Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель работы – выяснение сущности, структуры, видов и целей создания холдинговых компаний в России и особенностей их функционирования на основе сравнительного анализа нескольких российских холдингов, принадлежащих различным отраслям экономики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Сформировать теоретическую базу понятия «холдинг», проанализировав характерные черты, цели создания, принципы организации и классификацию холдинговых компаний.
Рассмотреть основные способы интеграции предприятий в состав холдинга.
Проанализировать современные холдинговые российские компании, рассмотрев представителей из различных отраслей экономики.
Систематизировать полученный материал, выделив основные тенденции развития холдингов в России.
Введение 4
Холдинговые компании: понятие, структура, классификация 6
1.1. Холдинг как современная форма организации предприятия 6
1.2. Классификация холдинговых компаний 12
1.3. Цели создания холдинговых компаний 15
1.4. Основные способы интеграции предприятий в состав холдинга 17
Анализ современных холдинговых компаний в России 19
2.1. Характерные представители холдингов в России 19
2.2. Тенденции и перспектива развития холдинговых компаний 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение
Рынок стекла представляет собой олигополистическую рыночную структуру и рассмотренный далее в работе ОАО «Стеклохолдинг» является примером, доказывающем это. Прежде всего надо сказать, что на рынке стекла присутствует крайне небольшое количество фирм и имеется конкуренция между этими фирмами. Все фирмы производят однородную продукцию – стекло и идет жесткая конкуренция за ресурсы.
Экономика каждого региона России является неотъемлемой частью российской экономики в целом, в регионе отражаются тенденции развития общей экономической ситуации в стране. Это всецело относится и к тенденциям и объединению предприятий. Эффективность реализации преимуществ объединенных структур во многом зависит от общего экономического потенциала регионов.
Промышленный потенциал России представлен широким набором отраслей хозяйственного комплекса. Большой вес в общем объеме производства занимают электроэнергетика, легкая, пищевая, стекольная, химическая, нефтехимическая промышленность, машиностроение, металлообработка и другие отрасли, которые и составляют современный состав холдинговых компаний.
В России преобладают холдинги с «отраслевой» ориентацией на определенный сегмент реального сектора экономики. Обратимся к одной из областей России, Владимирской, промышленная структура которой близка к корпоративной. Наиболее перспективным для создания и функционирования интегрированных структур оказались предприятия стекольной промышленности данной области. В 1998 году на базе ряда стеклозаводов под руководством Ю.Д. Клегга была создана холдинговая компания – ОАО «Стеклохолдинг». В состав его активов вошли крупные пакетные акции и доли следующих контролируемых холдингом предприятий:
Первоначальной целью создания холдинга было увеличение капитализации активов. Анализ структуры акционерного капитала ОАО «Стеклохолдинг» позволяет сделать вывод о том, что холдинг - горизонтально интегрированная корпорация, в составе которой присутствуют все необходимые звенья как для проведения научно-исследовательских разработок, так и для их внедрения в производство. Для осуществления эффективного менеджмента и многоуровнего контроля в холдинге сформирована консолидируемая отчетность с целью информационного обеспечения руководства при стратегическом бизнес - планировании. [14;c.12-14]
Еще одним наглядным примером горизонтального интегрирования предприятия является образованный 21 января 1998 года холдинг «Газпром - Медиа» — телевидение, радио, пресса, кинопроизводство, реклама, кинопрокат. ОАО «Газпром-Медиа» — один из крупнейших холдингов России и Европы. В 2007 году общая выручка Холдинга составила более 1 275 млн. долларов США (по сравнению с 2006 годом рост — 59%). Основное направление деятельности ОАО «Газпром-Медиа» — аккумулирование и развитие медийных активов. Основной принцип руководства активами — управление не контентом, а бизнесом. При этом каждый информационный продукт должен быть не просто качественным, но занимать собственную нишу. Именно поэтому все проекты «Газпром-Медиа» — информационные, аналитические, развлекательные — востребованы и отвечают запросам практически всего населения страны. В Холдинг «Газпром-Медиа» входят:
Таким образом, горизонтальные холдинги (сбытовые холдинги) — действуют на одном рынке (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и проч.). Они представляют собой, по сути, объединение однородных бизнесов в филиальные структуры, которыми управляет головное хозяйственное общество. Главной целью такого объединения является единая система поставщиков и много дочерних обществ, выполняющих функции сбыта, и завоевание новых секторов рынка.
Холдинговые компании с вертикальной интеграционной структурой - это объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). В качестве примера можно привести объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой. В России большая часть вертикально интегрированных компаний была построена в сырьевых отраслях. Компании, осуществляющие добычу нефти и газа, покупают нефтеперерабатывающие и химические комбинаты, создают сбытовые сети (автозаправочные станции).
В качестве примера вертикальной интеграции рассмотрим объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО «ЕЭС России». Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии – на 17%, а прибыль возросла на 59%.
Отметим, что существование вертикально интегрированных холдингов, включающих в себя несколько видов бизнеса, но по принципу единой технологической цепочки, является, безусловно, оправданным, и от этого инвестиционная привлекательность повышается.
Подводя
итог рассмотренным холдинговым
компаний горизонтального и
Диверсифицированные холдинги, в отличие от горизонтальных и вертикальных, представляют собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. д.). Одним из примеров диверсифицированного холдинга с активным управлением, объединяющим более ста предприятий на условиях владения или управления пакетами акций, является акционерная финансовая корпорация (АФК) «Система».
Акционерная финансовая корпорация "Система" - крупнейшая в России и СНГ публичная диверсифицированная корпорация, владеющая и управляющая пакетами акций компаний, работающих в быстрорастущих сервисных секторах экономики. В совокупности компании, контролируемые АФК "Система", обслуживают более 80 млн потребителей в России и странах СНГ, в Восточной и Западной Европе.
Корпорация концентрирует усилия на развитии передовых технологий для того, чтобы максимально увеличить долгосрочную доходность для акционеров. Корпорация также считает развитие передовых технологий своим основным вкладом в экономическое развитие России и других рынков, на которых она работает.
Деятельность АФК "Система" состоит из основных образующих бизнесов, которые уже являются признанными лидерами рынка, и перспективных бизнес - направлений, обладающих высоким потенциалом. На этих направлениях дочерние компании Корпорации нацелены установить долгосрочное лидерство.
Образующими бизнес - направлениями Корпорации являются телекоммуникации, высокие технологии и недвижимость. Наиболее перспективными бизнесами АФК "Система" являются розничная торговля, финансы, масс - медиа. Кроме того, АФК "Система" развивает туризм, радиотехнику и космические технологии, медицину и биотехнологии. Корпорация также инвестирует в нефтяной сектор.
Телекоммуникации являются основным стратегическим бизнес-направлением АФК "Система", которое включает сектора мобильной и фиксированной связи. Направление также занимается созданием конвергентных услуг между секторами и разрабатывает дополнительные услуги, например, Интернет-банкинг, используя синергию с другими бизнес-направлениями АФК "Система". Крупнейшими компаниями данного бизнес -направления являются «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и «Скай Линк».
Бизнес-направление "Строительство и недвижимость" в АФК "Система" представлено ОАО "Система-Галс". Это направление является одной из наиболее долгосрочных инвестиций Корпорации.
Следующее направление «Торговля» в АФК «Система» представлено ОАО "Детский мир" - крупнейшая в России сеть магазинов детских товаров. По состоянию на 31 декабря 2006 года сеть насчитывала 65 магазинов в 33-х российских городах. Розничная торговля через дочернюю компанию ОАО "Детский мир - Центр", 100% акций которой принадлежат Корпорации. АФК "Система" оценивает рынок товаров для детей как перспективное направление со значительным долгосрочным потенциалом развития.
Бизнес - направление «Туризм» в АФК представлено ВАО "Интурист" - самая известная в России туристическая компания. В 2006 г. клиентами "Интуриста" стали более 550,000 иностранных и российских туристов.
Таким образом, отметим, что АФК «Система» представляет собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Компании, входящие в эту корпорацию не идут на полное слияние, а создают тот или иной механизм взаимодействия, позволяющий им сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими предприятиями. [22]
На сегодняшний день процесс формирования холдингов еще не закончен. Напротив, можно сказать, что он набирает свои обороты. Мы можем заметить, что в настоящее время холдинговые компании представлены не только в жизненно важных сферах промышленности, но и в музыкально-развлекательных отраслях.
В России в следующие пять лет наметиться специфика холдинговых структур. Можно сформулировать три основных мотива холдингизации, которые полностью определяют устойчивость и успешность холдингов в долгосрочной перспективе в Российской экономике:
1) Холдингизация ради развития основного бизнеса.
2) Спекулятивная холдингизация, основной целью, которой является последующая выгодная перепродажа купленного предприятия.
3) Создание
холдинга ради реализации
Ключевое отличие успешного холдинга от неуспешного будет заключаться в наличии стратегического замысла и четкого понимания целей создания холдинга у его создателя. Считается, что перед российскими холдингами стоят, и будут стоять следующие приоритетные задачи:
1. Выработать
правильное соотношение краткосрочных
интересов собственников и интересов
бизнеса, не ограничиваться контролем
финансовых потоков. Заниматься стратегией
развития бизнесов. Четко развести финансовый
и предметный бизнес.
2. Холдинг как управляющая компания должен
перейти от управления предприятиями
к управлению бизнесами
3. Расти
в сторону
4. Надо выстраивать холдинг как компанию, как брэнд, решать задачу повышения стоимости этой компании.
5. Привлекать инвестиции, готовить непрофильные бизнесы к продаже.
Надо отметить, что холдинговые компании будут развиваться в будущем все с большей силой, потому что функционирование холдинговых систем на рынке имеет ряд преимуществ перед отдельно взятыми компаниями:
-Возможность создания замкнутых технологических цепочек от добычи сырья до выпуска готовой продукции и доведения ее до потребителя.
Информация о работе Холдинговые компании как современная форма организации предприятий.