Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:19, контрольная работа
Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Основные цели, задачи и концепции диагностики систем управления……….5
Методы исследования, происходящие в системе управления………………..10
Диагностика как элемент стратегического и оперативного управления организацией………………………………………………………………………..13
Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации…………...21
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...29
Характеристики
Таблица 2 - Определение уровней качества системы управления
Контур управления |
Качество управления | ||
Низкое |
Среднее |
Высокое | |
Стратегическое управление |
Стратегический анализ | ||
Практически не проводится, руководство полагается на интуицию и результаты прошлых периодов |
Проводится формально и |
Стратегический анализ проводится регулярно, применяются различные методы и модели с использованием программных систем | |
Миссия компании | |||
Миссия не объявлена или формально объявлена, как правило, на стратегической сессии в результате «мозгового штурма». Не в полной мере отражает действительность |
Миссия определена и объявлена, из нее вытекают цели компании, однако непосредственно с корпоративной стратегией не связана, не воздействует на оперативную деятельность компании, регулярно не обновляется |
Миссия четко сформирована и взаимообусловлена целями и корпоративной стратегией, определяет оперативную деятельность компании и регулярно | |
Главная стратегическая цель | |||
Главная стратегическая цель компании определена на уровне бизнес–идеи, корректируется по потребностям текущей деятельности или объявлена декларативно |
Главная стратегическая цель компании вытекает из миссии и определена как цель внутрихозяйственной и финансовой деятельности (например, максимизация экономической прибыли), или как цель операционного менеджмента (например, максимизация объема продаж продукции) |
Главная стратегическая цель компании взаимоувязана с миссией и отражает максимизацию благосостояния собственников |
продолжение таблицы 2:
Оперативное управление |
Организационная структура компании | ||
Производственные и |
Формализация структур управления бизнесом |
Оптимизация бизнес-процессов | |
Финансовая система компании | |||
Объявлена декларативно |
Финансовая система построена по центрам финансового учета и отчетности в соответствии с иерархией подразделений компании |
Финансовая система построена по центрам финансового учета и отчетности по всем видам деятельности (например, по проектам, продуктам и услугам и др.) | |
Планирование оперативной деятельности | |||
Оперативное планирование деятельности
«от текущих результатов |
Построена жесткая система бюджетирования с применением простейших программных систем. Консолидация финансовой информации по предприятиям компании производится путем сведения незавершенных балансов и интуитивного распределения финансовых инвестиций. |
Построена гибкая система бюджетирования
с применением программных | |
Контроль и регулирование | |||
Руководитель единолично осуществляет контроль деятельности управленческого аппарата и производства. Бухгалтерский учет ведется в основном в интересах налогового учета. Управленческий учет примитивен – на уровне проверки факта наличия ликвидных средств |
Контроль и регулирование |
Единая система |
На сегодняшний день нет однозначного определения ни стратегического, ни оперативного управления производством. Определяя данные процессы, исследователи пытаются выделить те или иные аспекты и особенности, отличающие один вид управления от другого и, как правило, большинство известных определений тем или иным образом противопоставляют один вид управления другому [5, c. 101]. По нашему мнению, неверно рассматривать стратегическое и оперативное управление производством как два разных полюса. Поэтому для уточнения понятий и сути оперативного и стратегического управления производством нами рассмотрены многокритериальные модели сравнения данных процессов (табл. 3, 4), в которых подчеркнуты лишь их отличительные особенности.
Таблица 3 - Сравнение оперативного и стратегического управления
Характеристика |
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
Миссия, предназначение |
Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации |
Выживание предприятия в долгосрочной
перспективе посредством |
Объект концентрации внимания менеджмента |
Взгляд внутрь предприятия, поиск путей более эффективного использования ресурсов |
Взгляд вовне предприятия, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в среде функционирования предприятия |
Учет фактора времени |
Ориентация на краткосрочную перспективу |
Ориентация на долгосрочную перспективу |
Основы построения системы управления |
Функции и организационные структуры, процедуры, техника, технология управления производством |
Персонал предприятия, системы информационного обеспечения, рынок, методы и подходы стратегического управления производством |
Подходы к управлению персоналом |
Взгляд на работников как на ресурс предприятия, как на исполнителей отдельных работ и функций |
Взгляд на работников как на стратегический ресурс предприятия, его главную ценность и источник его благополучия |
Критерий эффективности |
Ритмичность, равномерность, и рациональность
использования |
Своевременность и точность реакции предприятия на новые запросы рынка и адекватность на изменения в среде функционирования с ориентацией на прибыль |
Таблица 4 - Различия стратегического и оперативного управления
Параметры системы |
Стратегическое управление |
Оперативное управление |
Конечный результат |
- Достижение генеральной цели развития предприятия - Потенциал предприятия, система стратегий - Рациональная структура и гибкость предприятия - Эффективность системы управления |
- Выпуск продукции в |
Факторы успеха |
Стратегия и гибкость: успех = изобретательность + предвиденье потребностей |
Производство и маркетинг: успех = эффективное производство + активная конкуренция |
Тип управляющего |
Предприниматель - лидер |
Менеджер по производству |
Тип планирования |
Стратегическое планирование, сценарное, комплексное, целевое планирование |
Оперативно-производственное планирование |
Структура системы управления |
Динамичная (матричная) |
Статичная(линейно- |
Власть в управлении |
Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР, развитии производства, стратегическом планировании |
Сосредоточена в производстве и маркетинге |
Из таблиц видно, что оперативное и стратегическое управление не противостоят друг другу, а являются взаимодополняющими элементами процесса управления. И более того, оперативное управление выступает как закономерный этап воплощения стратегического.
Планирование относится к числу наиболее интенсивно исследуемых проблемных областей в теории экономики производства. Оно занимает важнейшее место и в практической деятельности предприятия. Вместе с тем тщательный анализ внутрифирменного планирования свидетельствует о наличии в этой области ряда недостатков, наиболее важные из которых заключаются в следующем.
Каждая компания должна уметь объективно оценивать качество стратегического и оперативного управления. Для обеспечения жизнеспособности любая компания должна как можно быстрее достичь как минимум среднего качества и стратегического и оперативного управления. Даже высокое качество оперативного или стратегического управления при низком качестве другой составляющей не позволяет компании успешно функционировать.
Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации вызвана насущной необходимостью: организация не может позволить себе вести дела, не имея представления о соотношении доходов и расходов, не зная факторов, позволяющих добиваться превышения доходов над расходами.
Основные цели диагностики финансово-хозяйственного состояния организации:
Исходя из этого можно сказать, что главной целью анализа финансово-хозяйственного состояния организации является подготовка информации для принятия управленческих решений на всех ступенях иерархической лестницы [2, c. 83].
Основные задачи, решаемые
при проведении диагностики финансово-
Это далеко не полный перечень задач, решаемых при проведении диагностики организации, он может быть дополнен в зависимости от целей исследования.
Источники информации для
диагностики финансово-
Учетные источники информации:
Бухгалтерский учет и отчетность наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции для контроля за выполнением установленных бизнес-планов. Анализ данных бухгалтерского учета позволяет скорректировать деятельность предприятия для улучшения выполнения месячных, квартальных и годовых планов.
Положительным при использовании данных бухгалтерского учета и отчетности является тот момент, что анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия может проводить независимый специалист (что важно для небольших фирм, не способных содержать собственную аналитическую группу). При отсутствии на предприятии статистических оперативных данных у руководителя всегда есть возможность получить аналитические показатели по данным бухгалтерского учета, так как ведение бухгалтерского учета и отчетности является обязательным для всех юридических лиц.
Статистический учет и отчетность, отслеживающие определенные экономические закономерности, служат важным источником анализа. На основе статистических данных аналитик может проследить динамику поведения затрат, аналитических показателей и т. д.
Управленческий учет и отчетность используются как на отдельных участках хозяйственной деятельности, так и в целом на предприятии. Они обеспечивают более быстрое по сравнению со статистической и бухгалтерской отчетностью получение необходимой информации для анализа.
Внеучетные источники информации: