Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 00:13, реферат
Организации состоят из людей, которые работают вместе. Индивиды, т. е. личности, различаются моделями восприятия, опытом обучения и отношением к своему окружению. Различия между личностями, основанные на личностных признаках, могут оказаться стимулом для развития творческого потенциала и источником конфликтов
и других проблем, существующих в организации. Одна из задач менеджера заключается в выявлении потенциала индивидов и использовании их талантов для достижения целей организации.
1. Индивид как субъект организационного поведения.
1.1. Организационные изменения и индивидуальные
различия. Социальная роль личности в организации.
1.2. Факторы, оказывающие влияние на поведение индивида на работе. Персональное развитие личности в организации
2. Поведение в организации
2.1. Природа и конструирование организации
2.2. Природа, значение и результативность мотивации
к труду.
2.3. Повышение эффективности руководства и поведе-
ния в организации
2.4. Поведение людей в условиях изменений и нововве-
дений в организации
2.5. Поведенческий маркетинг
Список литературы
и финансового успеха, который сопутствует этому росту, вы должны
относиться к вашим сотрудникам как к самому ценному ресурсу организации, помочь им раскрыть свой личностный потенциал.
Попытка постичь природу удовлетворения от работы и его связь
с эффективностью труда далеко не проста. Хотя уровень удовлетворения от работы может сильно воздействовать на силу мотивации, это
не всегда так. Удовлетворение от работы это скорее внутреннее со-
стояние, его можно сравнить, например, с чувством личного достижения. Соотношение между удовлетворением от работы и высокой
эффективностью
труда – это сложный и
прежнему остающийся предметом споров и дискуссий.
Удовлетворенность работой это сложное понятие и его трудно
измерить объективно. Уровень удовлетворения от работы находится
под воздействием широкого спектра индивидуальных, социальных,
организационных и культурных факторов. Существует также ряд
иных специфических факторов, которые могут оказывать на него
влияние. К числу основных параметров, воздействующих на степень
удовлетворенности, относятся отчуждение от работы, природа технологий и стресс на рабочем месте. Применение мотивационных теорий
и более глубокое понимание параметров удовлетворения от работы
способствовали росту интереса к оптиматизации процесса и характера работы.
2. Поведение в организации
Процесс управления и организационное поведение имеют место
не в вакууме, а в конкретных условиях. Организация представляет
собой сложную социальную систему, ее можно рассматривать как
сумму множества взаимосвязанных переменных. На деятельность организации большое влияние оказывает окружающая среда, частью ко-
торой, в свою очередь, является сама организация. Менеджер должен
хорошо понимать природу организации и основные особенности,
влияющие на
их структуру, управление и функционирование.
2.1. Природа и конструирование организации
Все организации выполняют какие-либо функции. Организации
существуют для того, чтобы добиваться определенных целей, удовлетворения своих членов. Организации могут достигать таких целей,
которые невозможно достичь усилиями отдельных индивидов. За
счет совместных действий и сотрудничества члены организации получают синергический эффект. Организации – это неотъемлемая часть общества, охватывающая как государственный, так и частный
сектор.
Несмотря на отличия, разнообразным организациям присущи как
минимум три общих признака: люди; цели и структура. Именно взаимодействие людей ради достижения определенных целей формирует
основу любой организации. Для того чтобы усилия людей направлять
в единое русло и координировать их, необходима та или иная форма
структуры. К этому мы можем добавить еще один фактор: управление
(менеджмент).
Процесс управления необходим для того, чтобы контролировать,
и направлять деятельность организации и усилия ее членов на достижение целей.
Эффективность организации зависит от квалификации сотрудников, целей и структуры, а также имеющихся ресурсов. Последние
обычно делятся на две широкие категории:
Людские – возможности и влияние членов организации, а также
управление ими;
Неодушевленные – активы, материалы, здания и т. д.
Взаимосвязи людей, целей и форм организаций в сочетании с оптимальным использованием неодушевленных и людских ресурсов
обуславливает успех или провал организации и определяет ее эффективность
Для менеджера очень важно определить ключевые точки проблемного поведенческого поля, такие составляющие его структуры,
на основе которых можно было бы строить стратегическое планирование и управление поведением организации.
Исследователи по-разному определяют эти ключевые точки. Однако большинство их них сходятся на том, что такими точками могут
быть:
- цели организации;
- модель организации;
- организационная структура;
- организационная культура;
- коммуникации;
- мотивация;
- оценка результатов труда и вознаграждение;
- изменения в организации и управление нововведениями;
- стиль руководства;
- внешняя среда;
- поведенческий маркетинг.
Организационное поведение и процесс управления протекают не в вакууме, а в контексте организационной обстановки. Организации бывают самых разных форм и размеров. Однако, несмотря на все различия, у всех организаций есть, по крайней мере, три общих фактора: люди, цели и структура. К ним можно добавить четвертый фактор – менеджмент. Качества этих факторов определяют эффективность организации.
Структура, система управления и функционирования организаций различаются в зависимости от их типов, целей, а также поведения
людей, которые в них работают. Организации могут различаться по
многим параметрам, но у них есть и общие черты. Деловые организации можно рассматривать как открытые системы, непрерывно взамодействующие с окружающей средой, частью которой они являются. Внутри организации как целого существует множество взаимосвязанных подсистем. Ситуационная модель организации привлекает внимание к взаимосвязи технологии, структуры, методов работы и факторов среды.
Все организации должны выполнять определенные функции,
часть из которых неотделима от их существования и работы. Цели
организации обуславливают характер результатов ее деятельности и
процесс, посредством которого они достигаются.
В процессе достижения
целей и решения приоритетных задач
организации могут действовать изолированно
от окружающей среды, частью которой они
являются. Жизнеспособность организации
зависит от различных видов взаимообмена
между нею и окружающей средой. Эти обмены
и длительное взаимодействие с окружающей
средой приводят к появлению ряда дополнительных
обязательств перед обществом, а именно
– социальной ответственности менеджмента.
Однако у подхода социальной ответственности
есть и свои недостатки. Два других подхода
к установлению системы ценностей организации
– это деловая этика и корпоративное управление
на высшем уровне.
2.2. Природа, значение и результативность мотивации
к труду.
Мотивы и цели людей, побуждающие их к трудовой деятельности, составляют основу взаимоотношений между организацией и ее
персоналом. Менеджер должен уметь организовать своих подчиненных и направить их усилия на решение задач организации. Для этого
необходимо понимать природу поведения людей и знать методы эффективного воздействия на него.
Люди постоянно испытывают те или иные потребности и стараются их удовлетворить. По мере того как они разрешают свои проблемы, один тип поведения оказывается вознагражденным, другой – нет. Поэтому, когда в следующий раз человек встречается с той или иной проблемой, он пытается ее разрешить тем способом, который ему уже однажды помог. Другими словами, степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на его поведение в сходных обстоятельствах в
будущем.
Ученые назвали это законом результата или законом следствия.
Зная действие этого закона, можно побуждать людей к определенному поведению.
Процесс побуждения работников к деятельности для достижений
их личных целей и целей организации называется мотивацией.
Для побуждения людей к эффективной деятельности применяются вознаграждения. При этом вознаграждение понимается в более
широком смысле, чем просто деньги или удовольствия, с которыми
обычно ассоциируется это слово. Вознаграждение включает в себя
все, что человеку представляется ценным для его жизни. Они подразделяются на биологические и социальные.
Вознаграждения бывают внутренние и внешние. Внутренние
вознаграждения человек получает от самой работы. Когда она ему
кажется значимой, и он ее хорошо выполняет, у него появляется чувство самоуважения. Внутренним вознаграждением можно считать
дружбу и общение, которые возникают в процессе работы с коллега-
ми. Удовлетворение внутренней мотивации, т. е. психологических
потребностей персонала находится во власти менеджеров всех уровней.
Внешние вознаграждения отражают зависимость индивида от
предметов материальной культуры и осязаемых благ. Человек полу-
чает их от организации. Это – зарплата, продвижение по службе, сим-
волы служебного статуса и престижа, похвала и признание, а также
дополнительные выплаты и льготы. Обеспечение таких осязаемых
благ, как правило, находится вне сферы влияния отдельных руководителей и определяется политикой организации в целом. Чтобы определить, как и в каких пропорциях нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, менеджер должен знать, какие существуют у работников потребности, и что заставляет их трудиться производительно.
Многочисленные исследователи пытаются ответить на эти вопросы по-разному. Одни из них видят источники мотивации во внутреннем мире человека, его потребностях, ценностях, устремлениях.
Другие объясняют трудовую мотивацию действием внешних для человека факторов. Они считают, что поведение человека является ре-
акцией на воздействие этих факторов (вспомним эксперименты И.П.
Павлова), и, следовательно, им можно управлять с помощью системы
наказаний и поощрений.
Изучая самостоятельно тему, может возникнуть вопрос: что лежит в основе мотивации? Ответ на него может быть следующим. Сама концепция мотивации предполагает наличие некой движущей силы внутри индивида, побуждающей его к активности, направленной
на удовлетворение потребностей или оправдание каких-либо ожиданий. Данная трактовка природы мотивации явилась источником создания основной модели мотивации.
Поведение людей зависит от причин, побуждающих их к активности. Деятельность определяется совокупностью, как способностей
индивида, так и мотивов, определяющих выбор того или иного образа
действий.
Деятельность = функция (способность . мотивацию).
Следовательно, для повышения эффективности работы организации менеджер должен уделять много внимания мотивации персонала и направлять усилия своих подчиненных (движущую силу внутри
них) на успешное решение задач и достижение целей организации.
Однако что же является той движущей силой, которая заставляет
Информация о работе Индивид как субъект организационного поведения