Источники и факторы снижения себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций необходимость снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
-в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,
-в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

Работа содержит 1 файл

курсовая Источники и факторы снижения себестоимости продукции на предприятии.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

     – в появлении возможности для  материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

     – в улучшении финансового состояния предприятия и снижения степени риска банкротства;

     – в возможности снижения продажной  цены на свою продукцию, что позволяет  в значительной мере повысить конкурентоспособность  продукции и увеличить объем  продаж;

     – в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки [11,c. 133].

     Возможности снижения себестоимости продукции  можно выявить и анализировать  по двум направлениям: по источникам и  факторам.

     Под источниками понимаются затраты, за счет экономии которых снижается себестоимость продукции.

     Чтобы определить степень влияния того или иного источника снижения издержек производства, необходимо определить структуру себестоимости продукции. Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам и статьям и их доли в полной себестоимости.

     Структуру себестоимости продукции характеризуют  следующие показатели:

     – соотношение между живым и  овеществленным трудом;

     – доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

     – соотношение между переменными  и постоянными затратами, между  основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.

     Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии. При анализе структуры затрат необходимо знать, что существуют статистические и динамические характеристики затрат.

     Под статистической характеристикой понимается доля каждой статьи затрат в общем объеме затрат на определенную дату.

     Под динамической характеристикой понимается изменение доли конкретной статьи затрат в общем объеме затрат в течение анализируемого периода.

     При рассмотрении структуры затрат предприятиям необходимо оценивать каждую статью с позиции значимости и контролируемости.

     Определяя значимость статьи необходимо иметь  в виду следующее:

     – нельзя получить существенную экономию по статье затрат, составляющей около 1% от всех расходов;

     – для получения 80% эффекта достаточно проанализировать 20% видов издержек.

     Определяя контролируемость статьи, необходимо учитывать следующие моменты:

     – не каждая значимая (по удельному весу) статья дает практическую возможность  для экономии (например, расходы  на социальные нужды);

     – кроме пристального изучения и анализа  значимых статей финансовый менеджер должен сосредоточить внимание на тех  из них, которые можно постепенно снизить, а также на тех, которые интенсивно растут и могут достичь больших размеров в ближайшее время [13, c. 90].

     Чтобы планировать снижение издержек производства, в первую очередь, учитывают тот фактор, который оказывает наиболее значимое влияние на структуру себестоимости.

           Структура себестоимости  продукции находится в движении и на нее влияет множество факторов:

     – специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);

     – ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости  многопланово. Но основное влияние  заключается в том, что под  действием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного — увеличивается;

     – уровень концентрации, специализации, комбинирования, кооперирования и диверсификации производства. На специализированных  предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах.

     Развитие  специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями;

     – географическое местонахождение предприятия;

     – инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита и др.

     Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.

     Факторами снижения себестоимости продукции выступают те причины, которые обуславливают тот или иной уровень расходов. Все факторы обычно подразделяются на народнохозяйственные, внутриотраслевые и внутрипроизводственные.

     Народнохозяйственные  факторы — это изменение цен на материалы, конструкции, тарифов на электроэнергию, тарифных ставок рабочим.

     Внутриотраслевые  факторы предусматривают улучшение  материально-технического снабжения, повышения уровня концентрации производства и укрупнение предприятий, специализацию, совершенствование структуры управления, развитие кооперирования.

     Внутрипроизводственные  факторы предусматривают внедрение  укрупненных сборных конструкций и деталей, экономию материальных ресурсов, увеличение объема выполняемых работ, улучшение использования машин, механизмов и оборудования и др.

     Можно выделить следующие направления, по которым можно наметить резервы  снижения себестоимости: сырье и  материалы; заработная плата; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования; общехозяйственные и общепроизводственные расходы; рост производительности труда.

     Значение  источников и факторов снижения себестоимости  продукции позволяет формировать  планируемый уровень себестоимости.

 

2 Анализ источников и факторов снижения себестоимости продукции в ЧПТУП «Учпромтехно»

2.1 Организационная характеристика предприятия

 

     Частное производственно-торговое унитарное  предприятие «УЧПРОМТЕХНО» учреждено решением собственника имущества № 1 от 16.11.2004 года.

     Предприятие является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (хозяйственном или третейском), открывать расчетный, валютный и иные счета в Учреждениях банков, иметь печати, штампы и иные реквизиты со своим наименованием. Для обозначения своей продукции Общество может разрабатывать и использовать собственный товарный знак в порядке, установленном законодательством, Общество имеет право в установленном законодательством порядке использовать товарные знаки иных лиц.

     Предприятие создается с целью осуществления  хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли.

     Предметом деятельности предприятия являются:

     - обработка металлов и нанесения  покрытия на металлы, основные технологические процессы машиностроения;

     - производство оборудования непрерывного  транспорта;

     - производство мебели;

     - обработка неметаллических отходов  и лома;

     - оптовая торговля и торговля  через агентов, кроме торговли  автомобилями и мотоциклами;

     - прочая торговля в специализированных  магазинах, не включенная в  другие группировки;

     - торговля вне магазинов;

     - деятельность автомобильного грузового  транспорта;

     - финансовый лизинг;

     - исследование и разработка в  области естественных и технических наук;

     - исследование коньюктуры рынка  и выявление общественного мнения;

     - предоставление прочих услуг  потребителям.

     Предприятие осуществляет следующие лицензируемые  виды деятельности:

     - перевозка пассажиров и грузов  автомобильным, внутренним водным и морским транспортом;

     - оптовая торговля (включая алкогольные  напитки и табачные изделия).

     Организационная структура управления приведена  на рис. 2.1

       

     Рисунок 2.1 Организационная структура управления

     На  предприятии действует линейная структура управления. При данной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя - директора, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений. Другими словами, в рамках организационной структуры на предприятии подчиненные зависят только от своего руководителя.

2.2 Анализ себестоимости продукции

 

     При оценке показателей себестоимости  целесообразно на производственную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации (табл.2.1).

Таблица 2.3 Анализ динамики выручки от реализации и себестоимости выпущенной и реализованной продукции, млн.руб., в приложении.

           Из табл. 2.1. видно, что затраты на реализованную в 2008 году ниже, чем выручка от реализации, следовательно, в отчетном периоде по сравнению с 2007 годом рентабельность продаж выросла. Темп роста затрат на реализованную продукцию несколько ниже, чем темп роста себестоимости произведенной продукции. В 2009 году наблюдается обратная тенденция, а именно, затраты на реализованную продукцию выше, чем выручка от реализации, т.е. рентабельность продаж упала, а темп роста затрат на реализованную продукцию выше, чем темп роста себестоимости произведенной продукции.

     На  следующем этапе анализа целесообразно  дать оценку эффективности использования каждого вида ресурсов, непосредственно задействованных в процессе производства и реализации продукции. Итоговым показателем использования ресурсов является реализация продукции, поэтому целесообразно проанализировать изменение затрат в расчете на рубль выручки от реализации (табл. 2.2). Такой анализ позволит оценить не только эффективность использования ресурсов предприятия, но и влияние фактора себестоимости на рентабельность продаж.

Таблица 2.2.– Анализ затрат на производство в расчете на 1 руб. выручки от реализации продукции, руб.

Показатели 2007 2008 2009 Отклонение

2008 от

2007

Отклонение

2009 от

2008

1. Затраты  на производство

 в  расчете на 1 руб.выручки от реализации продукции (за вычетом НДС и других обязательных платежей) В т.ч.

0,844 0,855 0,903 + 0,011 + 0,048
1.1. Материальные  затраты 0,619 0,606 0,589 - 0,013 - 0,017
1.2. Затраты  на оплату труда 0,123 0,132 0,160 + 0,009 + 0,028
1.3. Отчисления  на социальные нужды 0,053 0,054 0,061 + 0,002 + 0,007
1.4. Амортизация  основных 

фондов

0,012 0,017 0,030 + 0,005 + 0,013
1.5. Прочие  затраты 0,037 0,045 0,062 + 0,008 + 0,017

Информация о работе Источники и факторы снижения себестоимости