Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:54, реферат

Описание работы

В мировой литературе «инновация» объясняется как переведение научно технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. С переходом России от командно административной к рыночной экономике «инновация» стала более распространенным понятием. Появились и стали использоваться такие понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Актуальность активизации инновационной деятельности…………...4
2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности……………….6
3. Механизм управления инновациями…………………………………..8
4. Инновации и повышение конкурентоспособности фирм……………9
4.1. Научные подходы к инновационному менеджменту………………..11
4.2. Жизненный цикл изделия и инновации………………………………13
4.3. Классификация инноваций……………………………………………14
4.4. Инновационный проект и его виды…………………………………..17
5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации……………………………………………...19
6. Формирование конкурентных преимуществ, объектов на основе их эксклюзивной ценности……………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..23
Список литературы…………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    им. А.Г. и Н.Г. СТОЛЕТОВЫХ»

    Кафедра «Менеджмент» 
 
 
 

    Реферат

    по  дисциплине

    «Инновационный  менеджмент»

    на  тему:

    «Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности» 
 

    Выполнил:

    ст. гр. ЗМН-107

    Штрихер Е.А. 

    Принял:

    Штебнер С.В.

                                                                                                    
 
 
 

    Владимир 2012

    Содержание.

    Введение………………………………………………………………………….3

  1. Актуальность активизации инновационной деятельности…………...4
  2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности……………….6
  3. Механизм управления инновациями…………………………………..8
  4. Инновации и повышение конкурентоспособности фирм……………9
    1. Научные подходы к инновационному менеджменту………………..11
    2. Жизненный цикл изделия и инновации………………………………13
    3. Классификация инноваций……………………………………………14
    4. Инновационный проект и его виды…………………………………..17
  5. Реструктуризация как инструмент повышения конкурентоспособности организации……………………………………………...19
  6. Формирование конкурентных преимуществ, объектов на основе их эксклюзивной ценности……………………………………………………………..20

    Заключение……………………………………………………………………..23

    Список  литературы…………………………………………………………….24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Разумный  человек сам приспосабливается  к окружающему  миру, неразумный пытается приспособить окружающий мир к себе.

    Бернард Шоу 

    Введение.

    В мировой литературе «инновация»  объясняется как переведение научно-технического процесса в реальный, выраженный в новых продуктах и технологиях. С переходом России от командно-административной к рыночной экономике «инновация» стала более распространенным понятием. Появились и стали использоваться такие понятия, тесно связанные с инновацией, как «инновационная деятельность», «интеллектуальная собственность», «патент», «изобретение», «полезная модель», «промышленный образец», «товарный знак», «инновационное решение», «лицензирование», «инновационный процесс».

    Согласно  Ф. Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке.

    Насчитывается более 100 различных определений инновации  как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, в зависимости  от масштаба, инновации бывают локальными, масштабными. Инновации делятся по стадиям жизненного цикла, по признаку внутренней структуры (экономические, управленческие, производственные и т. д.)1.

    Инновационный процесс – совокупность последовательно  осуществляемых действий по внедрению  и применению научных исследований, изобретений, разработок, проектов и иного в производственный процесс, в результате которого образуются новые товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы.

    Инновационный процесс преобразует нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях).

    Инновационный процесс – это последовательность действий по инициации инновации, при  которой происходят создание новых  продуктов и операций, а также  их успешная реализация на рынке. В дальнейшем принимаются меры по более широкому распространению полученных результатов.

    Обычно  выделяют шесть элементов инновационного процесса. К этим элементам относятся:

    1) зарождение идеи инновации;

    2) маркетинг инновации;

    3) оценка экономической эффективности инновации;

    4) освоение инновации;

    5) коммерческая реализация инновации;

    6) продвижение инновации.

    Для того чтобы инновации были использованы в производстве, необходима четкая организация инновационного процесса, а в условиях современного рынка компаниям нужно постоянно внедрять инновационные разработки.

    1. Актуальность активизации  инновационной деятельности.

    Итак, инновация - это конечный результат  внедрения новшества с целью  улучшения объекта управления и  получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Новшество - оформленный результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов научных, маркетинговых или других видов исследований. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела. Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, то есть завершить инновационную деятельность и получить положительный результат. Затем продолжить диффузию (широкое распространение) инновации. 
Процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия) называется инновационной деятельностью. 
Структурными источниками экономического развития общества являются: факторы производства (природные ресурсы, производственные фонды, трудовые ресурсы); инвестиции; инновационная деятельность. В структуре источников экономического развития промышленно развитых стран приоритет отдается инновационной деятельности, а в развивающихся странах - факторам производства. Развитие на основе активизации инновационной деятельности должно осуществляться в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, обеспечивающих повышение качества объектов и ресурсосбережение по стадиям их жизненного цикла. В настоящее же время эффективность использования ресурсов в России в два-три раза ниже, чем в промышленно развитых странах, удельный вес конкурентоспособной на внешнем рынке продукции составляет около одного процента. Производительность труда в отраслях народного хозяйства Российской Федерации в 4 - 10 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. По качеству жизни россияне находятся примерно на 60-м месте в мире. Кроме перечисленных выше причин подобного падения российской экономики, хотелось бы еще отметить мизерное финансирование образования и науки из госбюджета (в 50 - 100 раз меньше, чем в промышленно развитых странах, в расчете на одного человека).

    Для выхода России из системного кризиса  необходимо разработать целевые  комплексные программы по различным направлениям экономики (по повышению конкурентоспособности, совершенствованию систем управления, в том числе менеджмента, активизации инновационной деятельности и др.). Необходимо правильно использовать такое огромное конкурентное преимущество, как размер запасов природных ресурсов (по этому показателю Россия занимает первое место в мире, опережая США примерно в четыре раза). Россия еще обладает некоторыми конкурентными преимуществами в области системы образования, квалификации кадров, научного потенциала, культурных факторов. Однако из-за слабой организации инновационной деятельности, политической неустойчивости экономики и других причин еще не наметилась стабилизация российской экономики2.

    2. Инновационное развитие фирмы – основа повышения эффективности ее деятельности, фактор конкурентоспособности.

    Опыт  показывает, что стабильное развитие производства в течение длительного  времени зависит не только от ресурсов, но и от характера, от размеров инновационной  деятельности, связанной с разработкой, внедрением, применением нововведений, которая направлена на внедрение итогов научных исследований и разработок в практический технологический процесс, т. е. она соединяет в себе производство, обмен, потребление и включает многие сферы деятельности, главная цель которой можно определить как создание, накопление и развитие научно-технического возможностей субъекта хозяйст-вования, которая обеспечивает его конкурентоспособность, экономическую безопасность и дальнейшее развитие.

    Основной  чертой современной экономики является скорость воплощения инновационного процесса. Инновационная стратегия в современной экономике – это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере возникновения технологических возможностей. Источники идей часто находятся вне фирмы. Отсюда возникает интерес в увеличении взаимодействия с разными структурами. Из-за этого укорачивается жизненный цикл товара и усиливается конкуренция. Отличительная черта современной экономики – это ускоренное развитие нематериальной сферы (производство, распространение и использование знаний – основа, а всемирная информационная сеть – инфраструктура).

    В наше время с ростом научно-технической конкуренции инновации стали главным условием выживания. Снижение нормы прибыли служит побудительным фактором к крупным инвестициям в инновации.

    Инновационная деятельность очень сильно влияет на экономическое развитие страны и  отдельной фирмы.

    Предприниматели рассматривают издержки, которые  связаны с созданием инноваций, как неизбежные вложения.

    Что дает инновационное развитие фирмы предпринимателю:

    1) позволяет приспособиться к меняющимся условиям;

    2) помогает увеличить качество товаров и услуг, более широко удовлетворить запросы потребителей;

    3) создает условия для выживания и развития в конкурентной борьбе;

    4) оказывает содействие в поддержании высокого уровня эффективности производства;

    5) укрепляет финансовое положение фирмы;

    6) укрепляет имидж фирмы, поднимает ее конкурентоспособность;

    7) упрочает партнерские связи;

    8) способствует развитию организационной структуры;

    9) способствует повышению квалификации персонала;

    10) увеличивает производительность труда.

    В основе научно-технической политики РФ в области науки и технологий на срок 2002–2010 гг. и на дальнейшую перспективу стоит задача перевода экономики главным образом на инновационный путь развития3.

    2. Механизм управления  инновациями.

    Как только новшество принято к реализации, оно получает новое свойство –  становится инновацией. Временной период между созданием новшества и  реализацией его в инновацию  именуют инновационным лагом.

    Процесс преобразования новации в инновации  вызывает расходы разнообразных  ресурсов, главные из которых –  время и инвестиции.

    В рыночных условиях экономические отношения  формируются как система купли-продажи товаров. На базе этого формируются спрос, предложение и цена. Главными составляющими инновационной деятельности являются новшества, инвестиции и инновации. Новшества основывают рынок новаций, инвестиции основывают рынок капитала, инновации – рынок чистой конкуренции инноваций. Эти три рынка формируют область инновационной деятельности.

    Под инновациями в целом подразумевают  применение новаций с целью получения  прибыли в качестве новейших технологий, видов изделий и услуг, организационно-технических и социально-экономических выводов.

Информация о работе Инновационный менеджмент как система повышения конкурентоспособности