Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
Целью представленной работы является рассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационным процессом.
В качестве задач в работе выступают следующие:
1) изучить понятия и функций инновационного менеджмента;
2) ознакомиться с современными приемами инновационного менеджмента;
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие и функции инновационного менеджмента
1.2. Современные приемы инновационного менеджмента
1.3. Использование инновационного менеджмента на предприятии
2. АНАЛИЗ И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
2.1. Особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях
2.2. Применение успешных подходов инновационного менеджмента для развития компании
2.3. Инновационный менеджмент в деятельности компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по курсу «Инновационный менеджмент»
на тему «Инновационный менеджмент в компании»
Выполнила: |
Руководитель: |
Тюмень, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА |
5 |
1.1. Понятие и функции инновационного менеджмента |
5 |
1.2. Современные приемы инновационного менеджмента |
11 |
1.3. Использование инновационного менеджмента на предприятии |
17 |
2. АНАЛИЗ И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ |
25 |
2.1. Особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях |
25 |
2.2. Применение успешных подходов инновационного менеджмента для развития компании |
37 |
2.3. Инновационный менеджмент в деятельности компании |
40 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
45 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
47 |
В современных условиях инновационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании. Под инновационным менеджментом понимается система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.
Целью представленной работы является рассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационным процессом.
В качестве задач в работе выступают следующие:
1) изучить понятия и функций инновационного менеджмента;
2) ознакомиться с современными приемами инновационного менеджмента;
3) рассмотреть использование инновационного менеджмента на предприятии;
6) проанализоровать применение инновационного менеджмента для обеспечения эффективности деятельности компании
В качестве объекта в работе выступает инновационный менеджмент в компании.
Предметом работы являются особенности применения инновационного менеджмента в ООО «Пиццерия».
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе автором представлены понятие и функции инновационного менеджмента, определены современные приемы инновационного менеджмента и обоснована необходимость использования инновационного менеджмента в деятельности предприятия.
Во второй главе выявлены особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях, проанализированы успешные подходы инновационного менеджмента для развития компании и представлен опыт использования механизмов инновационного менеджмента в деятельности ООО “Пиццерия”.
В заключении даются выводы по представленным задачам
В качестве методологической
базы данной работы послужили научные
труды таких авторов как
Список литературы состоит из 21 источника.
Курсовая работа выполнена на кафедре _____
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие и функции инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент - это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы, с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах [8, с.59].
Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций [5, с.50].
Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями - инновационный менеджмент.
К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений [15, с 56]:
1) новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
2) новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
3) новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
4) измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);
5) новые или улучшенные производственные системы.
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.
К.П. Янковский выделил следующие инновационные признаки [20, с. 60]:
a) они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;
b) дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;
c) означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;
d) нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.
Управление инновациями
- сравнительно новое понятие в научно-технической,
производственно-
А.Н. Даутов основывает инновационный менеджмент на следующих ключевых моментах :
1) поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации;
2) организация инновационного процесса для данной инновации;
3) процесс продвижения и реализации инновации на рынке [7, с. 152].
Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях [1, с. 235].
Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.
Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).
Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления [6, с.23].
Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.
Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.
Различают два типа функций менеджмента инноваций:
a) функции субъекта управления;
b) функции объекта управления.
Рассмотрим подробнее функции субъекта управления по М. Веберу.
1) функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей;
2) функция планирования - охватывает весь комплекс мероприятий по выработке их на практике;
3) функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур;
4) функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров;
5) функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и различных специалистов;
6) функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций;
7) функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инновационных продуктов и т.п. [9, с. 24].
Также целесообразно рассмотреть функции объекта управления.
К функциям объекта управления относятся:
Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций.
Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.
Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.
В мировой экономической литературе термин "инновация" понимается как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение".
Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений [13, с. 14]:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.
Инновация не может являться инновацией, если она не коммерциализирована.
Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.
Научно-технические инновации должны:
a) обладать новизной;
b) удовлетворять рыночному спросу;
c) приносить прибыль производителю.
Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.
Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации [3, с. 253].
Диффузия инновации - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведения [16, с. 124].
Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.
Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.
В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.
Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.
Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Внедрение нововведений - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.