Инновационный менеджмент: возникновение, становление и его основные черты

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:47, научная работа

Описание работы

Объектом исследования является структура и инструменты инновационного менеджмента.
Предметом исследования служит инновационный менеджмент.
Цель исследования – оценка и анализ современных инновационных
процессов, подробное рассмотрение механизма взаимовлияния нововведения и экономики, а также, выяснить, каким образом можно реализовать обеспечение прогрессивных изменений в деятельности предприятий и организаций.

Работа содержит 1 файл

итм.docx

— 82.60 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Министерство  Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ФГОУ ВПО «Академия  Гражданской защиты МЧС России»

 

Кафедра экономики, финансов и менеджмента

 

Дисциплина: инновационно-технологический менеджмент

 

 

 

 

Научно-исследовательская 

работа

Тема:  Инновационный менеджмент: возникновение, становление и его основные черты. Прогнозирование в Инновационном менеджменте.


Выполнила:                               

Студентка 4021 учебной группы

ГМУ  Шевченко Юлия

Проверил:

Профессор кафедры, Москвитин Г.И.


                                           

                      Новогорск – 2011


Введение.

В настоящее  время формируется модель "устойчивого  развития", целью которого является удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей, без  лишения такой возможности будущих  поколений.

Экономическое и социальное развитие стран мира в XXI веке находится и будет находиться под влиянием процессов глобализации. Эти процессы связаны с созданием региональных экономических объединений, усилением значений транснациональных корпораций и отрывом сферы финансов от реального сектора экономики. Развитые страны мира формируют общие правила торговли, устанавливают свои стандарты и условия оказания экономической помощи другим странам. С глобализацией связаны как позитивные перспективы развития, так и угрозы для значительной части человечества.

Основной  задачей инновационного менеджмента  в этих условиях является обеспечение  прогрессивных изменений в деятельности предприятий и организаций. Перемены на предприятиях являются средством, позволяющим  приспособиться к изменяющейся внешней  среде и сохранить свою конкурентоспособность.

Актуальность темы исследования заключается в необходимости существования в современном мире инновационного менеджмента. Развитие рыночных отношений значительно повлияло на темпы и характер научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектно-изыскательских работ, на разработку и внедрение нововведений (инноваций), как основы экономического роста, повышения конкурентоспособности организаций и экономики в целом.

Объектом исследования является структура и инструменты инновационного менеджмента.

Предметом исследования служит инновационный менеджмент.

Цель исследования – оценка и анализ современных инновационных

процессов, подробное рассмотрение  механизма  взаимовлияния  нововведения  и  экономики, а также, выяснить, каким  образом можно реализовать обеспечение  прогрессивных изменений в деятельности предприятий и организаций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • понять и раскрыть сущность  инновационного менеджмента;
  • определить общие положения и его основные черты;
  • исследовать механизм.

Теоретической и  методологической основой исследования послужили  следующие методы:

обследования  и сбора данных (интервьюирование, беседа, анализ и изучение документов, активное наблюдение в течение рабочего дня); формирования и обоснования решений (аналогий, организационного моделирования, сравнений, экспертно-аналитический); внедрения, реализации решений (расчетный, сравнения).

Новизна исследования заключается в том, чтобы не только изучить основы инновационного менеджмента, но и научится применять их в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Инноватика - область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности.

Под проектом понимается процесс целенаправленного  изменения или создания новой  технической или социально-экономической  системы.

Инновационный проект представляет собой сложную  систему взаимообусловленных и  взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники. Инновационный  проект направлен на разработку и  коммерциализацию конкретной инновации.

Целью создания инновационного проекта является создание материального или творческого  продукта. Ответственность за управление инновационного проекта возлагается  на менеджера проекта.

Общие характеристики проекта (Мейлор, 1996):

- они являются  целевыми;

- имеют четкое  начало и конец;

-есть определенные  ограничения, которые лимитируют  и определяют процесс;

-достигнутые  результаты могут быть измерены  с помощью согласованных показателей.  

Таким образом, инноватика предстает перед нами как научная составляющая инновационного проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Само  понятие «инновация» – впервые  появилось в исследованиях

культурологов в XIX веке и означало введение некоторых  элементов одной

культуры  в другую. Это его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале XX века сформировалась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Наука о нововведениях – инноватика –возникла, как отражение обострившейся потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг, идей.

Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и

социальные  закономерности создания и распространения  научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой отрасли расширились  и стали охватывать социальные новшества, и, прежде всего, нововведения в организациях и на предприятиях. Инноватика складывалась как междисциплинарная область исследований на стыке философии, психологии, социологии, теории управления, экономики и культурологии. К 70-м годам наука о нововведениях стала сложной, разветвленной отраслью.

Слово «инновация»  – имеет латинское происхождение. В переводе оно

означает  – обновление, изменение, ввод чего-то нового, введение

новизны.

Понятие «нововведение» (инновация) определяется и как новшество, и как процесс  введения этого новшества в практику.

В настоящее  время в научной литературе сложилась  следующая схема

членения  инновационного процесса на этапы:

1.     Этап – рождения новой идеи  и возникновения концепции

новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как  правило, фундаментальных и прикладных научных исследований (или мгновенного  «озарения»).

2.     Этап – изобретения, т.е. создания  новшества, воплощенного в

какой-либо объект, материальный или духовный продукт – образец.

3.     Этап – нововведения, на котором  находит практическое

применение полученное новшество, его доработка; завершается этот этап

получением  устойчивого эффекта от новшества.

После этого  начинается самостоятельное существование  новшества. В фазе

использования новшества выделяются дальнейшие этапы:

4.     Этап – распространения новшества,  заключающийся в его широком

внедрении, диффузии (распространения) новшества в новые сферы.

5.     Этап – господства новшества  в конкретной области, когда

собственно  новшество перестает быть таковым, теряя свою новизну. Завершается  этот этап появлением эффективной альтернативы или замены данного новшества  более

эффективным.

6.     Этап – сокращения масштабов  применения новшества, связанный  с

заменой его  новым продуктом.

Приведенная выше линейная структура последовательно  сменяющих друг друга этапов инновационного процесса представляет собой упрощенную схему реального его развертывания. Конкретный инновационный процесс  не обязательно должен включать все  рассмотренные этапы в их строгой  последовательности и неразрывности. Указанные этапы могут иметь  различную продолжительность.

Все многообразие инновационных процессов авторы концепции нововведение (Лапин, Пригожин, Сазонов, Толстой) относят к двум наиболее значимым формам:

1)     Простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем,

что новшество  создается лишь в той организации, в которой его производство было

впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование

предпосылок нововведения – потребности в  нем, научное открытие,

создание  новшества, включая первое его освоение, распространение 

новшества среди  пользователей, использование или  потребление новшества.

2)     Расширенное воспроизводство новшества характеризующееся тем,

что процесс  изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле  между созданием новшества и  его распределением между пользователями добавляется стадия распространения  методов производства новшества  и форм его использования; широкое  производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве.

Полный  жизненный цикл нововведений включает пять стадий: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение, финиш или кризис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3

Н.Д. Кондратьев вводит понятие больших циклов конъюнктуры  как экономической категории, раскрывает ее содержание и взаимосвязь с "малыми" (среднесрочными) циклами. Ученый устремляет свое внимание к "научной нише" - долгосрочным периодическим колебаниям конъюнктуры: "Есть основания думать, что существуют также большие  циклы динамики капиталистического хозяйства - со средней продолжительностью около 50 лет". Как добросовестный исследователь, он проверяет эту  гипотезу статистически на основе изучения долгосрочной динамики основных параметров экономической конъюнктуры - среднего уровня товарных цен; процента на капитал; заработной платы; оборота внешней  торговли; добычи и потребления угля; производства чугуна и свинца. Н.Д. Кондратьев признает не всегда достаточную сопоставимость этих данных и ограниченность периода  наблюдения (с конца XVIII в.). Тем не менее, уже в книге 1922 г. четко  формулируются представления о  больших циклах, обнимающих около 50 лет: с 1789 г. по 1849 г. (с пиком в 1809 г.); с 1849 г. по 1896 г. (с повышательной волной до 1893 г.); "с 1896 г. мировое хозяйство  вступило в новый блестящий период повышательных конъюнктур большого цикла"  - вплоть до кризиса 1920 г., вслед за чем начинается понижательная волна большого цикла. Тогда же Н.Д. Кондратьев сформулировал прогноз: "Подъемы малых циклов наступающего периода будут лишены той интенсивности, какой они обладают в период повышательной волны большого цикла. Наоборот, кризисы наступающего периода обещают быть более резкими, а депрессии малых циклов более длительными".

Н.Д. Кондратьев оспаривает позицию Л.Д. Троцкого, отрицавшего  большие циклы конъюнктуры как  обусловленные внешними факторами  экономического развития, и показывает, что большие циклы, как и малые, вызваны внутренней динамикой капиталистических  сил.

Следует отметить два момента, которые отсутствуют в других работах    Н.Д. Кондратьева по большим циклам конъюнктуры.

Во-первых, эти циклы увязываются с "подготовкой  новых кадров квалифицированного труда". Действительно, широкое распространение  поколений техники нового технологического уклада, лежащего в основе Кондратьевских циклов, радикальные изменения в условиях и организации производства требуют нового уровня квалификации труда и приводят к перевороту, революции в образовании. Взаимосвязь научно-технических, экономических и образовательных циклах раскрыта уже в наши дни.

Во-вторых, исследована динамика земельной  ренты (в том числе мировой  сельскохозяйственной и транспортной ренты) на разных фазах большого цикла. Период повышательной волны второго  цикла сопровождался повышением товарных цен и увеличением ренты: "Высокая расценка продуктов сельского  хозяйства на мировом рынке и  низкая стоимость производства их в  странах интенсивного земледелия при  удешевлении стоимости перевозки  обеспечивали этим странам высокую  дифференциальную ренту и толкали их на путь стремительного роста сельскохозяйственного производства и экспорта".

Информация о работе Инновационный менеджмент: возникновение, становление и его основные черты