Холдинговые компании как современная форма организации предприятий.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выяснение сущности, структуры, видов и целей создания холдинговых компаний в России и особенностей их функционирования на основе сравнительного анализа нескольких российских холдингов, принадлежащих различным отраслям экономики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Сформировать теоретическую базу понятия «холдинг», проанализировав характерные черты, цели создания, принципы организации и классификацию холдинговых компаний.
Рассмотреть основные способы интеграции предприятий в состав холдинга.
Проанализировать современные холдинговые российские компании, рассмотрев представителей из различных отраслей экономики.
Систематизировать полученный материал, выделив основные тенденции развития холдингов в России.

Содержание

Введение 4
Холдинговые компании: понятие, структура, классификация 6
1.1. Холдинг как современная форма организации предприятия 6
1.2. Классификация холдинговых компаний 12
1.3. Цели создания холдинговых компаний 15
1.4. Основные способы интеграции предприятий в состав холдинга 17
Анализ современных холдинговых компаний в России 19
2.1. Характерные представители холдингов в России 19
2.2. Тенденции и перспектива развития холдинговых компаний 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение

Работа содержит 1 файл

курсовая работа,1ый курс,холдинговые компании как современная форма организации предприятий.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

            Доходы холдингового предприятия складываются из доходов материнской компании и ее дочерних фирм. В состав валового дохода каждой компании включаются не только доходы от реализации товаров, работ и услуг, но и доходы от продажи основных фондов, доходы от долевого участия в других предприятиях.

     Следует отметить, что создание холдинга требует  наличие существенных финансовых средств, так как создание  и поддержание  объемных международных структур всегда означает крупные и долговременные затраты.  Холдинговая компания, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью децентрализации управления и разделением функций между центральным офисом (штаб-квартирой) и дочерними обществами.

     1.2 Классификация холдинговых  компаний.

     В зависимости от специфики деятельности и способов решения конкретных задач организационное построение холдингов может быть различным, что позволяет выделить несколько их видов. Группировка холдинговых компаний производится по определенным классификационным признакам. Рассмотрим основные виды холдингов. 1) Если в качестве отличительного признака взять способ установления контроля головной компании над дочерними предприятиями, можно выделить два типа холдингов: имущественный, в котором головная компания осуществляет контроль в силу преобладающей доли в капитале дочернего предприятия, владея контрольным пакетом акций; договорной, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.

     2) С точки зрения распределения контрольно-управленческих и производственно-хозяйственных функций выделяют:

     чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только функции по контролю, управлению, бухгалтерскому и правовому обслуживанию бизнес - единиц;

     смешанный холдинг, в котором головная компания является производственной единицей, ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям. Головная компания осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность, то есть также является бизнес - единицей.

     3) Рассматривая предприятия и организации, входящие в холдинг, с точки зрения их производственной взаимосвязи, можно выделить два вида холдингов:

    • интегрированный, в котором предприятия связаны технологической цепочкой (рис. 2). Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции.
    • конгломератный, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. (рис. 3) Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других дочерних фирм. В данный холдинг могут входить и производственные компании, и предприятия общественного питания, и рекламные агентства.

     4) В зависимости от степени взаимного влияния различают также два вида холдингов:

    • классический, в котором головная компания осуществляет контроль над дочерними фирмами в силу своего преобладающего участия в уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании.
    • перекрестный, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга (рис. 4). Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних предприятий, предоставляя им кредиты. [12,с.20-24]

     

     Рис. 2 Интегрированные холдинговые компании.[12,с. 21]

     

     Рис. 3. Конгломератный холдинг. [12, с.22]

     

     Рис. 4. Перекрестный холдинг.[12, с. 23]

     5) С точки зрения целей установления контроля над бизнес- единицами различают:

    • финансовый холдинг, в котором головная компания устанавливает, как правило, имущественный контроль над бизнес- единицами не с целью создания единой системы оперативного управления, а для изъятия части прибыли бизнес - единиц и/или их перепродажи. Он отличается значительной диверсификацией видов деятельности.
    • операционный холдинг, в котором головная компания устанавливает достаточно жесткий оперативный контроль и управление над текущей деятельностью бизнес - единиц. В зависимости от характера интеграции операционные холдинги могут быть горизонтально или вертикально интегрированными. [3;c.32-34]

           Самостоятельным элементом холдинга является управляющая компания. Это юридическое лицо, специализирующееся на управлении производством, финансами, сбытом и иными аспектами деятельности бизнес - единиц, входящих в холдинг. Как правило, она показывает им бухгалтерские, правовые услуги, по управлению персоналом, централизует функции финансовой службы, разрабатывает холдинговую стратегию и реализует её. Управляющая компания может выполнять функции единоличного исполнительного органа дочерних обществ.

     

  • Следует различать  понятия головная компания и управляющая  компания. Головная компания может  осуществлять функции по управлению бизнес - единицами, входящими в холдинг. Как правило, в чистых холдингах головная компания одновременно является управляющей. Однако наряду с головной компанией может быть создана управляющая компания. Чаще всего эта схема реализуется в смешанных холдингах.
  •      

  • 1.3 Цели создания холдингов
  •      Объединяясь в холдинги на добровольной основе или путем агрессивной скупки акций других компаний, предприятия  преследуют вполне определенные цели: укрепление позиций на рынке и  получение экономического выигрыша.

