История менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:09, методичка

Описание работы

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов специальности 061100, изучающих курс «История менеджмента».В нем представлены минимально необходимый объем сведений, необходимых для знакомства с историей науки управления с древнейших времен до наших дней. а также проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Макиавелли, классическую школу управления.

Работа содержит 1 файл

История менеджмент.Уч.-метод.пос.метод. пособие_Очирова.doc

— 188.50 Кб (Скачать)


Министерство  образования Российской Федерации

Санкт-Петербургская  государственная академия сервиса  и экономики


 

Кафедра управления предпринимательской  деятельностью

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

Учебно-методическое  пособие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2005

 

 

 

 

 

 

 

История менеджмента. Учебное пособие. Гаврильчак И.Н., Гладкевич В.В., Шарафанова Е.Е. – СПб: СПбГАСЭ, 2005.

 

Одобрены на заседании  кафедры УПД, протокол №  от 5 (109) 27.12.04 г.

 

Утверждены Методическим Советом института ТМЭО, протокол № 4 от 25.12.2004 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Настоящее методическое пособие предназначено для студентов специальности 061100, изучающих курс «История менеджмента».

В нем представлены минимально необходимый объем сведений, необходимых для знакомства с историей науки управления с древнейших времен до наших дней. а также проблемы античного менеджмента, управленческих революций, концепцию лидерства Макиавелли, классическую школу управления.

 

Тема 1. Сущность и подходы менеджмента

 

  1. Основные понятия менеджмента
  2. Подходы к формировании менеджмента

 

Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обусловливающей существование  менеджмента. Поэтому прежде чем  начать изучение менеджмента, необходимо сначала усвоить, что такое организация  и почему она нуждается в управлении.

Для того чтобы организация  могла добиться своих целей, задачи должны быть скоординированы. Поэтому  управление является существенно важной деятельностью для организации. Оно представляет собой неотъемлемую часть любой человеческой деятельности, которая в той или иной степени нуждается в координации. Это и производство, и государства, города и территории, отрасли, больницы и университеты, церкви и органы социального обеспечения.

Философы древности  полагали, что причиной бедственного положения общества, как правило, является отсутствие должного управления либо нарушение иерархии между людьми.

Английское слово «менеджмент» происходит от латинского слова «манус»  — рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными  и означало искусство управления лошадьми. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.

В современной экономической  литературе, особенно переводной, литературе «менеджмент» и «управление» являются синонимами. Вместе с тем следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна. Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

  1. Способ, манера общения с людьми.
  2. Власть и искусство управления.
  3. Особого рода умение и административные навыки.
  4. Орган управления, административная единица.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в  его функциях. Управление — это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента. Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента представлены на рис. 1. Как видим, понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

      Рис.1 Подходы к определению понятия «менеджмент»

 

Кратко рассмотрим содержание подходов, представленных на рис. 1

1. Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.

Именно менеджмент создает  экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами,— дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента.

2. Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.

Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс  формирования, восприятия, передачи, обработки  и хранения информации. Следует особо  отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий информационного процесса реализуются в ряде последовательных действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей — менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

  1. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является состав ной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.
  2. Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации).
  3. В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Научные основы этой дисциплины представ лены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.

 

Вопросы:

  1. Сущность и содержание менеджмента?
  2. Какую роль играет человек в достижении цели?
  3. Почему менеджмент рассматривается как иерархическая структура?

 

Литература:

  1. Виханский О.С. Проблемы развития управления общественным производством. М., 2002
  2. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред.Валового. М., 1997

 

Тема 2. Управленческие революции

 

1. Управленческие революции

2. Процесс формирования революций

 

В процесс формирования менеджмента претерпел несколько  революций.

Первая управленческая революция (религиозно-коммерческая)

Произошла 4-5 тыс.лет назад  – в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В Шумере, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первый переход – где каста священников превратилась в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров. Этот переход произошел в результате правильного переформулирования религиозных принципов жрецов (вместо человеческих жертв, стали приносить деньги, скот, масло и т.д.).

