Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 12:06, курсовая работа
Данная работа посвящена изучению вопроса: «Инновационное развитие предприятия: понятие, факторы, основы управления».
В первой главе дано понятие инновационного развития предприятия и определены факторы инновационного развития.
Во второй главе была рассмотрена поэтапная стратегия создания и внедрения инноваций в производственную деятельность предприятия.
В третьей главе представлено практическая разработка и внедрение инноваций в деятельность компании ООО «Дарта».
Введение...............4
1. Понятие и факторы инновационного развития..........5
1.1 Понятие и классификация инноваций............5
1.2 Понятие инновационного процесса.............10
1.3 Инновационнок развитие и инновационный потенциал..........12
2. Стратегии инновационного развития предприятия..........18
3. Понятие об управлении инновационным развитием на примере ООО «Дарта»............26
3.1 Характеристика ООО "Дарта"...........26
3.2 Формирование инновационного стратегии развития ООО «Дарта»....29
3.3 Внедрение инновационного проекта...............32
3.3.1 Анализ эффективности внедрения инновационных разработок.......36
Заключение...............37
Список литературы...............38
Курсовая работа
на тему:
"Инновационное развитие предприятия; стратегия развития инновационного предприятия"
по дисциплине
Стратегический менеджмент
Выполнил:
студент 3 курса факультета МО
Зеге Олег Сергеевич
Научный руководитель:
КЭН Чернов Сергей Епифанович
Москва 2011
Оглавление
Введение...............4
1. Понятие и факторы инновационного развития..........5
1.1 Понятие и классификация инноваций............5
1.2 Понятие инновационного процесса.............10
1.3 Инновационнок развитие и инновационный потенциал..........12
2. Стратегии инновационного развития предприятия..........18
3. Понятие об управлении инновационным развитием на примере ООО «Дарта»............26
3.1 Характеристика ООО "Дарта"...........26
3.2 Формирование инновационного стратегии развития ООО «Дарта»....29
3.3 Внедрение инновационного проекта...............32
3.3.1 Анализ эффективности внедрения инновационных разработок.......36
Заключение...............37
Список литературы...............38
Аннотация
Данная работа посвящена изучению вопроса: «Инновационное развитие предприятия: понятие, факторы, основы управления».
В первой главе дано понятие инновационного развития предприятия и определены факторы инновационного развития.
Во второй главе была рассмотрена поэтапная стратегия создания и внедрения инноваций в производственную деятельность предприятия.
В третьей главе представлено практическая разработка и внедрение инноваций в деятельность компании ООО «Дарта».
Введение
Актуальность темы: В современных условиях быстроменяющийся мир требует от предприятий иных методов управления. Сокращение жизненного цикла продукта, растущие потребности рынка и потребителей заставляют производителей приспосабливаться к изменяющейся конъюнктуре. В выигрыше оказывается тот, кто быстрее всех способен реагировать на перемены в обществе и воплощать в жизнь задуманное, т.е. использовать свои инновационные возможности.
Не для кого уже не секрет, что в новом тысячелетии основное конкурентное преимущество появляется за счет инновационного развития. Причем не важно, на каком уровне: будь то государство, регион/отрасль, холдинг, корпорация/предприятие/фирма/
Именно поэтому важно понимать каким образом осуществляется инновационное развитие. В данной работе объектом изучения стала фирма по производству оборудования для складов.
Цель и задачи:
Целью настоящей работы является определение понятия инновационного развития, его факторов, поэтапной стратегии осуществления инновационного развития на примере.
Для достижения этой цели были поставлены задачи:
определить теоретико-методологические основы инновационного развития предприятия;
выявить и провести анализ стратегии внедрения инноваций, как части инновационного развития;
рассмотреть и изучить процесс инновационного развития на примере конкретного предприятия.
Теоретическую и методологическую основу данного исследования составляет анализ работ зарубежных и отечественных авторов, посвященных исследованию инновационного развития предприятия и разработке различных программ, материалы научно-практических конференций и семинаров по исследуемой проблеме.
В первой главе даны классификация инноваций, понятие инновационный процесс, выявлены понятие и факторы инновационного развития.
Вторая глава посвящена изучению поэтапной стратегии инновационного развития предприятия.
Третья глава содержит практическую часть. В ней описано предприятие, которое вступило на путь инновационного развития.
Понятие и факторы инновационного развития предприятия
1.1 Понятие и классификация инноваций
Предприятия принимают управленческие решения и ставят экономические цели и задачи одновременно в различных сферах хозяйственной деятельности. В связи с усилением влияния новых технологий в плане экономического роста необходимым представляется определение современной роли и значения инновационного развития в системе корпоративного и стратегического управления предприятием.
Исследование инновационного развития требует, прежде всего, изучения таких основных понятий, как инновации и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность и ее характеристика. Анализ сущности и содержания данных экономических категорий, а также выявление особенностей разработки и реализации новых технологий позволят раскрыть современную концепцию осуществления инновационного развития хозяйствующих субъектов.
Понятие инновации ввел в научный оборот в 1911 г. Австрийский, позже американский ученый Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития». Он писал об инновационных процессах как о новых комбинациях, которые формируются в результате реорганизации производства благодаря использованию новой техники, появлению нового сырья, внедрению новой продукции, возникновению новых рынков сбыта.
Со временем разные исследователи начинают трактовать эту экономическую категорию по-своему. Так, наряду с Й. Шумпетером Ф. Валента и Л. Волдачек считают, что инновация – это «изменение». Э. Уткин называет инновацией конкретный «объект», Ф. Никсон - «совокупность мероприятий», а С. Валдайцев - «освоение новой продукции». И. Молчанов и Л. Гохберг, характеризуя это явление, используют термин «результат». Исследователи В. Лапин, Б. Твис и В. Медынский рассматривают инновацию как «процесс». П. Завлин раскрывает ее с позиции «использования результатов».
В буквальном смысле инновация (от англ. Innovation) переводится на русский язык как введение нового и означает процесс использования новшества или изобретения (от англ. Invention). То есть новая идея, или новация (от англ. Novation), с момента принятия к распространению приобретает новое качество – становится инновацией. Процесс такого преобразования называется инновационным процессом, а само выведение новшества на рынок – коммерциализацией. Для того чтобы новая идея получила воплощение в виде новой технологии или нового продукта, она должна обладать научно-технической новизной, производственной реализуемостью и экономической эффективностью.
Наиболее полным и всеобъемлющим, на наш взгляд, представляется следующее определение: «Инновация – это процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующей удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящей экономический эффект».
С тем чтобы изучить комплексный характер инноваций, раскрыть разнообразные области и способы их использования, а значит, и различные методы управления, представляется необходимым изучение системы и классификации нововведений. Анализ основных признаков инноваций, а также их свойств и характерных особенностей позволит выявить специфические требования, предъявляемые к механизму их разработки и внедрения на предприятии.
При разработке и внедрении инноваций, а также исследовании этих процессов необходимо в первую очередь разграничивать нововведения на:
1) базисные и улучшающие;
2) продуктовые, технологические и нетехнологические;
3) преактивные или реактивные.
К базисным относят инновации, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике. Базисные инновации – это принципиально новые для отрасли продукты и технологии. Улучшающие инновации реализуют мелкие и средние изобретения, усовершенствующие технологию изготовления и/или технические характеристики уже известных товаров. В отличие от них псевдоинновации направлены на частичные изменения (чаще декоративного характера – форма, цвет) устаревших поколений техники и технологий, которые по своей сути тормозят технический прогресс.
Рис. 1 Классификация инноваций
В зависимости от основного содержания и характера, нововведения принято разделять на:
• продуктовые, которые связаны с изменениями в продукции;
• технологические, распространяющиеся на методы производства;
•нетехнологические, затрагивающие факторы организационно-управленческого и финансово-экономического характера.
Основными инновациями в деятельности компаний являются продуктовые и технологические инновации. Нетехнологические, такие как: новые финансовые инструменты, новые формы управления предприятиями, новые методы воздействия на покупателей, новые формы обучения и т. п., как правило, напрямую не влияют на получение прибыли.
Внедрение продуктовых инноваций в основном выступает в качестве эффективного средства освоения новых видов товаров и услуг, установления выгодных цен, изменения доли рынка в свою пользу, что в конечном итоге позволяет увеличить объем продаж и укрепляет конкурентные преимущества предприятия. Технологические инновации, в свою очередь, оказывают непосредственное воздействие на экономию издержек производства, увеличение производительности труда, снижение вредных отходов и способствуют увеличению прибыли.
Продуктовые инновации возникают в результате применения новых сырья и материалов. Технологические нововведения реализуют новые методы и технологии организации производства, более высокие уровни автоматизации и компьютеризации.
При этом важнейшим признаком инновации в условиях рыночного хозяйствования должна выступать новизна ее «потребительских свойств. Техническая новизна играет роль второстепенную». Большинство неудач с выведением инноваций на рынок специалисты объясняют тем, что они возникают на базе новых знаний, а не потребностей, в то время как покупателям нужен не новый товар, а новые выгоды.
Когда на рынке появляется новый продукт, конкуренты не спешат следовать за «первопроходцем» и внедрять новинку в свое производство, так как уровень неудач, связанный с выведением на рынок новых изделий, колеблется по разным оценкам от 30 до 60%. В этой связи принято выделять стратегии лидера или последователя. За этим разделением стоят два типа инновационных процессов: «пионерный» и «догоняющий», или два вида нововведений: стратегические (преактивные) и адаптирующие (реактивные).
Реактивная инновация – это такое нововведение, которое хозяйствующий субъект внедряет вслед за конкурентом как ответную реакцию на уже появившийся на рынке новый продукт. Реактивные инновации предприятия вынуждены осваивать следом за своими соперниками, чтобы быть представленными на рынке в конкурентоспособном состоянии и чтобы в дальнейшем обеспечить выживание и не допустить технологического отставания в производстве.
К стратегическим инновациям относят нововведения, внедрение которых носит упреждающий (преактивный) характер с целью получения преимущества «первого хода», которое при правильном использовании может привести к лидерству на рынке и высоким доходам.
Типизация инноваций по признакам имеет существенное значение для выбора формы и методов освоения нововведений. Причина в том, что процессы разработки и внедрения, условия реализации и дальнейшего продвижения на рынке для каждой конкретной инновации – принципиально новой или только улучшающей – будут неодинаковы. Рассмотрим это на основе анализа основных составляющих инновационной деятельности и ключевых этапов инновационного развития, но прежде дадим определения этим экономическим категориям.
Инновационная деятельность представляет собой процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.
Речь идет о том, что инновационная деятельность может осуществляться специализированными научно-исследовательскими организациями в качестве основного вида деятельности и представлять собой разработку новых продуктов для продажи или аренды на рынке инновационных технологий, к примеру, посредством выдачи лицензий. В то же время самый широкий круг предприятий занимается разработкой усовершенствованных продуктов в качестве вспомогательного направления для использования их в производстве продукции путем создания собственных подразделений НИОКР.
Другими словами, для внедрения нового или усовершенствованного продукта хозяйствующие субъекты могут приобрести новые технологии или разработать их самостоятельно. В первом случае предприятие, как правило, устанавливает стратегическое партнерство со специализированной научно-исследовательской или конструкторской организацией. При этом следует иметь в виду, что единовременное приобретение технологии требует аккумулирования значительных финансовых средств за достаточно короткий срок. Для наиболее эффективного использования финансовых вложений проводятся тщательное сканирование рынка новых технологий и детальный анализ базы данных организаций, специализирующихся на инновационных технологиях.
Второй вариант – это создание собственного научно-исследовательского инновационного подразделения. По сравнению с приобретением новой технологии второй подход позволяет избежать крупных единовременных затрат, так как суммы инвестиций растянуты во времени. Новое подразделение чаще всего создается посредством реорганизации службы главного технолога или конструкторского отдела. Это позволяет приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя; привлечь высококвалифицированные научные кадры; быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны; заниматься разработкой параллельно возникающих идей и, наконец, сформировать собственный патентный портфель.
Таким образом, мы подошли к анализу последовательности и более подробному изучению внутреннего содержания еще одной экономической категории – инновационного процесса.
Инновационный процесс условно можно разделить на две основные составляющие: первое и второе рождение технологии. Так, когда новый продукт впервые появляется на рынке или новая технология доводится до проектной мощности, инновационный процесс на этом не завершается. По мере распространения – диффузии – новшество совершенствуется, становится более эффективным, приобретает иные потребительские свойства и воспроизводственные возможности. Это открывает для него новые сферы применения и рынки. Отсюда и принято выделять базисные инновации, или принципиально новые продукты, а также улучшающие или усовершенствованные технологии уже известных товаров.
1.2 Понятие инновационного процесса
Под инновационным процессом понимается последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества. Поэтому необходима целостная система управления инновациями.
Инновационный процесс состоит из нескольких этапов:
Фундаментальные исследования. Фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме о потребностях и тенденциях развития. Целью этого этапа является осознание потребности и возможности изменений, познание явлений окружающего мира и открытие новых закономерностей его развития, генерирование перспективных идей, их отбор и разработка, определение возможности реализации. Он делится на теоретический и поисковый, в результате первого формируются новые научные подходы к проблеме и теории, а в результате второго – новые принципы создания изделий и технологий.
Прикладные исследования. Прикладные исследования, направленные на определение способов применения результатов предыдущего этапа и их уточнение. Они могут быть теоретическими и экспериментальными, связанными с созданием моделей. Здесь происходит разработка лабораторных технологий и методов испытаний, изготовление и испытание макетов и образцов новых изделий, нестандартного оборудования. Затем производятся специальные расчеты для оценки и последующей корректировки исследований, второй отсев неперспективных идей. Конечным результатом этого этапа является техническое задание, рекомендация, образец.
Опытно – конструкторские разработки. Опытно – конструкторские разработки направлены на создание новых образцов, прошедших испытание и пригодных для производственного и коммерческого использования. Их стадиями являются:
1) разработка заказчиком технического задания, определяющего основные требования к изделию - принципы работы, конструктивные особенности, габариты, вес, КПД,
2) цену - формулировка предложений, содержащих техническое и технико-экономическое обоснование целесообразности создания изделия; изготовление эскизного проекта, содержащего чертежи общего вида, принципиальные схемы, расчет основных эксплуатационных показателей, который позволяет решать вопросы о целесообразности дальнейшей работы над изделием; подготовка на основе эскизного проекта общего вида конструкции в целом и всех узлов, наиболее сложных деталей, пояснительной записки с технико-экономическим обоснованием, расчет эксплуатационных издержек;
3) создание рабочего проекта, содержащего полное описание конструкции объекта и включающего всю документацию, необходимую для его изготовления, монтажа и эксплуатации;
4) изготовление, испытание, доводка опытного образца.
4 . Освоение производства нового изделия. Освоение производства нового изделия. Этот этап предполагает оценку рыночных перспектив, финансовых возможностей, соответствия стандартам, обеспеченности патентной защиты, еще один отсев неперспективных вариантов, разработку и проектирование технологических и организационных процессов, подготовку производственных мощностей, сбытовой сети, и наконец, освоение выпуска новой техники, ее массовый выпуск и сбыт, содействие в монтаже, вводе в эксплуатацию, распространение нововведения, тиражирование и многократное повторение на других объектах. Одновременно с производством инновационный процесс включает потребление.
Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее реализации на коммерческой основе.
Основу инновационного процесса составляет инновационная деятельность, связанная с трансформацией идей, результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, внедряемый на рынок или в производство. Она предполагает осуществления целого комплекса научных, технологических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, направленных на создания и внедрение новшества.
Выделяют следующие виды инновационной деятельности: подготовка и реализация производства, его освоение, маркетинг и реклама новых продуктов, приобретение вещественных и невещественных технологий, патентов, лицензий, торговых марок, ноу-хау.
Результатом инновационной деятельности на этапах фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и разработок является интеллектуальный продукт, становящийся объектом интеллектуальной собственности и товаром.
На этапе фундаментальных исследований это – научные знания, теории и открытия; на этапе прикладных исследований – результаты НИР; на этапах проектных, конструкторских, технологических работ – научно-технические проекты в области создания наукоемких, инжиниринговых систем с кадровым сопровождением; опытные образцы и установочные партии новой техники и новых материалов, изготовленные по результатам выполненных НИОКР.
Результатом инновационной деятельности можно считать также: мелкосерийную и малотоннажную продукцию, изготовленную на экспериментальной базе ВУЗов и НИИ; программную продукцию; научно-производственные услуги с использованием уникальной аппаратуры; услуги в области информатики, информационного, метрологического, патентно-лицензионного обеспечения НИОКР и производства; консалтинговые услуги;
хорошее знание и эффективное использование рыночных возможностей.
Соответственно постоянный инновационный процесс, который приводит к внедрению в производственную и управленческую среду инноваций свидетельствует об инновационном развитии предприятия. Необходимо рассмотреть понятие инновационного процесса и то, из чего он состоит.
1.3 Инновационное развитие и факторы инновационного развития
Процесс инновационного развития имеет две главные составляющие – реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала
Итак, под инновационным развитием понимается прежде всего цепь реализованных новшеств. Оно более успешно, когда охватывает не одну узкую область (например, производство деталей), а включает в себя также сферы, влияющие на общий результат (управление, маркетинг, обучение персонала, финансы, продажу и т.д.). Следовательно, инновационное развитие должно носить комплексный характер.
Всякое инновационное развитие – это не только основной инновационный процесс, но и развитие системы факторов и условий, необходимых для его осуществления.
Недооценка такого подхода приводит к тому, что за характеристики инновационного потенциала часто выдаются показатели, относящиеся к научно-техническому, производственно-
Распространено мнение, что основным направлением стимулирования инновационного развития является обновление основных фондов и прежде всего станочного парка. Против этого, казалось бы, трудно возразить. Но усилив таким образом производственно-
К элементам инновационного потенциала фирмы относятся:
Материально-технические ресурсы;
Финансовые ресурсы;
Организационные ресурсы;
Кадровые ресурсы;
Социально-психологические факторы.
Внутренние факторы превалируют над внешними и при переходе предприятия со стадии выживания на стадию развития существенно увеличивают свой вес. Относительно малая значимость многих внешних факторов объясняется не их ненадобностью, а фактическим распадом систем отраслевого и регионального управления.
При использовании социологических показателей становится возможным определить реальное влияние каждого из них на инновационную деятельность, и это крайне важно, поскольку даже более «благополучные» индикаторы (состояние оборудования или квалификация рабочих) не дают основания для оптимизма (каждое третье предприятие ни по состоянию оборудования, ни по квалификации рабочих не может осуществлять инновационную деятельность).
С другой стороны, появляется возможность наполнить конкретным содержанием каждый фактор и выйти на разработку типовых моделей организационного, правового, технологического формирования инновационного потенциала предприятия с учетом отраслевых и региональных особенностей. Речь может идти, например, о задачах, структуре и организации деятельности служб экспертизы или патентования.
Учитывая огромную роль инновационного фактора для деятельности предприятий и недостаточную подготовленность многих специалистов в вопросах управления инновационной сферой, основы этих моделей целесообразно разработать по госзаказу и предоставить предприятиям как реальную форму их государственной поддержки.
Однако проблема развития инновационного потенциала этим не исчерпывается.
Стратегический ресурс нового века – инновационная культура
Мировой опыт свидетельствует о том, что преодолеть инновационную стагнацию только с помощью инвестиций невозможно.
Существует неограниченный диапазон проявления инновационной культуры – от создания условий эффективного использования инновационного потенциала (личности, предприятия, организации) в интересах развития общества до обеспечения максимальной взвешенности в его реформировании. С участием инновационной культуры в конкретной сфере экономики, можно добиться – ускорения и повышения эффективности внедрения новых технологий и изобретений, в сфере управления – реального противодействия бюрократическим тенденциям, в сфере образования – содействия раскрытию инновационного потенциала личности и его реализации, в сфере культуры – оптимизации соотношения между традициями и обновлением, различными типами и видами культур.
Вместе с тем нельзя сводить все эти процессы только к влиянию инновационной культуры, наряду с ней существуют мощные политические, экономические, социальные и другие факторы. Однако они детерминируются состоянием культуры в целом и прежде всего ее инновационной составляющей.
Именно развитие мотивационной сферы, формирование новой общественной системы ценностей становится необходимым условием социокультурного и экономического возрождения страны.
Не касаясь споров вокруг дефиниции «культура», отметим, что не вызывает сомнения органичная связь инновационной культуры с другими ее областями. Именно инновационная культура обеспечивает восприимчивость людей к новым идеям, их готовность и способность поддерживать и реализовывать новшества во всех сферах жизни.
Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворения людей участием в них и его результатами.
Стимулирующую роль должно играть и явление так называемого культурного запаздывания, когда возникает противоречие из-за отставания перемен вне материальной сферы (новшеств и нововведений в управлении, праве, организации) от трансформации в материальной культуре (новшеств и нововведений в науке и технике).
Формирование инновационной культуры связано прежде всего с развитием творческих способностей и реализацией креативного потенциала самого человека – ее субъекта. В то же время существует множество других факторов и условий, учет и активное использование которых может существенно способствовать эффективности инновационной деятельности.
При высоком уровне инновационной культуры общества в силу взаимокорреляции, взаимозависимости ее частей изменение одной составляющей вызывает быстрое изменение других. В условиях же инновационной стагнации необходим мощный организационно-управленческий и правовой импульс, чтобы заработали механизмы саморегулирования. Для этого требуется институциализация инновационной культуры, т.е. превращение ее развития в организованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, правилами поведения, ответственностью участников.
Для проведения инновационных процессов и осуществления инновационного развития компания должна располагать: