Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:13, курсовая работа
Необходимость государственного управления обусловлена потребностью обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.
Введение
1 Государство как субъект управления общественными процессами
1.1. Понятие и необходимость государственного управления.
1.2. Отношения в государственном управлении
1.3 Государственное управление как система.
2.Государство как процесс модернизации.
Заключение
Список литературы
Для субъекта государственного
управления основополагающее значение
имеет осознание национально-
Объект государственного
управления — проблема, также требующая
серьезного осмысления. Один из главных
дискуссионных вопросов — это
вопрос о границах объекта. Иначе
говоря, о том, как широко простирается
управляющее воздействие
Другая линия развития понимания объекта воздействия государства на общество — концепция этатизма, т.е. огосударствления всех сторон жизни. В завершенном виде она была реализована в тоталитаристских режимах. Тотальный — всеобщий охват социума государственным контролем; примат политической и административной деятельности над всеми сферами жизнедеятельности общества; поглощение гражданского общества как саморегулирующейся системы субъектом государственного управления; искусственное снятие проблемы соотношения государства и общества —такова суть этатизма.
Следует подчеркнуть, что
границы объекта
Из сказанного следует, что
объект государственного управления не
менее сложен, чем субъект. Хотя оба
понятия относятся к
Управленческий процесс в сущности своей есть активный процесс субъектно-объектных отношений.
Анализ субъектно-объектных отношений в государственном управлении включает рассмотрение, по крайней мере, двух методологических вопросов:
а) о характере взаимодействия субъекта и объекта управления;
б) о способах выявления и оценки результативности управленческого действия.
Постановка первого вопроса
противопоставляется пониманию
управления как однонаправленного
активного воздействия субъекта
на объект, исключающего определенное
соучастие объекта (социальных групп,
организаций, трудовых коллективов, индивидов)
в этом действии, в виде конкретных
акций обратного
1.3. Государственное управление как система.
Государственное управление функционирует не в виде отдельных элементов, а как единое, взаимосвязанное их образование, т.е. системно. Системный подход к изучению государственного управления позволяет осмыслить его как функционирование нескольких сложных систем, среди которых:
1) система управляющая
– государство как
2) система управляемая
– общество в целом и его
компоненты, подверженные государственному
воздействию как объекты
3) система взаимодействия
– различные институты
Интегративное, объединяющее
понятие — система
— состоит из элементов, находящихся во взаимодействии и взаимозависимости;
— целостность, образуемая совокупностью элементов, не сводима к их сумме;
— элементы, интегрируемые в целостность, обретают системные качественные признаки, не тождественные индивидуальным;
— отношения взаимодействия
и взаимозависимости элементов
закономерны и подчиняются
— система как целое реагирует на влияние среды и импульсы, исходящие изнутри ее, от составляющих элементов.
Функциональные взаимосвязи органов управления подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Первые означают следование одних органов предписаниям других: местного самоуправления — региональным органам управления, а региональных — правительству страны. Это — связи соподчинения. Централизация государственного управления всегда базируется на вертикальных связях. Вторые (горизонтальные связи) характеризуются взаимодействием управленческих органов как относительно самостоятельных и равноправных по своим полномочиям в рамках установленных законом предметов ведения. Это — связи координации и сотрудничества. Вертикальные связи имеют тенденцию к доминированию над горизонтальными, поскольку государственной власти присуще свойство централизации и концентрации. Такая тенденция встречает противодействие со стороны территориальных органов управления. Системные взаимосвязи субъектов управления динамичны; они реализуются и воспроизводятся в виде живых противоречий, регулируемых и разрешаемых в рамках конституционных норм путем усовершенствования схемы распределения полномочий и предметов ведения.
Управленческие статусы
субъектов различных уровней
связаны с распределением политического
пространства. Субъект высшего уровня
функционирует в границах всего
политического пространства. Региональный
субъект действует в пределах
региона; субъект местного самоуправления
— в административно очерченных
рамках местного сообщества. Дифференциация
субъектов (органов управления) проявляется
в структуре управляемого объекта.
Сфера жизнедеятельности
Системные взаимосвязи органов управления, поскольку они иерархизированы, образуют структуру в виде пирамиды, основание которой составляет множество органов местного самоуправления, а вершину — центральные институты власти и управления. Вертикаль власти “снизу” “доверху” — стержень такой структуры. Она может быть выражена жестко или мягко (пунктиром) в зависимости от типа политического режима.
Нельзя обойти вопрос об историческом характере системы государственного управления. Каждая конкретная система формируется, изменяется, развивается или деградирует вместе с государством, подсистемой которого она является.
Конкретный тип системы
определяется в основном характером
политического режима, а также
другими особенностями
Присущая каждому государству общая (для него) система управления не является единственной. Наряду с ней и на ее основе выстраиваются системы управления отдельными сферами общественной жизни: экономической, политической, социальной, культурной и т.д. Кроме того, разрабатывают свои частные системы управления хозяйственно-экономические субъекты, общественно-политические объединения, церковь и пр. институты.
Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (государственные органы), систему государственной бюрократии (персонал государственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п. Специфика системы государственного управления зависит от множества факторов: уровня развития социума, особенностей национальной культуры, конкретной исторической ситуации, задач первостепенной важности, стоящих перед государством и т.п.
2. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ.
В современных социальных науках термин «модернизация» имеет достаточно широкое значение, включая в себя любое приобретение обществом современного вида. В первой главе настоящего исследования мы обозначили две основных трактовки данного понятия: согласно одной из них, модернизация – переход от традиционного общества к индустриальному; согласно другой – достижение равноправного положения по отношению к так называемым «развитым» странам. Вне зависимости от конкретной интерпретации термина, очевидным является следующий факт – роль государства в процессе модернизации является весьма значительной, а, зачастую даже определяющей. Подробному доказательству и детализации этого тезиса будет уделено достаточное внимание в дальнейшем, а в данный момент важно отметить следующий факт: по сути дела, перманентное осуществление модернизации является одной из важнейших функций государства, элементом государственного управления, поскольку страна, отстающая в мировой экономической и технологической гонке, обречена на жалкое существование в качестве «сырьевого придатка». В принципе, такое положение дел отнюдь не ново в мировой истории: на протяжении всего существования человечества слабейшие в экономическом, военном, технологическом отношении государства становились лёгкой добычей сильнейших; но, в связи с резким ускорением темпов развития (иначе – убыстрением социального времени) эта проблема стала одной из актуальнейших в современном мире.
В истории Нового
Времени известно классическое
деление стран на три «эшелона
модернизации». Первый эшелон
– так называемые «страны
Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами