Исследование социальных основ управления персоналом, анализ и оценка их эффективности

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Ориентация экономики на рыночные отношения коренным образом меняет подходы к решению многих экономических проблем и, прежде всего тех, которые связаны с человеком. Успех работы любого предприятия (организации, фирмы) обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием в корне изменяет выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия. Все большее значение начинает приобретать социальная направленность в кадровой работе, которая выражается в учете интересов работника, повышении мотивации труда.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты управления персоналом………………………...5
1.1 Понятие и сущность управления персоналом……………………..5
1.2 Механизм и технология управления персоналом………………..10
1.3 Подходы к управлению персоналом……………………………...21
2. Характеристика и анализ управления персоналом на примере ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»…………………………………….33
2.1 Характеристика ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»…….33
2.2 Анализ системы управления персоналом ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»……………………………………………..36
2.3 Возможные пути решения проблем в области управления персоналом ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»………….41
Заключение …………………………………………………………………..46
Список используемой литературы………………………………………….48
Приложение…………………………………………………………………..50

Работа содержит 1 файл

курсовик социолог. упр.1.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

 

Аналогия с мозгом в отличие от аналогии с механизмом позволила совершенно иначе представить как организационную реальность в целом, так и управление персоналом в частности. Если воспользоваться метафорой голограммы, в любой части которой содержится изображение в целом, то легко заметить, что различные части мозга специализируются на разных видах активности, но контроль над конкретным поведением не локализован. Главный секрет мозга - не дифференциация и узкая специализация, а системность и комплексность, для которых важны связи, в каждый момент создаваемые в избыточном количестве. Отсюда можно сформулировать следующие принципы голографического структурирования организации:

 Храните целое организации в каждой ее части (в подразделении и вплоть до каждого работника).

 Создавайте множественные связи между частями организации (причем избыточные).

 Развивайте одновременно и специализацию персонала, и его универсализацию (не забывая о том, насколько все должны знать и уметь делать все).

 Создавайте условия для самоорганизации каждого работника и коллектива в целом.

Привлекательность рассматриваемого подхода усиливалась еще и тем, что стало очевидным, что принятие управленческих решений никогда не может быть полностью рациональным, поскольку в реальности работники управленческого аппарата:

а) действуют на основе неполной информации;

б) способны исследовать только ограниченный набор вариантов каждого решения;

в) неспособны точно оценить результаты.

В конечном итоге организационный подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем за поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах:

 Необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация.

 Организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных - внутри- и межорганизационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа - определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания.

 Между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.

Краткое описание органического подхода представлено в таблице 3.

 

Таблица 3 – Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода

Условия эффективности

Особые затруднения

Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой

Неучет социальности организации как продукта взглядов, идей, норм и верований

Улучшение управления за счет внимания к дифференцированным потребностям людей

Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор

Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегии, структуры и других измерений

Предположение о “функциональ-ном единстве”, когда все органы работают на благо организма в целом

Выделение различных подсистем организации

Предположение о том, что работники должны удовлетворять все свои потребности через организацию

Учет естественных возможностей в процессе инновации

Опасность впасть в социальный дарвинизм

Повышенное внимание к “экологии” внутри- и межорганизационных взаимодействий

Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса

 

Преодоление противоречий, характерных для организационного подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.

1. Признавая ошибки, допускаемые при действии в сложной среде, неизбежными, необходимо поощрять у сотрудников такие качества, как открытость и рефлексивность.

2. Существенно поощрять такие способы анализа, которые признают возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.

3. Важно избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.

4. Необходимо подбирать людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.

Гуманистический подход

Развивающаяся в последнее время гуманистическая парадигма исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура - целостное представление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов.

При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.

Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются паттерналистские отношения.

Гуманистический подход фокусируется на собственно человеческой стороне организации, о которой мало говорят другие подходы.

С точки зрения данного параметра важно, насколько работники предприятия интегрированы в существующую систему ценностей (в какой степени они безоговорочно принимают ее как “свою собственную”) и насколько они чувствительны, гибки и готовы к изменениям в ценностной сфере в связи с переменами в условиях жизни и деятельности. Также важно, живет ли предприятие в целом по одним и тем же правилам и принципам принятия решения или же на предприятии разные группы живут по разным правилам и исповедуют разные принципы (таблица 4).

 

Таблица 4 – Соотношение нормативного и ценностного аспектов организационной культуры

Характеристика системы ценностей (степень их выраженности)

Характеристика нормативной системы предприятия

Адаптивность

Консерватизм

Нормы одни для всех

Много норм для различных групп или слоев

Сильная

Сильный

Политический конфликт

Сильная и адаптивная организационная культура

Умеренная

Умеренный

 

Организационная культура, пригодная для одной стратегии

Стратегический конфликт

Слабая

Слабый

Организация на грани распада

Организация существует как набор автономных групп

Сильная

Слабый

Организационный конфликт

Адаптивная организационная культура

Слабая

Сильный

 

Сильная организационная культура

Конфликт “вакуума власти”

Позитивная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности состоит в следующем:

1. Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать таким образом проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.

2. Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д. Если раньше многие менеджеры рассматривали себя прежде всего как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.

3. Гуманистический подход позволяет также реинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.

4. В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей [10;216].

Подходы к управлению персоналом развивались и эволюционировали вместе с наукой об управлении в общем. И если на ранних стадиях ее развития персонал организации рассматривали как механизм, представлявший собой набором механистических отношений и личности конкретного работника не уделялось почти никакого внимания, то с течением времени все большая роль отводится именно личности работника, в процессе управления персоналом акцент смещается именно на человека.

На современном этапе развития экономики и общества в целом на первый план выходит человек, а следовательно одной из важнейших задач любой организации является управление персоналом. Управления персоналом – это системное планомерное, организованное воздействие  с помощью взаимосвязанных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирования, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, создание условий для использование трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников. Управлять персоналом значит планировать, организовывать, осуществлять мотивацию и контроль за формированием, распределением, перераспределением и использованием кадров. Руководство персоналом осуществляется несколькими методами, которые взаимосвязаны между собой: экономическими, административными, социально – психологическими. Механизм управления представляет собой систему органов управления, средств и методов, направленных на удовлетворение потребности предприятия в рабочей силе требуемого количества, качества и к определенному времени. Главная цель управления в формировании численности и состава работников, отвечающих специфике данного торгового предприятия и способных обеспечить основные задачи его развития.

Система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации,  включает в себя подсистему общего и линейного руководства и ряд функциональных подсистем.

Так же в первой части были описаны подходы к управлению персоналом. Были выделены следующие подходы к управлению персоналом организации:

        Экономический подход

        Органический подход

        Гуманистический подход.

Рассмотрев теоретические аспекты проблемы управления персоналом, перейдем к рассмотрению этой проблемы на примере конкретной организации, а именно ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз».

 

 


2 Характеристика и анализ управления персоналом на примере ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»

 

2.1 Характеристика ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз»

Исследование проблем управления персоналом в организации ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз» следует начать с подробной характеристики предприятия на базе которого проводилось данное исследование. Для более глубокого понимания существующей проблемы необходимо ознакомиться с  организационной структурой и хозяйственной деятельностью этого предприятия.

Федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по брянской области» (ФГУ «Управление «Брянскмелиоводхоз») было создано в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 20 февраля 1997 г. № 210 «О специально уполномоченном государственном органе в области мелиорации земель в Брянской области». Позже оно было переименовано приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27 февраля 2002 г. № 171 «О федеральном государственном учреждении «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области» в федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Брянской области», и было зарегистрировано в этом качестве Администрацией города Брянска 30 мая 2002 г. 

Основателем Учреждения является Министерство сельского хозяйства РФ. Оно так же является главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении Учреждения и осуществляет координацию его деятельности.

данная организация по форме собственности является учреждением, т.е. эта организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение является некоммерческой организацией и не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Имущество учреждения находится в федеральной собственности, и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления.

Информация о работе Исследование социальных основ управления персоналом, анализ и оценка их эффективности