Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:10, курсовая работа
Цель работы – выяснение сущности, структуры, видов и целей создания холдинговых компаний в России и особенностей их функционирования на основе сравнительного анализа нескольких российских холдингов, принадлежащих различным отраслям экономики.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Сформировать теоретическую базу понятия «холдинг», проанализировав характерные черты, цели создания, принципы организации и классификацию холдинговых компаний.
Рассмотреть основные способы интеграции предприятий в состав холдинга.
Проанализировать современные холдинговые российские компании, рассмотрев представителей из различных отраслей экономики.
Систематизировать полученный материал, выделив основные тенденции развития холдингов в России.
Введение 4
Холдинговые компании: понятие, структура, классификация 6
1.1. Холдинг как современная форма организации предприятия 6
1.2. Классификация холдинговых компаний 12
1.3. Цели создания холдинговых компаний 15
1.4. Основные способы интеграции предприятий в состав холдинга 17
Анализ современных холдинговых компаний в России 19
2.1. Характерные представители холдингов в России 19
2.2. Тенденции и перспектива развития холдинговых компаний 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение
Рис.1
Формы организации
После
прохождения государственной регистрации
фирма признается юридическим лицом. Юридическое
лицо - это организация, которая обладает
четырьмя характерными признаками:
- имеет обособленное имущество;
-отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом;
-имеет
право заключать договоры на все виды
деятельности: займа, аренды, купли-продажи;
· может являться истцом и ответчиком в
суде.
В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации. (см. приложение 1)
Одной из форм коммерческой организации предприятия (фирмы) является холдинг.
В настоящее время в экономической теории сформировались два подхода к трактовке холдинга.
Согласно
первому холдинг
Оксфордский
энциклопедический словарь
Российский энциклопедический словарь дает аналогичную трактовку этого термина следующим образом: «Холдинг компания (от англ. holding — владеющий) — акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними».[17, с.10-12]
Томас Келлер, представитель англо-саксонской традиции права, определяет холдинг как «Предприятие, главной областью деятельности которого является рассчитанное на длительный срок долевое участие в одном или нескольких самостоятельных в правовом отношении предприятиях»[10, с.65-70]
Терминологический аппарат сторонников этой точки зрения предполагает, что термины "холдинг», «холдинговая компания», «головная организация», «основное общество» используются как синонимы. «Представляется целесообразным установить возможность использования слов «холдинг», «холдинговая компания» только в наименовании общества, владеющего контрольными пакетами акций / долями других компаний или получившего иным образом право управлять ими».[17, с.13-14]
Для характеристики совокупности юридических лиц, чьи акции (доли в уставном капитале) внесены в активы головной организации, отечественные сторонники англосаксонской традиции вводят специальные термины, например: «объединение юридических лиц, возглавляемое холдинговой компанией, — интегрированная холдинговая структура». [12,с.10]
Понимание холдинга (холдинговой компании) как особого вида хозяйственного общества, способного определять решения дочерних обществ, нашло отражение в некоторых российских нормативных актах, правда, изданных в начальный период приватизации, когда еще не состоялось становление системы отечественного гражданского права, а именно во «Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества», утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г № 1392. Этим нормативным актом определено, что «Холдинговая компания — предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав актива которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями решений». Скорее всего, это произошло под влиянием англо-саксонской конструкции понимания холдинга. Законодательство Англии определяет холдинг как компанию, владеющую контрольным пакетом другого юридического лица и осуществляющую функции контроля над этим лицом.
Следует отметить, что в силу определенных политических условий в начале 90-х годов многие институты, связанные с ценными бумагами и акционерными обществами, вводимые в отечественный гражданский оборот в связи с массовой приватизацией, черпались не из традиционной для России системы континентального права, а из англо-саксонской модели.
Согласно
второму подходу холдингом
Холдинг — объединение коммерческих организаций, созданное как добровольно (на договорной основе), так и принудительно, в котором складываются отношения подчиненности и контроля входящих в объединение юридических лиц одному из участников объединения (головной организации).
«Под холдингом понимается структурированная организация юридических лиц, одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решения остальных участников холдинга (дочерних компаний)».[12,с.11]
«Холдинги ... являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы».
