Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа
Ориентация экономики на рыночные отношения коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и, прежде всего тех, которые связаны с человеком. Успех работы любого предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием в корне изменяет выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия. Все большее значение начинает приобретать социальная направленность в кадровой работе, которая выражается в учете интересов работника, повышении мотивации труда.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты управления персоналом………………………...5
1.1 Понятие и сущность управления персоналом……………………..5
1.2 Механизм и технология управления персоналом………………..10
1.3 Подходы к управлению персоналом……………………………...21
2. Характеристика и анализ управления персоналом на примере ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»…………………………………….33
2.1 Характеристика ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»…….33
2.2 Анализ системы управления персоналом ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»……………………………………………..36
2.3 Возможные пути решения проблем в области управления персоналом ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»………….41
Заключение …………………………………………………………………..46
Список используемой литературы………………………………………….48
Приложение…………………………………………………………………..50
Отсутствие долгосрочного планирования.
Подбор кадров осуществляется лишь в тот момент, когда возникает острая необходимость заполнения вакансий. При этом допускаются ряд ошибок: запаздывание в обеспечении рабочего процесса необходимыми кадрами, прием персонала не совсем соответствующего требованиям из-за срочной потребности в приеме.
Отсутствие кадрового резерва.
Нехватка работников особенно ощутима во время отпусков и болезни. Это отражается на конечном результате деятельности Управления в этот период времени (происходят сбои в работе, имеющемуся персоналу приходится выполнять сверхурочную работу).
Отсутствие поощрения инициативы работника и материального стимулирования.
Мотивация – это процесс побуждения к деятельности для достижения целей организации. Мотивация труда – это стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности. При отсутствии мотивации персонала заинтересованность в достижении максимального результата минимальна. Поэтому необходимо поощрять инициативу работников и материально заинтересовывать их в работе.
Далее будут рассмотрены предложения по устранению недостатков в системе управления и рекомендации по усовершенствованию системы управления персоналом магазина «Очень нужные товары».
В предыдущем пункте курсовой работы были обозначены недостатки системы управления персоналом, которые, так или иначе, влияют на конечный результат деятельности организации. Для их устранения необходимо принимать следующие меры:
Придерживаться кадровой стратегии, ориентированной на привлечение работников средней и высокой квалификации;
Во избежание ошибок руководству следует параллельно с планированием общих тенденций развития Управления прогнозировать потребность в персонале, заранее заниматься поиском подходящей кандидатуры, которая бы соответствовала всем требованиям должности. Резерв времени позволит более тщательно оценить каждого из претендентов и выбрать наиболее достойного, который сможет принести максимальную пользу.
Сделать возрастные границы более гибкими и в первую очередь принимать во внимание профессиональные качества претендента, а не его возраст.
Следует позаботиться о формировании резерва кадров, т.к. со временем отсутствие людей, могущих заменить какого – либо сотрудника, наносит ощутимый ущерб.
Применять материальное стимулирование труда, которое обеспечивает более высокую производительность работников.
Необходимо применять аттестацию работников – комплексную оценку сильных и слабых сторон персонала, его соответствия требованиям должности. Это бы позволило руководству сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или наказания работника.
Рассмотрим подробнее последнюю рекомендацию. Аттестация включает в себя несколько этапов: подготовку пакета необходимых документов по аттестуемым работникам; проведение аттестации; использование результатов аттестации. Аттестационная оценка несет в себе элемент мотивации и является предпосылкой изменения поведения работника. Уровень профессиональной подготовки и компетентности может быть проверен с помощью специально разработанного теста, включающего в себя как вопросы, отражающие содержание работы сотрудников, так и вопросы, проверяющие общий уровень образования, интеллекта, быстроту реакции, нестандартность мышления. Цель аттестации – выявить сильные и слабые стороны в действиях работника. Слабые стороны можно усилить, а сильные поддержать с помощью рекомендаций аттестационной комиссии. Анкета «Аттестация является главным документом аттестационной комиссии и включает 25 разнообразных вопросов (качеств). Каждый вопрос включает семь сравнительных характеристик по признаку «от отличного к плохому». Из которых необходимо выбрать наиболее подходящую для конкретного сотрудника. Присваивая характеристикам баллы от 7 до 1 и, суммируя их по всем вопросам, можно получить суммарные балльные оценки аттестуемых. В свою очередь, балльные оценки можно сгруппировать по известным качественным оценкам:
отлично 151 – 175 баллов;
хорошо 101 – 150 баллов;
удовлетворительно 51 – 100 баллов;
неудовлетворительно 25 – 50 баллов.
По результатам проведения аттестации комиссия должна вынести решение о соответствии работника его должности и заработной плате. Исходя из качественных оценок, даются рекомендации о передвижении сотрудников:
отлично – достоин повышения;
хорошо – оставит в должности или перевести на равноценную;
удовлетворительно – провести обучение или понизить в должности;
неудовлетворительно – подлежит увольнению.
Директор должен провести личную аттестационную беседу с работником, в рамках которой должны обсуждаться: выполнение работником своих обязанностей, общие итоги его деятельности в период между аттестациями, пути улучшения работы, необходимость повышения квалификации, получения дополнительного образования, планы на будущее. В заключении директор выставляет оценку работнику, которую сопровождает письменными комментариями, заносимыми в оценочный лист.
