем отличается вторая революция от четвертой?
Литература:
1. Управленческие революции
В XX веке Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа (в 1917г. она перешла от капитализма к социализму) общества к другому (в 1991г. совершила обратное движение – от социализма к капитализму) в который представлял собой управленческую революцию.
Первая и вторая управленческая
революция совершались с
Таким образом, после первой и второй управленческих революций оппозиционное меньшинство, которое захватывало в России власть, через короткое время отказывалось от первоначальных идеологических, а иногда и политических, претензий и превращалось в группу обычных функционеров и чиновников, для которых главными вопросами были удержание власти в своих руках и решение насущных хозяйственных вопросов. Из группы утопистов-прожектеров властвующая элита превращалась в группу праграматиков-реалистов, занимающихся решением хозяйственных вопросов. Как только в управленческой элите происходил перелом в сторону прагматизма , немедленно открывались курсы повышения квалификации и обучения менеджеров основам науки управления. Так, в начале 20-х годов В.Ленин открыл в стране около 10 научных институтов менеджмента и НОТ.
Во второй управленческой революции 1991г. государственная власть стала вновь частной. В результате этой революции контроль над производством перешел от наемных работников, к частным собственникам.
Таким образом, при всех управленческих революциях в России сохранялась преемственность типа управления, методов и приемов управления, но не сохранялась преемственность кадрового состава.
Вопросы:
1. Какие принципы преследовались в первой революции?
2. Какова специфика управленческой революции в России?