Исследования управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование технологии принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.

Задачами работы являются:

рассмотрение понятия и сущности управленческих решений.
описание технологии принятия управленческих решений.
раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия – ООО «Столлин»

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы исследования управленческих решений..5

1.1. Управленческие решения: понятие и сущность………………………..5

1.2. Классификация управленческих решений…………………………….10

1.3. Технология принятия управленческих решений……………………..15

Глава 2. Анализ принятия управленческих решений на примере ( конкретного предприятия) ООО «Столлин»……..……………………………………….19

2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………...19

2.2. Технологии разработки управленческих решений на предприятии ООО «Столлин»…………………………………………………………………….21

2.3. Практическое использование технологии принятия управленческого решения на предприятии ООО «Столлин» ……………………………....22

Заключение……………………………………………………………………26

Список литературных источников………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

курсовая исследование управленческих решений.docx

— 116.91 Кб (Скачать)

     Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала, участвующего в разработке и реализации УР, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами.

     Планируя разработку или реализацию  УР, руководитель одновременно должен  формировать для него технологическую  основу. [4,сс. 37-42]

     Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления.

Управленческое  решение:

формирует управляющее воздействие, связывая таким образом, субъект и объект управления;

становится  результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой  лежат познание и сознательное использование  объективных законов, привлечение  личного опыта;

определяет  круг действий субъекта и объекта  управления для достижения общих  целей данной системы, т.е. ведет  к действию, практическим результатам.[2, сс.14-17]

      Вывод: УР — это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании. Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели.

     УР влияет на экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы компании. Поэтому разработка и реализация УР требуют от руководителей широкого взгляда на состав решения и возможные результаты. 

1.2 Классификация управленческих решений

     Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

     Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т. е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым.

     Для  решения проблемы необходимо  ответить на следующие вопросы:

• для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);

• что делать (какие новые запросы потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком  качественном уровне необходимо удовлетворять  старые потребности);

• как делать (по какой технологии);

• с какими производственными  затратами;

• в каком  количестве;

• в какие  сроки;

• где (место, производственное помещение, персонал);

• кому поставлять и по какой цене;

• что это  даст инвестору и обществу в целом?

     Основными  факторами, оказывающими влияние  на качество управленческого  решения, являются: применение научных  подходов и принципов, методов  моделирования к системе менеджмента,  автоматизация управления, мотивация  качественного решения и др.

     Обычно в принятии любого решения  имеют место (в различной степени)  три момента: интуиция, суждение  и рациональность. При принятии  чисто интуитивного решения люди основываются на собственном ощущении того, что их выбор правилен. Здесь присутствует "шестое чувство", своего рода озарение, посещаемое, как правило, представителей высшего эшелона власти. Менеджеры среднего звена больше полагаются на получаемую информацию и помощь ЭВМ. Несмотря на то, что интуиция обостряется вместе с приобретением опыта, продолжением которого как раз и является высокая должность, менеджер, ориентирующийся только на нее, становится заложником случайности, и с точки зрения статистики шансы его на правильный выбор не очень высоки.

     Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный в отличие от интуитивных решений опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, менеджеры выбирают тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл есть не у всех людей, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. Другая его слабость состоит в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее. [4,сс 55-58]

     УР являются составной частью общего набора решений наряду с техническими и биологическими. Поэтому классификация УР во многом напоминает классификацию обычных решений, приводимую многими авторами. Тем не менее имеются и различия в содержании отдельных групп классификации

     Классификация УР может быть  представлена в следующем виде

(рисунок 1).

 

Рис 1. Классификация управленческих решений.

   Среди  УР, составляющих приведенные группы  классификации, относительно новыми  являются корпоративные, эвристические  и виртуальные.

     Корпоративный  характер разработки и реализации  УР требует от руководителей  соблюдения корпоративных установок,  правил, морали и ценностей компании. Это ограничивает инициативу  руководителей и отклонения от  утвержденной стратегии («шаг  влево или вправо — недопустимы»).

     Эвристические  методы обработки информации  при РУР основаны на интуиции, обобщениях, представлениях, опыте,  ассоциациях. Это вызвано тем,  что информация в экономике,  управлении и других социальных  науках не всегда логична, определенна и не всегда адекватно отражает реальные процессы. Обработать и оценить такую информацию можно посредством беседы, обсуждения, задания наводящих вопросов, активизации мышления на уровне сознания и подсознания.

