Автор: a******@bk.ru, 24 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа
Инновационная стратегия получила признание в качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов. В этой работе мы рассмотрим все виды инновационных стратегий, а также выделим их особенности в условиях переходной экономики России.
Введение
1.1 Глава 1 Понятие инновации, инновационного процесса и инновационной деятельности
1.1.1 Инновационная деятельность
1.1.2 Основные направления инновац. деятельности
1.2 Российский рынок инноваций в современных условиях
2.1 Глава 2 Понятие инновац. стратегии
2.1.1 Особенности инновац. стратегий
2.1.2 Инновац. аспект базовых стратегий роста
2.1.3 Классификация типов конкурентного поведения
2.2 Виды инновационных стратегий
2.2.1 Стратегии в сфере массового производства
2.2.2 Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка
2.2.3 Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
2.2.4 Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
2.3 Специфика российских инновац. стратегий
Заключение
Своеобразная форма коммутантной рыночной стратегии возникает тогда, когда оборонные предприятия адаптируют импортные технологии к конкретным местным или отраслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг.
Федеральный
научный центр
ГосНИИАС в прежние
годы, будучи элитным
оборонным научно-
Стратегический ориентир в процессе конверсии руководство Центра видит в создании собственных рыночных сегментов, а не в конкуренции на уже поделенных рынках. Например, вступая на рынок бортовой электроники, компания осознавала его сверхконкурентный характер, особенно в условиях глобализации российской экономики. Поэтому фирма выбрала себе узкую незанятую нишу: интеграция авионики американской компании Collins на отечественные пассажирские лайнеры «Ту-204» и «Ил-96».
Таким образом, ГосНИИАС за относительно короткий срок (5-7 лет) испытал резкий поворот своей конкурентной стратегии. Из компании-виолента, действующей в области авиационных вооружений, он превратился в диверсифицированного коммутанта, играющего на глобальном рынке связующую роль. Предоставляя свои наукоемкие и уникальные в некотором роде технологические услуги, фирма соединяет усилия западных и отечественных виолентов авиационного рынка.
Комбинация стратегий
Российским инновационным организациям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные организации осуществляют стратегию коммутантов.
Известное НПО «Машиностроение» - государственное унитарное предприятие, расположенное в подмосковном городе Реутово, гордится тем, что не стало разбрасываться на сомнительные конверсионные затеи и сохранило передовые позиции в космической индустрии.
Во главу угла своей стратегии фирма ставит производство уникальной наукоемкой продукции ее традиционного профиля. Проект космической станции «Алмаз-1Бис», чрезвычайно наукоемкой системы, продолжает разрабатываться благодаря перераспределению доходов от других видов деятельности – гражданских разработок, осуществляемых в результате конверсии коренных военных разработок, осуществляемых в результате конверсии коренных военных технологий (например, на устройство для очистки воды имеется огромный спрос, в том числе и в зарубежных странах).
Фирма в состоянии продуцировать новейшие технологические разработки, может организовать их опытное изготовление, но и запустить их в серийное производство не в состоянии. Это совершенно естественная стратегия поведения для компании-патиента, чей узкоспециализированный профиль заключается в производстве уникальных космических спутников.
Само НПО «Машиностроение» не в состоянии стать виолентом, но оно вынуждено использовать комбинацию патиентных (на космическом рынке), эксплерентных (на рынке очистных устройств и других разработок) и коммутантных (в строительстве) стратегий.
В данной работе мы рассмотрели следующие виды инновационных стратегий:
Этот
вид стратегии характерен для
крупных компаний и предприятий,
являющихся технологическими лидерами
в сфере массового и
Многие промышленные организации проводят специализацию производства с целью дифференциации продукции в интересах потребителя и занятия своей ниши в узком сегменте рынка. Специализированное производство организуется в условиях высокой потребительской ценности товара, подкрепляемой хорошим сервисом и рекламой.
Рискованные
прорывы в ранее неизвестные
или малоизвестные области
Типична для мелких и малых организаций. Конкурентными преимуществами малых форм инновационной деятельности таких организаций являются:
Таким образом, Российская экономика сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных глобальных компаний, которые в состоянии на равных соперничать с ведущими зарубежными фирмами.
