Источники и факторы снижения себестоимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:07, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики роль и значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций необходимость снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:
-в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия,
-в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;

Работа содержит 1 файл

курсовая Источники и факторы снижения себестоимости продукции на предприятии.doc

— 234.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

   Введение …………………………………………………………………….. 3

    ПРИЛОЖЕНИЯ 31

 

ВВЕДЕНИЕ 

     В условиях рыночной экономики роль и  значение себестоимости продукции для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций  необходимость снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

     -в  увеличении прибыли, остающейся  в распоряжении предприятия,

     -в  появлении возможности не только  в простом, но и расширенном  воспроизводстве;

     -в  появлении большей возможности  для материального стимулирования  работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;

     -в  улучшении финансового состояния  предприятия и снижении степени  риска банкротства;

     -в  возможности снижения продажной  цены на свою продукцию, что  позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и 
увеличить объем продаж;

     -для  акционерных обществ это является  хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их ставки.

     Поэтому снижение себестоимости продукции  и проблемы ресурсосбережения занимают ключевые позиции в экономической политике нашего государства.

     Себестоимость продукции объединяет затраты предприятия  на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. В изменении себестоимости отражаются научно-технические, социально-экономические, организационные и другие факторы производства. В себестоимости продукции находит отражение эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, внедрение новой техники и технологии, повышение качества продукции, совершенствование организации производства, труда и управления.

     Вот поэтому снижение себестоимости  продукции и оптимизация затрат являются одними из основных направлений  совершенствования экономической  деятельности предприятия и всегда находятся в центре внимания.

     Себестоимость как экономическая категория тесно связана со стоимостью. Себестоимость - это часть стоимости. Она выражает в денежной форме стоимость потребленных средств и большую часть стоимости продукта. Себестоимость является одним из ценообразующих факторов: высокая себестоимость не позволяет сформировать конкурентоспособные цены, и наоборот - снижение себестоимости является одним из основных условий высокорентабельного производства даже при неизменном уровне рыночных цен.

     Цель  курсовой работы – определить резервы  снижения себестоимости.

     Достигается поставленная цель решением следующих  конкретных задач:

     -исследуется  понятие и классификация затрат  на производство и реализацию продукции;

     -описываются  источники и факторы снижения  себестоимости продукции;

     -определяется  роль управления затратами в снижении себестоимости продукции;

     - анализируется себестоимость на  примере предприятия; 

     -рекомендуются  мероприятия по снижению себестоимости  продукции на предприятии.

     Объект  работы – ЧПТУП «Учпромтехно». Предмет – себестоимость.

     Курсовая  глава имеет традиционную структуру и содержит введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

 

Глава 1 Себестоимость продукции: понятие, показатели, источники и факторы снижения

1.1 Общее понятие  себестоимости и  ее виды

 

         Выпуск продукции или оказание услуг, предполагает соответствующее ресурсное обеспечение, величина которого оказывает существенное влияние на уровень развития экономики предприятия. Поэтому каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходиться производство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно важен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность предприятия, его экономику [23, c. 70].

     Для того чтобы знать, во что обходиться изготовление продукта, предприятие должно производить его стоимостную оценку по вещественному и количественному составу (средства и предметы труда), а также по составу и количеству затрат труда, требуемых для его изготовления.

     Издержки (себестоимость) – это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной и коммерческой деятельности, связанной с выпуском и реализацией продукции и оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство и реализацию продукта (продукции). В соответствии с определением издержек (себестоимости) производства следует различать себестоимость производства и реализации, выпуска продукции и продаж. Себестоимость выпуска (производства) продукции характеризует в денежном измерении все материальные затраты и затраты на оплату труда, которые в том или ином производстве падают на единицу и на весь объем выпускаемой продукции. В себестоимости как в обобщающем экономическом  показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического  оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.        

 Хозяйственно-производственная  деятельность на любом предприятии  связана с потреблением сырья,  материалов, топлива, энергии, с  выплатой заработной платы, отчислением платежей на социальное и пенсионное страхование работников, начислением амортизации, а также с рядом других необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

     Себестоимость продукции (работ, услуг) является одним из важных обобщающих показателей деятельности фирмы (предприятия), отражающих эффективность использования ресурсов; результаты внедрения новой техники и прогрессивной технологии; совершенствование организации труда, производства и управления [17, c.37].

     Фирмы, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а  фирмы, осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность, - издержки обращения.

     Конкретный  состав затрат, которые могут быть отнесены на издержки производства и обращения, регулируются законодательно практически во всех странах. Это связано с особенностями налоговой системы и необходимостью различать затраты фирмы по источникам их возмещения (включаемые в себестоимость продукции и, следовательно, возмещаемые за счет цен на нее и возмещаемые из прибыли, остающейся в распоряжении фирмы после уплаты налогов и других обязательных платежей).        

Как экономическая  категория себестоимость продукции  выполняет ряд важнейших функций:

     - учёт и контроль всех затрат  на выпуск и реализацию продукции;

     - база для формирования оптовой  цены на продукцию предприятия  и определения прибыли и рентабельности;

     - экономическое обоснование целесообразности  вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;

     - определение оптимальных размеров  предприятия;

     - экономическое обоснование и  принятие любых управленческих  решений и др. [22, c. 71]        

 Но, помимо затрат, прямо или косвенно обусловленных процессом производства, предприятие несет и непосредственные затраты, которые не связаны с выпуском продукции (работ, услуг) и в себестоимость, как правило, не включаются.  

  Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.        

    По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

     -  цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

     -  производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

     -  полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).               

Реальное определение себестоимости на предприятии необходимо для:

     - маркетинговых исследований и  принятия на их основе решений  о начале производства нового изделия (оказания нового вида услуг) с наименьшими затратами;

     - определения степени влияния  отдельных статей затрат на  себестоимость продукции (работ, услуг);

     - ценообразования;

     - правильного определения финансовых  результатов работы, а соответственно и налогообложения прибыли [12, c. 102].

     Корме того, различают плановую и фактическую  себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

     Калькуляция служит основой для определения  средних издержек производства и установления себестоимости продукции. По калькуляционным статьям группируются расходы, однородные по их функциональной роли в воспроизводственном процессе.

     Калькуляция может быть плановой,     нормативной,     отчетной. Калькуляция плановой себестоимости определяет уровень затрат на производство и реализацию единицы   продукции,   который должен быть достигнут в планируемом  периоде  (год,   квартал, месяц). Она строится на основе прогрессивных норм использования оборудования, сырья, материалов, топлива, энергии и затрат труда,   отражающих   внедрение новых   технологий,    улучшение организации производства и труда.

     Плановая  калькуляция служит основой при  определении цен на выпускаемую предприятием продукцию. Нормативная калькуляция также составляется до начала процесса  изготовления   продукции, выполнения работ, оказания услуг. В ее основе лежат текущие, действующие в данный период нормы и нормативы. В отличие от плановой, нормативная калькуляция  не остается   неизменной в течение месяца (квартала, года), а пересматривается по мере внедрения в соответствующем    периоде    организационно-технических      мероприятий. Сопоставление нормативной себестоимости с плановой показывает эффективность организационно-технических   мероприятий, проведенных предприятием для снижения затрат на производство. Отчетная калькуляция составляется по окончании отчетного периода на основании фактических затрат на производство и количества произведенной продукции с целью определения фактической себестоимости и ее сопоставления с предполагаемой (плановой) и выявления экономии или перерасхода.   Используется   как для осуществления контроля за выполнением заданий по снижению  себестоимости  продукции, так   и для  изучения   динамики и структуры производства, изыскания резервов их сокращения.

1.2 Источники и факторы снижения себестоимости продукции

 

     В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение снижения себестоимости продукции на предприятии резко возрастают. С экономических  и социальных позиций значение снижения себестоимости продукции для предприятия заключается в следующем:

     – в увеличении прибыли, остающейся в  распоряжении предприятия, а, следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном производстве;

Информация о работе Источники и факторы снижения себестоимости