Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 23:04, курсовая работа
цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие качество информационного обеспечения управления как фактор устойчивого развития органов муниципального образования. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие, виды, организационные системы местного самоуправления и проблемы управления;
проанализировать роль информации в муниципальном управлении, определив ее источники и потребителей;
сформулировать требования к качеству информационного обеспечения в современных условиях.
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Кубанский государственный технологический университет
Кафедра
Производственного и
Департамент
дополнительного образования
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине Муниципальное управление
на тему:
"Информационное обеспечение процесса
муниципального управления".
Выполни студент 2 курса
группы 08-ДГУ1
Романов
Ростислав Алексеевич
Руководитель работы, доцент Ковалева Н.В.
Защищен _________________
Оценка __________________________
Члены комиссии______________________
_________________________
______________________________
2010 г.
Актуальными проблемами муниципального управления являются оценка кредитоспособности, текущей и перспективной финансовой устойчивости, платежеспособности, вероятности кризиса и банкротства коммерческих предприятий различных форм собственности. Указанные задачи возникают при принятии следующих решений:
об использовании муниципальной собственности (земельных ресурсов, зданий, сооружений, помещений и пр.);
о целесообразности выдачи бюджетного кредита, ссуды, дотаций или обеспечения гарантий;
о реорганизации или ликвидации объектов управления (предприятий, учреждений) в процессе соответствующих процедур (в т. ч. банкротства);
об утверждении местной администрацией финансового отчета предприятий в качестве акционера (ОАО или ЗАО), учредителя, члена попечительского совета или в другом статусе;
о сотрудничестве с потенциальными инвесторами (в т. ч. зарубежными).
Анализ состояния финансовых ресурсов в динамике (мониторинг) является лишь отдельным блоком информационного обеспечения деятельности муниципальной администрации.
Для принятия обоснованных управленческих решений и снижения риска ошибки муниципальному менеджеру необходима достоверная, различной степени обобщения информация по всем аспектам деятельности.
Понятие "информация" в последние десятилетия стало одним из самых употребляемых и встречается практически во всех областях знания. Идет непрерывный процесс его переосмысления (углубления и расширения).
Если сначала под информацией понимались сведения, передаваемые людьми устным, письменным или иным способом, то к концу XX в. информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Именно такое определение дает ЮНЕСКО.
С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.
Многие ученые до сих пор используют термин "информация" только в рамках технических областей научного знания. Однако такое представление о сути данного понятия не выражает его комплексного понимания. В процессе обмена сообщениями и новостями основное внимание должно уделяться не только количественному анализу передаваемого сообщения, но и его содержанию. Информация, содержащаяся в понятийной форме, совсем не та, которая изучается в математических, статистических и других теориях.
Термин "информация" уже более 50 лет на практике выступает одной из центральных и наиболее общих категорий. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации, в психологии, педагогике. Особое место понятие "информация" заняло в длинном ряду социальных наук - теории управления, экономике, политике и др.
Информация выступает связующим звеном между объектом и субъектом управления, характеризуя состояние объекта управления в статике и в динамике, обеспечивая подготовку управляющего воздействия и сведения о результатах его реализации. Информация позволяет осуществлять обратную связь и корректировку целей в соответствии с требованиями конкретной ситуации. Она служит "предметом длительного пользования" и не теряет своих свойств в результате неоднократного потребления.
Актуальность исследования проявляется в том, что применение информационных технологий затрагивает все области муниципального управления. Например, в сфере маркетинговых исследований - информационные технологии необходимы для проведения и обработки опросов; при управлении проектами - для расчета показателей, моделирования ситуаций, анализа чувствительности показателей к изменению внешних параметров; в логистике - для построения информационных систем управления ресурсопотоками; финансовый менеджмент требует применения специальных программ для постановки бюджетирования, проведения финансового анализа отчетности предприятий и местного бюджета, для автоматизации бухучета и взаимодействия с казначейством; в управлении кадрами - для тестирования при приеме на работу и ведения индивидуальных программ обучения; для стратегического управления необходимы "умные" экспертные системы.
Объект исследования - информационная система государственного и муниципального управления.
Предмет исследования - качество информационного обеспечения.
Поэтому цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие качество информационного обеспечения управления как фактор устойчивого развития органов муниципального образования. В соответствии с поставленной целью в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть понятие,
виды, организационные системы
проанализировать роль информации в муниципальном управлении, определив ее источники и потребителей;
сформулировать
требования к качеству информационного
обеспечения в современных
Методологической основой структуры работы и логической связи в ней управленческих вопросов послужили разработки отечественных ученых в области муниципального управления, социологии, менеджмента, маркетинга и права.
Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед ним задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории. В конституциях современных государств закреплено и гарантировано местное самоуправление как одна из основ демократической системы управления. Понятие "местное самоуправление" отражает сложное и многообразное явление, формирование и развитие которого зависит от целого комплекса исторических, географических, политических, экономических и других особенностей территории. Оно наиболее полно позволяет реализовать конституционное положение о том, что единственным источником власти является народ. Термин "самоуправление" многозначен. С. Ожегов, например, в толковом словаре так определяет семантическое значение этого слова:
1. Право на внутренне управление своими местными силами.2. Право решать дела внутреннего управления по собственным законам, в пределах национально-территориальной единицы, автономии. Сходные понятия используются в разных европейских странах: в Германии используется термин "selbstverwaltung" - самостоятельное управление, во Франции наряду с местным самоуправлением, избираемым населением, существуют органы управления центральной власти - префекты, супрефекты [8 246-257с.].
Анализ понятия
местного самоуправления как формы
и способа организации и
Исходя из вышесказанного можно дать следующее определение: местное самоуправление - это самостоятельная деятельность граждан (под свою ответственность и в соответствии с законодательством) по регулированию, управлению и решению непосредственно или через формируемые ими органы местного самоуправления значительной части вопросов местного значения в интересах населения данной территории, с учетом развития всего общества. В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством граждане осуществляют местное самоуправление в форме прямого волеизъявления (референдумы, выборы, собрания, сходы и др.) и через избираемые органы местного самоуправления.
Реализация функций местного самоуправления на территории осуществляется через организационную структуру, которая должна обеспечивать наиболее эффективное их осуществление. Обязательным в структуре органов местного самоуправления является наличие представительного органа или должностного лица, избираемого непосредственно жителями. Этим органом или должностным лицом формируются исполнительные структуры (администрация), которые реализуют решения представительного органа. В системе местного самоуправления России в соответствии со ст.27 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть образовано территориальное общественное самоуправление (комитеты, советы микрорайонов, улиц, кварталов, домов) для осуществления собственных инициатив [8 246-257с.].
Местное самоуправление осуществляется на следующих принципах: единство граждан данной территории как субъекта и объекта управления; сочетание институтов представительной и непосредственной демократии как способа осуществления самоуправленческих функций; сочетание государственных и общественных начал; экономическая и финансовая самостоятельность территории, самофинансирование и самообеспечение; волеизъявление граждан через представительные и исполнительные органы власти и общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и иные формы непосредственной демократии; сочетание местных и государственных интересов, интересов личности и всего населения соответствующей территории; самостоятельность и независимость в пределах своей компетенции каждого уровня; многовариантность организационных структур и механизмов самоуправления. Реализация перечисленных принципов возможна лишь при четком определении основ местного самоуправления: территориальной и финансово-экономической.
В муниципальном менеджменте существует проблема отсутствия комплексной системы управления территорией для обеспечения устойчивого развития муниципального образования (далее МО) в условиях нестабильности внешней среды. Необходима модель, объединяющая различные методики, механизмы и инструменты специальных экономических и отраслевых наук, адаптированные к муниципальному менеджменту. Она позволит структурировать деятельность муниципального менеджера для целенаправленного и упорядоченного воздействия на сложный объект, каким является МО. При определении муниципальной системы возникает проблема разграничения: что является объектом управления, а что - лишь внешней средой ближайшего окружения. Например, могут ли считаться объектом муниципальных воздействий частные коммерческие предприятия, находящиеся на территории, и в какой степени? Другая сторона вопроса заключается в четком определении субъекта системы: кто является муниципальным менеджером, в чем отличия муниципального, местного, территориального управления и самоуправления? Сложность управления МО заключается еще и в том, что объектом муниципального управления являются, с одной стороны, функциональные подсистемы самой администрации (кадровая, финансовая, информационная), а с другой (полностью или частично, в зависимости от формы собственности) - объекты здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохранительные органы, предприятия жизнеобеспечения (ЖКХ), городского пассажирского транспорта, малого бизнеса, кредитные и страховые учреждения и другие организации. Муниципальная система в РФ отличается многофункциональностью, потому что большинство отраслевых комплексов (ЖКХ, здравоохранение, образование) являются государственными или муниципальными предприятиями, учреждениями. Такое положение может отличаться от практики муниципального управления в других странах. Например, в США большинство отраслей ЖКХ не находятся в компетенции управления муниципальных органов, в сфере образования существуют школьные районы ("дистрикты"), не совпадающие с административным делением и не подчиненные муниципалитетам.
Информация о работе Информационное обеспечение процесса муниципального управления