Инновационный менеджмент в компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

Содержание

1. Цели, сущность, функции инновационного менеджмента. Государственная поддержка инновационной деятельности.
1.1 «Понятия» и «инновационный менеджмент»……………………………4стр.
1.2 Сущность инновационного менеджмента………………………………..6стр.
1.3 Функции инновационного менеджмента…………………………………7стр.
1.4 Государственная поддержка инновационной
деятельности предприятия………………………………………………10стр.

2. Разработка и внедрение нового продукта. Инновационный цикл. Инновационный проект. Организационные формы инновационного менеджмента.
2.1 Разработка и внедрение новой продукции…………………………...15стр.
2.2 Процесс продвижения новой продукции……………………………..16стр
2.3 Организационные формы инновационного менеджмента. Системы
управления процессом инноваций…………………………………….19стр.
3. Инновационный менеджмент в компании «ЗМ».
3.1 История создания компании……………………………………………25стр.
3.2Инновационная стратегия роста «ЗМ»…………………………………26стр.
Заключение………………………………………………………………………29стр.
Библиографический список……………………………………………………30стр.

Работа содержит 1 файл

кузнецова кр менеджмент.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

             

Содержание: 

1. Цели, сущность, функции инновационного менеджмента. Государственная поддержка инновационной деятельности.

       1.1 «Понятия» и «инновационный менеджмент»……………………………4стр.

       1.2 Сущность инновационного менеджмента………………………………..6стр.

       1.3 Функции инновационного менеджмента…………………………………7стр.

       1.4 Государственная поддержка   инновационной 

             деятельности предприятия………………………………………………10стр.

     

2. Разработка и внедрение  нового  продукта.  Инновационный  цикл. Инновационный проект. Организационные формы инновационного менеджмента.

        2.1 Разработка и внедрение новой продукции…………………………...15стр.

        2.2 Процесс продвижения новой  продукции……………………………..16стр

        2.3 Организационные формы инновационного менеджмента. Системы      

              управления процессом инноваций…………………………………….19стр. 

3. Инновационный менеджмент  в компании «ЗМ».

       3.1 История создания компании……………………………………………25стр.

       3.2Инновационная стратегия роста  «ЗМ»…………………………………26стр. 

Заключение………………………………………………………………………29стр.

Библиографический список……………………………………………………30стр. 
 
 
 
 

       . 
 

Введение. 

   В научно-технической и социально-экономической  сферах наблюдаются тенденции  ускорения и развития, уплотнения  времени, увеличения количества и разнообразия изменений, характеризующих условия функционирования фирм. Управление должно поспевать за изменениями, происходящими в действительности. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике является основой экономического развития.  Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия – распространение во времени уже однажды освоенной  и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Инновационный процесс имеет циклический характер. Эти моменты необходимо учитывать при создании гибких систем организации и управления экономикой.

       Современные инновационные процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерностей  их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача – способствовать продвижению инновационного процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.

       Для рыночной экономики характерна конкуренция самостоятельных фирм, заинтересованной в  обновлении продукции, наличии рынка конкурирующих нововведений. Поэтому существует рыночный отбор нововведений, в котором участвуют инновационные менеджеры.

       Инновационные менеджеры могут действовать  в различных организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки.  

1. Цели, основные направления инновационного менеджмента. Инновационный потенциал предприятия.  Рынок инноваций.  Государственная поддержка инновационной деятельности. 

  Увеличение  оборота и рост производства  на малых и средних предприятиях  решающим образом зависят от  инноваций. Предпосылкой для выживания  этих компаний на рынке служат новые и улучшенные товары и услуги. Убыстряющиеся изменения запросов клиентов, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и возрастающие темпы ее обновления приводят к тому, что производственные программы малых и средних предприятий должны быстро перестраиваться. Инновации становятся ключевым стратегическим параметром развития любого предприятия и экономики в целом.

1.1. Понятия  "инновация"  и «инновационный  менеджмент».

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:

  • новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
  • новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
  • новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
  • измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
  • новые или улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций в практике предприятия  переплетаются между собой. В  условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и  социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

Определяющими для инноваций являются следующие  признаки:

  • они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
  • дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
  • означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
  • нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.
 

Инновационный менеджмент — это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновационный менеджмент охватывает все стратегические и оперативные задачи управления, планирования, организации и контроля инновационных процессов на предприятии. В широком смысле он должен пониматься как менеджмент, ориентированный на изменения. Такой менеджмент отличается по своей сути от процессов принятия решений в других производственных областях, поскольку инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприятия и творческих способностей работников. Как и для любой другой области менеджмента, для инновационного менеджмента  характерны четыре стадии цикла: планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.1

       Рис.1 Схема инновационного менеджмента.

         

 

             

         

         

       

         

 

На каждой  стадии цикла решаются определенные задачи.

  • Планирование – составление плана реализации стратегии.
  • Определение условий и организация – определение потребности в ресурсах для реализации различных фаз инновационного цикла, постановка задач перед сотрудниками, организация работы.
  • Исполнение – осуществление исследований и разработок, реализация плана.
  • Руководство – контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений, применения новшеств.

  Особенность современного этапа развития инновационной деятельности – образование в крупнейших фирмах единых научно-технических комплексов, объединяющих в единый процесс исследование и производство. В последнее время разрабатываются соответствующая систематика и инструментарий методов. Главным элементом этой систематики является разбивка инновационного процесса на фазы, а также использование техники повышения его эффективности. В принципе малые и средние предприятия для успешного осуществления инновационных проектов могут воспользоваться двумя альтернативами.

1. Предприятия  сами разрабатывают инновационно-технические  предпосылки и реализуют на  рынке полученные результаты. Такой  подход связан с большими и  постоянно растущими финансовыми  затратами, обусловленными научно-техническим прогрессом, и тем самым с огромными экономическими рисками. Это касается прежде всего продукции высокого технического уровня и большой сложности. Все это по силам в основном только крупным предприятиям.

2. В  рамках кооперационной стратегии малые и средние предприятия сотрудничают с другими компаниями. При этом кооперация может осуществляться на всех этапах инновационного процесса. Кооперация малых и средних предприятий в целях повышения конкурентоспособности и снижения рисков находит все более широкое применение при крупномасштабных инновациях. Сотрудничество может проходить в самых разных формах, например в форме стратегического альянса, кооперационных исследований.

1.2. Сущность инновационного  менеджмента.

  Инновация  является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.

 

Инновационный менеджмент основывается на следующих ключевых моментах:

  1. Поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации.
  2. Организация инновационного процесса для данной инновации.
  3. Процесс продвижения и реализации инновации на рынке.

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.

Тактика — это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Вообще, инновационный менеджмент можно  рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).  Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.  

1.3. Функции инновационного  менеджмента.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Различают два  типа функций менеджмента инноваций:

  • функции субъекта управления;
  • функции объекта управления.

Выделим функции субъекта  управления:

  • Функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей.
  • Функция планирования — охватывает весь комплекс мероприятий по выработке плановых заданий в инновационном процессе и по воплощению их на практике.
  • Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур.
  • Функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров.
  • Функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и отдельных специалистов.
  • Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.
  • Функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций и т.п.

Информация о работе Инновационный менеджмент в компании