Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:19, контрольная работа

Описание работы

Исследование систем управления - это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Основные цели, задачи и концепции диагностики систем управления……….5
Методы исследования, происходящие в системе управления………………..10
Диагностика как элемент стратегического и оперативного управления организацией………………………………………………………………………..13
Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации…………...21
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………...29

Работа содержит 1 файл

к.р. исследование систем управления.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

 

  1. Методы исследования, происходящие в системе управления

 

Эффективность исследования процессов, происходящих в системе управления, во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования [6, c. 54].

Всю совокупность методов  исследования можно разбить на три  большие группы: методы, основанные на использовании знаний и интуиции специалистов; методы формализованного представления систем управления (методы формального моделирования исследуемых процессов) и комплексированные методы.

Первая группа - методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации включают: метод "Мозговой атаки", метод типа "сценариев", метод экспертных оценок (включая SWOT-анализ), метод типа "Дельфи", методы типа "дерева целей", "деловой игры", Морфологические методы и ряд других методов.

Вторая группа - методы формализованного представления систем управления, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить следующие классы:

▪ аналитические (включают методы классической математики - интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);

▪ статистические (включают теоретические разделы математики - математическую статистику, теорию вероятностей - и направления прикладной математики, использующие стохастические представления - теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);

▪ теоретика  множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);

▪ графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т.п.).

Наибольшее распространение  в экономике в настоящее время  получили математическое программирование и статистические методы. Правда, для представления статистических данных, для экстраполяции тенденций тех или иных экономических процессов всегда использовались графические представления (графики, диаграммы и т.п.) и элементы теории функций (например, теория производственных функций).

Однако целенаправленное применение математики для постановки и анализа задач управления, принятия экономических решений разного  рода (распределения работ и ресурсов, загрузки оборудования, организации  перевозок и т.п.) началось с внедрения в экономику методов линейного и других видов математического программирования.

Привлекательность этих методов для решения формализованных  задач, какими обычно являются названные  выше и другие экономические задачи на начальном этапе их постановки, объясняется рядом особенностей, отличающих методы математического программирования от методов классической математики.

При стремлении более  адекватно отобразить проблемную ситуацию в ряде случаев целесообразно  применять статистические методы, с помощью которых на основе выборочного исследования получают статистические закономерности и распространяют их на поведение системы в целом. Такой подход полезен при отображении таких ситуаций, как организация ремонта оборудования, определение степени его износа, настройка и испытание сложных приборов и устройств и т.д. Все более широкое применение находит статистическое имитационное моделирование экономических процессов и ситуаций принятия решений.

В последнее время  с развитием средств автоматизации возросло внимание к методам дискретной математики: знание математической логики, математической лингвистики, теории множеств помогает ускорить разработку алгоритмов, языков автоматизации проектирования сложных технических устройств и комплексов, языков моделирования ситуаций принятия решений в организационных системах.

В настоящее время  в экономике и организации  производства применяются практически  все группы методов формализованного представления систем. Для удобства их выбора в реальных условиях на базе математических направлений развиваются прикладные методы и предлагаются их классификации.

К третьей группе относятся комплексированные методы: комбинаторика, ситуационное моделирование, топология, графосемиотика и др. Они сформировались путем интеграции экспертных и формализованных методов.

Несколько в стороне  стоят методы исследования информационных потоков.

Специалист по системному анализу должен понимать, что любая  классификация условна. Она лишь средство, помогающее ориентироваться  в огромном числе разнообразных методов и моделей. Поэтому разрабатывать классификацию нужно обязательно, но делать это следует с учетом конкретных условий, особенностей моделируемых систем (процессов принятия решений) и предпочтений, которым можно предложить выбрать классификацию.

 

 

 

 

 

    1. Диагностика как элемент стратегического и оперативного управления организацией

 

Современный менеджмент разделяет цели организации на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому диагностика позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, можно выделить два вида диагностики: стратегическую диагностику и оперативную диагностику.

Стратегическое управление представляет собой процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, что позволяет организации добиваться поставленных долгосрочных целей и задач.

Деятельность по стратегическому  управлению направлена на достижение стратегической позиции, которая должна обеспечить длительную жизнеспособность организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель, занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести стратегические изменения в организации; создать организационную архитектонику, способствующую стратегическим изменениям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегические изменения в жизнь [3, c. 91].

Стратегическая диагностика  несет ответственность за обоснованность стратегических планов и ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду системы.

Цели стратегической диагностики:

  • обеспечение выживаемости системы;
  • проведение антикризисной политики;
  • поддержание потенциала успеха.

Главные задачи стратегической диагностики:

  • участие в установлении количественных и качественных целей системы;
  • ответственность за стратегическое планирование;
  • разработка альтернативных стратегий;
  • определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
  • определение узких и поиск слабых мест;
  • определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
  • сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений;
  • анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций).

Основные направления  стратегической диагностики:

Анализ внешней среды:

  • анализ рынка капитала;
  • анализ рынка сырья и материалов;
  • анализ возможностей конкурентов;
  • анализ экономико-политической сферы;
  • анализ рынка технологий;
  • анализ рынка труда;
  • изучение экологических проблем;
  • изучение социально-политической сферы.

Анализ внутренней среды:

  • анализ маркетинга;
  • анализ людских ресурсов;
  • анализ технических и технологических ресурсов;
  • анализ проведения НИОКР;
  • анализ выпускаемой продукции;
  • анализ существующей организационной структуры;
  • анализ финансового состояния организации;
  • оценка территориального расположения.

Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, рассмотренные ранее [4, c. 23].

Прежде чем осуществлять контроль за достижением какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.

В отличие от стратегического  оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции организации с целью достижения ее целей. В коммерческой организации руководитель, занимающийся оперативными вопросами, должен превратить ранее созданный потенциал фирмы в реальную прибыль. Его задачи включают определение общих оперативных задач, мотивацию, координацию и контроль как руководителей, так и исполнителей в рамках организации.

Оперативная диагностика  несет ответственность за достижение краткосрочных целей и ориентирована  на экономическую эффективность и рентабельность деятельности системы.

Цель оперативной диагностики  — обеспечение прибыльности и  ликвидности предприятия [8, c. 62].

Главные задачи оперативной  диагностики:

  • руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  • определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
  • определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  • сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  • анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов.

Основные подконтрольные показатели оперативной диагностики:

    • рентабельность капитала;
    • производительность;
    • степень ликвидности.

Систему оперативной  диагностики используют для поддержания  оперативных решений по недопущению  кризисного состояния.

Диагностика не тождественна контролю: контроль занимается фиксированием  и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности системы, а диагностика нацелена на перспективу, опережающий контроль, а также оперативное отслеживание текущих событий.

Как стратегическое, так  и оперативное управление для  нормального функционирования предполагает создание и поддержание определенной организационной архитектоники подбора и воспитания кадров. Однако эти элементы различны для двух типов управления. Стратегическая архитектоника нацелена на изменения, является гибкой и не имеет жестких структур. Оперативная архитектоника устойчива к изменениям, нацелена на эффективность. Если руководитель, осуществляющий стратегическое управление, стремится к изменениям деятельности, склонен идти на риск, имеет навыки управления освоением новых направлений, то руководитель, осуществляющий оперативное управление, выступает против изменений, не склонен к риску, компетентен в анализе, координации и контроле сложной деятельности.

Таким образом, система  управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих  вида управленческой деятельности - стратегическое управление, связанное с развитием будущего потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе приростного поведения. В последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном использовании обоих типов поведения, для чего им необходимо создать такую структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и предпринимательский, и приростный стили организационного поведения и на этой основе совершенствовать систему управления организацией.

Информация о работе Исследование систем управления