Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:50, курс лекций

Описание работы

Система управления инновационным процессом в развитых странах. Основные инновационные мероприятия. Основные направления инновационной политики государства. Теория длинных волн Кондратьева. Результаты научно-технического прогнозирования. Идентификация и расчет инновационных рисков. Научно-техническое прогнозирование. Инновационные стратегии. Процесс разработки инновационной стратегии. Виды инновационных предприятий.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций для студентов очно-заочной формы обучения.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

      научно-технические критерии (вероятность технического успеха (реализуемость инновационной идеи), патентная защищенность, наличие необходимых редких ресурсов, которые потребуются для изготовления);

      производственные критерии (длительность производственного цикла, наличие квалифицированного персонала, уровень производственных издержек, потребность в дополнительном оборудовании);

      финансово-экономические критерии (стоимость этапа опытно-конструкторской работы, потребность в инвестициях для производства, период возврата капиталовложений, чистый денежный поток, чистая текущая стоимость (вычисляется, и по нему судят насколько все выгодно), чистая рентабельность активов, внутренняя норма прибыли (IRR)).

Период возврата капиталовложений – это момент от начала капиталовложений до момента, когда они возвращаются, и чем скорее, тем лучше (правило по этому показателю).

2.      Метод выбора нескольких наиболее важных показателей:

-   показатели рентабельности;

-   срок окупаемости;

-   внутренняя норма прибыли (IRR) (в %);

- показатель чистой текущей стоимости (NPV): если NPV < 1, то проект можно рассматривать как перспективный.

 

Инновационные риски бывают различными:

- финансовые;

- технические;

- маркетинговые;

- юридические;

- экологические;

- форс-мажорные;

- специфические риски участников проекта;

- инфляционные.

 

Венчурное финансирование инновационных проектов

От 3-х до 4,5 лет – длительность реализации инновационного проекта.

 

Методы стимулирования авторов и лиц, содействующих созданию и использованию интеллектуальной собственности

Обязанность по выплате вознаграждений авторам изобретений возлагается на юридическое лицо или физическое лицо, которое использовало это изобретение.

Свободное изобретение – это изобретение, которое автор выполнял не в порядке служебного задания.

За использование служебного изобретения патентообладатель обязан выплачивать автору вознаграждение не менее 15% от прибыли ежегодно получаемой патентообладателем, а также не менее 20% от выручки, получаемой при продаже лицензий.

Вознаграждение за использование изобретения, полезный эффект от которого не выражается прибылью, автор может получить в размере не менее 2% от себестоимости продукции, приходящейся на данное изобретение.

За содействие в создании и внедрении изобретения также положено вознаграждение.

 

Для подачи заявки на изобретение необходимо оформить в соответствии с правилами до 10 документов:

1.      акт экспертизы;

2.      справка о разделе вознаграждения;

3.      справка о патентных исследованиях;

4.      описание изобретения;

5.      формула изобретения;

6.      заявление в Роспатент;

7.      документ, подтверждающий оплату патентной пошлины, и другие документы.

За любой патент надо платить правообладателю. Срок действия патента 20 лет. После трех лет платится патентная пошлина за право поддержания патента в силе.

 

Принципы и функции инновационного менеджмента

Принципы инновационного менеджмента:

1.      обязательное стратегическое планирование инновационных процессов для достижения связи между глобальными стратегиями компании и специфическими целями отдельных проектов;

2.      коллегиальность принятия важных инновационных решений и обеспечение участия низовых звеньев управления и непосредственных разработчиков в процессе планирования нововведений;

3.      сочетание централизации в определении стратегических приоритетов и источников финансирования инновационной деятельности и децентрализации в области исследования и разработок маркетинга инноваций, оперативного управления проектами.

Особенностью инновационного менеджмента является необходимость постановки инновационной задачи сразу в полном объеме. В  других видах менеджмента этого не происходит.

Функции:

1.      планирование;

2.      организация;

3.      маркетинг инноваций;

4.      контроль;

5.      анализ эффективности инновационной деятельности.

 

Рынки инноваций

Рынок инноваций – это система экономических отношений между продавцами и покупателями новшеств.

Смысл рыночных отношений в инновационной сфере сводится к возмещению затрат производителей и продавцов новшеств и получению ими инновационной сверхприбыли, а также удовлетворению нового платежеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения эквивалентности и конкуренции.

 

Виды рынков инноваций:

1.      рынок новых потребительских товаров (продуктных инноваций);

2.      рынок самих инноваторов (научно-технических работников);

3.      рынок инновационных менеджеров;

4.      рынок венчурного капитала;

5.      рынок интеллектуальных продуктов;

6.      рынок научно-технической информации о новшествах;

7.      рынок инвестиций.

Рынок венчурного капитала является разновидностью рынка ценных бумаг, с помощью которых осуществляется финансирование инноваций, выполняемых на малых инновационных фирмах.

IPO – те акции, что свободно продаются на бирже.

 

Малые инновационные предприятия

Таблица 2

Преимущества и недостатки

малых инновационных предприятий

Преимущества

Недостатки

1. Упрощенная процедура государственной регистрации

1. Совмещение различных видов деятельности – финансово - хозяйственной, интеллектуальной и управленческой

2. Простота открытия банковского счета

2. Сложность получения кредита

3. Упрощенная схема и более низкие ставки налоговых платежей

3. Сложность получения любых видов внешнего финансирования

4. Упрощенная отчетность

4. Полная личная имущественная ответственность по обязательствам

5. Высокий уровень мотивации труда и хозяйственной самостоятельности

 

 

Особенности малых инновационных предприятий (МИП):

1.      МИП более гибкие, инициативные, лучше приспосабливаются к внешней среде, чем крупные предприятия;

2.      в них легко создать инновационный климат, который способствует достижению целей организации;

3.      на МИП легко решаются задачи доведения результатов НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) до стадии реального внедрения (до материальной стадии);

4.      МИП можно организовать как в форме индивидуального предпринимателя (ЧП), так  и в форме самостоятельного предприятия.

Таблица 3

Сильные и слабые стороны МИП

по сравнению с крупными предприятиями

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Короткий инновационный цикл

1. Невысокий уровень менеджмента

2. Прямые персональные контакты с фирмами-партнерами

2. Незначительные возможности получения внешнего финансирования, в том числе кредитов

3. Быстрое принятие управленческих решений

3. Высокий уровень риска предпринимательской деятельности

4. Высокая мотивация труда

4. Незначительная степень разделения труда и специализации рабочих мест

5. Гибкая реакция на научно-технические достижения

5. Ограниченные возможности удовлетворения масштабного спроса

6. Динамическая ориентация на спрос  потребителей продукции. Свободная рыночная ниша

6. Персонифицированная ответственность за результаты финансовой деятельности

 

Высокая мотивация к трудовой деятельности:

Над инновационными проектами работают целевые творческие группы (не более 10 человек). Главным способом мотивации персонала является способ моральной мотивации.

1.      особые права в организации (право выбора для себя помощников и новых сотрудников);

2.      различные виды морального поощрения (присвоение инновации фамилии автора);

3.      материальное поощрение (имеются специальные фонды оплаты труда для инноваторов).

 

Генерация инновационных идей

Возможными источниками идей для инноваций могут быть:

1.      научная и техническая литература по технике и технологии в данной области;

2.      потребители продукции (в виде пожелания создать то-то, то-то);

3.      персонал компании;

4.      деятельность конкурентов (поступление на работу в фирму - конкурент  с целью последующего возвращения на свою работу) (необходима конкурентная разведка).

 

Для реализации инновационных идей надо решать следующие инновационные проблемы:

1.      мотивирование персонала на генерацию инновационных идей;

2.      развитие инициативы у персонала;

3.      придание системе управления предприятия и производственной системе необходимой маневренности принятия решений в использовании оригинальных идей и использовании ресурсов в производстве.

 

Некоторые инновационные организации осуществляют процесс генерации идей уже известными и новыми способами, т.е. они обладают НОУ-ХАУ в сфере генерации новых идей.

 

Для того, чтобы генерировать новые идеи, организации используют приемы:

- психологии;

- эргономики;

- информатики;

- специальных разделов технического творчества.

 

Методы генерации идей:

- метод мозгового штурма;

- метод морфологического анализа;

- метод сценарий (метод сценариев);

- метод научно-технического прогнозирования.

Полученные идеи должны систематизировать инновационные менеджеры.

Если фирма все-таки инновационно ориентирована, то она на основании пакета идей формирует программы.

 

При реализации этих программ прибегают к следующим подходам:

1.      рыночно-ориентированный – применяется менеджерами, которые четко ориентируются на потребности рынка и должны уметь отбирать наиболее конкурентоспособные идеи и продукты;

2.      технико-ориентированный – используют те люди, которые направляют усилия на поиск новых технологий, которые имеют большой потенциал;

Информация о работе Инновационный менеджмент