Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:19, курсовая работа
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы исследовать процесс развития рынка недвижимости, выявить его основные закономерности, а также определить главные направления, где государственное регулирование рынка недвижимости было бы более эффективным. Для достижения указанной цели в процессе исследования ставятся следующие задачи:
- определение сущности понятия недвижимая собственность, ее основных характеристик, а также определение места и роли данного понятия в системе взаимосвязанных экономических категорий;
- определение наиболее важных критериев, характеризующих уровень развития рынка недвижимости;
- выявление наиболее существенных предпосылок государственного вмешательства в сферу недвижимости;
- определение главных направлений государственного регулирования рынка недвижимости.
Введение……………………………………………………………………………………………………………………..3-4
Глава 1. Теоретико-методологические основы функционирования рынка недвижимости :
Основные характеристики рынка недвижимости………………………………………….5-10
. Структура и особенности функционирования рынка недвижимости…………11-17
Глава 2. Государственное регулирование рынка недвижимости:
2.1. Государство и рынок недвижимости……………………………………………………………….18-25
2.2 . Понятие и виды сделок с недвижимым имуществом…………………………………..26-27
2.3. Регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним……………………28-34
Глава 3. Мониторинг рынка недвижимости:
3.1.Жилая недвижимость……………………………………………………………………………………….35-36
3.2.Офисная недвижимость……………………………………………………………………………………37-38
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..39-40
Литература……………………………………………
- комнаты;
- дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского значения;
- жилые строения без права регистрации проживания в них и хозяйственные строения и сооружения на садовых участках;
- некапитальные
жилые строения и
- кондоминиумы
как комплексы недвижимого
- объекты незавершенного строительства, не являющиеся предметом действующего договора строительного подряда.[17]
Регистрация же воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов не подпадает под действие принятого Закона и до принятия соответствующих федеральных законов производится органами, которые в соответствии с действующими транспортными уставами и кодексами осуществляют их регистрацию.
Кадастровый и технический учет (инвентаризацию) объекта недвижимости предусматривает ст. 1 Закона. Этот учет состоит в описании и индивидуализации объекта недвижимого имущества, в результате чего полученные характеристики позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимости. Кадастровый учет сопровождается присвоением объекту недвижимого имущества кадастрового номера.
Законодательством предусмотрено две формы государственной регистрации: прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По общему правилу эти две формы друг друга не повторяют. Например, договор продажи недвижимости государственной регистрации не подлежит и считается заключенным с момента его подписания (ст.550 ГК РФ). Государственной регистрации подлежит лишь переход права собственности по договору.[18]
По своей природе сделки, подлежащие обязательной государственной регистрации, могут быть направлены на отчуждение, на ограничение прав на недвижимое имущество или являться акцессорными (дополнительно заключенными к ранее зарегистрированным сделкам). К таким сделкам относятся (таблица 3.2).
Таблица 3.2. Сделки, подлежащие обязательной государственной регистрации
Сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества |
1. Жилые помещения. · договоры купли-продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (п.2 ст. 558 ГК РФ). · договоры купли-продажи доли в праве общей собственности жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (ст.251 ГК РФ). · соглашение о приобретении заложенного жилого помещения залогодержателем (п.3 ст.55 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке)). · договоры мены жилых домов, квартир, частей домов или квартир (ст.567 ГК РФ); · договоры мены доли в праве общей собственности жилых домов, квартир, частей домов или квартир (ст.251 ГК РФ). · договоры ренты с передачей недвижимости под выплату ренты (СТ.584 ГК РФ). · договоры пожизненного содержания с иждивением (ст.601 ГК РФ). · договоры дарения жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (ст.574 ГК РФ). · договоры дарения доли в праве общей собственности жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры (ст.251 ГК РФ). · договоры аренды с выкупом (ст.624 ГК РФ). · пожертвование (ст.582 ГК РФ). 2. Нежилые помещения. · договоры дарения нежилых помещений (ст. 5 74 ГК РФ). · договор аренды с выкупом (ст.624 ГК РФ). · договор продажи предприятия как имущественного комплекса (ст.560 ГК РФ). · пожертвование (ст. 582 ГК РФ). |
Сделки, направленные на ограничение прав на недвижимое имущество |
· договор аренды зданий, сооружений, нежилых помещений на срок не менее 1 года (ст.651 ГК РФ). · договор аренды предприятия как имущественного комплекса (ст.658 ГК РФ). · договор аренды земельных участков (ст.609 ГК РФ). · договор аренды жилых помещений юридическими лицами (статьи 609,671 ГК РФ). · договоры субаренды (ст. 615 ГК РФ) с учетом вышеизложенных пунктов. · договоры ипотеки (ст.339 ГК РФ, ст. 10 Закона об ипотеке). · договор залога права аренды недвижимого имущества (ст. 5 Закона об ипотеке). |
