Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:50, курс лекций
Система управления инновационным процессом в развитых странах. Основные инновационные мероприятия. Основные направления инновационной политики государства. Теория длинных волн Кондратьева. Результаты научно-технического прогнозирования. Идентификация и расчет инновационных рисков. Научно-техническое прогнозирование. Инновационные стратегии. Процесс разработки инновационной стратегии. Виды инновационных предприятий.
Особенностью нашей промышленности является то, что основные виды производств у нас относятся к 4 укладу.
Инноватика – это наука о любых нововведениях.
Появление на рынке продукта инновации означает начало фазы зарождения нового уклада. Его медленное развитие на некотором отрезке времени означает монопольное положение отдельных фирм, которые первыми получили продукты инновации и стали их продвигать. Эти фирмы бурно развиваются и получают сверхприбыль. Их особое положение в экономике объясняется тем, что их продукцию защищают законы об интеллектуальной собственности, но т.к. срок действия охранных документов на объекты интеллектуальной собственности ограничен, то монополия со временем теряется.
Прежний монополист в период устойчивого развития нового продукта своевременно, не дожидаясь появления сильных конкурентов, продаёт лицензию на производство своих инноваций, после чего происходит диффузия (распространение инноваций-процессов). Они быстро проникают в общественную практику. При этом происходит массовое перераспределение (перетекание) капиталов в технологическое русло новых производств, относящихся к новому технологическому укладу.
Доминирующее положение нового уклада приводит к тому, что производство продукции прежних укладов все больше теряет прибыльность (рентабельность). В то же время те компании, которые продали лицензии на производство своих инновационных продуктов, получают крупные денежные средства для проведения изысканий и создания новых и еще более конкурентоспособных изделий.
Использование теории Н. Кондратьева позволило смягчить влияние кризисных явлений в промышленности на экономические показатели и снижение жизненного уровня населения развитых стран.
В России многие производства находятся на стадии перехода от третьего к четвертому укладу.
Научно-техническое прогнозирование
Научно-технический прогноз – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях исследуемого объекта в будущем, об альтернативных возможностях развития объектов и о сроках их реализации.
Никакой прогресс невозможен без обоснованных прогнозов.
На рис. 1 указаны ограничения научно-технического прогресса.
Рис. 1
Прогнозы можно разделить на виды по следующим основаниям:
- период упреждения прогноза;
- природа прогнозируемых прогнозов;
- иерархичность в структуре прогноза.
Полный цикл прогнозирования включает:
- поисковый этап (исследовательский или пассивный);
- нормативный этап.
На поисковом этапе определяется возможное состояние объекта прогнозирования в будущем или вероятные сроки достижения намеченных целей развития объекта.
Содержанием нормативного этапа прогнозирования является определение направлений развития и научно-технических возможностей, которые необходимо реализовать для достижения возможного состояния объекта в будущем, определяемого в качестве цели.
Нормативный этап указывает, что нужно делать, чтобы произошло то, что записано в перечне целей.
Нормативный этап прогнозирования начинается с формирования определенной генеральной цели, как правило, уже наметившейся на поисковом этапе. А затем в соответствии с генеральной целью намечаются последовательно подцели, достижение которых должно перевести объект из настоящего состояния к намеченной цели в будущем. Этот процесс называется декомпозицией генеральной цели. При этом должны быть определены все мероприятия (материально-технические, организационные и др.), необходимые для обеспечения достижения цели к установленному сроку.
Взаимодействие поискового и нормативного этапов прогнозирования состоит в том, что поисковый этап, использующий, прежде всего, метод экстраполяции и экспертные методы, является базой для нормативного этапа, потому что эксперты могут предсказать потребности в новых видах техники, даже если расчеты по методу экстраполяции ничего не говорят о том, что назрел кризис в использовании старых технологий.
Поисковый этап дает перспективную оценку различных вариантов развития для удовлетворения социально-экономических потребностей.
Нормативный этап отражает перспективные возможности общественного производства, а его направленность иллюстрирует процесс декомпозиции от генеральных целей в будущем до конкретных мероприятий сегодня.
Только на основе прогноза, включающего два этапа, возможна стыковка научно-технических возможностей и социально-экономических потребностей общества.
Если возможности и потребности не совпадают, то результатом прогнозных исследований может явиться обоснование необходимости разработки комплексных программ научно-технического развития, осуществление которых и может привести в соответствие возможности и потребности.
Инновационные стратегии
Стратегии делятся на 3 группы:
1. пионерные стратегии – это стратегии, при которых предприятие выбирает путь первопроходца, пытается дать что-то принципиально новое. Такие стратегии обычно выбирают либо очень крупные предприятия (виоленты), либо очень малые, но созданные специально для пионерных инноваций.
2. догоняющие стратегии – при таких стратегиях предприятие не разрабатывает само крупные инновации, а приобретает их у других, а другие предприятия, пытаясь их догнать, покупают (приобретают) лицензии на инновации (Германия, Япония, Италия).
3. смешанные стратегии – используются крупными и средними предприятиями, которые могут что-то разработать сами, а большую часть новшеств пытаются приобрести у других предприятий (Англия, Франция).
Детализация: учитывается величина и характер деятельности предприятия.
Все предприятия делятся на 4 категории:
1. виоленты (самые крупные предприятия) – обладают большими ресурсами;
2. эксплеренты (малые предприятия) – занимаются только пионерными новшествами;
3. патиенты – обладают нишевой стратегией, и там они могут придерживаться или пионерной, или догоняющей стратегии (узкая сфера деятельности);
4. коммутанты – приспособительная стратегия, выпускают только то, что всем нужно, хотя и не слишком инновационное - предприятия среднего размера.
Патиентами и коммутантами обычно бывают предприятия среднего размера.
Виолентная стратегия ориентирована на массовый выпуск сравнительно недорогих, но доброкачественных товаров.
Девиз таких предприятия – выпускать продукцию дешевую, но приличную.
Патиентная стратегия ориентирована на выпуск небольшого объёма дорогой высококачественной продукции, реализуемой ограниченному числу потребителей по высоким ценам.
Девиз таких предприятий - дорого, но очень высокого качества.
Примеры патиентов: немецкая фирма Порше (Porsche), выпускающая спортивные автомобили, американская фирма Крей (Krey), выпускающая суперкомпьютеры.
Коммутантная стратегия – это конкурентная стратегия средних и малых предприятий. Продукция нужна максимальному числу потребителей, но объемы выпускаемой продукции невелики. Зато таких предприятий много, высокая конкуренция. Они не занимаются исследованиями, изобретениями.
Девиз таких предприятий – потребители доплачивают нам за то, что мы решаем именно их проблемы.
Эксплерентная стратегия направлена на создание и распространение радикальных инноваций. Фирмы, которые реализуют такую стратегию, всегда являются пионерами на рынке.
Девиз таких малых предприятий – лучше, оригинальнее и даже дешевле, если получится, чем у других.
Имеются четыре разновидности стратегий:
1. стратегии технического лидерства – при них постоянно разрабатываются инновации;
2. стратегия следования за лидером является оборонительной, имеет характер реакции на изменения внешней среды, в частности, на заметные инновации конкурентов. При этой стратегии предприятие стремится как можно скорее абсорбировать инновации и расширить рыночную базу для своей продукции. Преимущество такой стратегии состоит в том, что предприятие концентрирует свои усилия на продуктах, которые уже одобрены рынком;
3. стратегия диверсификации состоит в развитии комплексных инноваций в различных сферах: в сфере усовершенствования старой продукции, расширения ассортимента, усовершенствования маркетинговой деятельности, в том числе в использовании новых методов формирования цен на продукцию, в сфере имиджа предприятия, в создании новых целевых сегментов рынка;
4. стратегия имитации базируется на использовании уже известных технологий и их доработке в соответствии с требованиями специфического рынка. Обычно такая стратегия становится возможной после приобретения лицензии на право выпуска новой продукции (в том числе на китайских предприятиях).
Выбор инновационной стратегии зависит от следующих факторов:
1. рыночная стратегия организации;
2. научно-технический уровень производства продукции;
3. технический уровень самой продукции;
4. темпы обновления продукции;
5. уровень квалификации персонала;
6. размеры и эффективность использования капитала;
7. финансово-экономическое состояние предприятия.
Процесс разработки инновационной стратегии
Этапы разработки стратегии:
1. формулирование миссии организации (миссия – это ее генеральная цель, выраженная в привлекательной для клиентов форме, вырабатывается для её демонстрации внешнему миру);
2. формулирование целей организации;
3. SWOT – анализ;
4. проведение обоснованного выбора инновационной стратегии на основе полученных данных;
5. реализация стратегии;
6. корректировка стратегии.
Для тех предприятий, которые осознанно подходят к планированию своей инновационной деятельности, всегда можно найти какие-то характерные стратегии.
Условия успешного осуществления инноваций:
1. достаточные инвестиции;
2. создание на предприятии инновационного климата. Такой климат формируется за счет благожелательного отношения к инновациям со стороны внешнего руководства, а также за счет привлечения к работе над инновациями высококвалифицированных специалистов;
3. прогрессивный инновационный менеджмент;
4. постоянное обучение персонала активному участию в инновационной деятельности;
5. маркетинг инноваций.
Источники инвестиций для инновационной деятельности:
1. Нераспределенная прибыль предприятия. Можно прибыль (всю или частично) направить на финансирование инноваций. Активно используется в развитых странах;
2. Амортизационные отчисления (АО);
3. Акционерный капитал. Он образуется за счет дополнительной эмиссии акций предприятия, но чаще всего за счет эмиссии облигаций;
4. Сбережения населения (широко используется в развитых странах);
5. Финансовый лизинг – это комплекс имущественных отношений, складывающийся в связи с передачей дорогостоящего оборудования и имущества во временное пользование какой-либо организации (невозможен без привлечения банка). Лизингодатель освобождается от налога на прибыль, лизингополучатель также пользуется льготой, касающейся налога на имущество;
6. Коммерческое кредитование – предусматривает предоставление поставщиками оборудования своим покупателям кредита в виде отсрочки платежа, оформленной векселем;
7. Иностранные инвестиции;
8. Различные фонды, кредитные институты (финансовые учреждения, занимающиеся инвестированием).
Венчурный фонд обладает некоторым рисковым капиталом (который может быть очень быстро утерян, если инновация не будет успешно завершена).
Понятие появилось более 50 лет назад в США и Великобритании. За истекшие 50 с лишнем лет накоплен большой опыт рискового финансирования инвестиционных проектов.
Практика показала, что в среднем из 10 проектов, которые финансируются венчурным фондом, 5 прогорают. В оставшихся 5 еще 4 проекта уходят в 0 (не дают прибыли). И только 1 из 10 инвестиционных проектов оказывается прибыльным, но уровень прибыли таков, что он многократно превышает затраты венчурного фонда на финансирование 9 из 10 проектов.
Есть два вида венчурных фондов:
- маленькие государственные;
- маленькие внутри крупных предприятий.
Источников инвестирования инвестиционной деятельности много, но каждый из них достаточно слаб, поэтому средств на инновации не хватает.
Виды инновационных предприятий
Основная часть инноваций создается в развитых странах в технопарках и технополисах.