Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 10:50, курс лекций

Описание работы

Система управления инновационным процессом в развитых странах. Основные инновационные мероприятия. Основные направления инновационной политики государства. Теория длинных волн Кондратьева. Результаты научно-технического прогнозирования. Идентификация и расчет инновационных рисков. Научно-техническое прогнозирование. Инновационные стратегии. Процесс разработки инновационной стратегии. Виды инновационных предприятий.

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций для студентов очно-заочной формы обучения.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Технопарк – это организационная форма совместного функционирования разработчиков новейших технологий с рисковыми фирмами.

Инкубатор технологий – это малое предприятие, связанное с университетом, технопарком и большими инновационными предприятиями.

Задачей инкубатора является оказание различных видов помощи новым инновационным фирмам в процессе их выживания на ранней стадии развития.

Такой инкубатор обслуживает малые инновационные предприятия путем предоставления услуг:

-   юридическая помощь;

-   предоставление профильной информации;

-   помощь в оформлении заявочных материалов на получение патентов и других охранных документов.

Они не оказывают финансовую помощь.

Инженерный центр – это учреждение, созданное на базе крупного университета при финансовой поддержке правительства для стимулирования развития новейших технологий.

Одной из задач таких центров является подготовка нового поколения специалистов–инноваторов с техническим или естественно-научным образованием, обладающих высокой квалификацией, широким кругозором, стремлением к новому.

Технопарк – это ряд малых предприятий различного профиля.

Технополис – это наиболее продвинутая форма интеграции производства и инновационной деятельности. Включает большую группу предприятий с инновационным уклоном двух - трех отраслей, учебное заведение и жилую зону. Все это создается специально для производства инноваций.

У нас такие технополисы называются наукоградами.

Получили статус наукоградов:

      Дубна;

      Жуковский;

      Реутов;

      Королев;

      Мичуринск;

      Петергоф;

      Обнинск;

      Троицк;

      Фрязино;

      Черноголовка.

 

Инновационный кластер (это явление, которое представлено во многих регионах нашей страны) – это группа предприятий, расположенных близко одно к другому и проявляющих инновационную активность (г. Томск).

                                                                        

Объекты интеллектуальной собственности

Первый вид промышленной собственности, который является самым важным – это изобретение.

Изобретения – это прежде всего технические устройства. Патент на него выдается на 20 лет

Объектами изобретений являются:

- устройства (которые являются материальными объектами);

- способы (которые фактически являются документацией).

Промышленный образец – это дизайн какого-либо изделия. Патент на промышленный образец выдается на 10 лет.

Товарный знак  — графическое или буквенное изображение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Товарный знак никто не вправе использовать без согласования с фирмой, которая им обладает.

Знаки обслуживания – это тот же товарный знак, который говорит об обслуживании (обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц).

Наименование места происхождения товара (Гжель, Ессентуки).

Фирменное наименование (например, КАМАЗ) является средством индивидуализации не товаров, а производителей товаров.

Правовая  охрана

Объекты авторского права – это прежде всего произведения литературы, изобразительного искусства, музыкальные произведения.

Момент публичного представления считается датой приоритета (момент публичного первого исполнения).

Топология интегральных микросхем (применяется в микроэлектронике) – это зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральных микросхем и связей между ними (современные интегральные микросхемы настолько малы, что видны только под микроскопом).

Отчет приоритета ведется от даты первого коммерческого использования.

НОУ-ХАУ – это промышленные секреты (коммерческие, финансовые, технологические) (набор достижений, каждое из которых запатентовано как изобретение).

Для объектов промышленной собственности необходимо сохранять тайну до даты заявки, а для объектов авторского права это не обязательно.

 

 

Трансфер инноваций

Трансфер – это передача инноваций.

Формы передачи инноваций:

1.      продажа лицензий (коммерческий трансфер технологий).

Лицензиар – тот, кто обладает лицензией, лицензиат – тот, кто покупает лицензию.

Лицензированная технология является товаром лишь в том случае, когда она снабжена комплектом технической документации, по которой ее можно воспроизвести с заданным уровнем выхода готового изделия и сертифицировать.

2.      передача НОУ-ХАУ, в отличие от передачи изобретения по лицензионному договору, носит необратимый характер.

3.      инжиниринг – совокупность проектных и практических работ инженерно-технического характера, необходимых для осуществления проектов (технические работы, услуги, консультации).

4.      промышленная кооперация.

Для успешного выпуска какого-то нового продукта иногда осуществляется кооперация ряда предприятий. Они производят интенсивный технологический обмен, продают друг другу основные виды технологий. Обмен нужен для ускорения выпуска продукции. Заключается договор о производственной кооперации. Общая задача для этих кооперированных предприятий – захват новых рынков при одновременном уменьшении производственных издержек.

5.      совместные предприятия.

Нередко в одно совместное предприятие объединяются несколько фирм, расположенных даже в разных странах. Цель у них та же, что и в п. 4. Они тоже занимаются передачей технологий друг другу. Вопросы по передаче решаются контрактом на передачу технологий в соответствующей форме. Передаваемая технология и знания по управлению маркетингом рассматриваются как вклад одной из сторон в уставный капитал совместного предприятия.

6.      техническая помощь.

Подписывается соглашение о предоставлении технической помощи одним предприятием другому (или самостоятельное, или как раздел в общем соглашении по передачи технологий: обучение персонала, предоставление консультаций по изготовлению и т.д.).

