Инновационный менеджмент в компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной работы является рассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационным процессом.
В качестве задач в работе выступают следующие:
1) изучить понятия и функций инновационного менеджмента;
2) ознакомиться с современными приемами инновационного менеджмента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Понятие и функции инновационного менеджмента
1.2. Современные приемы инновационного менеджмента
1.3. Использование инновационного менеджмента на предприятии
2. АНАЛИЗ И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
2.1. Особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях
2.2. Применение успешных подходов инновационного менеджмента для развития компании
2.3. Инновационный менеджмент в деятельности компании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Инновационному менеджменту.docx

— 103.51 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

 

по курсу  «Инновационный менеджмент»

на тему «Инновационный менеджмент в компании»

 

 

 

 

Выполнила:

 

Руководитель:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

5

1.1. Понятие и функции инновационного менеджмента

5

1.2. Современные приемы инновационного менеджмента

11

1.3. Использование инновационного менеджмента на предприятии

17

2. АНАЛИЗ И ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

25

2.1. Особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях

25

2.2. Применение успешных подходов инновационного менеджмента для развития компании

37

2.3. Инновационный менеджмент в деятельности компании

40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

47

   

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях инновационный менеджмент является неотъемлемой частью деятельности любой успешной компании. Под инновационным менеджментом понимается система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Целью представленной работы является рассмотрение инновационного менеджмента как системы управления инновациями и инновационным процессом.

 В качестве задач в работе выступают следующие:

1) изучить понятия и функций инновационного менеджмента;

2) ознакомиться с современными приемами инновационного менеджмента;

3) рассмотреть использование инновационного менеджмента на предприятии;

6) проанализоровать применение инновационного менеджмента для обеспечения эффективности деятельности компании

В качестве объекта в работе выступает инновационный менеджмент в компании.

Предметом работы являются особенности применения инновационного менеджмента в ООО «Пиццерия».

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

В первой главе автором представлены понятие и функции инновационного менеджмента, определены современные приемы инновационного менеджмента и обоснована необходимость использования инновационного менеджмента в деятельности предприятия.

Во второй главе выявлены особенности организации инновационного менеджмента на малых и средних предприятиях, проанализированы успешные подходы инновационного менеджмента для развития компании и представлен опыт использования механизмов инновационного менеджмента в деятельности ООО “Пиццерия”.

В заключении даются выводы по представленным задачам

В качестве методологической базы данной работы послужили научные  труды таких авторов как Дорофеева  В.Д., Анышина А.А., Янковских К.П. и  других.

Список литературы состоит  из 21 источника.

Курсовая работа выполнена  на кафедре _____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1. Понятие и функции инновационного менеджмента

 

Инновационный менеджмент - это управление научной, научно-технической, производственной деятельностью и интеллектуальным потенциалом персонала фирмы, с целью совершенствования производимого или освоения нового продукта (услуги), а также способов, организации и культуры его производства и на основе этого удовлетворение потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах [8, с.59].

Инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций [5, с.50].

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями - инновационный менеджмент.

К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений [15, с 56]:

1) новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);

2) новые или улучшенные услуги (инновации услуг);

3) новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);

4) измененные социальные отношения на предприятии (социальные или кадровые инновации);

5) новые или улучшенные производственные системы.

Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще неотделимы друг от друга.

К.П. Янковский  выделил  следующие инновационные признаки [20, с. 60]:

a) они всегда связаны с хозяйственным (практическим) использованием оригинальных решений. В этом заключается их отличие от технических изобретений;

b) дают конкретную хозяйственную и/или социальную выгоду для пользователя. Эта выгода предопределяет проникновение и распространение инновации на рынке;

c) означают первое использование новшества на предприятии независимо от того, применялось ли оно где-либо ранее. Иначе говоря, с точки зрения отдельной компании даже имитация может иметь характер инновации;

d) нуждаются в творческом подходе и связаны с рисками. Инновации не могут создаваться и внедряться в ходе рутинных процессов, а требуют от всех участников (руководителей и сотрудников) ясного понимания необходимости в них и творческих способностей.

Управление инновациями - сравнительно новое понятие в научно-технической, производственно-технологической и административной сферой деятельности профессиональных управляющих.

А.Н. Даутов основывает инновационный менеджмент на следующих ключевых моментах :

1) поиск идеи, служащей фундаментом для данной инновации;

2) организация инновационного процесса для данной инновации;

3) процесс продвижения и реализации инновации на рынке [7, с. 152].

Инновационный менеджмент включает в себя стратегию и тактику управления.

Стратегия определяет общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование.

Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях [1, с. 235].

Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент можно рассматривать как систему управления предприятием. С этой точки зрения, система инновационного менеджмента состоит из двух подсистем: управляющей подсистемы (субъект управления) и управляемой подсистемы (объект управления).

Субъектом управления может быть один или группа работников, которые осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления [6, с.23].

Объектом управления являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством передачи информации. Эта передача информации и представляет собой процесс управления.

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Различают два типа функций менеджмента инноваций:

a) функции субъекта управления;

b) функции объекта управления.

Рассмотрим подробнее функции субъекта управления по М. Веберу.

1) функция прогнозирования охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей;

2) функция планирования - охватывает весь комплекс мероприятий по выработке их на практике;

3) функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур;

4) функция регулирования заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической систем в случае, когда эти системы отклоняются от установленных параметров;

5) функция координации означает согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и различных специалистов;

6) функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций;

7) функция контроля заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инновационных продуктов и т.п. [9, с. 24].

Также целесообразно рассмотреть функции объекта управления.

К функциям объекта управления относятся:

  • рисковое вложение капитала;
  • организация инновационного процесса;
  • организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии.

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций.

Вложение капитала в новый продукт или в новую операцию всегда связано с неопределенностью, с большим риском. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.

Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация инновационной деятельности по созданию, реализации и распространению инноваций.

В мировой экономической литературе термин "инновация" понимается как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение".

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений [13, с. 14]:

1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2) внедрение продукции с новыми свойствами;

3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

5) появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Инновация не может являться инновацией, если она не коммерциализирована.

Новшеством может быть новый порядок, новый метод, изобретение. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией.

Научно-технические инновации должны:

a) обладать новизной;

b) удовлетворять рыночному спросу;

c) приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса.

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации субъектами, их способностей к практическому использованию этой информации [3, с. 253].

Диффузия инновации - это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения. Шумпетер считал ожидание сверхприбылей главной движущей силой принятия нововведения [16, с. 124].

Субъектов инновационного процесса можно разделить на следующие группы: новаторы; ранние реципиенты; раннее большинство и отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В роли ранних реципиентов выступают предприниматели, первыми освоившие новшество. Они стремятся к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название "пионерских" организаций.

Раннее большинство представлено фирмами, первыми внедрившими новшество в производство, что обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам. Внедрение нововведений - это всегда трудный и болезненный процесс для любой организации.

Информация о работе Инновационный менеджмент в компании