Инновации на предприятие

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:16, реферат

Описание работы

По мере глобализации рынков и усиления государственного влияния на отношение российских госкомпаний к инновациям увеличивается спрос на реальные результаты инновационной деятельности предприятий. Однако на практике инвестиции в инновации не часто являются эффективными инвестициями. Почему так происходит и что можно поменять в организации, чтобы новые продукты и подходы приносили прибыль.

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 162.32 Кб (Скачать)

По мере глобализации рынков и усиления государственного влияния на отношение российских госкомпаний к инновациям увеличивается спрос на реальные результаты инновационной деятельности предприятий. Однако на практике инвестиции в инновации не часто являются эффективными инвестициями. Почему так происходит и что можно поменять в организации, чтобы новые продукты и подходы приносили прибыль.  
В первую очередь введем основные понятия, которыми мы будем оперировать. Термин «инновации» мы будем понимать в широком смысле в соответствии с методологией, принятой организацией экономического сотрудничества и развития. То есть инновации могут быть как глобальными (уникальными на мировом уровне), так и локальными, ограниченными рамками конкретного рынка либо предприятия. Кроме того, инновации предполагают не только изобретение и внедрение абсолютно новых продуктов, технологий и бизнес-процессов, но и заимствование (адаптацию) уже существующих. Попробуем дать определению инновационного процесса. Инновационный процесс — это процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства и сбыта. Укрупнённо инновационный процесс можно разделить на две основные стадии: первая стадия (она самая продолжительная) включает в себя научные исследования и конструкторские разработки, вторая стадия представляет собой жизненный цикл продукта.

 
 
Инновационный процесс мы будем  рассматривать в расширенном варианте, помимо того что состоит он из двух стадий, он включает в себя четыре элемента, каждый из которых важен и требует отдельного рассмотрения:

Таблица 1. Элементы инновационного процесса.

 

 

Рассмотрим проблематику инновационного процесса. Прежде чем перейти к решению проблемы эффективности инновационного процесса, перечислим наиболее распространенные трудности, связанные с внедрением инноваций и управлением инновационным процессом в российских компаниях.  
 
1. Отсутствие необходимых элементов инновационного процесса. Речь идет в первую очередь о разрыве между инвестиционной программой и планом НИОКР (отсутствует элемент «формирование спроса на инновации»), как следствие, создается большое количество бесполезных разработок, в то время как инвестиционная программа опирается на старые, неэффективные решения. Кроме того, часто инновационный процесс завершается этапом НИОКР (отсутствует элемент «внедрение инноваций»), что приводит к пустой трате бюджета.  
 
2. Отсутствие мотивации к повышению эффективности. Причины этого можно искать в советском наследии или в системе ценообразования (особенно в регулируемых отраслях), но важны не причины, а следствия: создание инноваций для галочки, «освоение» бюджета НИОКР, реализация действительно интересных изобретений авторами за пределами предприятия.  
 
3. Отсутствие организационной поддержки. Если инновации – это лозунг, не подкрепленный соответствующими организационными решениями, то за инновации отвечают все и никто, отсутствуют понятные процессы внедрения предложений работников, подразделения НИОКР не получают задач и обратной связи от производственных и маркетинговых структур. Это сводит на нет энтузиазм инноваторов.  
 
4. Низкая предпринимательская культура и проблема защиты интеллектуальной собственности (ИС). Про объективные и субъективные проблемы интеллектуального предпринимательства в России уже много написано. Мы хотим лишь подчеркнуть, что сложно построить нормальный инновационный процесс в среде, где инициатива наказуема, предприниматель – ругательство, люди друг другу не доверяют и никто толком не знает, что такое интеллектуальная собственность и почему за нее необходимо платить.  
 
 
 
 
Выделим 5 составляющих успеха инновационного процесса. Для того чтобы убрать или хотя бы снизить влияние перечисленных выше факторов на инновационный процесс, необходимо работать одновременно в пяти направлениях:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Составляющие элементы успешного инновационного процесса.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Далее мы более подробно остановимся на том, какие классификации бывают у инноваций. Для успешного управления инновационной деятельностью на предприятие необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.) незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

1. В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются  на:

¬ продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых  полуфабрикатов и комплектующих; получение  принципиально новых продуктов.

