Информационное обеспечение процесса муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие качество информационного обеспечения управления как фактор устойчивого развития органов муниципального образования. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие, виды, организационные системы местного самоуправления и проблемы управления;
проанализировать роль информации в муниципальном управлении, определив ее источники и потребителей;
сформулировать требования к качеству информационного обеспечения в современных условиях.

Работа содержит 1 файл

Романов Ростислав курсовая Ковалёва.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Особо важное значение имеет циркуляция информации между  объектом и субъектом управления, включающая в себя два типа потоков:

а) прямая информация, циркулирующая по каналам прямой связи от субъекта к объекту;

б) обратная информация, циркулирующая по каналам обратной связи от объекта к субъекту.

Соответствующая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление  к объекту различного ее рода, в том числе: исходных, корригирующих, контролирующих команд со стороны субъекта, а обратной информации - поступление к субъекту данных о состоянии объекта и достижении или недостижении поставленной перед ним цели, задачи [6 408-435с.].

Течение информационных потоков оптимально, если при минимуме объективной первичной информации достигается максимум полезной для  управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Разработка системы  мер, расширяющих возможности эффективного использования информации, - это весьма существенное условие позитивного результата в государственном и муниципальном управлении.

Среди данных подходов первостепенное значение имеют: тщательная подготовка субъекта управления к восприятию и оценке информации; выработка умения оценить ее социальную значимость, выбирать из потока информации наиболее значимую и необходимую для данной конкретной ситуации, поскольку такая информация весьма ценна для эффективного управления. Безусловно, в ее анализе и обрисовке видная роль принадлежит современным техническим средствам.

Поэтому компьютерная техника как средство переработки  масштабной информации открывает принципиально  новые возможности для оперативной  обработки колоссальных объемов  информации, позволяющих достаточно глубоко и полно вскрывать тенденции и закономерности развития государственного и муниципального управления и последовательно решать управленческие задачи.

Изменения в  содержании, организации и технике  управления под влиянием информационных технологий происходят по многим направлениям, в частности, меняются:

организация и  техника информационного обеспечения  руководителя,

техника хранения и обработки информации,

не допускаются  неполная информация, дублирование, а  также информация, рассчитанная на другие уровни управления.

Большое значение приобретает массовое внедрение  персональных компьютеров как составных  частей информационной системы, связанных  с сетью банков данных.

Далее, осуществляется определенная автоматизация управленческих функций руководителя.

Возросло количество эффективно функционирующих систем, охватывающих производственно-хозяйственную  деятельность, организационно-технологические  процессы. Усовершенствовались системы  контроля, в том числе такие, которые  дают возможность обнаружить отклонения от запланированного уровня и обеспечивают нахождение вероятных причин возникновения таких отклонений [1 74-103с.].

Эффективность управленческой информации является основополагающим показателем как информационных качеств управленческих решений, так и качества информационного обеспечения государственного и муниципального управления в целом.

 

2.2 Информационное  обеспечение управления  МО в современных  условиях

 

Информационное  обеспечение муниципального управления в современных условиях невозможно без использования современных информационных технологий, программных средств, баз данных и систем управления ими (рис.3 см. приложения).

Система информационного  обеспечения органа местного самоуправления - это совокупность организационно-правовых, информационных, методических, программно-технических компонентов, обеспечивающая информационные процессы в системе управления. Структура информационной системы муниципального образования, внедрение новых информационных технологий определяются функциями этой системы, текущими и перспективными задачами (рис.4 приложений).

Почти во всех органах  местного самоуправления сегодня есть персональные компьютеры, частично используется локальные компьютерные сети. В то же время развитие компьютеризации  в большинстве местных администраций проходит бессистемно.

Современные технологии построения информационных систем почти  не применяются, прикладное программное  обеспечение используется чаще всего  только в бухгалтерии и делопроизводстве [6 408-435с.].

Современный подход к использованию информационных технологий в муниципальном управлении требует создания системы, включающей центральный сервер, компьютеризированные рабочие места и сеть, связывающую их с центральный сервером. Одним из эффективных инструментов информатизации работы администрации является система автоматизированного документооборота "Гран-Док", разработанная в государственном научно-производственном предприятии "Гранит-Центр".

Система предоставляет  полный набор функций по работе с  документами в соответствии с требованиями и стандартами российского делопроизводства и способна поддерживать схемы делового документооборота муниципальных органов: горизонтальную схему (переписка внутри муниципалитета), вертикальную схему (организационно-распорядительные документы), внешнюю схему (входящая и исходящая корреспонденция). Назначением системы является автоматизация работы с документами, фиксация пути прохождения документа от его поступления или создания до списания в дело, контроль на каждом этапе рассмотрения документа, получение справочной информации о документах, анализ документооборота.

Планомерное формирование в органах местного самоуправления собственных информационно-аналитических  служб как структурных важнейших  подразделений позволит значительно  повысить эффективность и качество управленческих решений. Применение информационных технологий и систем в отдельных сферах муниципальной деятельности помогает решать следующие задачи (рис.4 см. приложения).

В сфере учета  социальной защиты граждан:

ведение автоматизированного паспортного учета граждан, создание баз данных по половозрастному составу населения, призывному возрасту, занятости, социально незащищенным группам, миграции населения, повышение на этой основе качества работы с населением, сокращение очередей при получении справок, выписок;

автоматизированное  формирование и выведение на печать различных форм учета и отчетности о составе населения, формирование списков жителей по специальным  запросам органов государственной  власти и местного самоуправления (избиратели, школьники, пенсионеры и т.д.);

ведение автоматизированного  учета доходов семей для начисления социальных льгот и субсидий;

ведение лицевых  счетов персонифицированного учета  социальных льгот и социальных выплат отдельным категориям граждан, включая  жилищные субсидии [5 385-398с.].

В сфере жилищно-коммунального  хозяйства:

сбор, регистрация, хранение, обработка информации о  техническом состоянии жилищного  фонда;

оперативный учет потребления энергоресурсов и воды;

контроль технических  параметров систем жизнеобеспечения и дистанционное управление объектами;

бухгалтерский учет и расчеты платежей за жилищно-коммунальные услуги (создание компьютеризированных муниципальных расчетно-кассовых центров) [4 156-163с.].

В сфере управления использованием территории города (геоинформационные системы) основной задачей является создание и ведение многослойной электронной карты (плана) города. Объектами компьютеризированного учета на этой карте могут быть:

земельные ресурсы  территории (земельный кадастр) по каждому  земельному участку в разрезе прав собственности на землю, функционального назначения отдельных участков, их стоимостной оценки и др., формирование на этой основе базы данных для взимания платы за землю;

генеральный план города (градостроительный кадастр);

инженерные коммуникации разного назначения;

объекты недвижимости (инвентаризация, размещение и стоимостная  оценка объектов недвижимости, основных фондов, техническое состояние строений);

дороги и транспорт (сведения о техническом состоянии  дорог, качестве покрытия, технической характеристике мостов, проездов, переездов, дорожных знаках, экономические данные об использовании дорог для грузовых и пассажирских перевозок и т.п.);

экология (сведения о состоянии атмосферы, почв, шумовом  и ином загрязнении отдельных  участков территории, формирование базы данных для расчета платежей за загрязнение городской среды);

потребительский рынок (размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения);

общественная  безопасность (размещение объектов и  постов ГИБДД, пожарной охраны, охраны общественного порядка, постов наблюдения, учреждений системы "медицины катастроф", автоматизированное слежение за фактическим расположением патрульных машин, дислокация зон эвакуации и маршрутов следования для предприятий и населения при чрезвычайных ситуациях и т.п.);

объекты социальной сферы (размещение образовательных, медицинских  учреждений, учреждений культуры, досуговых  зон, учреждений социальной защиты и  т.п.);

объекты и системы  связи и телекоммуникаций, их размещение [5 385-388с.].

Используя возможности  современных геоинформационных  технологий, ряд администраций городов  приступил к созданию собственных  муниципальных кадастров. Такой  кадастр представляет собой систему  слоев (частных кадастров), наносимых  на единую электронную подоснову. Ответственным за ведение каждого слоя является соответствующее структурное подразделение администрации или предприятие (например, водоканал, теплосеть). Организацию деятельности всей геоинформационной системы города, обеспечение ее технического и программного единства может обеспечивать специальная служба муниципального кадастра. В сфере управления муниципальными финансами: - создание компьютеризированной системы муниципального казначейства, в которую должна быть встроена система муниципальных контрактов, предусматривающих расходование бюджетных средств. Такая работа ведется во многих городах.

Использование сети Интернет в муниципальном управлении.

Интернет открывает  широкие возможности для совершенствования  муниципального управления. Наиболее эффективно его возможности могут быть использованы при создании муниципального сайта, ориентированного как на население города, так и на внешних пользователей. Примерное содержание сайта города может быть следующим.

1. Представительская  и деловая информация: визитная карточка города (приветствие главы муниципального образования, основные показатели и характеристики города); хозяйствующие субъекты (характеристика основных предприятий, финансовых структур, научных организаций, вузов и т.п. со ссылками на их сайты); данные о стратегическом плане развития города, основных городских программах развития, федеральных и региональных целевых программах, в которых участвует город; паспортные данные об имеющихся инвестиционных проектах и деловых предложениях предприятий города; молодежная страница; план города с указанием основных транспортных объектов и схем движения транспорта; информация для деловых людей и туристов (гостиницы в городе и окрестностях, проезд, питание, отдых, развлечения); достопримечательности города и его окрестностей [6 408-435с.].

2. Справочная  и оперативная информация: городские  новости; история и текущая  статистика; страницы городских  служб и организаций; состояние  рынка труда и занятости населения;  телефонный и адресный справочник; данные о средствах массовой информации города; городская доска объявлений; обратная связь (место для информации пользователей сайта).

Информация на сайте может быть представлена как  на русском, так и на других языках. Повышению привлекательности сайта  и росту его посещаемости могут способствовать фотогалерея, web-камера (например, наблюдение за главной улицей или площадью города в режиме обновления кадра), новости дня города, книга жалоб, предложений и обращений, рубрика "Ваше мнение о" (проблемный блок), прогноз погоды, гостевая книга, система поиска по сайту и т.д.

Сайт может  расти как кристалл, обрастая новыми функциями и возможностями. Если сайт становится интерактивным и  с его помощью пользователь может  производить различные операции (например, оплачивать счета, бронировать места в гостиницах, заказывать билеты на транспорт или в театры и т.п.), то сайт превращается в интернет-портал. Он может служить платформой для деловых контактов, виртуально соединять всех хозяйствующих субъектов для обмена информацией и сотрудничества.

Информация о работе Информационное обеспечение процесса муниципального управления