В результате появился новый  тип деловых людей – еще  не коммерческий делец, но уже и не религиозный деятель. Собираемая с  населения дань, под видом религиозного обряда скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Вскоре новые «жрецы-предприниматели» стали самыми богатым и влиятельным классом. Деньги для жрецов не были самоцелью, а всего лишь являлись побочным результатом религиозной и государственной деятельности.

В результате 1-ой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональной знание.

Вторая  управленческая революция (светско-администра-тивная)

Произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана она была с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 гг.до н.э.). Являясь выдающимся политиком и полководцем, он починил  соседние Месопотамию и Ассирию. Для управления обширными владениями требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной. Поэтому, он придумал свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества.

В результате 2-ой революции в менеджменте появились светские манеры управления, возникновения формальной системы организации и регулирования основ лидерского стиля, а также методов мотивации поведения.

Третья управленческая революция (производственно-строительная)

Только через тысячу лет после смерти Хаммурапи вновь в Вавилоне начал развиваться менеджмент. Так, Царь Навуходоносор II (605-562 гг. до н.э.) выявил систему производственного контроля на фабриках и в зернохранилищах (использование ярлычков на пряжах).

В результате 3-ей революции в менеджменте появились методы контроля и управления качества продукции, а также строительная деятельность и разработка технически сложных проектов.

Четвертая управленческая революция

Четвертая революция  является индустриальной (XVIII-XIX веков), которая стимулировала развитие европейского капитализма. В этой революции утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности, где вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т.е. долевых владельцев капитала. Новая система привела к отделению управления от производства и капитала, а затем  и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.

Пятая управленческая революция

Пятая характеризуется  появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.


 

Вопросы:

1. Когда закончилась  первая революция и каковые  ее характерные черты?

2. Чем отличается  вторая революция от четвертой?

 

Литература:

  1. Кравченко А.И. История менеджмента: Уч.пособие для студентов вузов.- М.: Академ.проект, 2000.-352с.
  2. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. М.:1997

Тема 3. Управленческие революции в России

 

1. Управленческие революции

 

В XX веке Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа (в 1917г. она перешла от капитализма к социализму) общества к другому (в 1991г. совершила обратное движение – от социализма к капитализму) в который представлял собой управленческую революцию.

Первая и вторая управленческая революция совершались с противоположных  позиций, преследовали разные цели, ориентировались  на различные идеалы и принципы. Эти революции совершали группы интеллектуалов, стоящих в оппозиции к правящей политической элите: в 1917г. – в оппозиции к временному буржуазному правительству, в 1991г. – в оппозиции к советскому партийному руководству.

Таким образом, после  первой и второй управленческих революций  оппозиционное меньшинство, которое захватывало в России власть, через короткое время отказывалось от первоначальных идеологических, а иногда и политических, претензий и превращалось в группу обычных функционеров и чиновников, для которых главными вопросами были удержание власти в своих руках и решение насущных хозяйственных вопросов. Из группы утопистов-прожектеров властвующая элита превращалась в группу праграматиков-реалистов, занимающихся решением хозяйственных вопросов. Как только в управленческой элите происходил перелом в сторону прагматизма , немедленно открывались курсы повышения квалификации и обучения менеджеров основам науки управления. Так, в начале 20-х годов В.Ленин открыл в стране около 10 научных институтов менеджмента и НОТ.

Во второй управленческой революции 1991г. государственная власть стала вновь частной. В результате этой революции контроль над производством перешел от наемных работников, к частным собственникам.

Таким образом, при всех управленческих революциях в России сохранялась преемственность типа управления, методов и приемов управления, но не сохранялась преемственность кадрового состава.

 

Вопросы:

1. Какие принципы преследовались в первой революции?

2. Какова специфика управленческой революции в России?

 

Информация о работе История менеджмента