«Холдинг — группа лиц, включающая головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими».[16]
Терминологический аппарат сторонников этой точки зрения предполагает, что термин «холдинг» означает группу юридических лиц, предпринимательское объединение, а «холдинговая компания» — головная компания в холдинге. Аналогичным образом холдинг определялся в проекте Федерального закона «О холдингах»: «Холдинг — совокупность двух и более юридических лиц, связанных между собой отношениями по управлению одним из участников деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами». [15]
В общем виде холдинг можно определить как компанию, специализирующуюся на прямых инвестициях в другие компании и получающую доходы в виде дивидендов, процентов. В широком смысле к холдингам относят так же фирмы, владеющие финансовыми активами, недвижимостью, другими видами ценностей и имущества (активами). Через холдинговые компании инвестиционного типа могут осуществляться инвестиции портфельного характера, т.е. такие, которые не ведут к приобретению контроля над другими предприятиями. С помощью холдинговых компаний проводятся коммерческие операции с пакетами акций дочерних фирм. Таким образом, посредническая холдинговая фирма связывает инвестора с его дочерними фирмами в разных странах мира.
Холдинговые отношения, согласно ст. 3 проекта Федерального Закона "О холдингах", могут возникать при наличии хотя бы одного обстоятельства:[15]
В основу формирования организационных структур холдинга может быть положен универсальный принцип формирования бизнес - единиц, применяемый в процессе реструктуризации любых диверсифицированных и многопрофильных структур. Соответственно он может быть положен и в основу бизнес - структуры холдинга.
Особенность холдинга в том, что бизнес-единица может функционировать на базе одной или нескольких дочерних фирм отраслевой группы, но дочерняя фирма не обязательно является бизнес - единицей. Например, она может выполнять вспомогательные функции и действовать на основе установленного «сверху» бюджета.
В рамках крупных бизнес - единиц могут формироваться бизнес - единицы низшего порядка. В этом отношении холдинг не отличается от любого многопрофильного или диверсифицированного предприятия с иерархической составной структурой.
Бизнес-единица (business-unit) – это автономное подразделение компании, осуществляющее более или менее законченный деловой цикл. В качестве отдельных бизнес - единиц обычно выступают подразделения компании, которые отвечают за производство и сбыт основных видов продукции или услуг. Как правило, бизнес-единица имеет статус центра прибыли (центра финансовой ответственности). Однако бюджетный механизм бизнес - единицы может быть организован по-разному.[11;c.48-61]
В зависимости от принципа формирования бюджета бизнес-единица может представлять собой центр продаж или инвестиций или играть роль центра финансового управления. Принцип бизнес - единиц приемлем как для крупных, так и для средних фирм и групп малых предприятий.
В крупных корпорациях иногда выделяются сотни центров прибыли и десятки бизнес - единиц с различным статусом. Они именуются также «стратегическими хозяйственными центрами» или «стратегическими хозяйственными единицами». Управление ими осуществляется при помощи группы центральных и административных штатных служб.
Особенность «архитектуры» холдинга состоит в том, что его бизнес-структура должна быть неразрывно связана с административно-правовой организацией и финансовой системой холдинга. В этом смысле организационно-правовая структура холдинга определяется его бизнес - структурой. Но организационно-правовые факторы имеют для холдинга существенное самостоятельное значение.
В состав холдингов обычно входят юридические лица двух категорий. В «ядро» холдинга входит группа основных «профильных» дочерних фирм. Другую категорию составляют специализированные «сервисные» фирмы. В этом качестве обычно используются оперативно-холдинговые компании, финансовые и кредитные учреждения, включая малые банки и финансовые институты со специализированной лицензией. Они призваны быстро изменять конфигурацию товарно-материальных потоков, оперативно перераспределять ресурсы. Через них нередко проходят цепочки административного контроля и полномочия управления дочерними фирмами. [6,с.289-310]
Во вспомогательных дочерних фирмах могут находиться центры прибыли с особым режимом формирования бюджета. «Сервисная» система холдинга должна находиться в прямом административном подчинении высшего звена управления компанией, поскольку она обеспечивает функции оперативного управления, стратегического планирования и контроля над дочерними фирмами. Она – инструмент руководства всем холдингом в целом. Управление сервисными предприятиями холдинга подчинено общим задачам развития фирмы и входит в компетенцию его центральных служб (для этой цели в штабе компании может быть создано специальное подразделение).
Таким образом, планирование организационных структур холдинговой компании включает три основных элемента:
Информация о работе Холдинговые компании как современная форма организации предприятий.