Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:54, реферат
В мировой литературе «инновация» объясняется как переведение научно технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. С переходом России от командно административной к рыночной экономике «инновация» стала более распространенным понятием. Появились и стали использоваться такие понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».
Введение………………………………………………………………………….3
1. Актуальность активизации инновационной деятельности…………...4
2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности……………….6
3. Механизм управления инновациями…………………………………..8
4. Инновации и повышение конкурентоспособности фирм……………9
4.1. Научные подходы к инновационному менеджменту………………..11
4.2. Жизненный цикл изделия и инновации………………………………13
4.3. Классификация инноваций……………………………………………14
4.4. Инновационный проект и его виды…………………………………..17
5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации……………………………………………...19
6. Формирование конкурентных преимуществ, объектов на основе их эксклюзивной ценности……………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24
1) по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и др.;
2)
по этапам НТП, результатом
которых стала инновация:
3)
по темпам осуществления:
4)
по степени интенсивности:
5)
по масштабам:
6) по результативности: высокие, низкие, средние;
7) по эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные.
В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения.
С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:
1)
инновации на «входе» в
2)
инновации на «выходе» из
3)
инновации структуры
По целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.
Опыт показывает, что стабильное развитие производства в течение длительного времени зависит не только от ресурсов, но и от характера, от размеров инновационной деятельности, связанной с разработкой, внедрением, применением нововведений, которая направлена на внедрение итогов научных исследований и разработок в практический технологический процесс, т. е. она соединяет в себе производство, обмен, потребление и включает многие сферы деятельности, главная цель которой можно определить как создание, накопление и развитие научно-технического возможностей субъекта хозяйст-вования, которая обеспечивает его конкурентоспособность, экономическую безопасность и дальнейшее развитие.
Основной
чертой современной экономики является
скорость воплощения инновационного процесса.
Инновационная стратегия в
В наше время с ростом научно-технической конкуренции инновации стали главным условием выживания. Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям в инновации.
Инновационная деятельность очень сильно влияет на экономическое развитие страны и отдельной фирмы.
Предприниматели рассматривают издержки, которые связаны с созданием инноваций, как неизбежные вложения.
Что дает инновационное развитие фирмы предпринимателю:
1)
позволяет приспособиться к
2)
помогает увеличить качество
товаров и услуг, более широко
удовлетворить запросы
3) создает условия для выживания и развития в конкурентной борьбе;
4)
оказывает содействие в
5)
укрепляет финансовое
6)
укрепляет имидж фирмы,
7) упрочает партнерские связи;
8)
способствует развитию
9)
способствует повышению
10)
увеличивает
В основе научно-технической политики РФ в области науки и технологий на срок 2002–2010 гг. и на дальнейшую перспективу стоит задача перевода экономики главным образом на инновационный путь развития.
Инновационный проект – это комплексное понятие, включающее в себя:
1)
форму целевого управления
2)
процесс осуществления
3)
комплект определенных
Как
форма целевого управления инновационной
деятельностью инновационный
Как процесс проведения инноваций инновационный проект – это совокупность проводимых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.
Комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации обязателен для реализации целей инновационного проекта.
Инновационный проект является проектной формой инновации, он обладает всеми ее основными свойствами.
Основополагающие
особенности инновационного проекта
как категории качественной и
временной обусловливают
Из-за многообразия возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития инновационные проекты классифицируют по видам:
1)
по уровню решения – могут
приниматься на федеральном,
2)
по характеру целей проекта
– конечные (по достигнутым итогам)
и промежуточные (связанные с
достижением промежуточных
3)
по виду потребности –
4)
по типу инновации – создание
нового или
5)
по периоду реализации –
6)
по масштабности – монопроекты,
Также инновационные проекты можно разделить на:
1)
модернизационные (псевдоинновации)
– когда конструкция прототипа
или базовая технология не
претерпевают радикальных
2)
новаторские (улучшающие
3)
опережающие (базисные
4) пионерные (базисные инновации) – когда возникают совершенно новые материалы, конструкции и технологии, реализующие прежние или даже новые функции.
В переводе с английского реструктуризация переводится как «перестройка структуры! чего-либо». Рассматривая фирму как сложную систему, на которую влияют факторы внешней и внутренней среды, дадим определение понятию «реструктуризация компании».
Реструктуризация компании – это видоизменение структуры фирмы, а также ее составляющих, формирующих бизнес, в связи с факторами или внешней, или внутренней среды. Она включает в себя такие действия, как совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.
Базовый источник, по причине которого фирмы стараются провести реструктуризацию, как правило, возникает из-за низкой эффективности их деятельности на определенной ступени, характеризующейся неприемлемыми финансовыми показателями фирмы, недостаточностью оборотных средств, высокой степенью кредиторской задолженности.
Впрочем, и некоторые успешные компании часто проводят незначительные структурные преобразования. Используя реструктуризацию фирмы, они хотят получить в результате увеличение конкурентоспособности фирмы с дальнейшим ростом ее стоимости. В зависимости от целевых установок и стратегии компании выбирается одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.
Стратегическая реструктуризация – это процесс структурных модификаций, направленный на подъем инвестиционной привлекательности фирмы, на раскрытие ее потенциалов по привлечению внешнего финансирования и увеличения роста стоимости. Реализация этого типа реструктуризации нацелена на осуществление целей фирмы на протяжении длительного времени. Результатом успешного проведения данного вида реструктуризации является повышение конкурентоспособности фирмы, увеличение объемов поступающих доходов, а также рост стоимости ее собственных капиталов. Реализация оперативной, стратегической реструктуризации может затрагивать и все компоненты системы бизнеса, и отдельные ее части. Формы реструктуризации классифицируются по масштабу охвата структурных изменений: частичная и комплексная.
Реструктуризация – это одна из самых сложных управленческих задач, этот вывод можно сделать на основе международной практики и опыта реструктуризации в России. В процессе реструктуризации необходимо учитывать огромное количество ограничений и индивидуальную особенность той фирмы, в границах которой она претворяется в жизнь. Следовательно, проводить ее необходимо, уже имея четкие поставленные цели, концепцию реструктуризации, понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо действовать7.
Конкурентоспособность – это свойство товара выдерживать конкуренцию на рынке с другими схожими товарами.
Конкурентное преимущество системы – некая эксклюзивная ценность, присущая данной системе, которая дает преимущества по отношению к конкурентам.
Ценность – это особенности системы, с помощью которой фирма имеет сейчас и сохраняет в будущем конкурентность.
Ценности могут переходить в основные и второстепенные, тактические и стратегические преимущества конкуренции, реализуемые в социальной или производственной системах. Преимущества конкуренции в итоге претворяются в жизнь в изделиях, производимых этой системой и реализуемых на рынке. Продажа товара, имеющего конкурентное преимущество или изготовленного с использованием в системе внутреннего конкурентного преимущества, позволяет достичь нужного эффекта.
Заработанный после реализации товара доход опять пускают в оборот.
Прогнозирование конкурентных преимуществ системы может осуществляться на основе:
1) системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон системы;
2) оценки стоимости ценностей, приобретаемых системой;
3) системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон конкурентов и производимой ими продукции;
4) разработки программы происхождения ценностей до их воплощения, получения конкретного результата или эффекта в пространстве и во времени; 5) анализа возможности соблюдения принципов качественного прогнозирования. На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ предлагают следующие признаки для классификации:
1) по отношению к системе;
2) по сферам возникновения преимущества;
3) по времени реализации;
4) по месту реализации;
5) по виду получаемого конечного результата. Классификация преимуществ по приведенным выше признакам и их последующая кодировка необходимы для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов.
Информация о работе Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности