Инновационный менеджмент в компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Содержание

1. Цели, сущность, функции инновационного менеджмента. Государственная поддержка инновационной деятельности.
1.1 «Понятия» и «инновационный менеджмент»……………………………4стр.
1.2 Сущность инновационного менеджмента………………………………..6стр.
1.3 Функции инновационного менеджмента…………………………………7стр.
1.4 Государственная поддержка инновационной
деятельности предприятия………………………………………………10стр.

2. Разработка и внедрение нового продукта. Инновационный цикл. Инновационный проект. Организационные формы инновационного менеджмента.
2.1 Разработка и внедрение новой продукции…………………………...15стр.
2.2 Процесс продвижения новой продукции……………………………..16стр
2.3 Организационные формы инновационного менеджмента. Системы
управления процессом инноваций…………………………………….19стр.
3. Инновационный менеджмент в компании «ЗМ».
3.1 История создания компании……………………………………………25стр.
3.2Инновационная стратегия роста «ЗМ»…………………………………26стр.
Заключение………………………………………………………………………29стр.
Библиографический список……………………………………………………30стр.

Работа содержит 1 файл

кузнецова кр менеджмент.doc

— 196.50 Кб (Скачать)
 

Выделим функции объекта  управления:

К функциям объекта управления относятся:

  • рисковое вложение капитала;
  • организация инновационного процесса;
  • организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала проявляется  в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

Рынок инноваций.

В условиях рынка как системы экономических  отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется  спрос, предложение и цена, основными  компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и  нововведения. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции - рынок капитала, нововведения (инновации) – рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три основных компонента и образуют сферу инновационной деятельности.2

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат – продукт интеллектуальной деятельности, на которые распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с  действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

      Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, новаторы.

Рис 2. Сфера инновационной деятельности. 
 

       

       

       

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен.

Ранее говорилось, что от новшества до нововведения осуществляется процесс с затратами времени и ресурсов. Рынок чистой конкуренции выступает в этом процессе с двойственных позиций. С одной стороны, фирмы в конкурентной борьбе вынуждены повышать технический уровень производства. А с другой, рынок безжалостно отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций. Конкуренция не столько стимулирует, сколько буквально заставляет организации идти на рынок новшеств или участвовать в его формировании. Определяющим условием участия на рынке новшеств является объем инвестиций, как в сферу научно-технической деятельности, так и в процесс преобразования новшества в нововведения.

Пример. Японские конкуренты очень внимательно изучают друг друга. Компании активно инвестируют в крупномасштабные производства, часто все вместе и одновременно. Лидеры в отрасли постоянно меняются. За короткий период времени ведущие фирмы на рынке факсимильной аппаратуры менялись три раза, фотоаппаратов – два. Погоня за модным товаром является основной причиной изменения на национальном рынке, так как японские потребители стремятся поспеть за новейшими и более престижными моделями. Успех одной компании вызывает энергичные ответные меры со стороны конкурентов.

Рынок капитала (инвестиций). В качестве основного ограничения удовлетворения потребностей любого субъекта хозяйствования выступает капитал во всех его видах (ссудный, оборотный, венчурный и др.).

 В  инновационной сфере определяющую  роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так как инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более.  

       1.4. Государственная  поддержка инновационной  деятельности.

   В целях государственной поддержки  важнейших инновационных проектов  по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции в 1995г. был создан Федеральный фонд производственных инноваций в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.08.1995г. №827 «О Федеральном фонде производственных инноваций». 3

 Федеральный  фонд производственных инноваций  – государственная некоммерческая  организация. Основными задачами  фонда являются:

  • содействие государственной структурной, научно-технической и промышленной политике на основе поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса;
  • участие в разработке, в проведении экспертизы и конкурсного отбора и в реализации инновационных проектов, направленных на структурную перестройку экономики и подлежащих реализации при поддержке данного фонда;
  • поддержка инновационной деятельности, подготовки и освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий путем финансирования строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов, создания уникальных научно-исследовательских и испытательных установок;
  • содействие строительству и реконструкции наукоемких производств.