7.      франчайзинг (франшиза) – это передача или переуступка на коммерческих условиях разрешения предоставлять услуги в некоторой области точно таким же способом, каким это делал продавец франшизы

Получатель (франчайзи) франшизы должен продавать товары  и оказывать услуги, качество которых не ниже, чем товары или услуги у предприятия, предоставляющего (франчайзер) франшизу.

Франчайзер контролирует деятельность франчайзи и оказывает помощь в овладении технологиями и внедрении методов управления.

Получатель франшизы должен передать франчайзеру определенную сумму за право реализации франшизы в течение 6 месяцев с начала коммерческих операций.

8.      лизинг или финансовая аренда.

Арендатор получает в аренду транспортное средство или какое-то оборудование на определенный срок. Арендодателем является предприятие, которое производит это оборудование. Когда срок лизинга или аренды заканчивается, арендатор возвращает оборудование в хорошем состоянии либо приобретает его в собственность по остаточной стоимости.

Банк выдает кредит тому, кто берет оборудование в лизинг.

 

Виды лицензий:

1.      простая или неисключительная лицензия – это лицензия, по которой продавец передает покупателю право на производство и сбыт продукции на рынках, указанных в соглашении, оставляя за собой право выхода на те же рынки и продажи другому лицу (лицензиату) права выхода на этот рынок. Простые лицензии продаются на товары массового спроса.

2.      исключительная лицензия – это лицензия, по которой лицензиар разрешает лицензиату использовать предмет соглашения в объёме, обусловленном соглашением на определенный срок, отказываясь от права продажи лицензии третьим лицом и права самому использовать объект соглашения в тех же границах, что и лицензиат. В этом случае лицензиар оставляет за собой право самому использовать предмет соглашения и продавать простые и исключительные лицензии на другой территории.

3.      полная лицензия – позволяет передать лицензиату все права без территориальных ограничений. При этом продавец лишается прав на производство и продажу предмета лицензии на другую территорию.

 

Контрафакция – нарушение прав на объект интеллектуальной собственности. За нее предусмотрена гражданско-правовая ответственность. Но иногда наступает и уголовная ответственность.

 

Управление интеллектуальной собственностью (ИС) на предприятии

Задачи по управлению интеллектуальной собственностью:

1.      способствовать сохранению и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, создаваемых на предприятии;

2.      формулировать правила экономических и правовых отношений по поводу интеллектуальной собственности;

3.      фиксировать внимание персонала на том, что интеллектуальная собственность принадлежит предприятию как единому хозяйственному комплексу, а не его отдельным подразделениям или работникам;

4.      обеспечивать интересы предприятия в отношении объектов интеллектуальной собственности в договорах с третьими лицами;

5.      обеспечивать патентную чистоту проектов и изделий, т.е. не применять в своих проектах чужих объектов интеллектуальной собственности;

6.      обеспечивать сохранение коммерческой тайны и другой конфиденциальной информации;

7.      пресекать недобросовестную конкуренцию со стороны третьих лиц.

 

Организация и регламентация создания, правовой охраны и использования интеллектуальной собственности на предприятии:

1.    формирование группы управления интеллектуальной собственностью;

2.    создание патентной службы;

3.    утверждение нормативных документов в этой сфере деятельности (положения, инструкции, стандарты);

4.    инвентаризировать все объекты интеллектуальной собственности;

5.    оснастить патентную службу средствами связи и компьютерной техникой для обеспечения возможности проведения патентного поиска с использованием международных баз данных.

 

Для успешной работы с объектами интеллектуальной собственности на предприятии необходимо иметь следующие стандарты: 

1.      порядок проведения патентных исследований;

2.      порядок оформления заявок на любые объекты интеллектуальной собственности;

3.      положение о коммерческой тайне.

 

Инновационный проект

Инновационный проект является основным инструментом достижения целей инновационного развития.

Проект – это, с одной стороны, процесс разработки инновации, с другой стороны, итоговый комплект документов по той же инновации.

Инновационный проект всегда является инвестиционным, т.к. в него вкладывают деньги, и он должен быть прибыльным.

 

Проект – это процесс, который включает следующие стадии:

1.      разработка концепции (основной замысел);

2.      планирование;

3.      реализация.

 

Инвестиционный цикл включает 3 фазы:

1.      предынвестиционная;

2.      инвестиционная;

3.      эксплуатационная.

 

На первой фазе происходит предпроектный анализ инвестиционных возможностей, установление целевых показателей проекта и, наконец, технико-экономическое обоснование проекта.

 

На второй фазе:

1.      разработать проектную документацию (конструкторская, технологическая, ремонтная и т.д.);

2.      провести изготовление опытного образца;

3.      произвести всестороннюю экспертизу организациями, не связанными с разработчиками;

4.      проект должен быть утвержден заказчиками.

Экспертиза проводится не только для того, чтобы подтвердить работоспособность, но и экологичность.

 

Третья фаза включает:

1.      предпроизводственную фазу (заготовить материалы, выпустить достаточное количество комплектов чертежей);

2.      производственную часть;

3.      послепроизводственную деятельность.

 

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов:

1.      Метод оценки по множеству критериев (критерии объединяются в группы).

Группы критериев:

      рыночные критерии (штучная цена изделия, ожидаемый объём продаж, конкурентоспособность продукта, возможность экспорта, готовность к продвижению товара (каналы сбыта));

Информация о работе Инновационный менеджмент