Интеграция организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Термин «интеграция» имеет латинские корни (от лат. Integratio – соединение). Толковый словарь даёт определение интеграции, в первую очередь, как процесса, имея в виду процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости специализированных элементов.
Рассматривая национальные особенности присущие России можно отметить их стихийный и хаотичный характер. Интеграционные процессы, осуществлённые в Российских регионах, представляют собой не единый процесс, а множество процессов, не имеющих ясной интеграционной идеи. Таким образом, российские интеграционные процессы скорее ситуационные, нежели стратегичные.

Работа содержит 1 файл

Интеграция организаций.docx

— 45.58 Кб (Скачать)

     Корпоративные  формы организации активно реализуются   и в России. Надо отметить, что   тенденция создания крупных струкгур проявлялась и во время централизованной плановой экономики в бывшем СССР. Например, создание совнархозов, когда многие отраслевые министерства упразднялись и вводились комплексные организации управления взаимосвязанными производствами на территориальной основе. Но эксперимент продолжался недолго: цели тоталитарной государственной системы не совпали с целями крупных самостоятельных комплексов, и вновь вернулись к отраслевому принципу планирования. Однако объективные процессы самоорганизации в плановой тоталитарной системе продолжились. Об этом говорит тот факт, что при возвращении отраслевого планирования начали активно создаваться межотраслевые комплексы и объединения. Примерами таких комплексов могут служить агропромьппленные комплексы (АПК), территориально-производственные комплексы (ТТЖ), например Ачинский, Братский ТПК. Но все эти формы упирались в то, что в условиях господства жесткой централизации управления, единой формы собственности, отсутствия свободного рынка вновь рожденные системы не могли развиваться.

    Поиск  новых корпоративных форм в  России продолжается в сложных  условиях: несовершенство правовой  базы, смена форм собственности,  низкая стартовая конкурентоспособность  многих предприятий, соответственно, низкий спрос на отечественную  продукцию, нехватка инвестиций  и оборотных средств, сложность  трансакционных издержек, разрушение производственно-технологических связей и торопливое налаживание новых — все это не способствует построению оптимальных организационных систем. Но главное —- то, что все это происходит на фоне постоянно усложняющейся внешней среды: мир вступает в постиндустриальный период своего развития. Новые технологии, отличающиеся резким повышением сложности реализации, предъявляющие сиерхжесткие требования к технологической дисциплине, нуждаются не только в качественно новом уровне образования и дисциплинированности работников, но и в новых организационных формах, которые позволили бы национальной экономике вписаться в мировую экономическую систему. 

     Национальные  экономики промышленно развитых  стран активно интегрируются  в единый общепланетарный экономический организм с универсальной системой регулирования, происходит транснационализация капиталов, все большую роль начинают играть транснациональные корпорации (ТНК). За последние несколько десятилетий возникло более 40 тысяч ТНК, имеющих сотни тысяч филиалов по всей планете, владеющих третью производственных фондов и производящих более трети общепланетарного продукта. Интеграция бизнеса связана с открытостью национальных экономических систем: ресурсы легко перетекают из одной страны в другую, не зная преград. Ясно, что концентрироваться они будут там, где ниже издержки производства, выше уровень производительности труда, т.е. там, где выгоднее. Процесс становления единой общепланетарной экономической системы — это естественный процесс самоорганизации сложных систем, он идет по системным принципам и законам. Вспомним, что одним из важнейших принципов развития; сложных систем является принцип преимущественного развития, при котором система переключает материальные ресурсы с менее важных на более важные и перспективные направления, чтобы обеспечить свое оптимальное развитие. Для того чтобы воздействовать на стихию самоорганизации мировой экономической системы, национальным экономикам как подсистемам необходимо выработать собственные механизмы вхождения в единую систему, в противном случае надсистема будет диктовать свои функции, выгодные для ее стабилизации и развития. Например, мировой системе выгодно, чтобы Россия выполняла роль сырьевого придатка. Выгодно ли это России? Безусловно, нет. А если так, то необходимо активно действовать и занять свое место в саморазвивающейся общепланетарной системе согласно своему потенциалу и целям, согласовывая их с целями надсистемы. Другого пути нет. 

     Формирование  корпоративного звена в мировой  экономике упирается в непонимание  необходимости единства сложных  процессов целенаправленного управления  с естественными процессами самоорганизации  системы. Неуправляемая стихия  самоорганизации, отсутствие целенаправленного  развития ведет к бесконечной  череде бифуркаций и катастроф.  Только четкое определение целей  развития системы организует  информационные, структурные, коммуникационные  процессы и позволит поддерживать  рациональную организацию элементов  в системе. Игнорирование общих  системных свойств и законов  организации и самоорганизации  приводит к разрушению или  снижению потенциалов развития  экономической системы. Так, игнорирование  целей макросистемы, незнание правил  совместного проживания с природой  подводят многие промышленно  развитые страны к роковой  черте. 

     В промышленно  развитых странах с  рыночной  экономикой используются многообразные  формы интеграции бизнеса: некоторые  возникли сравнительно недавно;  другие существуют длительное  время, постоянно видоизменяются  и совершенствуются. Бизнес адаптируется  к новым экономическим условиям  с помощью процессов централизации  и децентрализации, создает разнообразные  организационные формы, способные  выдерживать конкуренцию. Остановимся  на наиболее известных формах  организации, получающих все более  широкое распространение.

Интегрированная модель организации 

     Проблема  менеджмента — понимание сущности  организации в рамках теории  организации, набора существующих  и возможных  моделей организации. 

     Исходя  из системного понимания сущности  организации, говоря об ее структуре,  как правило, подразумевают определенную  схему необходимого и достаточного  числа взаимосвязанных элементов  изучаемой системы. В такой  модели условно выделяют связи,  уровни, характеристики, векторы взаимодействия. Характеристики, определяющие сущность  и специфику организации в  каждой представленной модели, могут  быть описаны через взаимосвязи  объективных элементов, на основе  которых она конструируется.  

     Специфичность  каждой из множества возможных  моделей  организаций характеризуется: 

     -набором   элементов, представляющих данную  организацию;  

     -взаимосвязями   представленных элементов и закономерностями  связей;  

     -характеристиками, описывающими различные состояния   организации; 

     -архитектоникой  модели.  

     Интеграция  обозначенных составляющих, представляя  диалектическое единство формы  и содержания, создают эксклюзивную  модель, приближенно соответствующую  объективно существующей организации. 

     На  начальном этапе построения модели, соответствующей исследуемой организации,  может сложиться впечатление  о возможности множества адекватных  моделей. Однако, как показывает  опыт, наивысшая степень адекватности  между объективной системой и  ее условным представлением достигается  в единственно возможной модели. Модель, которая в наивысшем приближении  адекватна представляемой системе,  сама становится объективной  сущностью. 

     Рассматривая  семейство таких моделей, выделяя   сходные по сущностным характеристикам  модели систем (организаций), исследователь  объединяет их в условные группы, опираясь на правила и условия  организационной систематики. В  современной теории организации  «методы организационной систематики  разработаны пока недостаточно, хотя важность ее очевидна  для построения теории организации  и организационного проектирования». 

     В теории  организации рассматривается немало  моделей и типологий организаций.  Классификации эти выстроены  по разным критериям. Невозможность  построения единой классификации  организаций, по всей видимости,  свидетельствует о множестве  характерных разноплановых состояний  организации как объективной  сущности. Кроме того, классификация  организаций не может быть  универсальной вследствие различия  моделей как по набору элементов,  составляющих организацию, так  и по их взаимосвязи в конкретных  организациях. Анализ эволюции взглядов  на структуру и сущность организации  показывает и многообразие моделей  организации, и эволюцию исследовательских  парадигм. 

     По  моему убеждению, сложность построения  любой условной модели организации  (идеально-типического конструкта) заключается в том, что социальная (в частности) организация является  динамической системой. Именно стержневую характеристику – динамизм организации — невозможно отобразить в условной статичной модели. Вербальное и математическое описание помогают ослабить это противоречие. С развитием на базе нейрокомпьютеров новых информационных технологий у исследователей, а, самое главное, у менеджеров появляется реальная возможность выстраивать динамические имитационные модели организаций и, экспериментируя, меняя характеристики входных параметров системы и ее составляющие, получать желаемые результаты в прогнозируемом достижении целевой функции организации. Изучение доступных литературных источников позволяет сделать вывод, что к представлению некой интегрированной сущности организации (идеально-типической модели) ближе других исследователей в свое время приблизился Ст. Бир. Его модель выстроена по принципу разделения организации и управления в ней на соподчиненные уровни, кибернетически ориентирована. 

     Проведенные  частные исследования маркетинговой   сущности организации позволили  получить семейство логистических агрегатов, состоящих из элементов организации и описывающих характеристики и взаимоотношения этих элементов. Разработан научно обоснованный алгоритм построения концептуальной модели маркетинга, позволяющий с определенным допущением не только представить структурно-логическую композицию организации, но и в определенной степени отобразить логику ее динамических характеристик. 

     Адаптируя  полученную концептуальную модель  маркетинговой  системы, опираясь  на закономерности, выявленные при  исследовании данной модели, соотнося  их с классическими моделями  организации, удалось охарактеризовать  эти типологические модели организаций  универсальным набором элементов  и характеристик, составляющих  организацию как сущность. 

     В частности,  устойчивый тип организации характеризуется  своеобразной закрытостью, консерватизмом, иерархической сущностью, инерцией  в развитии и жизнедеятельности.  Близки характеристики (за вычетом  закрытости) у ресурсного и механистического  типов организации. Для «безоболочной» организации характерны адаптация, активность, открытость, связи, что во многом определяет высокую эволюционную изменчивость такой организации. 

     Построенная  интегрированная модель организации  (рис. 3) позволяет выделить ее  основные элементы и характеристики. 
 
 

Рис. 3. Интегрированная  модель организации 

     К основным  элементам организации  отнесены: структура и сущность, конструкция  и поведение, границы  и открытость, инерция и активность, консерватизм  и адаптация, иерархия и связи,  самоуправляемость и управляемость,  условие среды и эффективность.  К основным характеристикам организации  отнесены: идеальность и специфичность  системы (организации), форма и  содержание (структура и сущность), устойчивость и изменчивость, ресурсы  и отношения. 

     Целевая  функция организации (цель) выступает  как в качестве элемента, так  и в качестве ведущей характеристики. Утрата целевой функции приводит  к уничтожению организации как  сущности, а утрата иного элемента  делает организацию «ущербной», но жизнеспособной. 

     Характеристики  в модели организации являются  точками бифуркации смежных элементов.  К примеру, характеристика «отношения» в организации соотносит две пары элементов: «коммуникационные связи» — «управляемость», «поведение» – «активность». А характеристика «устойчивость» организации интегрирует элементы «граница» – «инерция», «консервация» – «иерархия». 

     Исследование  модели интегрированной системы   организации позволяет понять  управленческое решение как разрешение  противоречий между соответствующими  элементами и характеристиками  организации. 

 

 

 

 

 

 

 

Современные формы  интеграции и кооперации организаций 

     Изменения  в организации и методах функционирования  предприятий как субъектов хозяйствования  обусловлены процессами приватизации  собственности и сдвигами в  системе управления, в результате  которых хозяйственное управление  отделилось от управления административного,  а контроль за выполнением основных функций перешел от государственных органов к руководству предприятий. 

     В переходный  период одновременно с дерегулированием государственного сектора, отменой директивных методов руководства и упразднением существовавших ранее иерархических структур возрастает роль ассоциативных форм деятельности и интегрированных структур управления предприятиями на основе рыночных принципов ведения хозяйства. Утверждаются новые формы интеграции хозяйствующих субъектов: а) путем вхождения предприятий в вертикальные структуры (корпоративные группы), реорганизованные из отраслевых структур или создаваемые заново; б) на основе формирования горизонтальных образований. И в первом, и во втором случаях обеспечивается необходимая координация и организационно-финансовое взаимодействие, создаются эффективные системы технологического развития, устойчивая рыночная стратегия, ресурсная поддержка корпоративных финансовых институтов. 

     Современными  формами интеграции организаций  являются финансово-промышленная  группа, корпорация, транснациональная  корпорация, холдинг, консорциум, конгломерат,  совместное предприятие, картель. 

     Современные финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой диверсифицированные многофункциональные структуры, образующиеся в результате объединения капиталов предприятий, кредитно-финансовых и инвестиционных институтов, а также других организаций с целью максимизации прибыли, повышения эффективности производственных и финансовых операций, усиления конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, упрочения технологических и кооперационных связей, роста экономического потенциала всей группы в целом и каждого из ее участников в отдельности. 

Информация о работе Интеграция организаций