¬ процессные инновации означают новые  методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

2. По типу новизны для рынка  инновации делятся на:

¬ новые для отрасли в мире;

¬   новые для отрасли в стране;

¬   новые для данного предприятия (группы предприятий).

3. По месту в системе (на  предприятии, в фирме) можно  выделить:

¬ инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании  сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

¬ инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

¬ инновации системной структуры  предприятия (управленческой, производственной, технологической).

4. В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют  инновации:

¬ радикальные (базовые);

¬ улучшающие;

¬ модификационные (частные).

5. В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

¬ технологические;

¬ производственные;

¬ экономические;

¬ торговые;

¬ социальные;

¬ в области управления.

 

Управление  инновационным процессом


Предвидеть –  значит управлять 
Блез Паскаль 

 

Инновация как экономическая  категория является объектом воздействия  со стороны хозяйственного механизма. Последний воздействует как на процессы создания, реализации, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между продуцентами, продавцами и покупателями инноваций. Местом возникновения этих отношений является рынок.

Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.

Инновационный менеджмент – это система управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими в процессе движения инноваций.

Инновационный менеджмент базируется на основополагающих моментах:

1) целенаправленного  поиска идеи, служащей фундаментом  для данной инновации;

2) организации инновационного  процесса для данной инновации  (что предполагает проведение  организационно-технического комплекса работ по превращению идеи в вещь (новый продукт, материализованная форма операции), готовую для продвижения на финансовом рынке и для продажи);

3) процесса продвижения  и реализации инновации на  рынке (что составляет определенное  искусство, требующее творческого  подхода и активных действий  продавцов).

Любое управление включает в себя определенную стратегию и  тактику. Стратегия означает общее  направление и способ использования  средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений.

Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство достижения цели прекращает свое существование. Новые цели, естественно, ставят задачу разработки новой стратегии.

Тактика – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента является искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации.

Инновационный менеджмент –  это определенная система управления

Как система он состоит  из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта управления с объектом управления осуществляется посредством движения информации. Это движение информации представляет собой сам процесс управления. Таким образом, процесс управления – это процесс выработки и осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления. Выработка управляющего воздействия включает сбор, передачу и обработку необходимой информации, а также принятие решений, обязательно включающее определение управляющего воздействия. Осуществление управляющего воздействия включает передачу управляющих воздействий и при необходимости переоборудование их в форму, непосредственно воспринимаемую объектом управления.

Субъектом управления в инновационном менеджменте  может быть одни работник или группа работников (специалистов по маркетингу, по финансам и т.п.), которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия осуществляют целенаправленное функционирование объекта управления. Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации (продукты и операции), инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (продуцентов, продавцов, покупателей).

Третьим элементом  инновационного менеджмента является информационный продукт. Процесс управления инновациями осуществляется через движение информации: внешней, командной, о состоянии объекта управления до управления им и после управления и др. Движение информации означает процесс сбора, хранения, переработки, передачи информации, контроля за ее движением и оценку результативности ее использования для воздействия со стороны субъекта управления на объект управления.

 
 

 

Инновационный менеджмент выполняет определенные функции, которые определяют формирование структуры системы управления.

Различают два типа функций:

1) функции субъекта  управления;

2) функции объекта  управления.

К первым относятся:

1) прогнозирование;

2) планирование;

3) организация;

4) регулирование;

5) координация;

6) стимулирование;

7) контроль.

К функциям объекта  управления относятся: 1) рисковое вложение капитала; 2) организация инновационного процесса; 3) организация продвижения  инноваций на рынке и ее диффузии.

Функции субъекта управления представляют собой общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношения людей в хозяйственном процессе. Эти функции есть конкретный вид управленческой деятельности. Они последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.

Функция прогнозирования (от греч. prognosis – предвидение) в инновационном менеджменте охватывает разработку на длительную перспективу изменения технико-технологического и экономического состояния объекта управления в целом и его различных частей. Результатом прогнозирования являются прогнозы, т.е. предвидение соответствующих изменений. Особенностью прогнозирования инноваций является альтернативность технико-экономических показателей, заложенных в создании инновации. Альтернативность означает необходимость выбора одного решения из взаимоисключающих возможностей. В этом процессе исключительно важное значение имеет правильность определения наметившихся тенденций научно-технического прогресса и тенденций изменения спроса потребителей, а также маркетинговые исследования.

Управление инновациями  на основе их предвидения требует  выработки у менеджера определенного  чутья рыночного механизма и интуиции, а также применения гибких экстренных решений.

Функция управления – планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий в инновационном процессе, так и по воплощению их на практике.

Функция организации сводится к объединению людей, совместно реализующих инвестиционную программу на базе каких-либо правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка методических указаний, инструкций и т.п.

Функция регулирования (от лат. regulate – подчинение определенному закону, порядку) в инновационном менеджменте заключается в воздействии на объект управления для достижения состояния устойчивости технико-технологической и экономической системы в случае, когда эта система отклоняется от установленных параметров.

Функция координации (от лат. со – с, вместе + ordinatio – расположенные в порядке) означает согласованность работ всех звеньев системы управления. Координация «работает» на обеспечение единства отношений субъекта и объекта управления.

Функция стимулирования выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций.

Функция контроля в инновационном менеджменте заключается в проверке организации инновационного процесса, плана создания и реализации инноваций. Посредством контроля собирается информация об использовании инноваций, о ходе жизненного цикла этой инновации, вносятся изменения в инвестиционные программы, в организацию инновационного менеджмента. Контроль предполагает анализ технико-экономических результатов. Анализ также является частью планирования. Следовательно, контроль в инновационном менеджменте должен рассматриваться как оборотная сторона планирования инноваций.

Управляемая подсистема инновационного менеджмента, как называлось выше, выполняет функции рискового  вложения капитала, организации инновационного процесса и организации продвижения  инноваций на рынке и ее диффузии.

Содержание этих функций объекта управления заключается в следующем.

Функция рискового вложения капитала проявляется в организации венчурного финансирования инвестиций на рынке инноваций. Вложение капитала в новый продукт (операцию) всегда связано с неопределенностью. Поэтому оно обычно осуществляется через создание инновационных венчурных фондов.

Содержанием функции организации инновационного процесса является рациональная организация деятельности по созданию, реализации и диффузии инноваций. Действие этой функции затрагивает весь инновационный процесс.

Функция продвижения и диффузии инновации проявляет себя на рынке и состоит в создании эффективной системы мер по продвижению и распространению новых продуктов (операций): рекламные мероприятия, захват новых рынков сбыта и т.п.


 

 

 

