Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:07, курсовая работа
Современная туристская индустрия является одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Она стимулирует и сопутствующие туризму сферы экономической деятельности, такие как транспорт, связь, торговля, сфера услуг, строительство и другие, и выступает катализатором социально-экономического развития региона.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть
Государственное регулирование предприятий туриндустрии…………4
2. Практическая часть……………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………...
Литература……………………………………………………………………….
Содержание
Введение…………………………………………………………
Государственное
регулирование предприятий
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Современная
туристская индустрия является одной
из наиболее перспективных и динамично
развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Она стимулирует и
Государственное регулирование туризма – это деятельность органов государственной власти региона по воздействию на сферу туризма с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития.
Обеспечение
конкурентоспособности
- улучшение инвестиционного климата в
стране;
- повышение эффективности налогового,
таможенного и тарифного регулирования
в целях стимулирования структурной перестройки
экономики;
- повышение эффективности расходования
на социальные нужды средств государственного
бюджета всех уровней;
- развитие транспорта;
- снижение административных барьеров
доступа на рынок и борьба с коррупцией;
- повышение эффективности антимонопольного
регулирования;
- улучшение имиджа России на международной
арене и т. д.
Решение
большинства ключевых проблем отрасли
лежит в плоскости правового
регулирования общих
Актуальность выбранной темы заключается в том, что туризм в настоящее время является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, выступает в числе важнейших факторов социально-культурного развития, способствующих повышению уровня и качества жизни населения. Государственное регулирование развития туризма как динамично развивающейся отрасли экономики приобретает все большее значение в стимулировании и развитии многих регионов РФ, обладающих высоким туристским потенциалом.
В Российской Федерации - туризм позиционируется
как отрасль (сектор) экономики, играющая
важную роль в социально-экономическом
развитии, что предопределяет деятельное
участие государства в воздействии на
данную сферу.
Теоретическая часть.
Государственное
регулирование предприятий
туриндустрии
Важная роль туризма для экономики страны и ряда субъектов Федерации, обладающих значительным туристским потенциалом, закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах. Так, на федеральном уровне в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в дальнейшем Федеральный закон) констатируется, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики государства. А в принятой Постановлением правительства Санкт-Петербурга «Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра на 2005–2010 годы» туризм объявляется стратегическим сектором экономики города.
В
целом в Российской Федерации
и в ряде ее субъектов туризм позиционируется
как отрасль (сектор) экономики, играющая
важную роль в социально-экономическом
развитии, что предопределяет деятельное
участие государства в
Несомненно, их реализация дала определенный положительный импульс развитию туризма, но полностью поставленные цели достигнуты не были. По мнению заместителя председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Государственной думы Российской Федерации Ю.А. Барзыкина, это вызвано рядом причин, и одной из основных является недостаточная государственная поддержка туризма как отрасли экономики.
Необходимость
усиления воздействия государства
на сферу туризма в настоящее
время обусловлена также
Из
главы II Федерального закона следует,
что государство воздействует на
сферу туризма посредством
Основными направлениями государственного регулирования, на мой взгляд, являются развитие теории государственного регулирования применительно к сфере туризма и разработка методических положений и рекомендаций, обеспечивающих достижение целей государственного регулирования.
Развитие теории государственного регулирования должно включать уточнение понятийно-категориального аппарата и научное обоснование системы и механизма государственного регулирования. К основным понятиям следует отнести само государственное регулирование, его формы и методы.
Существуют разные подходы к определению сущности государственного регулирования. Вот один из них: «государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране». Вместе с тем в одном из экономических словарей регулирование трактуется как «функция управления, обеспечивающая функционирование управляемых процессов в рамках заданных параметров».
Приняв последнее определение за основу, авторы предлагают следующую трактовку рассматриваемого понятия, через которое раскрывается его сущность: государственное регулирование туризма – это деятельность органов государственной власти региона по воздействию на сферу туризма с целью обеспечения ее функционирования в заданных параметрах или достижения новых показателей ее развития.
В государственном регулировании туризма выделяют два уровня – федеральный и региональный (уровень субъекта Федерации). И на первом, и на втором уровнях используются различные формы и методы регулирования. При этом некоторые формы и методы присущи только одному уровню, что предопределяется разделением полномочий в данной сфере между федеральным центром и регионами.
Рассматривая форму как внешнее выражение содержания государственного регулирования, можно выделить такие основные формы, как правотворчество, поддержка, стимулирование, легализация, регламентация и координация. Сущность этих форм, выраженная через деятельность органов государственной власти, представлена в таблице 1.
В качестве комментария к приведенной таблице необходимо отметить следующее. Правотворчество следует рассматривать как более широкое, чем законотворчество, понятие, поскольку законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из «Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации».
Поддержка субъектов сферы туризма со стороны органов государственной власти (государства) может носить прямой и косвенный характер. К примеру, выдача государственного кредита предприятию туриндустрии является его прямой поддержкой, а подготовка кадров для таких предприятий в государственных образовательных учреждениях – опосредованной поддержкой.
Методы государственного регулирования туризма достаточно подробно раскрыты в Федеральном законе, ряде законов субъектов Федерации и научной литературе по данной проблеме. