Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

В мировой литературе «инновация» объясняется как переведение научно технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. С переходом России от командно административной к рыночной экономике «инновация» стала более распространенным понятием. Появились и стали использоваться такие понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Актуальность активизации инновационной деятельности…………...4
2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности……………….6
3. Механизм управления инновациями…………………………………..8
4. Инновации и повышение конкурентоспособности фирм……………9
4.1. Научные подходы к инновационному менеджменту………………..11
4.2. Жизненный цикл изделия и инновации………………………………13
4.3. Классификация инноваций……………………………………………14
4.4. Инновационный проект и его виды…………………………………..17
5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации……………………………………………...19
6. Формирование конкурентных преимуществ, объектов на основе их эксклюзивной ценности……………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

    Временной период от зарождения замысла, создания и внедрения нововведения до его применения называют жизненным циклом инновации. Учитывая последовательности совершения работ, жизненный цикл инновации называют инновационным процессом.

    Рынок новаций работает с товаром, который считается продуктом научно-технической, интеллектуальной деятельности с авторскими правами.

    Рынок чистой конкуренции инноваций –  это общность продавцов и покупателей, которые совершают сделки с похожим  товаром в условиях, при которых  покупатель или продавец не влияют на уровень текущих цен. Используя понятия «чистой» конкуренции, не берут во внимание анализ вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других политик при борьбе фирм за наиболее выгодные сегменты вложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и научно-технические новации.

    При всем многообразии форм участия организаций  на рынке новшеств решающим условием считается количество инвестиций как  в сферу научной и научно-технической деятельности, так и в процесс реорганизации новшеств в нововведения.

    Рынок капитала: наличие необходимого количества капитала ограничивается удовлетворением  потребностей фирмы. Капитал бывает ссудным, оборотным, акционерным, венчурным, уставным. Инвестиции делятся на:

    1) реальные инвестиции – их реализуют фирмы, покупая активы;

    2) финансовые инвестиции – это приобретение фирмами и частными лицами ценных бумаг разных эмитентов4. 

    4. Инновации и повышение конкурентоспособности фирм.

    Одной из наиболее значимых характеристик  внешней среды функционирования компаний в современных условиях является ее высокая подвижность и непредсказуемость. Изменения в политике, экономике, демографии, культуре происходят настолько интенсивно, что фирмам все сложнее к ним приспосабливаться. В связи с этим становится наиболее актуальным прогнозирование «поведения» рынка для создания гибкой системы адаптации к новым условиям.

    Таким образом, одной из важнейших управленческих задач становится повышение инновативности компаний, а именно их способности  четко и адекватно реагировать  на малейшие изменения на рынке, путем выпуска новой или усовершенствования старой продукции, внедрения новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствования системы внутрифирменного управления и использования новейших маркетинговых стратегий.

    В результате, инновационный менеджмент становится основой конкурентной стратегии  современных корпораций, а инновативность – мощнейшим конкурентным преимуществом.

    Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований.

    Вложение  инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму  инновации, то есть завершить инновационную  деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации. Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью. Структурными источниками экономического развития общества являются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная деятельность. В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся странах - факторам производства. Развитие на основе активизации инновационной деятельности должно осуществляться в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, обеспечивающих повышение качества объектов и ресурсосбережение по стадиям их жизненного цикла. В настоящее же время эффективность использования ресурсов в России в два-три раза ниже, чем в промышленно развитых странах, удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке продукции составляет около одного процента. Производительность труда в отраслях народного хозяйства Российской Федерации в 4 - 10 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. По качеству жизни россияне находятся примерно на 60-м месте в мире. Кроме перечисленных выше причин подобного падения российской экономики, хотелось бы еще отметить мизерное финансирование образования и науки из госбюджета (в 50 - 100 раз меньше, чем в промышленно развитых странах, в расчете на одного человека). Для выхода России из системного кризиса необходимо разработать целевые комплексные программы по различным направлениям экономики (по повышению конкурентоспособности, совершенствованию систем управления, в том числе менеджмента, активизации инновационной деятельности и др.). Необходимо правильно использовать такое огромное конкурентное преимущество, как размер запасов природных ресурсов (по этому показателю Россия занимает первое место в мире, опережая США примерно в четыре раза). Россия еще обладает некоторыми конкурентными преимуществами в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Однако из-за слабой организации инновационной деятельности, политической неустойчивости экономики и других причин еще не наметилась стабилизация российской экономики5.

    4.1. Научные подходы к инновационному менеджменту.

    Эффективность менеджмента определяется прежде всего  обоснованностью методологии решения  проблем. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы: системный, поведенческий, административный, маркетинговый и др. Не применяются воспроизводственный, нормативный, функциональный подходы.Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к инновационному менеджменту 14 научных подходов. Каждый подход отражает или характеризует только один из аспектов менеджмента. Они не являются синонимами, не дублируют друг друга. Ниже приведено краткое содержание научных подходов к менеджменту.Наиболее сложным является системный подход, сущность которого раскрыта в учебниках автора «Инновационный менеджмент», «Стратегический маркетинг» в журнале «Управление персоналом.

    Характер  инновационного процесса цикличен и  закономерен, это видно из хронологического порядка появления новшеств в  различных областях науки и техники.

    Экономическое и технологическое воздействие  инновационного процесса лишь частично воплощается в новых продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения новой техники, т. е. повышается технологический уровень инновационной системы и ее составных элементов, тем самым увеличивается восприимчивость к инновациям.

    Циклы можно разделить на:

    1) короткие (продолжительность 3–3,5 года);

    2) торгово-промышленные (средние) циклы  (7—11 лет);

    3) большие циклы (48–55 лет). Кардинальные  изменения происходят в условиях экономической жизни общества и проявляются до начала и в начале повышающей волны каждого длинного экономического цикла инноваций, заключающиеся в глобальных изменениях технической оснащенности (чему предшествуют в свою очередь глобальные технические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические связи новых стран, изменении добычи золота и денежного обращения.

    Главная роль в цикличности и закономерности инновационных процессов принадлежит  научно-техническим новациям.

    Инновации переводят хозяйственную конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию. Инновации распределяются по отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).

    Часто объяснение экономических колебаний  сводят к техническим новшествам и совершенствованию, к внедрению  в эксплуатацию новых ресурсов и  освоению новых территориальных  сегментов. Периоды повышенной экономической  активности являются отрезками времени, в течение которых развитие техники и открытие новых ресурсов дают возможность для роста инвестиций. В эти периоды времени темп технического прогресса увеличивается по сравнению с ожидаемым результатом. В периоды экспансии вводится в действие новая техника, создающая основу для увеличения массы капитальных благ и роста инвестиций. Когда новый процесс успешно претворен в действие, другие могут попросту имитировать его, что в итоге приводит к возникновению бума. В период кризиса экономическая система переходит в новое состояние равновесия и стабильности, которое следует за нарушениями, вызванными бумом, т. е. обстановка стабилизируется. Период депрессии определяется как период времени, а протяжении которого заканчиваются приспособление и адаптация к новой промышленной обстановке, которая была создана в предыдущий период внедрения инноваций6.

    4.2. Жизненный цикл изделия и инновации.

    Жизненный цикл – это совокупность связанных  между собой явлений, процессов, работ, образующих завершенный круг развития в определенный период времени. Жизненный цикл инновации представляет собой отрезок времени, в течение которого инновация обладает активной жизненной силой и приносит и производителю, и продавцу прибыль или какую-либо другую реальную выгоду.

    Концепция жизненного цикла заключается в следующем:

    1) руководитель вынужден анализировать  хозяйственную деятельность позиции  реального времени в перспективе  ее развития;

    2) он аргументирует необходимость  систематических разработок по  планированию выпуска инноваций,  а также по приобретению инноваций;

    3) концепция является основой анализа  и планирования инновации.

    Анализ  инновации позволяет определить, на какой стадии жизненного цикла  пребывает данная инновация, ее ближайшие  перспективы, периоды резкого спада  и окончания существования.

    Классифицируют жизненные циклы инновации по видам инноваций, т. е. по общей длительности цикла, длительности каждой стадии внутри цикла, специфики развития самого цикла.

    Жизненный цикл нового изделия состоит из семи конкретных стадий, таких как:

    1) разработка нового изделия – организация инновационного процесса, вложение капитала;

    2) выход на рынок – изделие  приносит прибыль в период  внедрения;

    3) развитие рынка – рост объема  продаж изделий на рынке, анализ  времени, когда новое изделие  активно продается и рынок достигает насыщения этим изделием;

    4) стабилизация рынка – прекратился  рост объема продаж;

    5) уменьшение рынка – происходит  спад сбыта изделия, но спрос  на данное изделие есть, значит, есть объективные предпосылки  к увеличению объема продажи  изделия;

    6) подъем рынка – спрос существует, производитель изучает условия спроса, меняет свою кадровую и ценовую политику, применяет различные формы материального стимулирования продажи изделия, активизирует рекламу. Это позволяет увеличить объем продажи на какой-то период времени;

    7) падение рынка – происходит  полная реализация изделия или  полное прекращение продажи изделия  из-за его невостребованности  у покупателя.

    4.3. Классификация инноваций.

    Существует  несколько мнений по поводу признаков, на основе которых производится классификации инноваций. Рассмотрим некоторые из них. Российский исследователь Ю.В. Яковец предложил следующую классификацию инноваций:

    1) базисные инновации – реализуют  крупнейшие изобретения и становятся  основой кардинальных переворотов  в технике, формируются новые ее направления, отрасли;

    2) улучшающие инновации – предусматривают  реализацию изобретений среднего  уровня и служат базой для  создания новых моделей взамен  старой на новую, либо расширяют  сферу ее применения;

    3) микроинновации – улучшают некоторые производственные или потребительские характеристики выпускаемых моделей техники и применяемых технологий на основе использования мелких изобретений, способствуя тем самым более эффективному производству этих моделей либо повышению эффективности их использования;

    4) псевдоинновации – направлены  на модернизацию моделей машин  и технологий, представляющих уже  вчерашний день техники. Можно  представить классификацию инноваций  по следующим признакам:

Информация о работе Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности