Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:50, курс лекций
Система управления инновационным процессом в развитых странах. Основные инновационные мероприятия. Основные направления инновационной политики государства. Теория длинных волн Кондратьева. Результаты научно-технического прогнозирования. Идентификация и расчет инновационных рисков. Научно-техническое прогнозирование. Инновационные стратегии. Процесс разработки инновационной стратегии. Виды инновационных предприятий.
научно-технические критерии (вероятность технического успеха (реализуемость инновационной идеи), патентная защищенность, наличие необходимых редких ресурсов, которые потребуются для изготовления);
производственные критерии (длительность производственного цикла, наличие квалифицированного персонала, уровень производственных издержек, потребность в дополнительном оборудовании);
финансово-экономические критерии (стоимость этапа опытно-конструкторской работы, потребность в инвестициях для производства, период возврата капиталовложений, чистый денежный поток, чистая текущая стоимость (вычисляется, и по нему судят насколько все выгодно), чистая рентабельность активов, внутренняя норма прибыли (IRR)).
Период возврата капиталовложений – это момент от начала капиталовложений до момента, когда они возвращаются, и чем скорее, тем лучше (правило по этому показателю).
2. Метод выбора нескольких наиболее важных показателей:
- показатели рентабельности;
- срок окупаемости;
- внутренняя норма прибыли (IRR) (в %);
- показатель чистой текущей стоимости (NPV): если NPV < 1, то проект можно рассматривать как перспективный.
Инновационные риски бывают различными:
- финансовые;
- технические;
- маркетинговые;
- юридические;
- экологические;
- форс-мажорные;
- специфические риски участников проекта;
- инфляционные.
Венчурное финансирование инновационных проектов
От 3-х до 4,5 лет – длительность реализации инновационного проекта.
Методы стимулирования авторов и лиц, содействующих созданию и использованию интеллектуальной собственности
Обязанность по выплате вознаграждений авторам изобретений возлагается на юридическое лицо или физическое лицо, которое использовало это изобретение.
Свободное изобретение – это изобретение, которое автор выполнял не в порядке служебного задания.
За использование служебного изобретения патентообладатель обязан выплачивать автору вознаграждение не менее 15% от прибыли ежегодно получаемой патентообладателем, а также не менее 20% от выручки, получаемой при продаже лицензий.
Вознаграждение за использование изобретения, полезный эффект от которого не выражается прибылью, автор может получить в размере не менее 2% от себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение.
За содействие в создании и внедрении изобретения также положено вознаграждение.
Для подачи заявки на изобретение необходимо оформить в соответствии с правилами до 10 документов:
1. акт экспертизы;
2. справка о разделе вознаграждения;
3. справка о патентных исследованиях;
4. описание изобретения;
5. формула изобретения;
6. заявление в Роспатент;
7. документ, подтверждающий оплату патентной пошлины, и другие документы.
За любой патент надо платить правообладателю. Срок действия патента 20 лет. После трех лет платится патентная пошлина за право поддержания патента в силе.
Принципы и функции инновационного менеджмента
Принципы инновационного менеджмента:
1. обязательное стратегическое планирование инновационных процессов для достижения связи между глобальными стратегиями компании и специфическими целями отдельных проектов;
2. коллегиальность принятия важных инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и непосредственных разработчиков в процессе планирования нововведений;
3. сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследования и разработок маркетинга инноваций, оперативного управления проектами.
Особенностью инновационного менеджмента является необходимость постановки инновационной задачи сразу в полном объеме. В других видах менеджмента этого не происходит.
Функции:
1. планирование;
2. организация;
3. маркетинг инноваций;
4. контроль;
5. анализ эффективности инновационной деятельности.
Рынки инноваций
Рынок инноваций – это система экономических отношений между продавцами и покупателями новшеств.
Смысл рыночных отношений в инновационной сфере сводится к возмещению затрат производителей и продавцов новшеств и получению ими инновационной сверхприбыли, а также удовлетворению нового платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения эквивалентности и конкуренции.
Виды рынков инноваций:
1. рынок новых потребительских товаров (продуктных инноваций);
2. рынок самих инноваторов (научно-технических работников);
3. рынок инновационных менеджеров;
4. рынок венчурного капитала;
5. рынок интеллектуальных продуктов;
6. рынок научно-технической информации о новшествах;
7. рынок инвестиций.
Рынок венчурного капитала является разновидностью рынка ценных бумаг, с помощью которых осуществляется финансирование инноваций, выполняемых на малых инновационных фирмах.
IPO – те акции, что свободно продаются на бирже.
Малые инновационные предприятия
Таблица 2
Преимущества и недостатки
малых инновационных предприятий
Преимущества | Недостатки |
1. Упрощенная процедура государственной регистрации | 1. Совмещение различных видов деятельности – финансово - хозяйственной, интеллектуальной и управленческой |
2. Простота открытия банковского счета | 2. Сложность получения кредита |
3. Упрощенная схема и более низкие ставки налоговых платежей | 3. Сложность получения любых видов внешнего финансирования |
4. Упрощенная отчетность | 4. Полная личная имущественная ответственность по обязательствам |
5. Высокий уровень мотивации труда и хозяйственной самостоятельности |
|
Особенности малых инновационных предприятий (МИП):
1. МИП более гибкие, инициативные, лучше приспосабливаются к внешней среде, чем крупные предприятия;
2. в них легко создать инновационный климат, который способствует достижению целей организации;
3. на МИП легко решаются задачи доведения результатов НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) до стадии реального внедрения (до материальной стадии);
4. МИП можно организовать как в форме индивидуального предпринимателя (ЧП), так и в форме самостоятельного предприятия.
Таблица 3
Сильные и слабые стороны МИП
по сравнению с крупными предприятиями
Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Короткий инновационный цикл | 1. Невысокий уровень менеджмента |
2. Прямые персональные контакты с фирмами-партнерами | 2. Незначительные возможности получения внешнего финансирования, в том числе кредитов |
3. Быстрое принятие управленческих решений | 3. Высокий уровень риска предпринимательской деятельности |
4. Высокая мотивация труда | 4. Незначительная степень разделения труда и специализации рабочих мест |
5. Гибкая реакция на научно-технические достижения | 5. Ограниченные возможности удовлетворения масштабного спроса |
6. Динамическая ориентация на спрос потребителей продукции. Свободная рыночная ниша | 6. Персонифицированная ответственность за результаты финансовой деятельности |
Высокая мотивация к трудовой деятельности:
Над инновационными проектами работают целевые творческие группы (не более 10 человек). Главным способом мотивации персонала является способ моральной мотивации.
1. особые права в организации (право выбора для себя помощников и новых сотрудников);
2. различные виды морального поощрения (присвоение инновации фамилии автора);
3. материальное поощрение (имеются специальные фонды оплаты труда для инноваторов).
Генерация инновационных идей
Возможными источниками идей для инноваций могут быть:
1. научная и техническая литература по технике и технологии в данной области;
2. потребители продукции (в виде пожелания создать то-то, то-то);
3. персонал компании;
4. деятельность конкурентов (поступление на работу в фирму - конкурент с целью последующего возвращения на свою работу) (необходима конкурентная разведка).
Для реализации инновационных идей надо решать следующие инновационные проблемы:
1. мотивирование персонала на генерацию инновационных идей;
2. развитие инициативы у персонала;
3. придание системе управления предприятия и производственной системе необходимой маневренности принятия решений в использовании оригинальных идей и использовании ресурсов в производстве.
Некоторые инновационные организации осуществляют процесс генерации идей уже известными и новыми способами, т.е. они обладают НОУ-ХАУ в сфере генерации новых идей.
Для того, чтобы генерировать новые идеи, организации используют приемы:
- психологии;
- эргономики;
- информатики;
- специальных разделов технического творчества.
Методы генерации идей:
- метод мозгового штурма;
- метод морфологического анализа;
- метод сценарий (метод сценариев);
- метод научно-технического прогнозирования.
Полученные идеи должны систематизировать инновационные менеджеры.
Если фирма все-таки инновационно ориентирована, то она на основании пакета идей формирует программы.
При реализации этих программ прибегают к следующим подходам:
1. рыночно-ориентированный – применяется менеджерами, которые четко ориентируются на потребности рынка и должны уметь отбирать наиболее конкурентоспособные идеи и продукты;
2. технико-ориентированный – используют те люди, которые направляют усилия на поиск новых технологий, которые имеют большой потенциал;