Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:16, реферат
По мере глобализации рынков и усиления государственного влияния на отношение российских госкомпаний к инновациям увеличивается спрос на реальные результаты инновационной деятельности предприятий. Однако на практике инвестиции в инновации не часто являются эффективными инвестициями. Почему так происходит и что можно поменять в организации, чтобы новые продукты и подходы приносили прибыль.
По мере глобализации рынков
и усиления государственного влияния на отношение
российских госкомпаний к инновациям увеличивается
спрос на реальные результаты инновационной
деятельности предприятий. Однако на практике
инвестиции в инновации не часто являются
эффективными инвестициями. Почему так
происходит и что можно поменять в организации,
чтобы новые продукты и подходы приносили
прибыль.
В первую очередь введем основные понятия,
которыми мы будем оперировать. Термин
«инновации» мы будем понимать в широком
смысле в соответствии с методологией,
принятой организацией экономического
сотрудничества и развития. То есть инновации
могут быть как глобальными (уникальными
на мировом уровне), так и локальными, ограниченными
рамками конкретного рынка либо предприятия.
Кроме того, инновации предполагают не только
изобретение и внедрение абсолютно новых
продуктов, технологий и бизнес-процессов,
но и заимствование (адаптацию) уже существующих. Попробуем
дать определению инновационного процесса.
Инновационный процесс — это процесс последовательного
превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикла
Инновационный процесс мы будем
рассматривать в расширенном варианте,
помимо того что состоит он из двух стадий,
он включает в себя четыре элемента, каждый
из которых важен и требует отдельного
рассмотрения:
Таблица 1. Элементы инновационного процесса.
Рассмотрим проблематику
инновационного процесса. Прежде чем перейти
к решению проблемы эффективности инновационного
процесса, перечислим наиболее распространенные
трудности, связанные с внедрением инноваций
и управлением инновационным процессом
в российских компаниях.
1. Отсутствие необходимых элементов инновационного
процесса. Речь идет в первую очередь о разрыве
между инвестиционной программой и планом
НИОКР (отсутствует элемент «формирование
спроса на инновации»), как следствие, создается
большое количество бесполезных разработок,
в то время как инвестиционная программа
опирается на старые, неэффективные решения.
Кроме того, часто инновационный процесс
завершается этапом НИОКР (отсутствует
элемент «внедрение инноваций»), что приводит
к пустой трате бюджета.
2. Отсутствие мотивации к повышению эффективности.
Причины этого можно искать в советском
наследии или в системе ценообразования
(особенно в регулируемых отраслях), но важны
не причины, а следствия: создание инноваций
для галочки, «освоение» бюджета НИОКР,
реализация действительно интересных
изобретений авторами за пределами предприятия.
3. Отсутствие организационной поддержки.
Если инновации – это лозунг, не подкрепленный
соответствующими организационными решениями,
то за инновации отвечают все и никто, отсутствуют
понятные процессы внедрения предложений
работников, подразделения НИОКР не получают
задач и обратной связи от производственных
и маркетинговых структур. Это сводит на нет
энтузиазм инноваторов.
4. Низкая предпринимательская культура
и проблема защиты интеллектуальной собственности
(ИС). Про объективные и субъективные проблемы
интеллектуального предпринимательства
в России уже много написано. Мы хотим лишь
подчеркнуть, что сложно построить нормальный
инновационный процесс в среде, где инициатива
наказуема, предприниматель – ругательство,
люди друг другу не доверяют и никто толком
не знает, что такое интеллектуальная собственность
и почему за нее необходимо платить.
Выделим 5 составляющих успеха инновационного
процесса. Для того чтобы убрать или хотя бы
снизить влияние перечисленных выше факторов
на инновационный процесс, необходимо
работать одновременно в пяти направлениях:
Таблица 2. Составляющие элементы успешного инновационного процесса.
Далее мы более подробно остановимся на том, какие классификации бывают у инноваций. Для успешного управления инновационной деятельностью на предприятие необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.) незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
1. В зависимости от
¬ продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
¬ процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
2. По типу новизны для рынка инновации делятся на:
¬ новые для отрасли в мире;
¬ новые для отрасли в стране;
¬ новые для данного предприятия (группы предприятий).
