Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:24, курсовая работа
Цель моей работы является раскрытие главных европейских школ государственного управления. Рассмотрим такие страны как Франция, Германия, так как школы государственного регулирования этих стран являются ведущими в Европе. В науке теория методология государственного управления не может быть никаких застывших схем и моделей. Феномен административно-государственной деятельности требует постоянного серьезного теоретического и практического изучения, поскольку, как и все социально-политические явления, находятся в процессе непрерывного изменения и развития, однако нельзя забывать о главных теоретических подходах которые образовались в Европе и следовательно близки нам.
Введение
2-3
Основная часть
3-56
1. Великобритания
3
1. Теория административно-государственного управления в Великобритании
3
1. 2 Экономический метод государственного регулирования в Великобритании
5
1.3. Экономический метод государственного регулирования в Великобритании
8
2. Германия
13
2.1. Развитие административной науки в Германии
13
2.2. Теория административно-государственного управления в Германии
13
2.3. Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхард
19
3. Франция
21
3. 1 Наука государственного управления во Франции
21
3.2. Система индикативного планирования
23
3.2.1. Общие понятия индикационного планирования
23
3.2.2. Характеристика французского планирования
26
3.2.2. 1. Исторические этапы развития планирования во Франции
26
3.2.2.2 Особенности и функции французского планирования
30
4. Прогнозирование и программирование социальной сферы
36
4.1 Функции и приоритеты социальной политики ЕС
36
4.2 Направления и принципы реформирования социальной сферы в странах Северной Европы
40
5. Технологическая политика Европы
50
Заключительная часть
54
Список использованных источников
57
В дальнейшем, начиная с середины 60-х годов, происходит эволюция методов планирования. После нефтяного кризиса 70-х годов процессы дерегулирования, децентрализация управления способствовали «разрыхлению» системы индикативного планирования. Оно сменилось долгосрочным стратегическим планированием с более свободными и гибкими рамками. Восьмой индикативный план не был оформлен законодательно, а последние планы, разрабатываемые с середины 80-х годов, играли подчиненную роль в системе государственного управления экономикой. Самый последний, 11-ый, индикативный план не был разработан столь детально, как предыдущие; реальное управленческое значение ему придала главным образом попытка согласования различных интересов.
Центральное место постепенно начинает занимать программное регулирование. Разрабатываются общие и специальные программы и проекты, намечающие ориентиры в определенной области и реализуемые посредством госзаказов и контрактной системы.
Таким образом, причины того, что к концу 90-х годов индикативное планирование ослабило свои практические управленческие позиции, видимо, связаны с тем, что в условиях новейшего технико-технологического прогресса в современном развитом государстве экономические процессы становятся более комплексными, а макроэкономические условия усложняются настолько, что перестают быть подходящими для централизованного управления.
Система планирования, созданная полвека назад, все еще продолжает существовать, но уже в условиях современной Франции, которая широко открыта международной торговле и является значимой фигурой европейского рынка.
Длительное существование этой системы объясняется такой концепцией планирования, которая делала его совместимым с рыночной экономикой, а также тем, что само планирование осуществлялось с помощью гибкой структуры.
Обратимся к характеристике особенностей французской системы планирования.
2.4 Особенности и функции французского планирования
Система французского планирования, в отличие от других стран, имеет следующие особенности.
1. Планирование, совместимое с рыночной экономикой
Французское планирование никогда не стремилось подменять собою рынок. Напротив, оно его дополняет, стараясь компенсировать различные сбои и отказы рыночного механизма, регулирует его и обеспечивает постоянную совместимость его функционирования с социальным единством страны.
Отказы и сбои рынка могут носить постоянный характер. Согласно экономической теории, перед лицом естественных монополий (случаи растущей предельной производительности), перед лицом внешних эффектов или при производстве общественных благ рынок оказывается неспособным эффективно распределять ресурсы. Одной из характеристик рынка является его «близорукость», поэтому он не всегда считается лучшим советчиком для принятия решений, имеющих долгосрочное воздействие.
Однако эти отказы и сбои могут носить также и временный характер, быть связанными с тем или иным этапом экономического развития. Именно так обстояло дело с французской экономикой в конце Второй мировой войны - экономикой дефицита и всеобщей карточной системы. В сегодняшней Франции, если оставить в стороне цены на сельскохозяйственную продукцию, которые определяются единой сельскохозяйственной политикой ЕС, общественные тарифы, устанавливаемые естественными монополиями, и цены на обслуживание в системах здравоохранения и народного образования, формирование всех остальных цен осуществляется в условиях свободных рынков.
2. Гибкая и легкая структура для эволюционного планирования
Итак, планирование не только не противоречит условиям рынка, но напротив, благоприятствует его развитию. Планирование вынуждено было непрерывно адаптироваться к глубоким преобразованиям французской экономики по мере ее вовлечения в мировое хозяйство. Поэтому Франция не претендует на обладание какой-то уникальной моделью, но имеет определенный опыт эволюционного планирования.
Такая гибкость, пластичность подразумевает, прежде всего, что
Генеральный комиссариат планирования имеет легко изменяемую структуру.
Принцип, предложенный Жаном Моне, 1-м Комиссаром планирования, заключался в том, что этот орган должен скорее "заставлять делать"[12], нежели делать самостоятельно, что позволило ему избежать расширения штатов.
2.5 Постоянные функции французского планирования
Французское планирование основано на 3 постоянных функциях.
1. Это коллективный процесс выявления сильных и слабых сторон французского общества, идентификация проблем, поставленных экономическим и социальным развитием, и предложение конкретных решений.
2. Оно вырабатывает систему правил, направленных на обеспечение более совершенного функционирования экономики и рынка.
3. Оно формирует целостную систему среднесрочных задач и приоритетов такой государственной политики, которая вписывается в долгосрочную перспективу.
Остановимся подробнее на этих трех функциях.
1. Одним из наиболее существенных вкладов французского планирования является коллективное изучение сил и слабостей экономики и неадаптпрованностей французского общества. Нейтральность и критическое изучение социальных партнеров обеспечивают большую объективность, которая всегда была силой аналитических проработок французского планирования. Что является базой для постановки проблем экономического и социального развития и поиска конкретных решений.
Так, в отличие от централизованной системы, спускающей директивы сверху, французское планирование основывается на подключении к анализу и процессу принятия решений всех экономических и социальных партнеров. Это процесс диалога и согласования, направленный на объединение различных партнеров (государственной администрации, предпринимателей, профсоюзов) с экспертами для совместного выявления проблем в различных областях и, по возможности, для предложения конкретных решений. Французское планирование выполняет, таким образом, значительные информационные функции и влияет на поведение экономических агентов. Как писал Жан Моне в своей работе, положившей начало планированию: "поскольку выполнение плана потребует сотрудничества со стороны всех партнеров, необходимо, чтобы все жизнеспособные силы страны участвовали в его разработке".[13]
2. Планирование вырабатывает также целую систему правил и данных, направленных на обеспечение лучшего функционирования экономики и рынка. Это экономическое и социальное руководство, однако оно предоставляет в распоряжение партнеров лишь ориентиры, а не детальные указания показателей производительности, стоимости и т.п.
"Планирование на французский манер" существенным образом отличается от централизованного планирования, осуществлявшегося ранее в странах Восточной
Европы. Французский план, таким образом, дополняет рынок, исправляя его близорукость, указывая экономическим и социальным партнерам на те общие информационные данные, которые позволят им самим сделать выбор.
3. Французское планирование, наконец, позволяет выработать целостное среднесрочное представление о социальном и экономическом развитии в сочетании с долгосрочным прогнозированием, делая это с помощью различных организаций, выполняющих экономические разработки. Они предназначены прежде всего для Правительства, но также и для всей страны. Любая экономическая и социальная политика должна высвечиваться знанием ее последствий в средней и дальней перспективе.
План представляет собой такое средство высвечивания тех отдаленных задач, решения по которым сегодня принять чрезвычайно трудно. Составление плана - это не столько предвидение, сколько осуществление такого выбора, который будет учитывать как предсказуемые, так и непредвидимые изменения. В средней и дальней перспективе План представляет собой государственный институт, обеспечивающий непротиворечивость решение Правительства, при котором ГКП служит ведущим советником.
Эта функция обеспечения непротиворечивости решений в среднесрочной перспективе сыграла во Франции значительную роль в тот момент, когда слишком быстрый рост производства повлек за собой ускорение преобразований экономики и общества, и когда одновременно стало возможным (в силу регулярного характера этого роста) определить дальнейшие перспективы развития. Во время нефтяного кризиса 70-х годов и вытекавшей из него неуверенностью в отношении экономических прогнозов, увеличение непредвиденных вариантов не только не отвергло необходимость в среднесрочной перспективы, но, напротив, усилило ее. План, таким образом, остался инструментом обеспечения непротиворечивости основных качественных направлений экономического и социального развития и принятия Правительством решений на среднюю перспективу, однако при этом он стал более селективным и стратегическим.
Итак, индикативный подход к организации французского планирования выражается в его совместимости с рыночной экономикой, гибкой и эволюционной структурой. Планы выполняют 3 постоянные функции, направленные на поддержание стабильности экономической системы.
2.6 Функционирование и принципы французского планирования
Французский опыт индикативного планирования уже в течение 40 лет характеризуется определенным постоянством, однако каждый План является также отражением состояния экономики и, в более широком смысле, - французского общества на определенный момент времени и тех проблем, с которыми ему пришлось столкнуться.
Вторая мировая война заставила Францию осознать свое отставание, накопленное в ходе предыдущих десятилетий, а также определенный упадок экономики. Основной идеей Плана была модернизация французского общества: 1- ый план 1947 г. назывался "планом модернизации и переоснащения".
Выдвигалась тогда идея о том, что для обеспечения модернизации французского общества одних только рыночных механизмов недостаточно. Но такой децентрализованный механизм, как механизм рыночный, сам по себе не был достаточен для того, чтобы в одиночку способствовать модернизации Франции, страны, которая всегда характеризовалась высокой степенью централизма, и в которой рынок менее, чем где-либо, соответствовал исконным культурным традициям. Необходимо было, чтобы экономические партнеры общались между собой не исключительно посредством прямых рыночных связей, но также неопосредованно, чтобы они коллективно разрабатывали задачи общества и изыскивали средства, необходимые для их достижения.[14]
Подход планирования в таком случае характеризовался следующими принципами:
. коллективным рассмотрением неадаптированности французского общества и поиском консенсусных решений путем всеобщего согласования.
. стремлением совместного видения будущего в средней перспективе, т.е. того, что рынок, зачастую, не раскрывает спонтанно.
. обязательствами Государства в отношении его будущей деятельности и его взаимоотношений с партнерами. Именно совокупность этих трех элементов и определяет французский подход к планированию.
Индикативный план включает формулировки среднесрочных целей развития экономики Франции, прогнозные показатели и тенденции, концептуальные алгоритмы преобразования структурных пропорций. Ключевые разделы плана касаются экономического роста, инвестиций, финансовых потоков, сбалансированности экономики, инфляции и конкуренции. В большинстве случаев стратегические задачи выражаются в конкретных (количественно определенных) плановых заданиях, но последние носят второстепенный характер. Главное содержание плана составляет определение «актов государственного вмешательства»][15], охватывающих: а) основные задачи государства в области экономики на плановый период; б) их детализацию применительно к инвестированию и перераспределению государственных доходов с указанием на источники финансирования капиталовложений и на соответствующие государственные мероприятия
(предоставление бюджетных субвенций, госкредитование, льготное финансирование и т.д.).
Французские индикативные планы, иными словами, четко ориентированы на инвестиционную деятельность. Причем если в первых планах присутствовали конкретные отраслевые прогнозы и отраслевые плановые задания, то впоследствии их заменили отмеченные акты, программы государственного вмешательства, разрабатываемые применительно к основным отраслям промышленности.
В настоящее время во Франции пятилетние планы носят аналитический характер. Они включают проекты, предусматривающие совместное их финансирование партнерами – предпринимателями, центральными и местными властями, профсоюзами и другими институтами.
Технология работы над индикативными планами во Франции выглядит следующим образом. Сам план принимается и утверждается парламентом Франции, что делает его независимым от ведомственных решений и внутренних раскладов в кабинете министров.
Французский опыт планирования неотделим от активного согласования, под которым понимается подключение основных экономических и социальных сил страны к процессу планирования. Французский план состоит из 2 типов документов, имеющих различный статус:
1. Текст плана, который представляется от имени Правительства перед парламентскими ассамблеями для его обсуждения и голосования. Этим документом определяется ответственность всего Правительства.
2. Доклады комиссий разрабатываются параллельно с составлением самого текста плана внутри комиссий, которые представляют собой трехсторонние специализированные соглашения, объединяющие представителей администрации, социальных партнеров (профсоюзов и предпринимателей) и экспертов. Председатель каждой такой комиссии выбирается за пределами ГКП и зачастую даже извне самой администрации: им может быть руководитель предприятия, банкир, профсоюзный деятель, представитель ассоциации, университетский профессор или журналист. ГКП обеспечивает организационное обслуживание всей группы, содействует председателю в проведении работ и в составлении доклада. Однако ведение работ осуществляется самим председателем, с тем, чтобы это наилучшим образом соответствовало вверенному ему мандату.
Таким образом, согласование, консенсус и диалог представляют собой основные принципы индикативного подхода французской системы планирования.
Заключение
Французская школа “социологии организаций” представлена такими авторами как М. Крозье, Ж.-К. Тениг, Э. Фридберг и др. Несмотря на самоназвание, большая часть работ в рамках этого направления посвящена деятельности государственных органов, - как на французском, так и на сравнительном материале. В основе подхода “социологов организаций” лежит представление о государственном управлении как о взаимодействии конкурирующих групп, каждая из которых стремится получить дополнительные ресурсы, часто за счет других: этими ресурсами могут быть власть, бюджетные средства, независимость от вышестоящих органов и т.д. Для достижения этих целей каждая группа (местные элиты, высшие государственные чиновники, служащие низовых звеньев, работники отраслевых министерств и т.д.) реализует определенные стратегии. Стратегии могут повторяться, взаимодействовать, и, таким образом, формируют особые “системы действия” - суть государственного управления. Анализ этих систем позволяет не только понять как реально функционирует государственное управление, но и модернизировать его с учетом коллективных мотиваций и структурных характеристик определенных групп и организаций.
Информация о работе Характеристика зарубежного управления Франции и Германии