Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:07, курсовая работа
Современная туристская индустрия является одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Она стимулирует и сопутствующие туризму сферы экономической деятельности, такие как транспорт, связь, торговля, сфера услуг, строительство и другие, и выступает катализатором социально-экономического развития региона.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть
Государственное регулирование предприятий туриндустрии…………4
2. Практическая часть……………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………….
Для этих целей необходимо разработать методику определения приоритетных направлений регулирования туризма, которая в общем виде должна включать следующие мероприятия и действия:
– определение проблемных объектов регулирования;
– определение потребностей в средствах и мерах, необходимых для улучшения ситуации;
– выбор целесообразных форм регулирования;
–
выбор методов и средств
– непосредственное регулирование воздействия на проблемные объекты;
– контроль действенности проведенного регулирования.
Воздействие на объекты внешней среды носит более ограниченный характер и осуществляется с использованием небольшого числа методов, но имеет не менее важное значение для туристской сферы региона, чем регулирование объектов внутренней среды, поскольку именно по его результатам формируются туристские потоки в регион. Главной целью регулирования объектов внешней среды является стимулирование населения (потенциальных туристов) в посещении именно своего региона. Для этого в регионе проводятся выставки и презентации разработанных туристских продуктов за пределами своего региона, приглашаются на собственные выставки и презентации, а также в рекламные туры туроператоры, представители негосударственных организаций сферы туризма, руководители и специалисты органов власти других субъектов Федерации и зарубежных стран. Разработанная рекламная продукция должна распространяться через представительства российских организаций за рубежом, а также целесообразно оборудовать рекламные стенды с информацией о достопримечательностях дестинации и предлагаемых турах в местах большого скопления людей, таких как аэропорты, железнодорожные и морские вокзалы, и других объектах.
В
целом развитие теории государственного
регулирования туризма и
Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой.
По
мнению В. А. Квартальнова, основными
факторами роста индустрии
· рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей (жилье, питание, одежда) употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран, затраты на туристские услуги вышли на второе место после затрат на жилье;
· растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса;
· рост массива свободного времени, то есть того времени, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно. В практике туризма экономически развитых стран сложилась следующая дифференциация туризма: обычно отпускной период времени используется на зарубежные туристские поездки, уик-энд - на экскурсии внутри страны, а вечернее свободное время - на отдых в городе. Поскольку в структуре свободного времени уик-энд занимает ведущее место, потребность во внутреннем туризме в развитых странах все более возрастает и индустрия внутреннего туризма развивается более быстрыми темпами;
· развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность по их потреблению - более комфортной;
· развитие международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса;
· развитие
средств массовой информации, паблик рилейшнз
в туризме и телекоммуникационных систем
и информационных технологий, позволяющих
не только развить рекламу, но и быстро
и удобно обслужить миллионы туристов.
Современная система туризма включает ряд хозяйствующих субъектов:
· фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);
· фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;
· фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;
· специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);
· специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);
· специализированные транспортные предприятия (авиапредприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);
· предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;
· предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);
· рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т. д.);
· государственные
предприятия (национальные, региональные,
муниципальные предприятия унитарного
или акционерного характера, занимающиеся
туризмом на коммерческих началах).
Можно привести следующую классификацию
предприятий, производящих продукты и
услуги для туристов:
· первичные - предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т. д.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;
· вторичные - предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т. д.);
· третичные - как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т. д.).
Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями от 05.02.2007 г.) трактует туристскую индустрию как "совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". Схематично можно представить туристскую индустрию следующим образом (рис. 2.):
Аналогично понимает строение туристской индустрии и Дж. Уокер - автор известных в России учебников "Введение в гостеприимство" и "Управление гостеприимством" (рис.3.).
Несмотря на некоторое различие в точках отсчета - Федеральный Закон описывает объекты, а Дж. Уокер исходит из основных видов активности, предполагаемых туризмом, но не включает в структуру собственно туристские организации, - обе схемы показывают расширительное понимание туриндустрии.
В работах В. И. Азара, В. А. Квартальнова и В. М. Козырева туристская индустрия (индустрия туризма) определяется как "... экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений". Индустрия туризма характеризуется следующими специфическими свойствами: ресурсной ориентацией, сезонным и цикличным характером производства, необходимостью значительных капиталовложений в туристскую инфраструктуру(рис.4).
