Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:50, курс лекций
Система управления инновационным процессом в развитых странах. Основные инновационные мероприятия. Основные направления инновационной политики государства. Теория длинных волн Кондратьева. Результаты научно-технического прогнозирования. Идентификация и расчет инновационных рисков. Научно-техническое прогнозирование. Инновационные стратегии. Процесс разработки инновационной стратегии. Виды инновационных предприятий.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КОЛОМЕНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
В.А. Тегин
Инновационный менеджмент
Конспект лекций для студентов очно-заочной формы обучения
Конспект составила Другова А.А.
2009 г.
Инновационный менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретных целей компании в области инноваций. При этом компании стремятся достичь оптимальных результатов на основе рационального использования научных, интеллектуальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов и применения многообразных принципов, функций и методов менеджмента.
С другой стороны, инновационный менеджмент – это область экономической науки, которая обслуживает инновационный процесс.
Инновация - это такой новый объект, который уже нашел широкое применение на практике и является результатом инновационной деятельности в виде совершенно нового или усовершенствованного продукта, представленного на рынке, нового технологического процесса, нового подхода к предоставлению услуг.
Инновации делятся на 2 группы:
- технологические;
- социальные.
Инновационный процесс – это совокупность целенаправленных действий участников инновационной деятельности, включающая целеполагание, творческий процесс разработки какого-то продукта, инвестирование, апробацию, производство продукта и диффузию (проникновение в практическую деятельность) инновации.
Интеллектуальная собственность – это исключительное право гражданина и юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания).
Большинство объектов интеллектуальной собственности имеют автора. Товарные знаки, знаки обслуживания индивидуализируют объекты труда.
Интеллектуальная собственность делится на 3 вида:
- промышленная собственность;
- объекты авторского права;
- НОУ-ХАУ (от англ. know how — знаю как).
Важнейшей особенностью инновационной деятельности является то, что она способствует управляемому развитию экономики.
Чтобы возникло нововведение, необходимо выполнение трех условий:
1. осознание общественной необходимости или потребности, которая должна быть удовлетворена новыми технологическими способами;
2. наличие технической концепции того объекта, который способен в случае его реализации удовлетворить эту общественную потребность;
3. наличие отдельных элементов, использование которых позволяет довести эту концепцию до практической реализации. Эти элементы могут быть как уже известными, так и совершенно новыми (материалы, технологии, знания и т.д.).
Инновации в бизнесе могут быть следующих видов (форм):
инновации в основном продукте (или процессе) – технологические инновации;
инновации в умениях и приемах профессиональной деятельности. Они необходимы для того, чтобы успешно доводить продукт до стадии «рыночный товар»;
инновации в предпочтениях и ориентациях потребителей.
Технологические инновации можно разделить на группы по следующим основаниям:
степень новизны (10 градаций);
характер концепции, на которой основана инновация;
интенсивность инновации.
Инновационный менеджмент – это сфера профессиональной деятельности.
В развитых странах инновационный менеджмент – это основа успешной промышленной деятельности (США, Англия, Франция, Сингапур и т.д.).
Система управления инновационным процессом в развитых странах включает:
1. создание специальных комитетов, советов и управленческих групп для разработки инновационной политики;
2. создание центральных служб управления инновационной деятельностью;
3. формирование подразделений для разработки инновационной продукции;
4. образование рисковых подразделений для разработки пионерных инноваций;
5. повышение юридического статуса инновационных подразделений, которые, осуществляя инновации, в то же время организационно входят в структуры, занятые серийным производством изделий;
6. создание корпоративных, отраслевых, межотраслевых и межстрановых лабораторий, которые заняты разработкой и внедрением высоких технологий
7. разработка (или заказ) научно-технических прогнозов, относящихся к области технологических интересов компании;
8. осуществление конкурентной разведки (промышленный шпионаж);
9. юридическое оформление, правовая охрана и эффективное использование объектов интеллектуальной собственности;
10. международное сотрудничество в области инноваций.
Основные инновационные мероприятия:
1. разработка инновационных стратегий или программ инновационной деятельности;
2. создание или развитие организационных структур инновационной направленности, в том числе целевых творческих групп для «сквозного» решения инновационных задач - от генерации инновационных идей до высокоприбыльного производства нового продукта и внедрения его в общественную практику;
3. инвестирование, разработка, реализация инновационных проектов;
4. обеспечение инновационных проектов и программ ресурсами, в том числе высококвалифицированным персоналом;
5. формирование благоприятных условий функционирования инновационных подразделений.
Основные направления инновационной политики государства:
1. разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих инновационную деятельность, защиту интеллектуальной собственности и введение ее объектов в хозяйственный оборот;
2. создание системы поддержки инновационной деятельности, развитие производства, увеличение конкурентоспособности и объема экспорта в наукоемких отраслях народного хозяйства;
3. развитие инфраструктуры инновационного процесса включает:
информационное обеспечение;
производственно-
финансово-экономические условия;
экспертизу проектов;
систему сертификации продукции;
продвижение инновационных разработок и подготовку кадров.
4. развитие малых и средних предприятий инновационной направленности;
5. создание конкурсной системы отбора инновационных проектов для включения их в общегосударственные программы.
Промышленная собственность – это изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки.
Объекты авторского права – программные продукты, топологии интегральных микросхем.
Теоретические предпосылки инновационного менеджмента
1. Теория длинных волн Кондратьева.
2. Результаты научно-технического прогнозирования.
3. Идентификация и расчет инновационных рисков.
В 1925 году Н. Кондратьев установил, что в мировом экономическом развитии существуют большие конъюнктурные циклы, или длинные волны, которые указывают на существование и чередование сменяющихся фаз развития в промышленном производстве. Он нашел, что есть три типа таких волн.
В основе длинных волн (40 - 60 лет) лежит смена пассивной части основного капитала.
В основе средних волн (8 - 10 лет) лежит замена активной части основного капитала.
Короткие волны (3 - 3,5 года) отражают рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам промышленной продукции.
Пассивна часть основного капитала – здания, сооружения, передаточные устройства, дороги и т.п.
Активная часть – станки, конвейеры, различное технологическое и энергетическое оборудование.
На основе теории длинных волн возникло понятие технологического уклада.
Технологический уклад – это группа технологических совокупностей, функционирующих на основе сходных научно-технических принципов (это процесс, который развивается во времени).
Жизненный цикл технологического уклада имеет 3 фазы развития:
1. зарождение и становление нового уклада в экономики предшествующего технологического уклада (примерно 50 лет);
2. структурная перестройка экономики на базе новой технологии производства и новых отраслей. В эту фазу полностью укладывается период доминирования нового уклада в экономике (примерно 50 лет);
3. постепенное отмирание устаревающего технологического уклада (50 и более лет).
Известны пять технологических укладов.
Первый уклад начался с того, что в Европе произошел промышленный переворот. Родиной является Англия. Он связан с появлением и развитием железных дорог, пароходного сообщения, подъемом металлургии и развитием текстильных производств.
Второй уклад был характерен тем, что продолжалось бурное развитие транспорта, новых отраслей машиностроения, появление первых электрических устройств и длился до 90 гг. 19 века.
Первый и второй уклады в нашей стране отсутствуют.
4
Таблица 1
Краткое содержание некоторых технологических укладов в экономике
Период доминирования | Ключевые факторы уклада | Основные компоненты доминирования уклада | Формирующийся новый уклад | Преимущества уклада |
1880-1930 (3 уклад) | Электропривод, двигатель внутреннего сгорания, высококачественные стали (прочность, наличие полезных свойств) | Машиностроение, линии электропередач, производство стали и сплавов, неорганическая химия | Автомобилестроение, цветная металлургия, органическая химия, авиационная техника | Повышение эффективности производства на основе электропривода, стандартизация производственных процессов
|
1930-1980 (4 уклад) | Реактивные двигатели, радары, химические технологии | Автомобильно-транспортная промышленность, самолето- и ракетостроение, металлургия цветных металлов и редких элементов, нефтеорганический синтез | Сверхзвуковая авиация, космическая техника, строительство дальних трубопроводов, микроэлектроника | Массовое или серийное производство высокотехнологичных продуктов |
1980-2030 (5 уклад) | Микроэлектроника, нанотехнологии | Электроника, компьютеры, линии телекоммуникаций, роботостроение, программные продукты | Управляемый термоядерный синтез, сверхтонкие хим. технологии, биотехнологии | Индивидуализация производственных потреблений, высокая мобильность производства (включая полную автоматизацию, новые формы собственности) |