Аттестация помогла бы выявить сильные стороны работника, возможности его карьерного роста и рассмотреть недостатки в его работе. Внедрение аттестации будет лишь одним из многочисленных изменений, но признание важности и необходимости изменения является первым шагом на пути эффективного управления изменениями.
Приведя в исполнение предъявленные рекомендации можно ожидать роста творческой активности, усиления преданности делу и целям организации, укрепления дисциплины и повышения эффективности использования кадров, что окажет положительное влияние на работу ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз» в целом.
Заключение
В данной курсовой был проведен анализ социальных основ управления персоналом и дана оценка этой проблемы на основе организации ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз».
В современной науке об управлении важная роль отводится именно управлению персоналом. Управления персоналом – это системное планомерное, организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, создание условий для использование трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников. Управлять персоналом значит планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Руководство персоналом осуществляется несколькими методами, которые взаимосвязаны между собой: экономическими, административными, социально – психологическими. Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Главная цель управления в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике данного торгового предприятия и способных обеспечить основные задачи его развития.
Система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации, включает в себя подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем.
Основными подходами к управлению персоналом в организации являются:
Экономический подход, в рамках которого ведущее место занимает техническая (в общем случае инструментальная, т. е. направленная на овладение трудовыми приемами), а не управленческая подготовка людей на предприятии.
Органический подход, в рамках которого последовательно сложились концепция управления персоналом и концепция управления человеческими ресурсами
Гуманистический подход, в рамках которого большое внимание уделяется организационной культуре и ее влиянию на систему управления персоналом.
Ознакомившись с теоретическими аспектами проблемы управления персоналом, мною было рассмотрено управление персоналом на примере конкретной организации ФГУ «Брянскмелиоводхоз». Проведя анализ данной организацией, был выявлен ряд проблем в области управления персоналом: отсутствие долгосрочного планирования кадров, четкой кадровой политики; отсутствие кадрового резерва, передвижения кадров для обеспечения взаимозаменяемости на рабочих местах и др.
Для решения этих проблем был предложен ряд рекомендаций, среди которых можно выделить: придерживаться кадровой стратегии, ориентированной на привлечение работников средней и высокой квалификации, во избежание ошибок руководству следует параллельно с планированием общих тенденций развития управления прогнозировать потребность в персонале, заранее заниматься поиском подходящей кандидатуры, которая бы соответствовала всем требованиям должности. Резерв времени позволит более тщательно оценить каждого из претендентов и выбрать наиболее достойного, который сможет принести максимальную пользу, сделать возрастные границы более гибкими и в первую очередь принимать во внимание профессиональные качества претендента, а не его возраст, следует позаботиться о формировании резерва кадров, т.к. со временем отсутствие людей, могущих заменить какого – либо сотрудника, наносит ощутимый ущерб и другие.
Список используемой литературы
1. Архипова Н. И., Кульба В. В., Косяченко С. А. Организационное управление: учебное пособие. – М.: ПРИОР, 2004 – 448с.
2. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: учебник. – М.: - ЮНИТИ, 2001 – 423с.
3. Бизюкова И. В. Кадры управления: подбор и оценка: учебное пособие – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1998 – 150с.
4. Веснин В. Р. Основы менеджмента – М.: «ГНОМ – пресс», 2004 – 440с.
5. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе – М.: - Юрист, 2004 – 496с.
6. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. – М.: «Гардарика», 2006 – 528с.
7. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. – М.: «Гардарика», 2004 – 296с.
8. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник. – М.: ЮНИТИ, 1997 - 501с.
9. Егоршин А. П. Управление персоналом. – Новгород: НИМБ, 2004 – 607с.
10. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: практикум. – М.: - ИНФРА – М, 2001, – 638с.
11. Коротков Э. М. Концепция менеджмента: учебное пособие. – М.: Дела, 2000 – 304с.
12. Коротков Э. М. Исследование системы управления: учебник. – М.: Дела, 2000 – 285с.
13. Лукашевич В. В. Основы менеджмента: учебник. – М.: - Экономика, 2004 – 238с.
14. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004 – 312с.
15. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: учебное пособие. – М.: - Центр, 2006 – 645с.
16. Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. Менеджмент организации: учебное пособие. – М.: - ИНФРА – М, 2004 – 432с.
17. Русинов Ф. М., Разу М. Л. Менеджмент: учебник. – М.: ФБК – ПРЕСС, 2004 – 504с.
18. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. – Питер, 2000 – 416с.
19. Травин В. В., Дятлов В. А. Менеджмент персонала предприятия: учебник. – М.: - Дело, 2000 – 227с.
20. Ципкин Ю. А. Управление персоналом: учебное пособие. – М.: - ЮНИТИ _ ДАНА, 2001 – 446с.
21. Шекшня С. В. Управление персоналом современной организации: учебник. – М.: - «Бизнес - школа», 2004 – 368с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Рисунок 1 – Организационная структура управления ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»
Приложение 2
Рисунок 2. Схема оценки персонала директором ФГУ «Управлении Брянскмелиоводхоз»
26