         Основными целями холдинговых компаний являются:

      • Концентрация производственных мощностей на основе корпоративной формы собственности.
      • Консолидация налоговой отчетности для проведения эффективных с позиций холдинга операций по учету прибылей и убытков отдельных компаний.
      • Распространение сферы деятельности на другие сегменты рынка и производства.
      • Реализация единой экономической и технико-технологической политики.
      • Обеспечение единого эффективного контроля над бизнесом.
      • Активизация процесса диверсификации производства.
      • Централизация финансово-экономического регулирования. [8;c.157-160]

           Основными задачами, которые решаются в процессе создания холдингов, являются:

      • создание технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков. По такому принципу создаются вертикально интегрированные компании;
      • диверсификация бизнеса, когда в холдинг входят разнородные предприятия, производящие различные виды продукции или услуг. В процессе своего развития компании часто делают производство новых продуктов прерогативой дочерних фирм. Диверсификация способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;
      • оптимизация структуры управления, в процессе которой руководство головной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;
      • создание собственной сервисной сети, когда отдельные службы предприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия, входящие в холдинг;
      • обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской, страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законодательством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы;
      • снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса. Разрабатывая новые виды продукции и вводя инновации в технологические процессы, компания подвергает себя определенному риску, так как всегда есть вероятность получения отрицательного результата. Наличие в портфеле предприятия большого числа рисковых проектов приводит к тому, что инвесторы рассматривают такое предприятие как высоко рисковое, что приводит к падению рыночной цены акций. [17,с.60-73]

         Чтобы снизить риски, под реализацию инновационных  проектов действующая компания создает дочерние предприятия, которые несут ограниченную ответственность в пределах своего имущества. Таким образом, устойчивость головной компании повышается, а риски переносятся на дочернее предприятие.

           1.4 Основные способы интеграции предприятий в состав холдинга

         Рассмотрим, какими путями коммерческие организации  могут объединяться в холдинговые  компании:

              а) Холдинговые компании могут  создаваться, например, посредством  последовательного присоединения  или получения контроля над  компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.)

            б) Второй путь образования  холдинговых компаний - это объединение  предприятий единого технологического  цикла (от сырья до готовой  продукции). Это так называемая «вертикальная интеграция». Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании.

              в) Холдинговые компании могут  создаваться и путем последовательного  создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал «стальной король» Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания МакДональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.

         г) Объединение двух или более холдинговых  компаний в управляющую компанию, в которую в качестве своих  вкладов могут передаваться по 100% акций компаний.

         д) Образование холдинговых компаний путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. [13;c.29-32]

         Все приведенные выше процедуры образования  холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:

           - путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер, 
          - путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием.

         - путем создания специальной управляющей  компании, куда учредители передают  пакеты акций предприятий, которые  они хотят включить в холдинг.  При этом передаваемые акции  предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании;

         - путем передачи ключевых, для  данного бизнеса, патентов, авторских  прав, ноу-хау (пример - компания «МакДональдс»). [2;c.57-68]

        Таким образом, подводя итог сказанному. Холдингами считают компании, которые владеют контрольным пакетом акций других фирм. Различают различные подходы к выделению различных определений понятия холдинг и его видов. Холдинговые компании могут одним приемом достичь многих, важных для владельцев целей:  - завоевать новые сектора рынка; - снизить издержки; - объединить в одну систему компании, различного функционального назначения; - планировать налоговые платежи; - снизить налоговые выплаты; - оптимизировать финансовые потоки и инвестиции внутри группы; - накопить в рамках небольшой группы профессиональный опыт инвестиционного, банковского, фондового, страхового дела; - наработать солидарный имидж, репутацию, торговую марку группы.

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           2. Анализ современных холдинговых компаний в России

           2.1. Характерные представители холдингов в России

         На  современном этап экономического развития России характеризуя происходит  активная интеграцией бизнеса. С каждым днем появляются различные предпринимательские объединения: от транснациональных гигантов типа РАО «ЕЭС России» и ОАО  «Газпром» до небольших «связок»: компании и ее «дочки».

         Холдинговые компании в основном представлены в  таких рыночных структурах, как монополия  и олигополия. Этот факт, прежде всего, обусловлено тем, что в основном холдинговые компании образуются в нефтехимической, стекольной, пищевой промышленности, в отраслях машиностроения и металлообработки, сельского хозяйства.

    Безусловно, такая холдинговая компания, как ОАО «Газпром» является монополистом на рынке России. Фирма-монополист является единственным продавцом товара, и её границы расширены до масштабов отрасли, отсутствуют товары-заменители, выпускается однородный и уникальный продукт и фирма осуществляет контроль над ценой, объёмом производства и рыночной информацией.

    Информация о работе Холдинговые компании как современная форма организации предприятий.