Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 11:18, курсовая работа
Целью данной работы является исследование технологии принятия управленческих решений, процесса и процедуры их принятия.
Задачами работы являются:
рассмотрение понятия и сущности управленческих решений.
описание технологии принятия управленческих решений.
раскрытие актуальности проблемы на практике на примере конкретного предприятия – ООО «Столлин»
Введение……………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования управленческих решений..5
1.1. Управленческие решения: понятие и сущность………………………..5
1.2. Классификация управленческих решений…………………………….10
1.3. Технология принятия управленческих решений……………………..15
Глава 2. Анализ принятия управленческих решений на примере ( конкретного предприятия) ООО «Столлин»……..……………………………………….19
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………...19
2.2. Технологии разработки управленческих решений на предприятии ООО «Столлин»…………………………………………………………………….21
2.3. Практическое использование технологии принятия управленческого решения на предприятии ООО «Столлин» ……………………………....22
Заключение……………………………………………………………………26
Список литературных источников………………………………………….28
Технологическая сущность УР проявляется в возможности обеспечения персонала, участвующего в разработке и реализации УР, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами.
Планируя разработку или
Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления.
Управленческое решение:
формирует управляющее воздействие, связывая таким образом, субъект и объект управления;
становится результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта;
определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим результатам.[2, сс.14-17]
Вывод: УР — это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании. Оно состоит в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или в изменении существующей цели.
УР
влияет на экономические, организационные,
социальные, правовые и технологические
интересы компании. Поэтому разработка
и реализация УР требуют от руководителей
широкого взгляда на состав решения и
возможные результаты.
1.2 Классификация управленческих решений
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т. е. приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым.
Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:
• для чего делать (реализация идеи, решение проблемы);
• что делать
(какие новые запросы
• как делать (по какой технологии);
• с какими производственными затратами;
• в каком количестве;
• в какие сроки;
• где (место, производственное помещение, персонал);
• кому поставлять и по какой цене;
• что это даст инвестору и обществу в целом?
Основными
факторами, оказывающими
Обычно в принятии любого
Решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, вероятно, потому, что на первый взгляд их логика слабо просматривается. Но все же в их основе лежат знания и осмысленный в отличие от интуитивных решений опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл, с поправкой на сегодняшний день, менеджеры выбирают тот вариант, который принес наибольший успех в аналогичной ситуации в прежнее время. Однако здравый смысл есть не у всех людей, поэтому данный способ принятия решений тоже не очень надежен, хотя подкупает своей быстротой и дешевизной. Другая его слабость состоит в том, что суждение невозможно соотнести с ситуацией, которая прежде не имела места, и поэтому опыта ее решения просто нет. Кроме того, руководитель при таком подходе стремится действовать преимущественно в тех направлениях, которые ему хорошо знакомы, в результате чего рискует упустить хороший результат в другой области, сознательно или бессознательно отказываясь от вторжения в нее. [4,сс 55-58]
УР являются составной частью общего набора решений наряду с техническими и биологическими. Поэтому классификация УР во многом напоминает классификацию обычных решений, приводимую многими авторами. Тем не менее имеются и различия в содержании отдельных групп классификации
Классификация УР может быть представлена в следующем виде
(рисунок 1).
Рис 1. Классификация управленческих решений.
Среди
УР, составляющих приведенные
Корпоративный
характер разработки и
Эвристические
методы обработки информации
при РУР основаны на интуиции,
обобщениях, представлениях, опыте,
ассоциациях. Это вызвано тем,
что информация в экономике,
управлении и других
Виртуальный
способ фиксации УР связан
с постепенным внедрением
Характер
разработки и реализации
Импульсивные решения принимаются управленцами, которые легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить и оценить. Решения в данном случае оказываются недостаточно обоснованными и надежными, т.е. принимаются «рывками». Инертные решения – результат осторожного поиска. В них преобладают контрольные и уточняющие действия над генерированием идей, в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство. Они слабо активизируют персонал на их выполнение. Рискованные решения принимаются без обоснования действий руководителем, который уверен в своих силах. Обычно такие руководители имеют хорошие тылы в виде постоянно поддерживающих их вышестоящих руководителей или подчиненных.
Они не
боятся любых опасностей. Осторожные
решения характеризуются
Возможны и другие подходы к классификации решений. Это обусловлено многообразием решений и существенных для конкретного случая факторов. Однако уже приведенный выше перечень классификационных признаков показывает многообразие видов и характеристик решений, обусловленных сложностью объекта; характеризует перечень тех параметров, которые должны содержать условия принимаемого решения; показывает обоснованность включения учебной дисциплины «Управленческие решения» в число обязательных для специалиста в области менеджмента.
В целом, знание и
[2,с.45]
Вывод: УР классифицируются по следующим основаниям:
Характер разработки и
1.3 Технология принятия управленческих решений
Подготовке, принятию и реализации решений как процессу управленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения цели организации.
В повседневной деятельности предприятий процесс принятия решения может быть осуществлен:
1) по инициативе аналитических служб предприятия;
2) согласно решениям, поступающим от вышестоящих руководителей;
3)
на основе решений руководителей
данного уровня управления.
Процесс принятия решений
в технологическом аспекте можно
представить как последовательность
этапов, операций и процедур, между которыми
существуют прямые и обратные связи. На
(рисунке 2) представлен вариант процесса
принятия решений, состоящий из восьми
этапов. Фактическое количество этапов,
операций и процедур определяется сложностью,
типом решаемой проблемы.
Рис 2. Технология принятия управленческих
решений.
На первом этапе осуществляются сбор, обработка и анализ информации. Основная задача этого этапа (решаемая аналитиками) своевременное обнаружение сигналов затруднений в функционировании и предварительное определение причин, оповещение лица, принимающего решения.
На втором этапе описывается проблемная ситуация. Определяется проблемный характер ситуации, проявившейся как следствие воздействия системы внешних факторов, неучтенных прогнозом или субъективной деятельностью персонала управления, которую можно скорректировать. Отбирается релевантная информация.
На третьем этапе диагностируется выявленная проблема. На основе поступающей информации фиксируются ее симптомы, причины возникновения проблемной ситуации становятся понятными.
Диагностика, формулировка и обоснование проблемы — сложная теоретическая и практическая задача. Идентификация проблемы является еще и центральной частью процесса. Если допускается ошибка, то содержание остальных этапов может получить неправильную "наполненность". Так, усилия по разрешению проблемы могут быть направлены на устранение "симптомов", а не на саму проблему. Проблема в этом случае остается и проявляется позже.
Как правило, выявляются группы проблем, и руководителю следует определить приоритетность их решения. С этой целью проблемы можно исследовать. Для последующего выбора главной проблемы необходимо определить стандарты, критерии оценки возможных решений проблемы. Это могут быть прибыль, дивиденды, расходы, рост производительности, риск, возможное влияние на спрос, имидж организации. Здесь же руководители уясняют ограничения (например, неадекватность средств потребности в закупке ресурсов, новых технологий, низкая квалификация персонала, исповедуемые в организации этические нормы).