Источники и факторы снижения себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций необходимость снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
-в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,
-в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

Работа содержит 1 файл

курсовая Источники и факторы снижения себестоимости продукции на предприятии.doc

— 234.50 Кб (Скачать)
 

     Показатели  приложения свидетельствуют о том, что значительную долю затрат в 2008–2009 годах составляют материальные затраты. Они занимают около 70% от общей суммы затрат, и их доля уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 5,74%.

        Затраты на производство увеличились на 313851 тыс.руб., что было обусловлено прежде всего увеличением расходов на оплату труда (на 781355 тыс.руб. или на 2,38 %), отчислений на социальные нужды (на 154802 тыс.руб. или на 0,44%), амортизации основных фондов (на 398933 тыс.руб. или на 1,28%), а также прочих затрат (на 520543 тыс.руб. или на 1,64%).

     В связи с инфляцией абсолютные отклонения не дают полного представления о динамике элементов затрат, что, в свою очередь, делают относительные показатели. Удельный вес расходов на оплату труда вырос на 2,438% и составил 17,75%. Также произошло увеличение удельного веса отчислений (на 0,44%) и амортизации основных фондов (на 1,28%). Незначительно (с 5,27 до 6,91%) увеличилась доля прочих затрат.

     В заключение необходимо отметить, что  планирование себестоимости необходимо для выявления резервов роста  рентабельности производства; выбора и обоснования наиболее эффективных направлений капитальных вложений; определения оптимальных вариантов специализации производства на предприятии и внедрения новой техники; установления экономически оправданных границ повышения качества продукции.

 

Глава 3. Планирование снижения себестоимости продукции

 

         Планирование снижения себестоимости продукции на предприятии осуществляется в соответствии с характером выпускаемой продукции и применяемыми показателями себестоимости.

     Рассчитывается: снижение себестоимости сравнимой товарной продукции как разница плановой себестоимости и фактической среднегодовой себестоимости за базисный период, а ее отношение к объему сравнимой продукции за базисный год определяет процент снижения себестоимости; снижение затрат на рубль товарной продукции. Рассчитывается при широком ассортименте выпускаемой продукции:  

     

                                   [3.1]

где ΔЗ – процент  снижения затрат на рубль товарной продукции;

      , - затраты на рубль товарной продукции соответственно планового и базисного года.

     На  основании табл. 2.2 рассчитаем планирование снижения товарной себестоимости на ЧУПТ «Учпромтехно».

           [3.2]

     Планируемый уровень  затрат определяется путем анализа  затрат за прошедший период и расчета  влияния технико-экономических факторов.

     Перечень  факторов, применяемых в плановых расчетах, определяется на основании отбора постоянно действующих причин изменения себестоимости продукции, связанных с нормально протекающим процессом производства и совершенствованием организации, техники и технологии.

     В расчетах влияния на уровень себестоимости  продукции основных технико-экономических факторов выделяются следующие группы факторов: повышение технического уровня производства; совершенствование управления, организации производства и труда; изменение объема, структуры продукции, производства; изменение условий хозяйствования.

     Влияние основных технико-экономических факторов на себестоимость продукции определяется в следующем порядке:

1. Рассчитываются  затраты на тысячу рублей производственной  продукции в базисном периоде  в методологии планируемого года (объем продукции базисного года определяется в ценах планового года);

2. Рассчитывается  себестоимость продукции планируемого  года, исходя из уровня затрат базисного года;

3. Определяется  влияние каждого фактора на уровень затрат;

4. Из  себестоимости продукции планируемого года, рассчитанной по уровню затрат базового года, вычитается (прибавляется) экономия (удорожание) по трем группам факторов и определяется себестоимость товарной продукции планового года;

5. Определяется  уровень затрат на тыс. руб.  планируемого года и изменение этих затрат по сравнению с базисным годом;

6. С  помощью специальных расчетов  устанавливается влияние изменений  условий хозяйствования в планируемом году на себестоимость;

7. Определяется  окончательный уровень затрат  на тыс. руб. планируемой продукции с учетом влияния изменений условий хозяйствования;

     Определение себестоимости единицы продукции  необходимо для расчетов рентабельности отдельных ее видов, для установления цен, для организации хозяйственного расчета на предприятии.

     Факторы снижения себестоимости — это причины, движущие силы, приводящие к уменьшению затрат, и условия, в которых они действуют. Одна и та же причина, например мероприятие по снижению ресурсов, может приводить к различному экономическому эффекту в зависимости от того, в каких условиях и с какой распространенностью эта причина действует. Условия влияют на действие и в этом случае становятся фактором снижения себестоимости продукции. О действии отдельных причин можно судить по изменению отдельных показателей. Такие показатели называются факторными, в отличие от показателей сводных, отражающих итоговое изменение результата под влиянием факторов, действующих в данных условиях. В условиях универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности экономических явлений нельзя, как правило, придать каждой причинно-следственной связи свой показатель, учитывающий только ее действие. По факторному показателю не всегда можно судить о причинах изменения результата. Одна и та же причина может изменять разные факторные показатели, и вместе с тем отдельные показатели могут отражать совокупный эффект группы причин и их взаимодействие. Границы детализации факторных показателей нужно выбирать так, чтобы они соответствовали по возможности группе определенных причин или зависели от группы определенных исполнителей. Можно добиться в плановых расчетах безостаточного разложения сводного показателя по факторным показателям в пределах установленной между ними связи. Однако не всегда можно вести безостаточное разложение результата с полным учетом влияния разных причин, распределения их совокупного действия и устранения повторного счета. Задачу приходится ограничивать выявлением и оценкой наиболее важных факторов, с тем чтобы по возможности получить достаточную для практических целей картину явления.

         Автором рекомендовано применять следующая группировка факторов снижения себестоимости продукции:

    1. Совершенствование организации труда
    2. Изменение объема и структуры продукции: относительное уменьшение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений; изменение структуры продукции; повышение качества продукции.

         Для увязки мероприятий по снижению себестоимости  с планом и учетом целесообразно  определять объекты затрат по принятой классификации элементов затрат и статьям калькуляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     В заключение необходимо отметить, что  издержки (себестоимость) – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции).

     Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним  из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность  использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления.

     Возможности снижения себестоимости продукции  можно выявить и анализировать  по двум направлениям: по источникам и  факторам.

     В курсовой работе был проведен анализ себестоимости ЧУПТ «Учпромтехно».  В результате анализа можно сделать вывод, что затраты на реализованную в 2008 году ниже, чем выручка от реализации, следовательно, в отчетном периоде по сравнению с 2007 годом рентабельность продаж выросла. Темп роста затрат на реализованную продукцию несколько ниже, чем темп роста себестоимости произведенной продукции. В 2009 году наблюдается обратная тенденция, а именно, затраты на реализованную продукцию выше, чем выручка от реализации, т.е. рентабельность продаж упала, а темп роста затрат на реализованную продукцию выше, чем темп роста себестоимости произведенной продукции.

     Предприятию необходимо обратить особое внимание на себестоимость отдельных видов  продукции, т.к. именно структурные  сдвиги в себестоимости отдельных  видов продукции ЧТУП «Учпромтехно» привели к увеличению затрат на рубль продукции.

     Планирование  снижения себестоимости продукции  на предприятии осуществляется в  соответствии с характером выпускаемой  продукции и применяемыми показателями себестоимости.

     В третьей главе автором был посчитано планирование снижение себестоимости сравнимой товарной продукции как разница плановой себестоимости и фактической среднегодовой себестоимости за базисный период, а ее отношение к объему сравнимой продукции за базисный год определяет процент снижения себестоимости. Таким образом, планирование снижение себестоимости составило 0,77 %.

     Автором рекомендовано применять следующая  группировка факторов снижения себестоимости продукции:

  1. Совершенствование организации труда
  2. Изменение объема и структуры продукции: относительное уменьшение условно-постоянных расходов и амортизационных отчислений; изменение структуры продукции; повышение качества продукции.

     Для увязки мероприятий по снижению себестоимости с планом и учетом целесообразно определять объекты затрат по принятой классификации элементов затрат и статьям калькуляции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 
    1. Анализ  хозяйственной деятельности бюджетных  организаций // Под ред. Д. А. Панкова, Е. А. Головковой. – М., 2003.
    2. Анализ финансовой отчетности :  учеб. пособие для вузов /  под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. –  М. :  Омега-Л,  2004
    3. Агапцов С. А. Предпринимательская система хозяйствования. – Волгоград: Перемена, 2007.
    4. Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2000. № 12. – С. 25-26.
    5. Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. Изд.4-е – М.: Финансы и статистика, 2002.
    6. Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2000.
    7. Бочаров В.В. Финансовое моделирование. С.-Пб.: Нева, 2000.
    8. Бурмистрова Л. А. Финансы предприятий. – М.: ГУУ, 2000.
    9. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности :  учеб. для вузов /  Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. –  М. :  Дело и Сервис,  2007
    10. Елисеева, Т.П. Экономический анализ хозяйственной деятельности :  учеб. пособие для вузов /  Т.П. Елисеева. –  Мн. :  Современная школа, 2007
    11. Жилкина А. Н . Финансовый анализ. – М.: ГУУ, 2006.
    12. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2005.
    13. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2007.
    14. Колпакова Г. М. Финансы, Денежное обращение, кредит. – М.: Финансы и статистика, 2000.
    15. Лаврушина О.И. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика. – 2000.
    16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2000.
    17. Остапенко В. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути повышения //Экономист. – 2000. № 7. – С. 34-37.
    18. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия 3–е издание, переработанное и дополненное – М: Экономика, 2003.
    19. Симачев Ю. Финансовое состояние и финансовая политика производственных предприятий // РЭЖ. 2001. № 8. – С. 33-41.
    20. Уткин Э. А. Финансовое управление. – М.: Инфра-М, 2006.
    21. Финансовый менеджмент: теория и практика / под ред. Стояновой Е. С. – М.: Инфра-М, 2001.
    22. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под редакцией Е. С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2005.
    23. Финансы / под ред. Ковалевой А. М. – М.: Финансы и статистика, 2001.
    24. Шеремет А. Д., Сейфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа предприятия. – М.: ЮНИ-ГЛОБ, 2000.
    25. Шуляк П.Н. Финансы предприятий. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001.
    26. Экономические анализ: ситуации, тесты, примеры: Учебное пособие (Под ред. Баканова М. И., Шеремета А. Д.). — М.: Финансы и статистика, 2002.

Информация о работе Источники и факторы снижения себестоимости