Исследование концепции подходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:35, реферат

Описание работы

Менеджмент как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Из среды менеджеров выходят видные политические деятели. Менеджер – одна из самых высокооплачиваемых категорий работников, своим трудом заслуживающая гонорары, порой превышающие оплату высших правительственных чиновников, включая президентов и премьер-министров. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Современные подходы в управлении……………………………………………5
Исторические предпосылки возникновения менеджмента……….…..5
Процессный подход к управлению…………………………..…………7
Системный подход………………………………………………………11
Ситуационный подход…………………………………………..………17
Исследование управленческой концепции МАП «МАПУЗ»………………..23
Организационно-экономическая характеристика предприятия………23
Особенности и специфика управления МАП «МАПУЗ»………………28
Заключение……………………………………………...…………………………….34
Список использованной литературы………………………………………………...35
Приложение 1 Структурная схема МАП «МАПУЗ»……………………………….36

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 259.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Современные  подходы в управлении……………………………………………5

    1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента……….…..5
    2. Процессный подход к управлению…………………………..…………7
    3. Системный подход………………………………………………………11
    4. Ситуационный подход…………………………………………..………17
  1. Исследование управленческой концепции МАП «МАПУЗ»………………..23
    1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………23
    2. Особенности и специфика управления МАП «МАПУЗ»………………28

Заключение……………………………………………...…………………………….34

Список  использованной литературы………………………………………………...35

Приложение 1 Структурная схема МАП «МАПУЗ»……………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Менеджмент  как наука во всем мире пользуется заслуженным признанием. Из среды  менеджеров выходят видные политические деятели. Менеджер – одна из самых высокооплачиваемых категорий работников, своим трудом заслуживающая гонорары, порой превышающие оплату высших правительственных чиновников, включая президентов и премьер-министров. Успех в деле менеджерам приносят обширные профессиональные знания, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать текущее положение вещей и делать точные прогнозы на будущее, умение работать с людьми, вести их за собой, руководить, и в то же время подчиняться обстоятельствам и тем, кто по своему служебному положению, знаниям или компетенции выше их.

    Современный менеджмент переживает настоящую революцию. Традиционные подходы к управлению привлекают внимание, прежде всего  к контролю над людьми, достижению стабильности и эффективности производства, использованию правил и процедур, созданию вертикальной структуры управления сотрудниками и достижению запланированных результатов (прежде всего, прибыли). Д.Клиланд и В.Кинг определяют управление как «процесс, ориентированный на достижение определенных целей». Новый подход к менеджменту предполагает использование энтузиазма и творческих способностей людей, поиск общих взглядов, норм и ценностей, открытый доступ к информации, поощрение командного труда, сотрудничества и партнерства, адаптацию организаций к внезапным изменениям внешней среды и достижение максимальной эффективности их деятельности.

      Последнее время, употребляя термин  «менеджмент», мы следуем давно  установившейся традиции в международных  изданиях по теории управления. При этом мы не вступаем в противоречие с практикой, сложившейся в отечественной литературе по управлению, где уже более 20 лет он использовался как синоним капиталистического управления. При этом, однако, следует отметить. Что в английском языке семантика термина «менеджмент» в англоязычных странах употребляется весьма вольно и в различных значениях. Например, в фундаментальном Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как:

  1. способ, манера обращения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умелость и административные навыки;
  4. орган управления, административная единица.

    В настоящее время менеджмент существует как междисциплинарная отрасль  научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок. Ценность менеджмента как способа  решения социально-экономических задач состоит не в том, что он предполагает совершенную теорию подобных решений, а в том, что он создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющие принимать оптимальные решения.

    Цель  работы – исследование основных  управленческих концепций менеджмента.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    - Раскрыть  исторические предпосылки возникновения  менеджмента. 

    - Дать  характеристику процессного подхода в управлении

    - Охарактеризовать  системный и ситуационные подходы  в управлении

    - Исследовать  управленческую концепцию МАП  «МАПУЗ».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Современные подходы  в управлении

1.1. Исторические предпосылки возникновения менеджмента 

    За  начало отсчета в литературе по истории менеджмента считают зарождение письменности в древнем Шумере, которое относится к V тысячелетию до н. э. Считается, что это революционное достижение в жизни человечества привело к возникновению особенной прослойки жрецов-бизнесменов, которые вели деловую переписку и коммерческие расчеты. Поэтому эта первая управленческая революция характеризуется как "религиозно-коммерческая".

    Вторая  управленческая революция связывается  с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), который издал свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения. Этими законами вводился светский стиль управления, усиливался контроль и ответственность за выполнение работ. Именно потому вторую управленческую революцию считают "светско-административной".

    Третья  управленческая революция известна как "производственно-строительная". Она предполагала сочетание государственных  методов управления с контролем  за деятельностью в сфере производства и строительства и произошла во времена правления Навуходоносора (605—562 гг. до н. э.).

    Четвертая управленческая революция состоялась в период зарождения капитализма  и индустриального прогресса  европейской цивилизации (XVII—XVIII вв.). Ее главным результатом стало зарождение профессионального управления.

    Ситуация, порожденная промышленной революцией конца XVIII — начала XIX столетий привела  к тому, что наряду с эмпирическими  методами в управление стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные сроки работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать организацию производства и труда.