Акцессорные сделки |
· уступка требования по зарегистрированной сделке (ст. 389 ГК РФ). · перевод долга по зарегистрированной сделке (ст.391 ГК РФ). · соглашение об изменении или расторжении зарегистрированной сделки (ст.452 ГК РФ). · отступное по зарегистрированной сделке (ст.409 ГК РФ). · отказ одаряемого принять дар (ст.573 ГК РФ). |
Следует отметить, что не все сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации, хотя переход прав по ним регистрируется. К сделкам, не подлежащим государственной регистрации, относятся:
• договоры купли-продажи недвижимости нежилого назначения (государственной регистрации подлежит только переход права);
• договоры мены объектов нежилого назначения (государственной регистрации подлежат возникшие у сторон права);
• договоры аренды зданий, сооружений, нежилых помещений на срок менее года;
• договоры найма
жилых помещений
• инвестиционные договоры и договоры долевого участия в строительстве;
• предварительные договоры;
• различные соглашения между участниками общей собственности, в том числе соглашения о порядке владения и пользования общим имуществом и договоры реального раздела общего имущества (в последнем случае регистрации подлежит не сделка, а возникшие права);
• брачные договоры, регулирующие режим имущества супругов, в том числе и недвижимого (в случае раздела недвижимого имущества на основании брачного договора необходима регистрация возникших прав на соответствующее имущество);
• договоры доверительного управления (собственником имущества, передаваемого в доверительное управление, остается то же лицо, а регистрируется обременение права собственности);
• договоры безвозмездного пользования недвижимым имуществом (ссуда) (регистрируется не договор, а обременение);
• договоры простого
товарищества (при внесении в качестве
вклада недвижимого имущества
Перечень сделок,
не требующих государственной
Говоря о необходимости государственной регистрации тех или иных сделок, следует иметь в виду принцип достаточности однократной проверки и подтверждения прав лиц на недвижимость. Иными словами, регистрации подлежит либо переход права на объект недвижимого имущества, либо сама сделка, по которой переходит это право.
Исключение составляет обязательная регистрация договора и перехода права при купле-продаже (мене) жилого помещения (статьи 551, 558 ГК РФ) или предприятий (статьи 560, 564, 567 ГК РФ).[20]
Глава 3. Мониторинг рынка недвижимости.
3.1. Жилая недвижимость.
Москва. ЦАО. Элитные новостройки. Объем и структура предложения.
По итогам октября 2012 г. количество элитных квартир и апартаментов, выставленных на продажу на первичном рынке, выросло на 11,7% и составило порядка 1700 штук. Доля апартаментов в общем объеме предложения выросла и составила 43,2%. Рост произошел за счет выхода на рынок двух новых апартаментных комплексов.
ЖК «Wine House» - новый элитный комплекс с подземной парковкой в Замоскворечье, включающий реконструируемое здание 1888-89 гг. постройки, а также объект нового строительства, общая площадь которого составит более 54 000 кв. м. В реконструированном здании разместятся 39 апартаментов в стиле «лофт» площадью 49-145 кв. м. Объект нового строительства будет состоять из комплекса зданий, расположенных периметрально, с квартирами и апартаментами площадью 60-200 кв. м.
«Новый Арбат, 32» – первый в Москве МФК с сервисными апартаментами на продажу под управлением международного гостиничного оператора Marriott International. Апартаментная часть комплекса включает 153 апартамента площадью 45-309 кв. м. Для жителей апартаментов будет доступен широкий спектр услуг, а также вся инфраструктура отеля «Marriott Novy Arbat».
По итогам октября
средняя цена на первичном и вторичном
рынке элитных квартир
Наиболее дорогими по цене кв. м являются зоны Патриаршие пруды Пресненского района, Золотая миля в Хамовниках и район Якиманка. Средняя цена квартир в этих районах превышает $22 000 за кв. м.
Средний бюджет предложения на первичном рынке элитных квартир находится на уровне $3,76 млн.
На вторичном рынке квартиры значительно дороже – $6 млн. Элитные апартаменты в среднем стоят $2,5 млн. [21]
3.2.Офисная недвижимость.
Москва. ЦАО. Объем и структура предложения.
В октябре 2012 г. активность арендаторов и покупателей на рынке офисной недвижимости сохранялась на невысоком уровне. Совокупный объем офисных площадей, арендованных за месяц, не превышал10 тыс. кв. м. В октябре стало известно о покупке ОАО «ГМК «Норильский никель» особняка на ул. Б. Татарская.
Объект перешел компании в ходе сделки по покупке 100% кипрской Gliso Holdings Ltd, контролирующей собственника комплекса. Сумма сделки составила $162 млн.
В ближайшее
время на рынке офисной недвижимости
ожидается ряд крупных
доли. Стоимость объекта оценивается в $1 млрд. Также Александр Лебедев заявил о намерении продать недвижимость, находящуюся на балансе «Национальной резервной корпорации».
В частности, был выставлен на продажу особняк по адресу Тверской бульвар, 12, корп. 6.
В течение второго осеннего месяца стало известно о продаже «Бизнес-парка К2», запланированного к постройке на территории Новой Москвы. Комплекс был куплен компаниями Altai Investments и Storm Properties, которые приобрели 100% акций объекта. Сумма сделки оценивается на уровне $35—40 млн.
Москва. Ставки аренды.
Введенные объекты. Заявленные проекты
Среди важных событий в сфере девелопмента можно отметить инициативу Crocus Group построить многофункциональный центр на 66-ом километре МКАД рядом с Crocus City, в состав которого войдут 14
небоскрёбов. Общая площадь строительства составит 1 млн кв.м. В частности компания планирует строительство 51-этажной офисной башни площадью 137 тыс. кв.м. Завершение 1го этапа запланирован она 2015 год. Инвестиции в проект составят около $3 млрд.
Другой новостью
стало заявление девелоперской
компании RDI Group о создании бизнес-парков
на территории своих загородных посёлков.
Первым из озвученных объектов стал проект
в КП «Западная Долина». Общая площадь
заявленного БЦ составляет 49 тыс. кв.
м., а сумма инвестиций равняется 1,5 млрд.
руб. Стройку планируют завершить в 2016
году. [22]
Заключение
К настоящему времени, после десятилетия рыночных преобразований, активная и целенаправленная регулирующая роль государства в становлении и развитии рыночных механизмов все более воспринимается как необходимость. В своих усилиях содействовать созданию и развитию рыночных реформ государство в складывающихся условиях переходного периода, многоукладной экономики оказывается в сложной двойственной ситуации одновременно регулятора и равноправного участника рыночных процессов. И это в максимальной мере актуально для рынка недвижимости, где государство выступает не столько как один из ведущих регуляторов рыночных отношений, но и как один из крупнейших собственников и участников рынка.
Государственные центральные органы и их региональные структуры являются основными инициаторами законодательного развития, практически монопольными организаторами приватизационных процессов, наиболее масштабными продавцами недвижимости, активными участниками арендных отношений, монопольными регистраторами объектов недвижимости и сделок с ними между субъектами всех форм собственности.
В то же время, у государственных исполнительных органов возникают сложные задачи формирования долгосрочных политик и оперативного выбора относительно государственной собственности: сколько и какой недвижимости оставить в собственности и как эффективно, в рамках возможностей бюджета управиться с ней, сколько и каких объектов и на каких условиях выставить на продажу или сдать в аренду или передать в иные формы ответственного владения, пользования и распоряжения. И подобные задачи управления недвижимостью государственного собственника, ее продвижения на рынках недвижимости решаются государством одновременно и на фоне им же выдвигаемых и реализуемых законодательных инициатив и нормативных актов по развитию рыночных отношений в целом и для рынков недвижимости, в частности.
Таким образом, весьма актуальным является комплексное, сбалансированное развитие механизмов государственного регулирования на рынках недвижимости, одновременно обеспечивающих как поддержку интенсивных рыночных преобразований, так и эффективное управление недвижимостью государственного собственника.
Итак, с одной стороны, есть недвижимость и имущественные отношения вообще, для всех форм собственников. Здесь государство проводит свою политику регулирования социально справедливого развития имущественных отношений и активной поддержки рынка. В то же время, в государственной собственности находится недвижимость, составляющая значительную часть национального богатства. Эффективное управление ею (как, например: высокоприбыльное пользование, необходимое сохранение и развитие, качественное исполнение с ее помощью социальных, властных и других обязательных функций, своевременная передача в доверительное управление, оптимизация структуры, в т.ч., продажа и приватизация и т.д.) в интересах общества является важнейшей задачей государственного собственника. При этом отметим также, что процессы рыночного регулирования и управления недвижимостью развиваются не всегда и не во всем в зависимой от государственной политики внешней среде и с активным участием негосударственных структур, имеющих свои интересы, предпочтения и понятия об эффективности. [23]
Литература:
1.Википедия. Рынок недвижимости.
2. Ардемасов Е.Б.. Горбунов А.А. Маркетинг в управлении недвижимостью. - СПб: ИСЭП РАН, 2008.
3. С.В. Гриненко
Экономика недвижимости
4. Асаул А.Н.,
Старинский В.Н. Рынок
5. Боровкова В., Боровкова В., Мокин В., Пирогова О. Экономика недвижимости. – Спб.: Питер, 2007.
6. Горемкин В.А. Экономика недвижимости. М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2008
7. Гриненко С.В.
Экономика недвижимости Конспек
8. Коростелев
С. П. Основы теории и
9. Кудрявцев
В.А., Кудрявцева В.В. Основы
10. Максимов С.Н. Экономика недвижимости: Учебное пособие. - СПб: С-Петербургского Университета, 2010.
11. Оценка недвижимости. Учебник. / Под ред. Грязновой А.Г., Федотовой М.А. – М.: Финансы и статистика, 2010.
Информация о работе Государственное регулирование рынка недвижимости