Государственное регулирование предприятий туриндустрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Современная туристская индустрия является одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Она стимулирует и сопутствующие туризму сферы экономической деятельности, такие как транспорт, связь, торговля, сфера услуг, строительство и другие, и выступает катализатором социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Теоретическая часть

Государственное регулирование предприятий туриндустрии…………4
2. Практическая часть……………………………………………………….16


Заключение………………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

курсовка1.doc

— 587.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение………………………………………………………………………….3 
 

  1. Теоретическая часть
 

    Государственное регулирование предприятий туриндустрии…………4 

  1. Практическая  часть……………………………………………………….16
 
 

Заключение………………………………………………………………………

Приложение……………………………………………………………………...

Литература………………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

    Современная туристская индустрия является одной  из наиболее перспективных и динамично  развивающихся отраслей мирового хозяйства. Она стимулирует и сопутствующие  туризму сферы экономической деятельности, такие как транспорт, связь, торговля, сфера услуг, строительство и другие, и выступает катализатором социально-экономического развития региона.

    Государственное регулирование туризма – это деятельность органов государственной власти региона по воздействию на сферу туризма с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития.

    Обеспечение конкурентоспособности отечественного турпродукта связано, в первую очередь, с решением таких общеэкономических задач, как: 
- улучшение инвестиционного климата в стране; 
- повышение эффективности налогового, таможенного и тарифного регулирования в целях стимулирования структурной перестройки экономики; 
- повышение эффективности расходования на социальные нужды средств государственного бюджета всех уровней; 
- развитие транспорта; 
- снижение административных барьеров доступа на рынок и борьба с коррупцией; 
- повышение эффективности антимонопольного регулирования; 
- улучшение имиджа России на международной арене и т. д.

    Решение большинства ключевых проблем отрасли  лежит в плоскости правового  регулирования общих экономических  и социальных отношений, частью которых  являются отношения, связанные с  развитием туризма. Причем, без решения  проблемы в целом повышение эффективности регулирования правоотношений в сфере туризма маловероятно.

    Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что туризм в настоящее время является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Государственное регулирование развития туризма как динамично развивающейся отрасли экономики приобретает все большее значение в стимулировании и развитии многих регионов РФ, обладающих высоким туристским потенциалом.

      В Российской Федерации - туризм позиционируется как отрасль (сектор) экономики, играющая важную роль в социально-экономическом развитии, что предопределяет деятельное участие государства в воздействии на данную сферу.   

    Теоретическая часть.

      Государственное  регулирование предприятий  туриндустрии 

    Важная  роль туризма для экономики страны и ряда субъектов Федерации, обладающих значительным туристским потенциалом, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, на федеральном уровне в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в дальнейшем Федеральный закон) констатируется, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики государства. А в принятой Постановлением правительства Санкт-Петербурга «Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 годы» туризм объявляется стратегическим сектором экономики города.

    В целом в Российской Федерации  и в ряде ее субъектов туризм позиционируется  как отрасль (сектор) экономики, играющая важную роль в социально-экономическом  развитии, что предопределяет деятельное участие государства в воздействии  на данную сферу. Вместе с тем специалисты единодушно отмечают, что богатейший туристский потенциал страны используется недостаточно эффективно и туристская деятельность не приносит того результата, который можно было ожидать и который планировался в разрабатываемых и реализуемых в последнее десятилетие федеральных и региональных программах развития туризма. К таким программам можно отнести федеральную целевую программу «Развитие туризма в Российской Федерации на 1996–2005 гг.», региональную целевую программу «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области до 2005 года», целевую программу Санкт-Петербурга «Развитие туризма в Санкт-Петербурге на 2003–2005 годы».

    Несомненно, их реализация дала определенный положительный  импульс развитию туризма, но полностью  поставленные цели достигнуты не были. По мнению заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной думы Российской Федерации Ю.А. Барзыкина, это вызвано рядом причин, и одной из основных является недостаточная государственная поддержка туризма как отрасли экономики.

    Необходимость усиления воздействия государства  на сферу туризма в настоящее  время обусловлена также обострением  конкурентной борьбы как на международном, так и на внутреннем рынках туристских услуг. При этом внутренняя конкуренция будет обостряться между субъектами Федерации, имеющими в качестве приоритетных одни и те же виды туризма. К примеру, по культурно-познавательному туризму будет обостряться конкуренция между Москвой, Санкт-Петербургом, Великим Новгородом, Владимиром, Псковом и некоторыми другими культурно-историческими центрами России.

    Из  главы II Федерального закона следует, что государство воздействует на сферу туризма посредством государственного регулирования. В связи с этим совершенствование государственного регулирования в Российской Федерации в целом и в ее субъектах следует считать важнейшей задачей, решение которой позволит обеспечить устойчивое развитие туризма и достижение заданных показателей.

    Основными направлениями государственного регулирования, на мой взгляд, являются развитие теории государственного регулирования применительно к сфере туризма и разработка методических положений и рекомендаций, обеспечивающих достижение целей государственного регулирования.

    Развитие  теории государственного регулирования должно включать уточнение понятийно-категориального аппарата и научное обоснование системы и механизма государственного регулирования. К основным понятиям следует отнести само государственное регулирование, его формы и методы.

    Существуют разные подходы к определению сущности государственного регулирования. Вот один из них: «государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране». Вместе с тем в одном из экономических словарей регулирование трактуется как «функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров».

    Приняв  последнее определение за основу, авторы предлагают следующую трактовку  рассматриваемого понятия, через которое раскрывается его сущность: государственное регулирование туризма – это деятельность органов государственной власти региона по воздействию на сферу туризма с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития.

    В государственном регулировании  туризма выделяют два уровня –  федеральный и региональный (уровень  субъекта Федерации). И на первом, и  на втором уровнях используются различные  формы и методы регулирования. При  этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами.

    Рассматривая  форму как внешнее выражение  содержания государственного регулирования, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация. Сущность этих форм, выраженная через деятельность органов государственной власти, представлена в таблице 1.

    В качестве комментария к приведенной  таблице необходимо отметить следующее. Правотворчество следует рассматривать как более широкое, чем законотворчество, понятие, поскольку законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из «Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации».

    Поддержка субъектов сферы туризма со стороны  органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.

    Методы  государственного регулирования туризма  достаточно подробно раскрыты в Федеральном  законе, ряде законов субъектов Федерации  и научной литературе по данной проблеме. Поэтому в рамках данной статьи останавливаться  на них целесообразно только при  необходимости раскрытия подробнее какого-либо из рассматриваемых ниже положений.

    Поскольку, как отмечалось выше, регулирование  является одной из функций управления, то оно осуществляется органами исполнительной власти в сфере туризма. На федеральном  уровне таким органом является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты Федерации сами устанавливают органы, отвечающие за сферу туризма и их структуру. 
В зависимости от масштабов задач, решаемых посредством туристской деятельности, в субъектах Федерации в составе правительства (администрации) могут быть профильные комитеты, как, например, в Москве и Московской области, или структурные подразделения в составе многопрофильного комитета, как, например, отдел туризма в Комитете по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области или управление по туризму в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Санкт-Петербурга.

    Следует отметить, что для Санкт-Петербурга, где туризм определен стратегическим сектором экономики города, целесообразно было бы, по мнению авторов, иметь профильный комитет по туризму, что обеспечило бы лучшую управляемость туристской отраслью.

    В любом случае структура органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере  туризма должна оптимально соответствовать объему и характеру решаемых этим органом задач. В его составе могут быть несколько отделов, например, отдел маркетинга, отдел планирования и организации туристской деятельности, отдел развития туристской деятельности, общий отдел, а также бухгалтерский отдел.

    Система государственного регулирования туризма  наряду с рассмотренным выше органом  исполнительной власти в сфере туризма, являющимся субъектом регулирования, включает объекты и средства регулирования. Практическое воздействие государства  на сферу туризма осуществляется через механизм государственного регулирования, базой которого является система, рассмотренная выше. Основными элементами этого механизма являются субъекты регулирования – органы государственной власти (законодательные и исполнительные) субъектов Федерации, объекты регулирования, а также формы, методы и средства регулирования (рисунок 1).  

    Регулирование направлено как на объекты внутренней среды, так и на объекты внешней  среды. Под внутренней средой следует  понимать сферу туризма региона, которая связана с приемом туристов и оказанием туристических услуг местному населению, решившим совершить путешествие в другой регион страны или за рубеж. Объектами регулирования внутренней среды являются, в первую очередь, предприятия туриндустрии и объекты туристического интереса, инфраструктура дестинации (социальная, транспортная и инженерная), среда дестинации, муниципальные образования и органы местного самоуправления, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма, общественные организации данной сферы и, наконец, население.

    Каждый  из перечисленных объектов имеет  свою особенную роль в туристской деятельности, но только все они  в совокупности определяют уровень  развития туризма в регионе и  его привлекательность для туристов. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере туризма региона, следует определять приоритетные объекты и осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее действенными методами.

Информация о работе Государственное регулирование предприятий туриндустрии