Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:35, реферат
Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Из среды менеджеров выходят видные политические деятели. Менеджер – одна из самых высокооплачиваемых категорий работников, своим трудом заслуживающая гонорары, порой превышающие оплату высших правительственных чиновников, включая президентов и премьер-министров. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Современные подходы в управлении……………………………………………5
Исторические предпосылки возникновения менеджмента……….…..5
Процессный подход к управлению…………………………..…………7
Системный подход………………………………………………………11
Ситуационный подход…………………………………………..………17
Исследование управленческой концепции МАП «МАПУЗ»………………..23
Организационно-экономическая характеристика предприятия………23
Особенности и специфика управления МАП «МАПУЗ»………………28
Заключение……………………………………………...…………………………….34
Список использованной литературы………………………………………………...35
Приложение 1 Структурная схема МАП «МАПУЗ»……………………………….36
2. Исследование управленческой концепции МАП «МАПУЗ»
2.1.Организационно-
Муниципальное автотранспортное предприятие «МАПУЗ» (МАП «МАПУЗ») образовано в 1978 году, т.е функционирует на протяжении 29 лет. В соответствии с Гражданским кодексом РФ МАП «МАПУЗ» является юридическим лицом. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности г.Тольятти и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Основной целью предприятия является оказание транспортных услуг медицинским учреждениям города и получение прибыли. Специфической особенностью исследуемого предприятия является то что, оказывая транспортные услуги медицинским учреждениям, предприятие выполняет важную социальную функцию в нашем городе. Она заключается в транспортировке больных, перевозке и доставке к больному бригады врачей при оказании скорой медицинской помощи населению города, в хозяйственном обслуживании больниц, поликлиник и других медицинских учреждений города.
Предприятие строит свои отношения с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности на основе договоров. В своей деятельности учитывает интересы потребителей, их требования к качеству оказываемых предприятием автотранспортных услуг.
Для
выполнения основных целей предприятие
самостоятельно планирует и осуществляет
хозяйственную деятельность, исходя
из реального спроса и в пределах
направлений деятельности. Основанием
для составления плана
Высшим
должностным лицом предприятия
является директор. Он осуществляет текущее
руководство деятельностью
Организационная структура управления МАП «МАПУЗ» включает:
1.
Техническую, эксплуатационную
Техническую службу на предприятии представляют авторемонтные мастерские, производственно-технический отдел, МТС, ОТК, Они организуют работу по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии и осуществляет материально-техническое обеспечение предприятия. Для этого на предприятии имеется производственная база. Функции технической службы: организация технической подготовки подвижного состава; оперативное планирование и проведение ТО и ТР подвижного состава, автошин; организация указанных работ и контроль; проведение технического учета и отчетности по подвижному составу и шинам; организация материально-технического обеспечения; хранение, выдача и учет топлива, запасных частей; изучение и распространение передового опыта; разработка и реализация организационно-технических мероприятий.
Эксплуатационная служба представлена отделом эксплуатации. В его функции входит: организация процесса оказания автотранспортных услуг. Задача этого отдела является своевременное выполнение транспортных услуг и эффективное использование автотранспорта. В рамках этой работы решаются вопросы анализа предоставления автотранспортных услуг, разработка мероприятий по привлечению новых заказчиков, заключение договоров на выполнение услуг. Отдел эксплуатации принимает заявки, составляет оперативные планы перевозок, разрабатывает график движения, выпуска и возврата автомобилей, разрабатывает мероприятия по улучшению использования подвижного состава, выписывает и принимает от водителей путевые листы, осуществляет контроль по выпуску автомобилей на линию, ведет ежедневный учет выполнения работы по каждому автомобилю и в целом по АТП, осуществляет подбор и расстановку водителей, организует правильное хранение и эксплуатацию автомобилей.
Вспомогательная служба на предприятии осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт оборудования, зданий и сооружений на территории АТП. Ею руководит главный механик.
2.
Экономическая служба на
Бухгалтерия организует финансовую работу на предприятии, проводит учет наличия средств, контролирует их сохранность и расходование, организует расчеты с клиентурой, поставщиками, финансово-кредитными организациями.
3.
Работой кадровой службы
В договорах аренды заказчик определяет количество необходимых ему для работы автомобилей, время их ежедневной работы и среднечасовой пробег. Отдел эксплуатации предприятия на основании заключенных договоров составляет производственную программу эксплуатации подвижного состава предприятия, т.е. определяет количество автомобиле-часов (машино-часов) работы автомобилей и их годовой пробег в километрах (км). На основании нее планово-экономический отдел разрабатывает план эксплуатации подвижного состава. План эксплуатации подвижного состава является отправной точкой в планирование себестоимости автоуслуг на предприятии. На его основании предприятие определяет объем предполагаемых доходов и расходов.
Таблица 2.1
Выполнение производственных показателей МАП «МАПУЗ» за 2008-2010 годы (в динамике)
Период | Показатели услуг | |||
Машино-часы, (тыс.м/ч) | Пробег, (тыс.км) | Среднечасовой пробег (км) | ||
2008г. | План объемы. | 465,18 | 5176,41 | 11,06 |
Факт.объемы | 467,1 | 5025,9 | 10,8 | |
% вып.плана | 100,4 | 97,1 | 97,6 | |
2009г. | План объемы. | 467,3 | 5478,7 | 11,72 |
Факт.объемы | 474,9 | 5130,0 | 10,8 | |
% вып.плана | 101,6 | 93,6 | 92,2 | |
% к 2008г. | 101,7 | 102,1 | 100,4 | |
2010г. | План.объемы | 474,1 | 5643,9 | 11,9 |
Ожид. факт.объемы | 484,7 | 5045,1 | 10,4 | |
% вып.плана | 102,2 | 89,4 | 87,4 | |
% к 2009г. | 101,5 | 112,3 | 110,6 | |
Проект 2011г. | План.объемы | 479,1 | 5593,4 | 11,7 |
% к 2006г. | 98,8 | 110,9 | 112,2 |
Наглядно анализ
выполнения плана машино-часов
Рисунок 2.1
Анализ выполнения плана реализации автотранспортных услуг предприятием МАП «МАПУЗ» за 2004-2006 год
Из таблицы 2.1 и рисунка 2.1 видно, что на протяжении анализируемого периода предприятие регулярно выполняет план оказания автотранспортных услуг в машино-часах, но при этом снижается пробег автомобилей, как в целом по предприятию, так и в расчете на 1 машино-час.
Однако предприятие практически не увеличивает рынок реализации автотранспортных услуг. На это откладывает отпечаток специфика работы предприятии. Парк автомобилей предприятия состоит в основном из специализированных автомобилей «Скорая медицинская помощь». В таблице 2.2 приведена структура автопарка предприятия в разрезе марок автомобилей и их функционального назначения.
Таблица 2.2
Структура парка автомобилей предприятия МАП «МАПУЗ» на 01.01.2007г.
№ п/п | Марка а/м | Функциональное назначение | Кол- во авто- мобилей, штук | Доля в общем кол-ве |
1. | ГАЗ-32214 | Скорая мед.помощь | 51 | 46 % |
2. | УАЗ-3962 | Скорая мед.помощь | 4 | 3,6% |
3. | ГАЗ-32214 | Прочие | 11 | 9,9% |
4. | УАЗ-3962 | Прочие | 7 | 6,3% |
5. | ВАЗ | Прочие | 27 | 24,3% |
6. | ПАЗ-3205 | Автобусы | 3 | 2,7% |
7. | А/м прочих марок | Прочие | 8 | 7,2% |
ВСЕГО: | 111 |
Из таблицы 2.2 видно, что 49,6% (46%+3,6%) в структуре парка автомобилей предприятия занимают автомобили «Скорой медицинской помощи».
Объем реализации автоуслуг оказывает существенное влияние на себестоимость автоуслуг предприятия, т.к. от его величины зависит уровень себестоимости автоуслуг в расчете на 1 машино-час.
Для оценки степени использования машин на протяжении года на исследуемом предприятии рассчитывают коэффициенты использования машин. В таблице 2.3 представлены исходные данные для расчета данных показателей работы автопарка.
Таблица 2.3
Исходные
данные для расчета степени
№ п/п | Показатель использования | Данные |
1. | Количество машино-дней нахождения в хозяйстве | 40958 |
2. | Количество отработанных машино-дней автомобилями | 26669 |
3. | Количество машино-дней нахождения в ремонте | 2444 |
4. | Количество машино-дней простоев автомобилей в ожидании работы | 11845 |
Можно
сделать вывод, что предприятие
не использует в полном объеме имеющиеся
производственные мощности. Автомобили
простаивали 11845 дней в ожидании заказов
на транспортные услуги.
Макроокружение создает условия, общие для всех организаций данной сферы. Применительно к отдельно взятой организации макроокружение обычно не имеет специфического характера. Степень его влияния может быть разной в зависимости от специфики фирмы и состояния ее внутреннего потенциала. Макросреда имеет следующие компоненты: социальная, экономическая, политико-правовая, технологическая.
Целью анализа макросреды является отслеживание и анализ тенденций или событий, неподконтрольных предприятию, но которые оказывают влияние на эффективность его деятельности.