     Виртуальный  способ фиксации УР связан  с постепенным внедрением электронной  почты, электронной подписи и  печати. Электронная подпись и  печать освобождают руководство  компании от дорогостоящей транспортировки  оригиналов документов на большие  расстояния. По законодательству  РФ документы в электронном  виде имеют юридический статус. [11,сс. 25-26]

     Характер  разработки и реализации управленческих  решений сильно зависит от  личностных характеристик человека. Их можно подразделить на следующие  группы: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные. Уравновешенные решения принимают  люди, внимательно и критично  относящиеся к своим действиям,  выдвигаемым гипотезам и их  проверке. Такие люди обычно до  принятия решения имеют сформулированную  идею.

     Импульсивные решения принимаются управленцами, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить. Решения в данном случае оказываются недостаточно обоснованными и надежными, т.е. принимаются «рывками». Инертные решения – результат осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение. Рискованные решения принимаются без обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах. Обычно такие руководители имеют хорошие тылы в виде постоянно поддерживающих их вышестоящих руководителей или подчиненных.

Они не боятся любых опасностей. Осторожные решения характеризуются тщательностью  оценки руководителем всех вариантов, сверх критичным подходом к делу, большим количеством согласований. [11,с.60.]

      Возможны и другие подходы к классификации решений. Это обусловлено многообразием решений и существенных для конкретного случая факторов. Однако уже приведенный выше перечень классификационных признаков показывает многообразие видов и характеристик решений, обусловленных сложностью объекта; характеризует перечень тех параметров, которые должны содержать условия принимаемого решения; показывает обоснованность включения учебной дисциплины «Управленческие решения» в число обязательных для специалиста в области менеджмента.

     В целом, знание и использование  классификационных признаков управленческих  решений позволяет провести структуризацию  стоящей перед руководителем  задачи. Это позволяет более четко  формулировать и решать задачи  управления и способствует концентрации  усилий и более эффективному  расходованию времени и средств  при разработке решений.

 [2,с.45]

     Вывод: УР классифицируются по  следующим основаниям:

    • по функциональной направленности;
    • по организации;
    • по причинам;
    • по повторяемости выполнения;
    • по широте;
    • по времени действия;
    • по прогнозируемым результатам;
    • по характеру разработки и реализации;
    • по методам переработки информации;
    • по числу критериев;
    • по направлению воздействия;
    • по глубине воздействия;
    • по используемым ресурсам;
    • по способу фиксации;
    • по масштабу.

     Характер разработки и реализации  управленческих решений сильно  зависит от личностных характеристик  человека. Их можно подразделить  на следующие группы: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные.

1.3 Технология принятия управленческих решений

     Подготовке, принятию и реализации решений как  процессу управленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения цели организации.

     В повседневной деятельности предприятий  процесс принятия решения может  быть осуществлен:

     1) по инициативе аналитических служб предприятия;

     2)  согласно решениям, поступающим от вышестоящих руководителей;

     3) на  основе  решений  руководителей  данного  уровня  управления. 
Процесс  принятия  решений   в  технологическом  аспекте  можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. На (рисунке 2) представлен вариант процесса принятия решений, состоящий из восьми этапов. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.

             
 
 

     

       

     

     

       
 
 

 
 
Рис 2. Технология принятия управленческих решений.    

     На  первом этапе осуществляются сбор, обработка и анализ информации. Основная задача этого этапа (решаемая аналитиками) своевременное обнаружение сигналов затруднений в функционировании и предварительное определение причин, оповещение лица, принимающего решения.

     На  втором этапе описывается проблемная ситуация. Определяется проблемный характер ситуации, проявившейся как следствие воздействия системы внешних факторов, неучтенных прогнозом или субъективной деятельностью персонала управления, которую можно скорректировать. Отбирается релевантная информация.

     На  третьем этапе диагностируется выявленная проблема. На основе поступающей информации фиксируются ее симптомы, причины возникновения проблемной ситуации становятся понятными.

     Диагностика, формулировка и обоснование проблемы — сложная теоретическая и практическая задача. Идентификация проблемы является еще и центральной частью процесса. Если допускается ошибка, то содержание остальных этапов может получить неправильную "наполненность". Так, усилия по разрешению проблемы могут быть направлены на устранение "симптомов", а не на саму проблему. Проблема в этом случае остается и проявляется позже.

     Как правило, выявляются группы проблем, и  руководителю следует определить приоритетность их решения. С этой целью проблемы можно исследовать. Для последующего выбора главной проблемы необходимо определить стандарты, критерии оценки возможных решений проблемы. Это могут быть прибыль, дивиденды, расходы, рост производительности, риск, возможное влияние на спрос, имидж организации. Здесь же руководители уясняют ограничения (например, неадекватность средств потребности в закупке ресурсов, новых технологий, низкая квалификация персонала, исповедуемые в организации этические нормы).

Информация о работе Исследования управленческих решений