Индустрия туризма включает производство и сбыт товаров и услуг различных отраслей народного хозяйства, выступающих в этом случае как туристские отрасли. Комплексность и многообразие рыночных отношений индустрии туризма обусловливает взаимный мультипликативный эффект развития как туристских отраслей, так и других отраслей общественного производства. Специфика индустрии туризма - в многообразии и комплексности прямого и (или) косвенного взаимодействия в данном сегменте различных отраслей общественного производства, большая часть которых - отрасли, реализующие непроизводственные виды услуг.
Если
туристскую индустрию рассматривать
в более широком плане, то это
- самостоятельный
Особенностью туристской индустрии является технико-экономическая специфика составляющих ее туристских отраслей, исключающая возможность объединения в рамках одной отрасли всей или большей части ее материально-технической базы, поэтому индустрию туризма можно рассматривать как рынок услуг и товаров туристских отраслей. Туристская отрасль - отрасль общественного производства, состоящая из предприятий, производящих товары или услуги, предназначенные для реализации на туристском сегменте рынка.
Особенностями предприятий туристской отрасли являются: во-первых, преимущественно непроизводственный характер деятельности и, во-вторых, специфика потребителей, которые в большинстве своем туристы и путешественники, отсутствие которых существенно сократило бы (рестораны, кафе, сувенирные магазины) или сделало бы полностью невозможным существование определенных видов предприятий (гостиницы, билетные агентства, курорты) в данной местности.
На базе индустрии туризма развивается туристский бизнес, который можно представить как деятельность предприятий туристской индустрии, основанную на использовании туристских ресурсов и направленную на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей туристов (туристских потребностей). Характерным признаком туристского бизнеса является то, что результатом труда в сфере туристского бизнеса является удовлетворение туристских потребностей.
Структура отраслей, входящих в туриндустрию и в сферу турбизнеса совпадают. И в туриндустрии и в сфере турбизнеса достаточно четко можно разграничить своеобразную основную деятельность с одной стороны, инфраструктуру - с другой. Отличия туриндустрии от турбизнеса формальны: туриндустрия - просто совокупность отраслей и предприятий, турбизнес - та же совокупность, но с обязательным подключением видов деятельности индивидуалов - менеджеров и с четко выраженной целевой направленностью этой деятельности.
Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий.
Государство,
признавая туристическую
1) содействует туристической деятельности
и создает благоприятные условия для ее
развития;
2) определяет и поддерживает приоритетные
направления туристической деятельности;
3) формирует представление о РФ как стране,
благоприятной для туризма;
4) осуществляет поддержку и защиту российских
туристов, туроператоров, турагентов и
их объединений.
При этом основными целями государственного
регулирования туристической деятельности
являются:
1) обеспечение права граждан на отдых,
свободу передвижения и иных прав при
совершении путешествий;
2) охрана окружающей природной среды;
3) создание условий для деятельности,
направленной на воспитание, образование
и оздоровление туристов;
4) развитие туристической индустрии, обеспечивающей
потребности граждан при совершении путешествий;
5) создание новых рабочих мест;
6) увеличение доходов государства и граждан;
7) развитие международных контактов;
8) сохранение объектов туристского показа,
рациональное использование природного
и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного
регулирования туристической деятельности
являются поддержка и развитие внутреннего,
въездного, социального и самодеятельного
туризма.
Определены конкретные направления государственного
регулирования туристической деятельности.
Оно осуществляется путем:
• создания нормативных правовых актов,
направленных на совершенствование отношений
в сфере туристической индустрии;
• содействия в продвижении туристического
продукта на внутреннем и мировом туристских
рынках;
• защиты прав и интересов туристов, обеспечения
их безопасности;
• стандартизации в туристической индустрии,
сертификации туристического продукта;
• установления правил въезда в РФ, выезда
из неё и пребывания на её территории с
учетом интересов развития туризма;
• прямых бюджетных ассигнований на разработку
и реализацию федеральных целевых программ
развития туризма;
• налогового и таможенного регулирования;
представления льготных кредитов, установления
налоговых и таможенных льгот туроператорам
и турагентам, занимающимся туристической
деятельностью на территории РФ и привлекающим
иностранных граждан для занятия туризмом;
• содействия кадровому обеспечению туристической
деятельности;
• развития научных исследований в сфере
туристической индустрии;
• содействия участию туристов, туроператоров,
турагентов и их объединений в международных
туристических программах; обеспечения
картографической продукцией.
Информация о работе Государственное регулирование предприятий туриндустрии