Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

В мировой литературе «инновация» объясняется как переведение научно технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. С переходом России от командно административной к рыночной экономике «инновация» стала более распространенным понятием. Появились и стали использоваться такие понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Актуальность активизации инновационной деятельности…………...4
2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности……………….6
3. Механизм управления инновациями…………………………………..8
4. Инновации и повышение конкурентоспособности фирм……………9
4.1. Научные подходы к инновационному менеджменту………………..11
4.2. Жизненный цикл изделия и инновации………………………………13
4.3. Классификация инноваций……………………………………………14
4.4. Инновационный проект и его виды…………………………………..17
5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации……………………………………………...19
6. Формирование конкурентных преимуществ, объектов на основе их эксклюзивной ценности……………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

    1) по областям применения: управленческие, социальные, промышленные, организационные и др.;

    2) по этапам НТП, результатом  которых стала инновация: технические,  технологические, научные, конструкторские,  производственные и информационные;

    3) по темпам осуществления: быстрые,  замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные;

    4) по степени интенсивности: равномерные,  слабые, массовые;

    5) по масштабам: трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные,  средние, мелкие;

    6) по результативности: высокие, низкие, средние;

    7) по эффективности: экономические, экологические, социальные, интегральные.

    В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы  инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые  изменения.

    С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на 3 группы:

    1) инновации на «входе» в предприятие;

    2) инновации на «выходе» из предприятия;

    3) инновации структуры предприятия  как системы, которая включает  в себя отдельные элементы  и взаимосвязи между ними.

    По  целевому изменению инновации разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

    Опыт  показывает, что стабильное развитие производства в течение длительного  времени зависит не только от ресурсов, но и от характера, от размеров инновационной деятельности, связанной с разработкой, внедрением, применением нововведений, которая направлена на внедрение итогов научных исследований и разработок в практический технологический процесс, т. е. она соединяет в себе производство, обмен, потребление и включает многие сферы деятельности, главная цель которой можно определить как создание, накопление и развитие научно-технического возможностей субъекта хозяйст-вования, которая обеспечивает его конкурентоспособность, экономическую безопасность и дальнейшее развитие.

    Основной  чертой современной экономики является скорость воплощения инновационного процесса. Инновационная стратегия в современной  экономике – это обязательность выхода на рынок с инновациями  по мере возникновения технологических возможностей. Источники идей часто находятся вне фирмы. Отсюда возникает интерес в увеличении взаимодействия с разными структурами. Из-за этого укорачивается жизненный цикл товара и усиливается конкуренция. Отличительная черта современной экономики – это ускоренное развитие нематериальной сферы (производство, распространение и использование знаний – основа, а всемирная информационная сеть – инфраструктура).

    В наше время с ростом научно-технической  конкуренции инновации стали  главным условием выживания. Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям в инновации.

    Инновационная деятельность очень сильно влияет на экономическое развитие страны и  отдельной фирмы.

    Предприниматели рассматривают издержки, которые связаны с созданием инноваций, как неизбежные вложения.

    Что дает инновационное развитие фирмы  предпринимателю:

    1) позволяет приспособиться к меняющимся  условиям;

    2) помогает увеличить качество  товаров и услуг, более широко  удовлетворить запросы потребителей;

    3) создает условия для выживания  и развития в конкурентной  борьбе;

    4) оказывает содействие в поддержании  высокого уровня эффективности  производства;

    5) укрепляет финансовое положение  фирмы;

    6) укрепляет имидж фирмы, поднимает  ее конкурентоспособность;

    7) упрочает партнерские связи;

    8) способствует развитию организационной  структуры;

    9) способствует повышению квалификации  персонала;

    10) увеличивает производительность  труда.

    В основе научно-технической политики РФ в области науки и технологий на срок 2002–2010 гг. и на дальнейшую перспективу стоит задача перевода экономики главным образом на инновационный путь развития.

    4.4. Инновационный проект и его виды.

    Инновационный проект – это комплексное понятие, включающее в себя:

    1) форму целевого управления инновационной деятельностью;

    2) процесс осуществления инноваций;

    3) комплект определенных документов.

    Как форма целевого управления инновационной  деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему  взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конечных целей на разных направлениях развития науки и техники.

    Как процесс проведения инноваций инновационный  проект – это совокупность проводимых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.

    Комплект  технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации обязателен для реализации целей  инновационного проекта.

    Инновационный проект является проектной формой инновации, он обладает всеми ее основными свойствами.

    Основополагающие  особенности инновационного проекта  как категории качественной и  временной обусловливают классификацию  его по видам и жизненным циклам.

    Из-за многообразия возможных целей и  задач научно-технического и социально-экономического развития инновационные проекты  классифицируют по видам:

    1) по уровню решения – могут  приниматься на федеральном, президентском,  региональном, отраслевом уровнях;

    2) по характеру целей проекта  – конечные (по достигнутым итогам) и промежуточные (связанные с  достижением промежуточных итогов  при решении сложных проблем);

    3) по виду потребности – ориентированные  на существующие потребности  или на создание новых потребностей;

    4) по типу инновации – создание  нового или усовершенствованного  изделия, рынка, источника сырья,  структуры управления, реорганизации;

    5) по периоду реализации – долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные  (от трех до пяти лет), краткосрочные  (менее трех лет);

    6) по масштабности – монопроекты,  мульти-проекты, мегапроекты.

    Также инновационные проекты можно  разделить на:

    1) модернизационные (псевдоинновации)  – когда конструкция прототипа  или базовая технология не  претерпевают радикальных изменений;

    2) новаторские (улучшающие инновации)  – когда конструкция продукта (услуги) по виду своих элементов  полностью отличается от прежнего;

    3) опережающие (базисные инновации)  – когда конструкция изделия  базируется на предваряющих технических  решениях;

    4) пионерные (базисные инновации) – когда возникают совершенно новые материалы, конструкции и технологии, реализующие прежние или даже новые функции.

    5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации.

    В переводе с английского реструктуризация переводится как «перестройка структуры! чего-либо». Рассматривая фирму как сложную систему, на которую влияют факторы внешней и внутренней среды, дадим определение понятию «реструктуризация компании».

    Реструктуризация  компании – это видоизменение  структуры фирмы, а также ее составляющих, формирующих бизнес, в связи с факторами или внешней, или внутренней среды. Она включает в себя такие действия, как совершенствование системы управления, финансово-экономической политики компании, ее операционной деятельности, системы маркетинга и сбыта, управления персоналом.

    Базовый источник, по причине которого фирмы  стараются провести реструктуризацию, как правило, возникает из-за низкой эффективности их деятельности на определенной ступени, характеризующейся неприемлемыми финансовыми показателями фирмы, недостаточностью оборотных средств, высокой степенью кредиторской задолженности.

    Впрочем, и некоторые успешные компании часто  проводят незначительные структурные  преобразования. Используя реструктуризацию фирмы, они хотят получить в результате увеличение конкурентоспособности фирмы с дальнейшим ростом ее стоимости. В зависимости от целевых установок и стратегии компании выбирается одна из форм реструктуризации: оперативная или стратегическая.

    Стратегическая  реструктуризация – это процесс структурных модификаций, направленный на подъем инвестиционной привлекательности фирмы, на раскрытие ее потенциалов по привлечению внешнего финансирования и увеличения роста стоимости. Реализация этого типа реструктуризации нацелена на осуществление целей фирмы на протяжении длительного времени. Результатом успешного проведения данного вида реструктуризации является повышение конкурентоспособности фирмы, увеличение объемов поступающих доходов, а также рост стоимости ее собственных капиталов. Реализация оперативной, стратегической реструктуризации может затрагивать и все компоненты системы бизнеса, и отдельные ее части. Формы реструктуризации классифицируются по масштабу охвата структурных изменений: частичная и комплексная.

    Реструктуризация – это одна из самых сложных управленческих задач, этот вывод можно сделать на основе международной практики и опыта реструктуризации в России. В процессе реструктуризации необходимо учитывать огромное количество ограничений и индивидуальную особенность той фирмы, в границах которой она претворяется в жизнь. Следовательно, проводить ее необходимо, уже имея четкие поставленные цели, концепцию реструктуризации, понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо действовать7.

    6. Формирование конкурентных преимуществ объектов на основе их эксклюзивной ценности.

    Конкурентоспособность – это свойство товара выдерживать  конкуренцию на рынке с другими  схожими товарами.

    Конкурентное  преимущество системы – некая  эксклюзивная ценность, присущая данной системе, которая дает преимущества по отношению к конкурентам.

    Ценность  – это особенности системы, с  помощью которой фирма имеет  сейчас и сохраняет в будущем  конкурентность.

    Ценности  могут переходить в основные и  второстепенные, тактические и стратегические преимущества конкуренции, реализуемые в социальной или производственной системах. Преимущества конкуренции в итоге претворяются в жизнь в изделиях, производимых этой системой и реализуемых на рынке. Продажа товара, имеющего конкурентное преимущество или изготовленного с использованием в системе внутреннего конкурентного преимущества, позволяет достичь нужного эффекта.

    Заработанный  после реализации товара доход опять  пускают в оборот.

    Прогнозирование конкурентных преимуществ системы  может осуществляться на основе:

    1) системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон системы;

    2) оценки стоимости ценностей, приобретаемых системой;

    3) системного анализа конкурентных преимуществ и слабых сторон конкурентов и производимой ими продукции;

    4) разработки программы происхождения ценностей до их воплощения, получения конкретного результата или эффекта в пространстве и во времени; 5) анализа возможности соблюдения принципов качественного прогнозирования. На основе анализа различных подходов к классификации конкурентных преимуществ предлагают следующие признаки для классификации:

    1) по отношению к системе;

    2) по сферам возникновения преимущества;

    3) по времени реализации;

    4) по месту реализации;

    5) по виду получаемого конечного результата. Классификация преимуществ по приведенным выше признакам и их последующая кодировка необходимы для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности объектов.

Информация о работе Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности