Государство как субъект управления общественными процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:13, курсовая работа

Описание работы

Необходимость государственного управления обусловлена потребностью обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

Содержание

Введение
1 Государство как субъект управления общественными процессами
1.1. Понятие и необходимость государственного управления.
1.2. Отношения в государственном управлении
1.3 Государственное управление как система.
2.Государство как процесс модернизации.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Государственное управление.docx

— 38.31 Кб (Скачать)

 Для стран, вынужденных  идти по пути догоняющей модернизации, по сути дела, нет альтернативы  «этатистской» (т.е. основанной на прямом государственном вмешательстве) модели модернизационного перехода, поскольку никакой другой субъект не способен в относительно краткие сроки мобилизовать все ресурсы общества и осуществить столь резкий скачок в социально-экономическом развитии. Государство выступает как своеобразный центр, определяющий характер и направленность общественных преобразований. Поскольку коренные изменения в социально-экономическом устройстве неизбежно влекут за собой маргинализацию огромных масс населения, усиление социальной нестабильности, необходимо наличие сильной государственной власти, способной урегулировать социальные конфликты, минимизировать потери и спасти общество от возможного распада. Государственного контроля неизбежно требуют все основные направления социально-экономических трансформаций при осуществлении догоняющей модернизации:

1 Поддержание стабильной политической обстановки и проинвестиционной политики для обеспечения доверия и привлечения инвесторов

2.  Внедрение определённой дисциплины предпринимательства путём перекрытия каналов для непроизводительных инвестиций и утечки капитала, ограничение потребления предметов роскоши.

3. Образование современных отраслей экономики (выделяемых по таким критериям, как потенциал повышения производительности труда, соответствие национальным технологическим возможностям, перспективы спроса на их продукцию).

4. Модернизация на базе стратегической интеграции в мировую экономику.

5. Предотвращение опасности маргинализации различных социальных групп посредством поддержки малого предпринимательства, социальных гарантий со стороны государства и иных форм государственного вмешательства в экономику.

Модернизация по «этатистской» (иначе называемой «авторитарной») модели в различные исторические периоды была успешно осуществлена многими странам второго и третьего эшелона: Россией, Германией, Италией, Китаем, Японией, Кореей, Индонезией и т.п., что несомненно подтверждает исключительную роль государства в процессе догоняющей модернизации; в противоположность этому, модернизационный переход без государственного контроля не удалось осуществить ни одному государству, за исключением «пионеров» модернизации – «стран старого капитализма». Тем не менее, поскольку модернизация в современном быстро меняющемся мире, по сути дела, перманентна, даже государства, вошедшие в первый эшелон модернизации со временем были вынуждены усилить вмешательство государства в социально-экономическое развитие: так, уже в конце 19 – начале 20 столетия (при формировании монополистического капитализма) возникла необходимость государственного вмешательства в экономику и урегулирования усилившихся социальных противоречий. В настоящее время, ни одна из экономически развитых стран не обходится без государственного регулирования стратегически важных секторов экономики (например – связанных с развитием новейших технологий и военно-промышленным комплексом), а также – достаточно сильно развитого государственного сектора экономики. Это обусловлено тем простым фактом, что рыночная сила была, есть и будет не более, чем концентрированно выраженным стремлением к богатству и его символам, а «невидимая рука рынка» не в состоянии обеспечить целеустремлённое развитие национальной экономики и нуждается в дополнении «видимой рукой» — государственным регулированием. Наличие богатых природных ресурсов, физического и интеллектуального капитала наций является важным, но недостаточным условием процветания стран и народов, а их экономическое процветание в значительной мере определяется системой государственного правления.

Важнейшей формой участия  государства в экономике и  технологическом развитии является создание и функционирование государственного сектора, который основывается на принципах, отличающихся от принципов деятельности частных компаний. Он служит для  компенсации принципиальной неспособности  рыночного хозяйства решать такие  общенациональные задачи, как развитие инфраструктуры, модернизация наукоёмкого  производства, развитие науки и переподготовка кадров, бюджетное финансирование исследований и разработок с последующей поставкой  их результатов во все сферы экономики.

Государственный сектор играет роль защитника национальных экономических  и политических интересов от иностранной  экспансии, компенсирует слабость национального  капитала, ограждая развивающиеся и  жизненно важные отрасли, а также  отдельные регионы от их захвата  иностранным капиталом. Он дополняет частное хозяйство в обстоятельствах недостаточной для него мотивации, выступает инструментом перераспределения национального продукта в решении общественно необходимых задач.

Государство выступало и  выступает самым крупным собственником  наукоёмкого производства и основным потребителем наукоёмких технологий. Без поддержки государства невозможно продвижение на мировые рынки  не только оборонной техники, но и наукоёмкой продукции.

Итак, на основании вышеприведённых  сведений, можно сделать следующий  вывод. Государство, вне всякого  сомнения, является основным субъектом  процесса модернизации, как в экономически развитых странах, так и в странах, вынужденных идти по пути догоняющего  развития (причём, в последних, роль государства намного более значительна). В развивающихся странах государство  управляет всеми основными направлениями  социально-экономических трансформаций, целью которых является осуществление  модернизационного перехода; в развитых странах посредством государственного регулирования решаются многообразные задачи общенационального масштаба, за счёт чего социум сохраняет достигнутое высокое положение в мировом сообществе.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Государство в современном мире  является необходимым субъектом процессов модернизации и управления обществом; более того – в настоящее время осуществление перманентной модернизации является одной из важнейших функций государства, жизненно необходимых для социума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1) Афоризмы. Средние века. Возрождение. Просвещение. М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000.

2)       Большая  Советская Энциклопедия. Источник: www.rubricon.com

3)       Венгеров А. Теория государства и права. М., 1998.

4)Государство как субъект управления. Источник: www.mnogosmenka.ru

5)  Кобзаненко В.А. Государственное управление. М.: «Статус», 2002.

 


Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами