Государственное регулирование предприятий туриндустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Современная туристская индустрия является одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Она стимулирует и сопутствующие туризму сферы экономической деятельности, такие как транспорт, связь, торговля, сфера услуг, строительство и другие, и выступает катализатором социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть

Государственное регулирование предприятий туриндустрии…………4
2. Практическая часть……………………………………………………….16


Заключение………………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовка1.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

    Для этих целей необходимо разработать методику определения приоритетных направлений регулирования туризма, которая в общем виде должна включать следующие мероприятия и действия:

    – определение проблемных объектов регулирования;

    – определение потребностей в средствах и мерах, необходимых для улучшения ситуации;

    – выбор целесообразных форм регулирования;

    – выбор методов и средств регулирования;

    – непосредственное регулирование воздействия на проблемные объекты;

    – контроль действенности проведенного регулирования.

    Воздействие на объекты внешней среды носит  более ограниченный характер и осуществляется с использованием небольшого числа  методов, но имеет не менее важное значение для туристской сферы региона, чем регулирование объектов внутренней среды, поскольку именно по его результатам формируются туристские потоки в регион. Главной целью регулирования объектов внешней среды является стимулирование населения (потенциальных туристов) в посещении именно своего региона. Для этого в регионе проводятся выставки и презентации разработанных туристских продуктов за пределами своего региона, приглашаются на собственные выставки и презентации, а также в рекламные туры туроператоры, представители негосударственных организаций сферы туризма, руководители и специалисты органов власти других субъектов Федерации и зарубежных стран. Разработанная рекламная продукция должна распространяться через представительства российских организаций за рубежом, а также целесообразно оборудовать рекламные стенды с информацией о достопримечательностях дестинации и предлагаемых турах в местах большого скопления людей, таких как аэропорты, железнодорожные и морские вокзалы, и других объектах.

    В целом развитие теории государственного регулирования туризма и разработка методических положений по его организации и осуществлению должно оказать положительное влияние на туристскую деятельность, как в Российской Федерации, так и в ее субъектах.

    Коммерческая  направленность туристских предприятий  приводит к появлению туристского  и сервисного бизнеса, а также  к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий. Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой.

    По  мнению В. А. Квартальнова, основными  факторами роста индустрии туризма  в настоящее время являются:

·  рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей (жилье, питание, одежда) употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран, затраты на туристские услуги вышли на второе место после затрат на жилье;

·  растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса;

·  рост массива свободного времени, то есть того времени, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно. В практике туризма экономически развитых стран сложилась следующая дифференциация туризма: обычно отпускной период времени используется на зарубежные туристские поездки, уик-энд - на экскурсии внутри страны, а вечернее свободное время - на отдых в городе. Поскольку в структуре свободного времени уик-энд занимает ведущее место, потребность во внутреннем туризме в развитых странах все более возрастает и индустрия внутреннего туризма развивается более быстрыми темпами;

·  развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность по их потреблению - более комфортной;

·  развитие международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса;

·  развитие средств массовой информации, паблик рилейшнз в туризме и телекоммуникационных систем и информационных технологий, позволяющих не только развить рекламу, но и быстро и удобно обслужить миллионы туристов. 
 

    Современная система туризма включает ряд  хозяйствующих субъектов:

·  фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

·  фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

·  фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

·  специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);

·  специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

·  специализированные транспортные предприятия (авиапредприятия, автопредприятия, железнодорожные ведомства, предприятия морского и речного транспорта);

·  предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;

·  предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

·  рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т. д.);

·  государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах). 
 
Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов:

·  первичные - предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т. д.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;

·  вторичные - предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т. д.);

·  третичные - как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т. д.).

    Федеральный Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с дополнениями и изменениями от 05.02.2007 г.) трактует туристскую индустрию как "совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников". Схематично можно представить туристскую индустрию следующим образом (рис. 2.):

    Аналогично  понимает строение туристской индустрии  и Дж. Уокер - автор известных в  России учебников "Введение в гостеприимство" и "Управление гостеприимством" (рис.3.).

    Несмотря  на некоторое различие в точках отсчета - Федеральный Закон описывает  объекты, а Дж. Уокер исходит из основных видов активности, предполагаемых туризмом, но не включает в структуру  собственно туристские организации, - обе схемы показывают расширительное понимание туриндустрии.

    В работах В. И. Азара, В. А. Квартальнова и В. М. Козырева туристская индустрия (индустрия туризма) определяется как "... экономическая система, состоящая  из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются  в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений". Индустрия туризма характеризуется следующими специфическими свойствами: ресурсной ориентацией, сезонным и цикличным характером производства, необходимостью значительных капиталовложений в туристскую инфраструктуру(рис.4).

    Индустрия туризма включает производство и  сбыт товаров и услуг различных  отраслей народного хозяйства, выступающих  в этом случае как туристские отрасли. Комплексность и многообразие рыночных отношений индустрии туризма обусловливает взаимный мультипликативный эффект развития как туристских отраслей, так и других отраслей общественного производства. Специфика индустрии туризма - в многообразии и комплексности прямого и (или) косвенного взаимодействия в данном сегменте различных отраслей общественного производства, большая часть которых - отрасли, реализующие непроизводственные виды услуг.

    Если  туристскую индустрию рассматривать  в более широком плане, то это - самостоятельный народнохозяйственный комплекс, так как, кроме перечисленных субъектов, которые непосредственно связаны с туризмом, в нее входят и различные специализированные предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера. К таким отраслям относятся пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб, транспортное машиностроение и автомобилестроение, топливная промышленность, капитальное и дорожное строительство, производство сувениров, пищевая промышленность, многие отрасли сельского хозяйства и так далее, а также сфера услуг, которыми пользуется турист.

    Особенностью  туристской индустрии является технико-экономическая  специфика составляющих ее туристских отраслей, исключающая возможность объединения в рамках одной отрасли всей или большей части ее материально-технической базы, поэтому индустрию туризма можно рассматривать как рынок услуг и товаров туристских отраслей. Туристская отрасль - отрасль общественного производства, состоящая из предприятий, производящих товары или услуги, предназначенные для реализации на туристском сегменте рынка.

    Особенностями предприятий туристской отрасли  являются: во-первых, преимущественно  непроизводственный характер деятельности и, во-вторых, специфика потребителей, которые в большинстве своем туристы и путешественники, отсутствие которых существенно сократило бы (рестораны, кафе, сувенирные магазины) или сделало бы полностью невозможным существование определенных видов предприятий (гостиницы, билетные агентства, курорты) в данной местности.

    На  базе индустрии туризма развивается  туристский бизнес, который можно  представить как деятельность предприятий  туристской индустрии, основанную на использовании  туристских ресурсов и направленную на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей туристов (туристских потребностей). Характерным признаком туристского бизнеса является то, что результатом труда в сфере туристского бизнеса является удовлетворение туристских потребностей.

    Структура отраслей, входящих в туриндустрию и в сферу турбизнеса совпадают. И в туриндустрии и в сфере турбизнеса достаточно четко можно разграничить своеобразную основную деятельность с одной стороны, инфраструктуру - с другой. Отличия туриндустрии от турбизнеса формальны: туриндустрия - просто совокупность отраслей и предприятий, турбизнес - та же совокупность, но с обязательным подключением видов деятельности индивидуалов - менеджеров и с четко выраженной целевой направленностью этой деятельности.

    Туризм - это индустрия, включающая в себя множество видов деятельности. Все сегменты индустрии туризма взаимосвязаны и зависят друг от друга. Например, успех горнолыжного курорта зависит от доставки лыжников на склоны, уровня размещения, питания и других услуг, предлагаемых туристам во время отдыха на курорте. Небольшие предприятия, соединенные с горнолыжными курортами, действуют как независимые предприятия, но на самом деле они зависят друг от друга. Эта зависимость требует совместных усилий.

    Государство, признавая туристическую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ, руководствуется следующими принципами:  
1) содействует туристической деятельности и создает благоприятные условия для ее развития;  
2) определяет и поддерживает приоритетные направления туристической деятельности;  
3) формирует представление о РФ как стране, благоприятной для туризма;  
4) осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.  
При этом основными целями государственного регулирования туристической деятельности являются:  
1)    обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;  
2)    охрана окружающей природной среды;  
3)    создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;  
4)    развитие туристической индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий; 
5)    создание новых рабочих мест; 
6)    увеличение доходов государства и граждан; 
7)    развитие международных контактов; 
8)    сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.  
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристической деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.  
Определены конкретные направления государственного регулирования туристической деятельности.  
Оно осуществляется путем:  
•    создания нормативных правовых актов, направленных на совершенствование отношений в сфере туристической индустрии;  
•    содействия в продвижении туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках;  
•    защиты прав и интересов туристов, обеспечения их безопасности;  
•    стандартизации в туристической индустрии, сертификации туристического продукта;  
•    установления правил въезда в РФ, выезда из неё и пребывания на её территории с учетом интересов развития туризма;  
•    прямых бюджетных ассигнований на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма;  
•    налогового и таможенного регулирования; представления льготных кредитов, установления налоговых и таможенных льгот туроператорам и турагентам, занимающимся туристической деятельностью на территории РФ и привлекающим иностранных граждан для занятия туризмом;  
•    содействия кадровому обеспечению туристической деятельности;  
•    развития научных исследований в сфере туристической индустрии;  
•    содействия участию туристов, туроператоров, турагентов и их объединений в международных туристических программах; обеспечения картографической продукцией.

Информация о работе Государственное регулирование предприятий туриндустрии