3. По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:
¬ инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
¬ инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
¬ инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
4. В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:
¬ радикальные (базовые);
¬ улучшающие;
¬ модификационные (частные).
5. В Научно-исследовательском
¬ технологические;
¬ производственные;
¬ экономические;
¬ торговые;
¬ социальные;
¬ в области управления.
Управление инновационным процессом |
Предвидеть –
значит управлять
Инновация как экономическая категория является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок. Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент. Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций. Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах:1) целенаправленного поиска идеи, служащей фундаментом для данной инновации; 2) организации инновационного процесса для данной инновации (что предполагает проведение организационно-технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи); 3) процесса продвижения
и реализации инновации на
рынке (что составляет Любое управление включает в себя определенную стратегию и тактику. Стратегия означает общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации. Инновационный менеджмент – это определенная система управленияКак система он состоит
из двух подсистем: управляющей ( Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей). Третьим элементом
инновационного менеджмента является информаци
Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления. Различают два типа функций: 1) функции субъекта управления; 2) функции объекта управления. К первым относятся: 1) прогнозирование; 2) планирование; 3) организация; 4) регулирование; 5) координация; 6) стимулирование; 7) контроль. К функциям объекта управления относятся: 1) рисковое вложение капитала; 2) организация инновационного процесса; 3) организация продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических показателей, заложенных в создании инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей. В этом процессе исключительно важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тенденций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые исследования. Управление инновациями
на основе их предвидения требует
выработки у менеджера Функция управления – планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике. Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т.п. Функция регулирования (от лат. regulate – подчинение определенному закону, порядку) в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров. Функция координации (от лат. со – с, вместе + ordinatio – расположенные в порядке) означает согласованность работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъекта и объекта управления. Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций. Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предполагает анализ технико-экономических результатов. Анализ также является частью планирования. Следовательно, контроль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций. Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как называлось выше, выполняет функции рискового вложения капитала, организации инновационного процесса и организации продвижения инноваций на рынке и ее диффузии. Содержание этих функций объекта управления заключается в следующем. Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт (операцию) всегда связано с неопределенностью. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов. Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный процесс. Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п. |
Глава 4. Инновации
в современной России
4.1. Анализ состояния
российской экономики и сферы инноваций
После изменения государственного строя
и ускоренного перехода России к рынку
состояние и изменения технологической
структуры экономики страны практически
не интересовали государственную власть.
Неудивительно, что промышленно развитые
государства, способные оказать демократической
России экономическую поддержку, стали
воспринимать ее как развивающуюся страну.
В результате замедлилось обновление
производственных мощностей, нарушились
кооперационные связи. Если принять во
внимание, что переход к рынку сопровождался
практически насильственной приватизацией
в условиях "шоковой терапии", то
становится ясно, почему в России в два
раза сократился ВВП, резко снизились
объемы промышленного производства. Целесообразно
оценить деятельность хозяйствующих субъектов,
направленную на выполнение задач, сформулированных
президентом России в Послании Федеральному
Собранию, с учетом их научно-технического
потенциала. Показатели в основном неутешительные:
численность специалистов, занятых научно-техническими
исследованиями и разработками составляет
895 тысяч человек. Из них исследователей
- 428 300 человек. В сравнении с 1992 годом число
исследователей сократилось на 376 100 человек,
то есть в 1,9 раза. Важно отметить, что с
1992 года численность КБ уменьшилась в
2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских
организаций - в 6,2 раза. [5]
Основные виды технологической инновационной
деятельности организаций в настоящее
время составляют:
25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования,
имеющих отношение к технологическим
инновациям;
15,3% - производственное проектирование,
другие виды подготовки производства
для выпуска новых продуктов, внедрения
услуг или методов их производства (передачи);
13,5% - исследование и разработка новых
продуктов, услуг и методов их производства,
новых производственных процессов;
11,2% - приобретение программных средств;
9,9% - обучение и подготовка персонала,
связанная с технологическими инновациями;
7,8% - маркетинговые исследования в области
технологических инноваций;
6,5% - приобретение технологических инноваций;
10,0% - прочие технологические инновации.[5]
За 2002 год было создано 637 передовых технологий,
из них принципиально новых - 44, что составляет
6,9%. Число организаций, использовавших
передовые технологии, составляет 0,09%
от общего числа организаций в промышленности.
За последние 9 лет освоено 56 432 передовые
производственные технологии.[5]
В результате проведенных исследований
были выявлены основные факторы, препятствующие
инновациям в России и доли их влияния
на данный процесс:
Недостаточность денежных средств – 40%;
Низкий уровень научно-технического потенциала
– 27%;
Недостаток финансовой поддержки государства
– 17%;
Высокая стоимость технологических инноваций
– 16% [5]
Анализ динамики основных экономических
показателей по четырем агрегированным
комплексам отраслей за период с 1993 по
2002 год позволил получить следующие результаты:
1. Средняя рентабельность промышленности
снижалась, но на начальных этапах технологических
процессов она была выше, чем на завершающих,
в то время как в развитых странах при
возрастании степени технологической
обработки продукта наблюдается рост
рентабельности производства и валовой
добавленной стоимости.
2. Наименьшее снижение объема выпуска
и инвестиций приходится на комплекс "ресурсы,
энергоносители и энергия", наибольшее
- на инвестиционный комплекс, комплекс
конечной продукции и производственной
инфраструктуры. Во многих отраслях не
осуществляется даже простое воспроизводство,
углубляется разрыв кооперационных связей,
технологические цепочки укорачиваются
и упрощаются.
3. Положительное сальдо внешнеторгового
баланса формируется за счет экспорта
сырья и энергоносителей. В структуре
экспорта и в общем объеме промышленного
производства значительно возрастает
доля первичных ресурсов и продукции с
низким уровнем переработки. В структуре
импорта более 80% составляет продукция
машиностроения, продовольствие и ТНП.
4. Сохраняется резкое снижение инновационной
активности промышленных предприятий
- до 3-5%. В таких условиях необходим поиск
новой последовательности локальных зон
развития элементов технологической структуры
экономики, которая бы обеспечила:
- устойчивый и быстрый экономический
рост;
- уменьшение структурно-технологических
диспропорций в производственно-
- гарантирование национальной независимости
в обеспечении страны важнейшими продуктами
(стратегическими ресурсами, продовольствием,
товарами народного потребления и т.д.);
- повышение уровня и качества жизни населения;
- воссоздание механизмов ориентации и
воспроизводства качественной рабочей
силы.
Введение
Глава 1. Исследование организации
1.1 Общая характеристика организации
1.2 Целевые ориентиры.
1.3 Взаимодействие организации с внешней средой
1.4 Функции организации
1.5 Организационная структура.
1.6 Организационные процессы.
1.7 Организационная культура
Глава
2. Диагностика организационных
2.1 Диагностика проблем
2.2 Проектные предложения
Глава 3. Проектная разработка
3.1 Общие положения
3.2 План-график работ, сотрудники
3.3 Бюджет
3.4 Риски
Заключение
Список литературы
В свете увеличения объема
жилищного строительства и
Общество с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод" - одно из наиболее стабильных и развивающихся предприятий Саратовской области, не отстающее от динамично развивающегося в нашей стране рынка полимеров. Предприятие входит в группу компаний "Полипластик" - одно из ведущих отечественных производителей конкурентоспособной высококачественной трубной продукции широкого ассортимента и высокого качества. В интересах этого, в основу технической политики завода положен принцип постоянного развития и совершенствования технологии производства и освоения новых видов продукции.
Но для обеспечения
безопасности и надежности производимой
продукции важно сохранить в
процессе эксплуатации требуемые характеристики
и показатели. Для оценки реального
состояния полимерных изделий и
возможности прогнозирования
Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод",предмет исследования - деятельность данной организации.