Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 10:23, курсовая работа
Люди - самая большая ценность в любой организации, но в то же время, они наименее предсказуемы для управления. Это справедливо в отношении не только промышленных и торговых компаний, но и любой оперативной деятельности, независимо от того, связана ли она с получением прибыли или нет, относится ли к производству или к работе в правительстве. Именно люди являются фактором, определяющим целостный или непоследовательный характер любой деятельности.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕНЕДЖЕРЕ 5
1.1 ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ МЕНЕДЖЕРА 5
1.2 СОВРЕМЕННЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ 6
1.3. РАБОТА МЕНЕДЖЕРА 8
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ 10
2.1 ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 10
2.2. ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 11
2.3. КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ 16
2.4. СПОСОБНОСТЬ ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ 20
ГЛАВА 3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ИМИДЖЕ 22
3.1. ИМИДЖ, ТИПЫ ИМИДЖА 22
3.2. ИМИДЖМЕЙКЕРЫ 23
3.3. ВАШ ИМИДЖ В ГЛАЗАХ ОБЩЕСТВЕННОСТИ 23
ГЛАВА 4. ХАРАКТЕРИСТИКИ ИМИДЖА 25
4.1. СТИЛЬ ОДЕЖДЫ 25
4.2 МАНЕРА ГОВОРИТЬ 26
4.3. МАНЕРА ПОВЕДЕНИЯ 26
4.4. МИМИКА И ЖЕСТЫ 26
4.5. ВЗГЛЯД 27
4.6. УКРАШЕНИЯ 28
В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними. Ее играет менеджер, ответственный за распределение ресурсов фирмы. Ее, наконец, играет представитель фирмы, ведущий переговоры с партнерами.
Менеджеры высшего звена фирмы обычно являются номинальными главами, координаторами, представителями, определяют цели и основные принципы деятельности. Менеджеры среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяя их функциональные обязанности и цели, совершенствующие производственный процесс. Менеджеры низшего звена – мастера - находятся ближе к непосредственным исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными руководителями и ориентированы на повышение производительности труда, квалификации отдельных работников, снижение брака. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не "Что делать?", а "Как делать?"
По своему отношению к работе менеджеры делятся на пассивных и активных. Пассивные используют, как правило, принципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повседневной работе такие менеджеры ограничиваются решением узких проблем, причем с рутинных позиций. Они берутся лишь за то, что служит на пользу их карьере и позволяет “набрать очки”, да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме “так, чтобы наверняка”, не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей пополняют их воровством у своих подчиненных.
В противоположность пассивному, руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испытаниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными установками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно вырабатывает и пересматривает в соответствии с обстановкой принципы деятельности для себя и для других. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликтные, ситуации, не боясь риска и ответственности. Активный менеджер ищет и устанавливает срочные контакты с окружающими, поощряет их самостоятельность, дает возможность выдвинуться. У активного менеджера есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллектива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофициальное подчиненных. Окружающие, как считают психологи, воспринимают лидера по четырем основным моделям:
1) "Один из нас";
2) "Лучший из нас - образец для подражания";
3) "Воплощение добродетелей";
4) "Оправдание всех ожиданий", в соответствии с чем и строят свое отношение к нему, позволяют лидеру распространять свое влияние на коллектив и каждого в отдельности.
Лидерство - это искусство влияния на людей, вдохновения их на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь неких целей. Очень часто, к сожалению, особенно в политике, это оказываются личные амбициозные цели самого лидера.
Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии предложить им (хотя и не всегда реально дать) средства для удовлетворения их важнейших потребностей, указать нужное направление деятельности.
Власть лидера основывается на хорошем знании подчиненных, умении поставить себя на их место, анализировать ситуацию, определять ближайшие и отдаленные последствия своих действий, стремлении к самосовершенствованию, способности вселять в подчиненных уверенность, сознание необходимости совершать те или иные поступки, ибо поведение сотрудников чаще всего отражает то, чего от них ждут.
Лидер
прекрасно чувствует и понимает
психологические особенности
Но подлинным источником власти лидера над людьми является его независимость, готовность в любой момент освободить занимаемое место, поскольку выражение интересов коллектива вовсе еще не означает покорности ему.
Кроме общих способностей, т.е. интеллекта М. Шоу выделила и специфические способности личности, такие как специальные умения, знания, компетентность, информированность – которые очень важны для успешного выполнения управленческой деятельности. А сейчас давайте перейдем к рассмотрению последнего личностного блока – черты личности. К их числу относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению целей, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении задания, независимость, общительность. Попробуем рассмотреть эти качества подробнее.
Доминантность в переводе с английского означает “господство”, ”влияние”. То есть речь идет о доминантности как стремление руководителя влиять на подчиненных. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство.
Следующей в наборе личностных черт руководителя называется уверенность в себе. Что значит для подчиненного уверенный в себе руководитель? Да, прежде всего то, что в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться: он поддержит, защитит, явится той “спиной”, которая вас прикроет. Определенный психологический комфорт обеспечивает и повышает мотивацию к выполнению задания. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует хотя бы внешне держать себя достаточно спокойно и уверенно.
Остановимся теперь на двух родственных личностных чертах руководителя – его эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости. Необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями, независимо от настроения и личного расположения у него должны быть ровные, деловые отношения.
Еще одна рассматриваемая мной черта личности эффективного руководителя – креативность, что в переводе с английского означает “стремление к творческому решению задач”. Речь должна идти о практическом интеллекте, о решении практических задач, наиболее типичных для деятельности менеджера, особенно существенна эта его черта для инновационной деятельности. Ведь именно в ней руководитель выступает как творец, социальный архитектор.
Следующие две личностные характеристики эффективного руководителя – стремление к достижению и предприимчивость, на мой взгляд, довольно близки друг к другу. Обе они – важнейшие атрибуты поведения руководителя в условиях рынка. В тесной связи с ними находится склонность личности к риску. В стремлении к достижению отражена функциональная человеческая потребность к достижению цели. К сожалению, жизнь не всегда станет ждать, пока вы пытаетесь предугадать возможные потери. Иногда следует пойти на риск, а затем по ходу дела исправить допущенные ошибки. Теперь, относительно еще двух довольно родственных личностных характеристик – в выполнении задания, дефицит которых мы постоянно ощущаем в повседневной жизни, пожиная плоды многолетней удручающей безответственности наших руководителей как в экономике, так и в экологии, и в морали. Несомненно, важной личностной чертой руководителя, обеспечивающей ему успешность действий в различных сферах жизни социальной организации, в том числе при принятии ответственных решений, является независимость. Чем самостоятельнее ведут себя руководитель в управленческом процессе, тем более проявляется его независимость, что, понятно, не исключает необходимости прислушиваться к мнению коллег, если в нем содержится рациональное зерно. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающей проблеме, свое профессиональное человеческое лицо и поддерживал это свойство в подчиненных. И наконец, последнее рассматриваемое здесь: личностная черта – общительность. Главная причина, по которой способным менеджерам не удается карьера кроется в том, что они Плохо взаимодействуют со своими коллегами и подчиненными.
Итак, мы рассмотрели ряд важных личностных черт, способствующих эффективности руководства. Разумеется, с готовым набором этих черт человек не рождается. Все они представляют собой уникальный сплав, как природных особенностей человека, так и социально-исторических условий его жизни. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться, отчетливое понимание необходимости ежедневно, ежечасно «строить» свою личность.
Теперь мы постараемся раскрыть качества, которыми должен обладать руководитель. Широта взглядов, глобальный подход – характеристика, указывающая на важность наличия у руководителя широкого видения проблем, выходящего за рамки задач данной конкретной фирмы. Долгосрочное предвидение противостоит склонности некоторых руководителей, что называется, зарываться в текущих проблемах и упускать из вида перспективу развития организации в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры, технологического прогресса, открытия новых энергоносителей. Решительность – это качество было по особенному отмечено Л. Якокка: «Если бы мне пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию решительность». Необходимость упорной работы и непрерывной учебы менеджеров, думаю, вряд ли следует как-то обосновывать и обсуждать. Умение четко формировать цели – один из способов повышения мотивации людей к труду. Наверное, не так уж много найдется у нас руководителей, обладающих готовностью выслушивать мнения других – это, возможно, полезный источник получения информации, необходимой при принятии управленческих решений. Так же руководителю необходимо быть беспристрастным, бескорыстным, лояльным. А говоря относительно способностей полностью использовать возможности сотрудников и создавать коллектив с гармоничной атмосферой в нем, уместно, по-видимому, привести следующие высказывания А. Морити: «Я считаю, что о качествах менеджера надо судить по тому, как хорошо он может организовать большое число людей и насколько эффективно он может добиваться наилучших результатов от каждого из них, и как сливал их в единое целое». И, наконец, личное обаяние, и здоровье – качества, по-моему, весьма родственные. Во всяком случае, у здорового человека, на мой взгляд, при всем прочем больше шансов выглядеть обаятельным, а это не маловажно при работе с коллективом.
Одной из наиболее важных задач, стоящих перед менеджером, является эффективное управление, для которого необходим высокий уровень профессионализма. Способность эффективно управлять это:
-способность управлять собой;
-четкие личные цели;
-упор на постоянный личный рост;
-навык решать проблемы;
-изобретательность и способность к инновациям;
-высокая
способность влиять на
-знание
современных управленческих
-способность руководить;
-умение
обучать и развивать
-способность
формировать и развивать
Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, неправильно было бы считать, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере относится к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у менеджера, возникает ограничение. Далее будут рассмотрены наиболее существенные характеристики менеджера, необходимые для успешного и эффективного управления.
Один из важнейших аспектов эффективной деятельности руководителя – это руководство персоналом, а также понимание мотиваций труда. Ведь критерием эффективной деятельности руководителя служит конечный результат всего коллектива, в котором органически соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. Знание всех этих аспектов и заключает в себе слагаемые успеха и продуктивной деятельности руководителя.
Имидж – внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный “срез” его личностных характеристик. В этой связи такие его атрибуты, как модели поведения, одежда, прическа имеют огромное значение в его утверждении.
Чтобы быть притягательной личностью, внешней выразительности недостаточно. Она – желаемый компонент имиджа, но не решающий, как это кажется многим.
Имидж – собирательное понятие. Это облик, то есть та форма жизнепроявления человека, благодаря которой “на люди” выставляются сильнодействующие личностно-деловые характеристики. Среди них приоритетными следует признать воспитанность, эрудицию, профессионализм. Вот те три кита, на которых надежно держится имидж конкретной личности.