Глава 4. Инновации  в современной России  
4.1. Анализ состояния российской экономики и сферы инноваций  
После изменения государственного строя и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, способные оказать демократической России экономическую поддержку, стали воспринимать ее как развивающуюся страну.   
В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией в условиях "шоковой терапии", то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с 1992 годом число исследователей сократилось на 376 100 человек, то есть в 1,9 раза. Важно отметить, что с 1992 года численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза. [5]  
Основные виды технологической инновационной деятельности организаций в настоящее время составляют:  
25,8% - приобретение и освоение машин и оборудования, имеющих отношение к технологическим инновациям;  
15,3% - производственное проектирование, другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения услуг или методов их производства (передачи);  
13,5% - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства, новых производственных процессов;  
11,2% - приобретение программных средств;  
9,9% - обучение и подготовка персонала, связанная с технологическими инновациями;  
7,8% - маркетинговые исследования в области технологических инноваций;  
6,5% - приобретение технологических инноваций;  
10,0% - прочие технологические инновации.[5]  
За 2002 год было создано 637 передовых технологий, из них принципиально новых - 44, что составляет 6,9%. Число организаций, использовавших передовые технологии, составляет 0,09% от общего числа организаций в промышленности. За последние 9 лет освоено 56 432 передовые производственные технологии.[5]  
В результате проведенных исследований были выявлены основные факторы, препятствующие инновациям в России и доли их влияния на данный процесс:  
Недостаточность денежных средств – 40%;  
Низкий уровень научно-технического потенциала – 27%;  
Недостаток финансовой поддержки государства – 17%;  
Высокая стоимость технологических инноваций – 16% [5]  
Анализ динамики основных экономических показателей по четырем агрегированным комплексам отраслей за период с 1993 по 2002 год позволил получить следующие результаты:  
1. Средняя рентабельность промышленности снижалась, но на начальных этапах технологических процессов она была выше, чем на завершающих, в то время как в развитых странах при возрастании степени технологической обработки продукта наблюдается рост рентабельности производства и валовой добавленной стоимости.  
2. Наименьшее снижение объема выпуска и инвестиций приходится на комплекс "ресурсы, энергоносители и энергия", наибольшее - на инвестиционный комплекс, комплекс конечной продукции и производственной инфраструктуры. Во многих отраслях не осуществляется даже простое воспроизводство, углубляется разрыв кооперационных связей, технологические цепочки укорачиваются и упрощаются.  
3. Положительное сальдо внешнеторгового баланса формируется за счет экспорта сырья и энергоносителей. В структуре экспорта и в общем объеме промышленного производства значительно возрастает доля первичных ресурсов и продукции с низким уровнем переработки. В структуре импорта более 80% составляет продукция машиностроения, продовольствие и ТНП.  
4. Сохраняется резкое снижение инновационной активности промышленных предприятий - до 3-5%. В таких условиях необходим поиск новой последовательности локальных зон развития элементов технологической структуры экономики, которая бы обеспечила:  
- устойчивый и быстрый экономический рост;  
- уменьшение структурно-технологических диспропорций в производственно-технологической структуре экономики и, как следствие, повышение качества экономического роста;  
- гарантирование национальной независимости в обеспечении страны важнейшими продуктами (стратегическими ресурсами, продовольствием, товарами народного потребления и т.д.);  
- повышение уровня и качества жизни населения;  
- воссоздание механизмов ориентации и воспроизводства качественной рабочей силы.

 

 

 

 

Введение

Глава 1. Исследование организации

1.1 Общая  характеристика организации

1.2 Целевые  ориентиры.

1.3 Взаимодействие  организации с внешней средой

1.4 Функции  организации

1.5 Организационная  структура.

1.6 Организационные  процессы.

1.7 Организационная  культура

Глава 2. Диагностика организационных проблем  и обоснование инновационных  предложений

2.1 Диагностика  проблем

2.2 Проектные  предложения

Глава 3. Проектная разработка

3.1 Общие  положения

3.2 План-график  работ, сотрудники

3.3 Бюджет

3.4 Риски

Заключение

Список  литературы

 

Введение

 

В свете увеличения объема жилищного строительства и замены старых инженерных сетей в населенных пунктах России возникает задача увеличения объема производства современной  трубной продукции, в том числе  полиэтиленовых труб, получающих всё  большую востребованность в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве. В результате всестороннего сравнения в качестве места будущего завода был выбран город Энгельс Саратовской области. Данное решение обусловлено наличием подготовленного персонала (город был одним из центров химической промышленности, имеется ВУЗ полимерного профиля), географическим положением и развитой транспортной сетью, позволяющими снабжать трубами все Поволжье, юг России, республики Северного Кавказа, Казахстана и государства Средней Азии.

Общество с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный  завод" - одно из наиболее стабильных и развивающихся предприятий  Саратовской области, не отстающее  от динамично развивающегося в нашей  стране рынка полимеров. Предприятие  входит в группу компаний "Полипластик" - одно из ведущих отечественных производителей конкурентоспособной высококачественной трубной продукции широкого ассортимента и высокого качества. В интересах этого, в основу технической политики завода положен принцип постоянного развития и совершенствования технологии производства и освоения новых видов продукции.

Но для обеспечения  безопасности и надежности производимой продукции важно сохранить в  процессе эксплуатации требуемые характеристики и показатели. Для оценки реального  состояния полимерных изделий и  возможности прогнозирования потенциального ухудшения их состояния необходимо периодически выполнять диагностические  работы. Но любая организация, независимо от ее сферы и формы деятельности, не сможет функционировать, если управление будет неэффективным. Именно поэтому  большую часть нашего внимания сосредоточим на сфере управления.

Объектом исследования является Общество с ограниченной ответственностью "Саратовский трубный завод",предмет исследования - деятельность данной организации.

Информация о работе Инновации на предприятие