Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:47, научная работа
Объектом исследования является структура и инструменты инновационного менеджмента.
Предметом исследования служит инновационный менеджмент.
Цель исследования – оценка и анализ современных инновационных
процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики, а также, выяснить, каким образом можно реализовать обеспечение прогрессивных изменений в деятельности предприятий и организаций.
В работе 1925 г. Н.Д. Кондратьев вновь обращается к хронологическим рамкам больших циклов и определяет их более осторожно:
первый цикл - повышательная волна с конца 80-х - начала 90-х годов до 1810-1817 гг., понижательная - до 1844-1851 гг.;
второй цикл - повышательная волна до 1870-1875 гг,, понижательная - до 1890-1896;
третий цикл - повышательная волна до 1914-1920 гг., вслед за чем начинается понижательная волна большого цикла.
Н.Д. Кондратьев
отмечает, что большие циклы по-разному
отражаются на динамике различных показателей
и синхронизируются в ведущих
странах: "Установленные выше большие
циклы важнейших элементов
Н.Д. Кондратьев исследовал механизм взаимовлияния больших и средних циклов конъюнктуры: "Большие циклы экономической конъюнктуры выявляются в том же едином процессе динамики экономического развития, в котором выявляются и средние циклы с их фазами подъема, кризиса и депрессии. Средние циклы поэтому как бы нанизываются на волны больших циклов. Средние циклы, приходящиеся на понижательный период большого цикла, должны характеризоваться особой длительностью и глубиной депрессии, краткостью и слабостью подъемов. Отсюда сделан вывод, что после кризиса 1920 г. мир вступил u понижательную волну большого цикла, наблюдается длительное депрессивное состояние мирового хозяйства, подъемы конъюнктуры имеют неустойчивый характер. Этот вывод подтвердился экономической динамикой 20-30-х годов. Подобная тенденция наблюдалась в 60-70-х гг., с переходом к понижательной волне четвертого Кондратьевского цикла. Глубокие мировые экономические кризисы на завершающей стадии понижательной волны Кондратьевских циклов регулярно повторяются каждые 40-50 лет.
Теория больших циклов конъюнктуры, разработанная Н.Д. Кондратьевым, - это не продолжение и углубление индустриальной парадигмы обществоведения, а принципиально новый подход, поворот в динамике научного познания, открывающий новые горизонты в познании закономерноцикличной динамики общества, краеугольный камень в фундаменте постиндустриальной парадигмы, время достройки и развертывания которой пришло в конце XX - начале XXI вв. как непременного элемента современной великой научной революции, становления новой картины циклично-генетически развивающегося мира.
1.4
Нововведения - это результат планируемой
и скоординированной
Таким образом, нововведение характеризуют
следующие аспекты:
· нововведение является результатом
планируемой творческой деятельности
людей, направленной на совершенствование
существующей системы;
· нововведение считается новшество, реализованное
на практике.
|
Условные обозначения:
НП – новшества покупные; НПН – новшества
покупные для накопления; НПП – то же на
продажу; НПИ – то же в инновации; НСИ –
новшества собственного производства
(разработки), реализуемые в инновациях;
НСП – то же на продажу; НСН – то же для
накопления; ИПН – инновации покупных
новшеств; ИСН – инновации собственных
новшеств; ОП – основная продукция фирмы.
Активная инновационная
Действительная новизна
1.5
Инновации
и инновационная деятельность традиционно
представляются как направление
научно-технического прогресса (высокотехнологичной
его составляющей) и как процесс,
связанный с внедрением результатов
научных исследований и разработок
в практику. Однако смысл и содержание
понятия "инновация" более широк.
Сфера инноваций всеобъемлюща, она
не только охватывает практическое использование
научно-технических разработок и
изобретений, но и включает перемены
в продукте, процессах, маркетинге,
организации. Инновация выступает
в качестве явного фактора перемены,
как результат деятельности, воплощенный
в новый или
Термин "инновация", в современном его понимании, первым стал применять Й. Шумпетер, который подчеркивал, что инновация - это существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении и коммерциализации всех новых комбинаций, основанных на использовании новых материалов и компонентов, внедрении новых процессов, открытии новых рынков, внедрении новых организационных форм.
Факторы,
определяющие инновационное развитие:
- рыночная конъюнктура и конкуренция
(как на внутреннем, так и внешних рынках);
- среда (уровень развития науки и техники,
законодательная и нормативная база, политическая
и экономическая стабильность);
- кадры (ученые, специалисты, предприниматели,
менеджеры, политические деятели, государственные
служащие);
- ресурсы (природные, производственные,
финансовые, научно-технические, технологические,
инфраструктура).
Побудителями
инноваций являются постоянные изменения,
происходящие в различных сферах
человеческой деятельности. В каждой
из них целями нововведений являются
внедрение новых процессов или
продуктов, которые направлены на обеспечение
устойчивого и долгосрочного
экономического роста. К ним относятся:
- усовершенствование или создание новых
материалов, оборудования, технологических
процессов, продуктов, услуг и методов,
коренным образом изменяющих или существенно
улучшающих эффективность экономики;
- изменения в социальной структуре для
повышения социального статуса личности
и достижения оптимального соотношения
личных и общественных интересов;
- модификации сложившейся системы управления,
позволяющие улучшать деятельность предприятий
и организаций и способствующие адаптации
к меняющимся условиям.
Все нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны друг с другом, и чтобы внедрить нововведение в какой-либо из этих сфер, практически всегда необходимо осуществить соответствующие изменения и в других. Это объясняется тем, что в подавляющем большинстве инновации базируются на одновременном целенаправленном сочетании и использовании самых различных видов знания ради получения новых областей его экономического применения.
Новшество
в виде новых знаний, подходов, приемов
приобретает новое качество и
превращается в инновацию (нововведение)
с момента его внедрения и
начала распространения. Инновация - конечный
результат внедрения новшества
в целях получения
1.6
Появление
теории инноватики обусловлено всем ходом
исторического развития общественного
производства, особенно в период его индустриализации.
Спорадически сменяющиеся фазы оживления
производства, затем бурного его подъема,
наступление кризиса перепроизводства,
переходящего в стадию депрессии, стали
восприниматься как некие закономерности
функционирования капитала и некоторое
свойство, присущее экономике машинного
производства. В свою очередь государственно-
Исследовав
обширный статистический материал, связанный
с цикличностью чередования сменяющихся
фаз в промышленном производстве,
русский экономист Н.Д. Кондратьев
установил в 1925 г. существование
длинных волн, или больших циклов
конъюнктуры. В результате этого
исследования было определено, что
в основе длинных волн (или циклов)
протяженностью в 40 – 60 лет находится
смена пассивной части
В теории и методологии инноватики, предложенной австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.
В тесной взаимосвязи со сменой фаз в жизненном цикле технологического уклада принято различать в современной концепции инноватики нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в недрах экономики предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений – продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако, его медленное развитие на определенном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных компаний, которые первыми применили нововведения-продукты. Они успешно развиваются, добиваясь высокой прибыли, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной собственности.
Однако монопольное положение на товарном рынке может неожиданно закончится из-за конкуренции других товаропроизводителей, которые будут пытаться произвести более совершенное нововведение-продукт. Поэтому организация-монополист, в период стабилизации производства нового продукта, не дожидаясь, пока появятся конкуренты, своевременно приступает к продаже лицензий на технологию производства своих изделий. В результате происходит распространение нововведений-процессов, сопровождаемое массовым перераспределением капиталов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве.
В свою очередь организация, которая продала лицензию, получает в итоге дополнительные средства для проведения инновационной деятельности по созданию новой и более конкурентоспособной продукции. Отсюда берет начало очередной деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве (очередная средняя волна, по Н. Д. Кондратьеву.).
Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров многими, часто непредсказуемыми причинами. Однако, наиболее часто Конъюнктурные изменения определяются таким фактором, как модернизация выпускаемой продукции со стороны отдельных предприятий. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, преодолевает жизненный цикл продукции как инновации.
В российской экономике по ряду объективных причин еще не полностью использован потенциал третьего и четвертого технологических укладов. Одновременно были созданы наукоемкие производства пятого технологического уклада.
В современной концепции теории инноватики принято выделять также такие понятия, как жизненный цикл продукции и жизненный цикл технологии производства. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций. На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства нового продукта. Так первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазу жизненного цикла продукции. Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства и продаж.
Информация о работе Инновационный менеджмент: возникновение, становление и его основные черты