    Пятая управленческая революция (конец XIX —  начало XX вв.) известна под названием бюрократической, ее теоретической платформой стала концепция "рациональной бюрократии". Основные ее результаты: формирование больших иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязательств и ответственности менеджеров.

    Несмотря  на большое значение революционных  преобразований, развитие управления происходило в основном эволюционным путем. Оно характеризуется непрерывностью, отражающей логику и историю изменений, которые происходили не только в экономике, но и во всей системе социально-экономических отношений

    В 50-е годы XX столетия с развитием  ЭВМ и математических методов  возникла количественная теория управления. В управленческих процессах стали  активно использовать математические модели теории игр, теории рациональных решений, исследование операций для принятия оптимального решения.

    В 60-е годы XX столетия начался быстрый  рост средних и мелких фирм, который  привел к образованию новой системы  управления, учитывающей динамизм внешней среды и ее активное влияние на фирмы. Коллективы стали рассматриваться как особые социальные группы, а межличностные отношения - как факторы роста эффективности и потенциала каждого работающего (школа человеческих отношений и поведенческой науки). Шире стали применяться количественные методы при принятии управленческих решений в сложных ситуациях, особенно при решении задач управления запасами, распределении ресурсов и т.д. Системный подход позволил рассматривать организацию как систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Логическим продолжением системных исследований являются разработки ситуационного подхода, т.е. набора обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе функционирования. 
 

    1. Процессный  подход к управлению
 

    Управление  как универсальный процесс, состоящий  из нескольких функций, таких, как планирование, организация, распоряжение, координация и контроль, было рассмотрено еще Анри Файолем.

    Однако  до сегодняшнего дня так и не составилось  единого мнения о том, какие именно функции следует относить к процессу управления, а какие рассматривать как самостоятельную управленческую деятельность.

    Как правило, в каждой публикации по вопросам менеджмента перечень функций, относящихся к процессу управления, в той или иной мере отличается от предложенного А.Файолем.

    Обзор современной литературы позволяет  собирательно представить управление как процесс планирования, организации, распорядительства, мотивации, руководства, координации, контроля, коммуникации, исследования, оценки, принятия решений, подбора персонала, представительства и ведения переговоров или заключения сделок.

    Для проведения анализа процессного  подхода, представляется необходимым  объединить наиболее существенные функции  управления в небольшое число категорий, которые в настоящее время общепринято считать применимыми,ко всем организациям. С этих позиций будем рассматривать управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

    Функции управления в процессном подходе  имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация. Принятие решений и коммуникация играют роль связующих процессов  при осуществлении планирования, организации, мотивации и контроля.

    Все остальные функции отнесем к  самостоятельной управленческой деятельности.

    Итак, рассмотрим кратко четыре существенные функции управления с точки зрения процессного подхода (изменив при  этом традиционный порядок их рассмотрения, а именно: рассмотрим эти функции в такой последовательности - планирование, организация, контроль и. наконец, мотивация).

    При планировании руководитель вначале  должен сформулировать цели организации. Затем, поставив общие задачи, он должен определить, какие конкретные работы (задания) необходимо выполнить сотрудникам организации в определенный отрезок времени. Для того чтобы планы были реальными, а не иллюзорными, руководителю следует учесть наличие всех ресурсов как организации в целом, так и каждого подразделения в отдельности.

    При планировании руководитель обязан всякий раз четко ответить на три основных вопроса:

    1. Где мы находимся в настоящее  время?

    2. Куда мы хотим двигаться?

    3. Как мы собираемся это делать?

    Другими словами, планирование - это способ, с помощью которого руководитель пытается задать единое направление вектору усилий всех членов организации на достижение ее общих целей в определенный отрезок времени. При этом необходимо учитывать две существенные характеристики, присущие организационным структурам, а именно: горизонтальное и вертикальное разделение труда.

    По  окончании процесса планирования руководитель, должен организовать выполнение запланированных работ (заданий), поскольку без осуществления организационных мероприятий сами по себе планы, разумеется, в жизнь не воплотятся.                                               

    Руководитель  должен распределить между структурными подразделениями работы (задания), а  также в соответствии с планом довести до исполнителей порядок их выполнения и порядок взаимодействия подразделений (горизонтальное разделение труда).

    Важным  средством, с помощью которого руководитель осуществляет функцию организации  в процессе управления, является выдача заданий подчиненным ему линейным руководителям и делегирование им необходимых полномочий (вертикальное разделение труда).

    Линейные  руководители организуют выполнение поставленных задач в подразделениях.

    Рядовые исполнители получают инструкции и  необходимые орудия труда для  выполнения конкретной работы (задания) в соответствии с принятым руководителем планом.

    Контроль - это каждодневный текущий процесс, призванный обеспечить выполнение планов организации.

    Существуют  три аспекта управленческого  контроля:

    1. Установление стандартов - точное  определение конкретных промежуточных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный при планировании отрезок времени.

    2. Измерение того, что было в  действительности достигнуто, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами.

    3. Определение отклонении от первоначального плана и выявление причин отклонений, в целях его корректировки.

Информация о работе Исследование концепции подходов