Инновационный менеджмент в компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является рассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационным процессом.
В качестве задач в работе выступают следующие:
1) изучить понятия и функций инновационного менеджмента;
2) ознакомиться с современными приемами инновационного менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие и функции инновационного менеджмента
1.2. Современные приемы инновационного менеджмента
1.3. Использование инновационного менеджмента на предприятии
2. АНАЛИЗ И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
2.1. Особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях
2.2. Применение успешных подходов инновационного менеджмента для развития компании
2.3. Инновационный менеджмент в деятельности компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Инновационному менеджменту.docx

— 103.51 Кб (Скачать)

К внешним рамочным условиям относят главным образом использование  внешнего потенциала знаний в форме  технологического трансфера и консультаций. Это дает малым и средним предприятиям особые шансы более широко применять  свои весьма ограниченные по объему исследования и разработки и дефицитные кадровые ресурсы. Существует несколько форм трансферных услуг:

  • выдача и получение заказов по линии самостоятельных и независимых научно-исследовательских организаций, институтов при университетах и т.п.;
  • коллективные исследования и научно - исследовательская кооперация;
  • использование технологических банков данных и услуг государственных консультационных учреждений;
  • специальная литература.

Богатый выбор вариантов  поддержки инновационных проектов специально для малых и средних  предприятий предлагается в рамках государственных программ развития, например:

  • программы поддержки малых и средних предприятий в области технологического трансфера;
  • предоставление помощи при внешних инновационных консультациях (материального и нематериального характера);
  • косвенные мероприятия по стимулированию исследований и разработок (например, снижение налогов);
  • прямая помощь по определенным технологическим направлениям;
  • помощь при создании инновационных предприятий.

В рамках целенаправленного  инновационного менеджмента необходимо оценивать различные программы  помощи и отбирать те, которые заслуживают  внимания и могут подойти для  условий конкретного предприятия. Малые и средние предприятия  не должны смущаться, столкнувшись с  бюрократическими барьерами и большим  числом разных программ, а относиться к ним как к очередному, не очень  сложному этапу на пути к успешному  осуществлению своего инновационного проекта.

Больной вопрос для малых  и средних предприятий в рамках реализации инновационных проектов - слабость финансовой базы - может быть разрешен благодаря целевому планированию, которое находит отражение в соответствующей концепции финансирования. Такие предприятия могут воспользоваться государственной помощью или прибегнуть к формам финансирования долевого участия. Решающее значение имеет заблаговременное финансовое планирование с определением потребностей в финансовых средствах по всем фазам инновационного процесса, чтобы гарантировать их обеспечение в нужные сроки [12, с. 172].

Инновации являются результатом  творческой предпринимательской деятельности, в которой обычно участвуют многие подразделения фирмы и на которую  оказывают все большее воздействие  и внешние факторы (государственное  влияние, экологические требования, кооперация с другими институтами  и пр.). Инновации имеют свой жизненный  цикл, начинающийся с возникновения  новой идеи и завершающийся внедрением и утверждением нового продукта на рынке. В этом цикле можно выделить шесть типичных фаз с характерными для каждой видами деятельности, ситуациями принятия решений и результатами.

Фазы, как правило, следуют  одна за другой, однако не исключены  случаи некоторого параллелизма (и  тем самым пересечения) отдельных  фаз. Так, оценки и расчеты экономической  эффективности необходимо проводить  не только в фазе поиска идей, но и  в последующих фазах. Между процессом  исследований и разработок и освоением  в производстве новых решений, с  одной стороны, и внедрением продукта на рынок, с другой, происходит неоднократное  временное, а также и содержательное дублирование определенных задач [16, с. 293].

1-я фаза: стратегия предприятия  и инновации.

Стратегические решения  по инновационной деятельности могут  и должны приниматься только в  связи с решениями в области  общей стратегии предприятия  и стратегической программы производства. В то же время они предопределяют исходные условия решений относительно последующего процесса. Стратегия позволяет  заранее установить планку в инновационных  устремлениях предприятия. Определяющими для инновационного процесса служат следующие стратегические решения:

  • выбор рынка или рыночного сегмента;
  • утверждение применяемой технологии;
  • выбор товаров и услуг, которые должны производиться на предприятии;
  • решение относительно кооперации в разработках, производстве и сбыте;
  • установление объема и скорости процесса обновления товаров и услуг.

В данном случае речь идет об идеальном (теоретическом) процессе. В  практике предпринимательства возможно и прямо противоположное, т.е. инновации  могут оказать решающее влияние  на стратегическую направленность политики предприятия. На малых и средних  предприятиях часто случается так, что единственная инновация надолго  предопределяет развитие всего предприятия.

2-я фаза: поиски идей  и их оценка.

В этой фазе осуществляются поиски творческих идей для проблемных решений. При этом можно выделить три пути поиска:

  • разработка новых идей (генерирование идей);
  • критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений;
  • поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий).

При поиске новых идей малым  и средним предприятиям особенно рекомендуется чаще обращаться к  внешним источникам информации, например банкам данных, лицензионным посредникам, материалам ярмарок и исследовательских  центров.

Для внутрифирменного генерирования  идей можно использовать ряд методов.

При применении интуитивных  методов центральным пунктом  является спонтанное творческое генерирование  идей людьми, обладающими интеллектом  выше среднего уровня, а также специальными знаниями. В качестве примера поиска новых идей можно назвать методы "мозговой атаки", конкурсы, экспертные опросы.

Главное место в аналитических  методах занимают логически структурированные  процедуры. Сюда относятся метод  дерева решений, морфологические методы, методы аналогий, сценариев, синектика, а также эвристические методы.

Найденные идеи подвергаются оценкам: сначала отбрасываются  неподходящие, затем проверяются  самые перспективные с одновременным  выявлением их потенциальных рыночных шансов. Результатом отбора лучших идей является предложение о производстве нового продукта, где излагаются основы дальнейших мероприятий.

3-я фаза: продуктовое решение

В этой фазе предприятие должно убедиться, что благодаря продуктовой  идее будет разработан реальный продукт, который может быть включен в  стратегическую программу предприятия  и продвинут на рынок. Все это  требует всестороннего планирования, которое охватывает:

  • постановку целей и задач по данному продукту;
  • составление временного графика использования ресурсов, необходимых в рамках данной фазы;
  • планирование производства для предприятия в целом;
  • планирование сбыта с расчетом экономической эффективности.

Подобное планирование содержит в себе все важные задачи, которые  необходимы для дальнейшей аналитической  работы в рамках процесса исследований и разработок вплоть до успешного  внедрения продукта на рынок. Здесь  намечаются точки пересечения маркетинга и производства; устанавливаются области соприкосновения инновации, программного планирования и маркетинга.

4-я фаза: научные исследования  и разработки, технологический трансфер.

В сфере научных исследований и разработок проводятся следующие  различия: фундаментальные исследования не имеют прямого отношения к  продукту, прикладные нацелены на будущее  применение полученных результатов, а  в ходе разработок главный интерес  представляет конкретный рыночный результат. Что касается данной сферы в условиях малых и средних предприятий, то у них дело ограничивается, как  правило, разработками; исследования в  собственном смысле отходят здесь  на задний план.

Исходя из своих целеустановок, эти предприятия могут осуществить  техническую реализацию продукта посредством  собственных разработок (возможно, исследований) или прибегнуть к кооперации с другими компаниями. В принципе эта задача должна решаться с учетом следующих моментов:

  • окончательное уточнение задачи и разработка принципиального решения по новому товару или новой услуге;
  • конструктивная разработка изделия вплоть до создания прототипа;
  • проектирование и подготовка производства для нового продукта с изготовлением и испытанием опытного образца, производственного оборудования и нулевой серии.

И в этой фазе настоятельно рекомендуется прибегать к внешним  источникам знания, например в таких  формах:

  • обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках, публикации статей;
  • трансфер знания благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов;
  • совместные исследования с другими предприятиями;
  • приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте;
  • кооперация в разработках.