  При  Правительстве РФ действует Правительственная  комиссия по научно-инновационной политике В 1999 г. были созданы федеральные центры науки и высоких технологий в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.1999г. №651 «О формировании федеральных центров науки и высоких технологий».4 Статус федерального центра науки и высоких технологий присваивается научным хозяйствующим субъектам (организациям), осуществляющим научно-техническое обеспечение решения важнейших проблем развития высокотехнологических отраслей реального сектора экономики. Статус присваивается Правительством РФ по представлениям Правительственной комиссии по инновационной политике. Присвоение данного статуса означает предоставление научным организациям государственного обеспечения их научно-технологической и образовательной деятельности при условии выполнения центром обязательств по выполнению конкретных задач.

  Так  же установлены следующие направления  инновационной политики государства.

1. Разработка  и усовершенствование нормативно-правового  обеспечения инновационной деятельности, механизма ее стимулирования, системы институционных преобразований, защиты интеллектуальной собственности в инновационной сфере и введение ее в хозяйственный оборот.

2. Создание  системы комплексной поддержки  инновационной деятельности, развития  производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции. В процессе активизации инновационной деятельности необходимо участие не только органов государственного управления, коммерческих структур, финансовых учреждений, но и общественных организаций как на федеральном, так и на региональном уровнях.

3. Развитие  инфраструктуры инновационного  процесса, включая систему информационного  обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему,  производственно-технологическую поддержку,  систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров. Практика показывает, что причиной отставания является не низкий потенциал отечественных исследований и разработок, а слабая инфраструктура инновационной деятельности, отсутствие мотиваций товаропроизводителей к реализации новшества как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала отечественной прикладной науки и техники.

4. Развитие  малого инновационного предпринимательства  путем формирования благоприятных  условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологических организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности.

5. Совершенствование  конкурсной системы отбора инновационных  проектов и программ. Реализация в отраслях экономики относительно небольших и быстро окупаемых инновационных проектов с участием частных инвесторов при поддержке государства позволит поддержать наиболее перспективные производства и организации, усилить приток в них частных инвестиций.

6. Реализация критических технологий, приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Ключевой задачей формирования и реализации инновационной политики является выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к новому технологическому укладу.

7. Использование  технологий двойного назначения. Такие технологии могут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

  К формам государственной  поддержки научной  и инновационной  деятельности можно  отнести следующее:

  • прямое финансирование;
  • предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;
  • создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
  • отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
  • реализация права на ускоренную амортизацию оборудования;
  • создание сети технополисов, технопарков и т. п. 5

Основными направлениями государственной  поддержки инновационной  политики являются следующие:

а) содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

б) ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

в) сочетание  государственного регулирования инновационной  деятельности с эффективным функционированием  конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

г) содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

В России уже введен ряд льгот по инновационной  деятельности малых предприятий. В частности, исключается из налогообложения прибыль, направленная на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий. Освобождены от НДС лизинговые платежи малых предприятий, действует упрощенный порядок налогообложения. Малым предприятиям разрешено списывать в первый год эксплуатации до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет в качестве амортизационных отчислений. Созданы специализированные государственные органы – Госкомитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, а также Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, главной функцией которого является финансовое обеспечение соответствующих мероприятий, предоставление государственных гарантий под кредиты коммерческих банков и других финансовых структур малых предприятий. Правительством РФ утверждена Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства, включающая разработку подпрограммы развития и реконструкции малых предприятий, осваивающих новые технологии. К государственной поддержке инновационной деятельности можно также отнести финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. Эффективность инновационных процессов повышается при использовании механизмов конкурсности в распределении бюджетных средств. В условиях ограниченных возможностей бюджетного финансирования инноваций возросла необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственных средств организаций, частных инвестиций и т.д.) то есть внебюджетных средств.

Информация о работе Инновационный менеджмент в компании