При этом внимание должно быть обращено главным образом на организации оборонного комплекса, где имеются современные наукоемкие технологии, в ряде случаев не имеющие аналогов в зарубежной практике. К началу 1997 г. государство курировало оборонный комплекс, охватывающий более 2000 организаций. Из них в полной государственной собственности было более 400, около 500 – с контрольным пакетом акций и 500 – с «золотой» акцией у государства. Имеется также примерно 800 организаций с преобладанием негосударственной собственности. Многочисленность оборонных организаций и разнообразие их функций в процессе создания конечной продукции предопределяют потенциальное множество стратегий конкурентного поведения при интеграции в общемировой рынок. От этого же зависят инновационные преобразования и выбор организационных форм инновационной деятельности.
Надо отметить, что доля инновационно-активных организаций в промышленности России в 2001 г. составила 9,2% - это невысокий показатель по сравнению с 40 % в США. Такой низкий показатель можно объяснить низкой инвестиционной привлекательностью российских предприятий для коммерческих банков и инвестиционных компаний. К сожалению, в ближайшие годы ситуация едва ли изменится в лучшую сторону пока не будут разработаны эффективные правительственные программы по развитию промышленности в России и не будет снижен инвестиционный риск инновационных проектов.
По содержанию - Технические - Организационные - Социальные - Экономические |
По особенностям
инновационного процесса - Внутриорганизационные - Межорганизационные |
По уровню
разработки
и распространению - Государственные - Республиканские - Региональные - Отраслевые | |||
- Корпоративные
- Фирменные | |||||
Классификационные | |||||
признаки новаций | |||||
и инновационных
процессов |
|||||
- Абсолютная
- Относительная |
По сферам
разработки
и распространению | ||||
- Условная
- Частная |
По этапам
жизненного цикла, |
- Промышленная | |||
технологии, товара,
организации |
- Финансовая
- Услуги | ||||
- Торгово-посредническая | |||||
По
новационному
потенциалу |
По длительности этапов | - Научно-педагогическая
- Правовая | |||
инновационного | |||||
- Радикальные | процесса | ||||
- Комбинированные | |||||
- Модификационные |
Рис. 2.: Классификация новаций и инновационных процессов
Инновационная деятельность и маркетинг
Научная и научно-
техническая обоснованность Объем прибыли
Создание новаций
этап 1 этап 2 этап 3
время Т
НИР НИР ОКР
фунд. прикл.
Бюджетное
финансироване Рискоинвестиции Инвестиции в производство
Жизненный цикл инноваций
Рис. 3: Основные этапы инновационного процесса
Таблица № 1
Характеристики предприятий по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
№ | ПАРАМЕТРЫ | Тип
конкурентного поведения | |||
"ВИОЛЕНТЫ" | "ПАТИЕНТЫ" | "ЭКСПЛЕ-РЕНТЫ" | "КОММУ-ТАНТЫ" | ||
Тип компании (классификация Х. Фризевинкеля) | |||||
"Львы", "Слоны", "Бегемоты" | "Лисы" | "Ласточки" | "Мыши" | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Уровень конкуренции | Высокий | Низкий | Средний | Средний |
2 | Новизна отрасли | Новые | Зрелые | Новые | Новые, зрелые |
3 | Какие потребности обслуживает | Массовые, стандартные | Массовые, но нестандартные | Инновацион-ные | Локальные |
4 | Профиль производства | Массовое | Специализи-рованное | Эксперимен-тальное | Универсаль-ное мелкое |
5 | Размер компании | Крупные | Крупные, средние и мелкие | Средние и мелкие | Мелкие |
6 | Устойчивость компании | Высокая | Высокая | Низкая | Низкая |
7 | Расходы на НИОКР | Высокие | Средние | Высокие | Отсутствует |
8 | Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества | Высокая производи-тельность | Приспособ-ленность к особому рынку | Опережение в нововве-дениях | Гибкость |
9 | Динамизм развития | Высокий | Средний | Высокий | Низкий |
10 | Издержки | Низкие | Средние | Низкие | Низкие |
11 | Качество продукции | Среднее | Высокое | Среднее | Среднее |
12 | Ассортимент | Средний | Узкий | Отсутствует | Узкий |
13 | Тип НИОКР | Улучшающий | Приспосо-бительный | Прорывной | Отсутствует |
14 | Сбытовая сеть | Собственная или контроли-руемая | Собственная или контроли-руемая | Отсутствует | Отсутствует |
15 | Реклама | Массовая | Специали-зированная | Отсутствует | Отсутствует |