Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа
Ориентация экономики на рыночные отношения коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и, прежде всего тех, которые связаны с человеком. Успех работы любого предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием в корне изменяет выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия. Все большее значение начинает приобретать социальная направленность в кадровой работе, которая выражается в учете интересов работника, повышении мотивации труда.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты управления персоналом………………………...5
1.1 Понятие и сущность управления персоналом……………………..5
1.2 Механизм и технология управления персоналом………………..10
1.3 Подходы к управлению персоналом……………………………...21
2. Характеристика и анализ управления персоналом на примере ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»…………………………………….33
2.1 Характеристика ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»…….33
2.2 Анализ системы управления персоналом ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»……………………………………………..36
2.3 Возможные пути решения проблем в области управления персоналом ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»………….41
Заключение …………………………………………………………………..46
Список используемой литературы………………………………………….48
Приложение…………………………………………………………………..50
Аналогия с мозгом в отличие от аналогии с механизмом позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Если воспользоваться метафорой голограммы, в любой части которой содержится изображение в целом, то легко заметить, что различные части мозга специализируются на разных видах активности, но контроль над конкретным поведением не локализован. Главный секрет мозга - не дифференциация и узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый момент создаваемые в избыточном количестве. Отсюда можно сформулировать следующие принципы голографического структурирования организации:
Храните целое организации в каждой ее части (в подразделении и вплоть до каждого работника).
Создавайте множественные связи между частями организации (причем избыточные).
Развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все).
Создавайте условия для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.
Привлекательность рассматриваемого подхода усиливалась еще и тем, что стало очевидным, что принятие управленческих решений никогда не может быть полностью рациональным, поскольку в реальности работники управленческого аппарата:
а) действуют на основе неполной информации;
б) способны исследовать только ограниченный набор вариантов каждого решения;
в) неспособны точно оценить результаты.
В конечном итоге организационный подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах:
Необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация.
Организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных - внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа - определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания.
Между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.
Краткое описание органического подхода представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода
Условия эффективности | Особые затруднения |
Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой | Неучет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований |
Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей | Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор |
Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений | Предположение о “функциональ-ном единстве”, когда все органы работают на благо организма в целом |
Выделение различных подсистем организации | Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию |
Учет естественных возможностей в процессе инновации | Опасность впасть в социальный дарвинизм |
Повышенное внимание к “экологии” внутри- и межорганизационных взаимодействий | Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса |
Преодоление противоречий, характерных для организационного подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.
1. Признавая ошибки, допускаемые при действии в сложной среде, неизбежными, необходимо поощрять у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность.
2. Существенно поощрять такие способы анализа, которые признают возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.
3. Важно избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.
4. Необходимо подбирать людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.
Гуманистический подход
Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура - целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.
При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.
Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются паттерналистские отношения.
Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.
С точки зрения данного параметра важно, насколько работники предприятия интегрированы в существующую систему ценностей (в какой степени они безоговорочно принимают ее как “свою собственную”) и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно, живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы (таблица 4).
Таблица 4 – Соотношение нормативного и ценностного аспектов организационной культуры
Характеристика системы ценностей (степень их выраженности) | Характеристика нормативной системы предприятия | ||
Адаптивность | Консерватизм | Нормы одни для всех | Много норм для различных групп или слоев |
Сильная | Сильный | Политический конфликт | Сильная и адаптивная организационная культура |
Умеренная | Умеренный |
Организационная культура, пригодная для одной стратегии | Стратегический конфликт |
Слабая | Слабый | Организация на грани распада | Организация существует как набор автономных групп |
Сильная | Слабый | Организационный конфликт | Адаптивная организационная культура |
Слабая | Сильный |
Сильная организационная культура | Конфликт “вакуума власти” |
Позитивная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности состоит в следующем:
1. Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.
2. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д. Если раньше многие менеджеры рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.
3. Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.
4. В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей [10;216].
Подходы к управлению персоналом развивались и эволюционировали вместе с наукой об управлении в общем. И если на ранних стадиях ее развития персонал организации рассматривали как механизм, представлявший собой набором механистических отношений и личности конкретного работника не уделялось почти никакого внимания, то с течением времени все большая роль отводится именно личности работника, в процессе управления персоналом акцент смещается именно на человека.
На современном этапе развития экономики и общества в целом на первый план выходит человек, а следовательно одной из важнейших задач любой организации является управление персоналом. Управления персоналом – это системное планомерное, организованное воздействие с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, создание условий для использование трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников. Управлять персоналом значит планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Руководство персоналом осуществляется несколькими методами, которые взаимосвязаны между собой: экономическими, административными, социально – психологическими. Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Главная цель управления в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике данного торгового предприятия и способных обеспечить основные задачи его развития.
Система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации, включает в себя подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем.
Так же в первой части были описаны подходы к управлению персоналом. Были выделены следующие подходы к управлению персоналом организации:
Экономический подход
Органический подход
Гуманистический подход.
Рассмотрев теоретические аспекты проблемы управления персоналом, перейдем к рассмотрению этой проблемы на примере конкретной организации, а именно ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз».
2 Характеристика и анализ управления персоналом на примере ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»
2.1 Характеристика ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»
Исследование проблем управления персоналом в организации ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз» следует начать с подробной характеристики предприятия на базе которого проводилось данное исследование. Для более глубокого понимания существующей проблемы необходимо ознакомиться с организационной структурой и хозяйственной деятельностью этого предприятия.
Федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по брянской области» (ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз») было создано в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 20 февраля 1997 г. № 210 «О специально уполномоченном государственном органе в области мелиорации земель в Брянской области». Позже оно было переименовано приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27 февраля 2002 г. № 171 «О федеральном государственном учреждении «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области» в федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области», и было зарегистрировано в этом качестве Администрацией города Брянска 30 мая 2002 г.
Основателем Учреждения является Министерство сельского хозяйства РФ. Оно так же является главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении Учреждения и осуществляет координацию его деятельности.
данная организация по форме собственности является учреждением, т.е. эта организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение является некоммерческой организацией и не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Имущество учреждения находится в федеральной собственности, и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.