Постоянно растущее влияние  современных технологий на конкурентоспособность  малых и средних предприятий  требует целенаправленного использования  всех предоставляющихся возможностей технологического трансфера. Даже высокоэффективные  в своей области технологические  лидеры сегодня редко в состоянии  уследить за всеми направлениями  технологического прогресса и соответствующим  образом воплотить в жизнь  новейшие практические и теоретические  достижения.

5-я фаза: освоение производства

Разработка продукта считается  законченной, когда можно начать производство и все внимание сосредоточить  на продукте в фазе изготовления. Значение этой переходной фазы в рамках инновационного процесса чаще всего недооценивается, в результате чего возникают значительные потери времени и убытки для предприятия. В этой фазе важно следующее:

  • адаптация прототипа к производственно-техническим требованиям;
  • ознакомление задействованного персонала с технологическими процессами, методами и новыми областями задач;
  • запуск машин и оборудования до установленных пределов мощности;
  • поиски новых каналов снабжения.

Для инновационного менеджмента  в данной фазе важно обеспечить максимально  короткие сроки развертывания производства, в частности с помощью соответствующей  подготовки и планирования, а также  гибкой реализации целей. Сокращение времени  подготовки производства часто обеспечивает получение рыночных преимуществ  перед конкурентами, а также позволяет быстро снизить издержки и увеличить прибыль предприятия.

6-я фаза: внедрение на  рынок

Инновационный процесс завершается  внедрением новинки на рынок. Как  показывают эмпирические исследования, неудачей заканчивается введение примерно 1/3 новых продуктов, а среди введенных  лишь около 1/3 дает прибыль выше среднего уровня, остальные позволяют только покрыть издержки.

Под внедрением на рынок товаров  или услуг понимается проверка с  помощью рыночных тестов конкурентоспособности  продукции, а также целевое использование  маркетингового инструментария. Фаза внедрения заканчивается успешным закреплением продукта на рынке. В качестве решающей предпосылки успешного  внедрения следует рассматривать  длительную подготовку рынка сбыта  для новой продукции. Этого можно  достичь с помощью соответствующей  работы с общественностью, рекламы, консультирования клиентов, а также  путем использования дополнительных маркетинговых инструментов (например, ценовой политики). При этом важен  правильный расчет сроков, т.е. верный выбор момента вступления предприятия  на рынок с новой продукцией.

На крупных предприятиях перед окончательным введением  новинки проводится тестирование изделия  и рынка по возможности в максимально  ранней фазе инновационного проекта. С  помощью подобных тестов можно снизить  риски, но это связано с высокими издержками. Поэтому и продуктовое, и рыночное тестирование проводится малыми и средними предприятиями  лишь в редких случаях. Чаще всего  они полагаются здесь на "теоретические" суждения, а также на опыт и интуицию участников инновационного процесса.

Каждая фаза инновационного процесса наряду со временем требует  довольно крупных денежных средств. В задачи инновационного менеджмента  входит управление процессом таким  образом, чтобы оптимально использовать необходимые ресурсы. В таблице 1 приводится примерное распределение общих издержек по инновационным проектам на малых и средних предприятиях. Исследования показывают, что на этих предприятиях сильно недооцениваются затраты, приходящиеся на последнюю фазу - внедрение на рынок.

Таблица 1

Распределение издержек инновационного процесса [13, с. 14]

Фаза инновационного процесса

Содержание работ

Доля в общих издержках инновационного проекта, %

Фазы 1 - 4

От поиска продуктовой идеи до создания прототипа

53

Фаза 5

Освоение в производстве

26

Фаза 6

Внедрение на рынок

21


 

В заключение следует отметить, что инновационный процесс нельзя рассматривать как следствие  случайных технических изобретений  или других предпринимательских  идей. Скорее он требует стратегического  планирования и ориентированного на рынок управления. Связанные с  этим задачи являются объектом инновационного менеджмента.

Информация о работе Инновационный менеджмент в компании