Автор: a******@bk.ru, 24 Ноября 2011 в 21:17, курсовая работа
Инновационная стратегия получила признание в качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов. В этой работе мы рассмотрим все виды инновационных стратегий, а также выделим их особенности в условиях переходной экономики России.
Введение
1.1 Глава 1 Понятие инновации, инновационного процесса и инновационной деятельности
1.1.1 Инновационная деятельность
1.1.2 Основные направления инновац. деятельности
1.2 Российский рынок инноваций в современных условиях
2.1 Глава 2 Понятие инновац. стратегии
2.1.1 Особенности инновац. стратегий
2.1.2 Инновац. аспект базовых стратегий роста
2.1.3 Классификация типов конкурентного поведения
2.2 Виды инновационных стратегий
2.2.1 Стратегии в сфере массового производства
2.2.2 Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка
2.2.3 Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций
2.2.4 Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса
2.3 Специфика российских инновац. стратегий
Заключение
№
разд. |
Наименование разделов | Срок
выполне
ния |
Дата
про-
верки |
Подпись
руководи
теля |
1 | Введение | |||
1.1 | Глава 1 Понятие
инновации, инновационного |
|||
1.1.1 | Инновационная деятельность | |||
1.1.2 | Основные направления инновац. деятельности | |||
1.2 | Российский рынок инноваций в современных условиях | |||
2.1 | Глава 2 Понятие инновац. стратегии | |||
2.1.1 | Особенности инновац. стратегий | |||
2.1.2 | Инновац. аспект базовых стратегий роста | |||
2.1.3 | Классификация типов конкурентного поведения | |||
2.2 | Виды инновационных стратегий | |||
2.2.1 | Стратегии в сфере массового производства | |||
2.2.2 | Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка | |||
2.2.3 | Стратегии инновационных
исследовательских и |
|||
2.2.4 | Стратегии в
сфере мелкого |
|||
2.3 | Специфика российских инновац. стратегий | |||
Заключение | ||||
Приложения |
Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям.
Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени, является общим.
Особенно актуальна эта проблема для нашей страны. В результате политических и экономических изменений в стране, произошедших после периода перестройки и обретения независимости России, внешняя среда деятельности производственных организаций радикально изменилась. В стране идет переход экономики на рельсы рыночных отношений, развивается процесс разгосударствления и приватизации производственных предприятий.
В настоящее время необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.
Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные преобразования и нововведения рассматриваются в специальной отрасли знания – инноватике. Инноватика – это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации. Предметом нашего рассмотрения в данной работе является нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения в функционировании предприятий как системы, которые вносят в них относительно стабильные элементы, существенно преобразующие функции и характер управления ими. Таким образом, в отличие от различных стихийных, спонтанно возникающих изменений инноватика рассматривает механизм инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия.
Инновационная
стратегия получила признание в
качестве одного из основных средств
достижения целей организации в
условиях высокого уровня неопределенности
ожидаемых результатов, инвестиционных
рисков проектов. В этой работе мы рассмотрим
все виды инновационных стратегий, а также
выделим их особенности в условиях
переходной экономики России.
Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшества приобретает новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
В
повседневной практике, как правило,
отождествляют понятие
Под
инновациями в широком смысле понимается
прибыльное использование новшеств в
виде новых технологий, видов продукции
и услуг, организационно-технических и
социально-экономических решений производственного,
финансового, коммерческого, административного
или иного характера. Период времени от
зарождения идеи, создания и распространения
новшества и до его использования принято
называть жизненным циклом инновации.
С учетом последовательности проведения
работ жизненный цикл инновации рассматривается
как инновационный
процесс. Этапы инновационного процесса
представлены на Рис. 1.
Общеизвестно,
что переход от одного качества к
другому требует затрат ресурсов
(энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс
перевода новшества (новации) в нововведение
(инновации) также требует затрат различных
ресурсов, основными из которых являются
инвестиции и время. В условиях рынка как
система экономических отношений купли
– продажи товаров, в рамках которой формируются
спрос, предложение и цена, основными компонентами
инновационной деятельности выступают
новшества, инвестиции и нововведения.
Новшества формируют рынок новаций, инвестиции
рынок капитала (инвестиций), нововведения
(инновации) рынок чистой конкуренции
нововведений.
Классификация новаций
Классификацией
предусмотрено группирование
Возможность многофакторной оценки новаций по классификатору позволит принимать обоснованные управленческие решения о целесообразности инвестиций в продолжение инновационной деятельности. Если окажется, что уровень какой-либо новации недостаточно прогрессивен, то инвестиции могут быть подразделены на локальные этапы инновационного процесса или же вообще могут быть признаны нецелесообразными.
Классификация инновационных процессов
Типологические
понятия по базовым признакам
инновационных процессов
Проектно-программный метод применяется на этапе инновационного процесса по технологическому освоению масштабного производства новой продукции. Он связан с крупными инвестициями, наличием коммерческого риска на внутриорганизационном уровне. Помимо технологических новшеств, здесь находят применение многие организационно-экономические новации. Обоснованию целесообразности инвестиций в инновационные процессы окажет существенную помощь классификация базовых и других признаков ожидаемых нововведений.
Классификация инноваций.
Базовые признаки классификации нововведений дополняются типологическими понятиями об их фундаментальной сущности, отличительном свойстве (простой продукт, сложный инновационный продукт, модификация продукта, технологический процесс, услуга). Каждое из нововведений может в процессе инновационной деятельности разрабатываться на государственном, отраслевом, фирменном и других уровнях иерархии общественного производства и отношений. Следовательно, многообразие нововведений (как и инновационных процессов) сопровождается различными видами и формами их разработки и распространения. Сфера разработки и распространения нововведений раскрывается такими типологическими понятиями, как промышленная, научно-педагогическая, финансовая и правовая.
Новшества
формируют рынок новшеств (новаций),
инвестиции рынок капитала (инвестиций),
нововведения (инновации) - рынок чистой
конкуренции нововведений образуют
сферу инновационной
Рис.2
Схема инновационной деятельности.
Рынок новаций. Основным товаром рынка является научный и научно-технический результат продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.
В мировой практике принято различать научную (научно-исследовательскую), научно-техническую деятельность, а также экспериментальные (опытно-конструкторские) разработки. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение, распространение и применение новых знаний.
Рынок
новшеств формируют научные организации,
вузы, временные научные коллективы,
объединения научных
Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. Использование понятия «чистой» конкуренции позволяет нам уйти от рассмотрения вопросов ценовой, неценовой, недобросовестной и других видов состязания и борьбы между субъектами производственных отношений за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной и научно-технической деятельности.
Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии
вообще и инновационные в частности
направлены на развитие и использование
потенциала организации и рассматриваются
как реакция на изменение внешней
среды. Поэтому многообразие инновационных
стратегий обусловливается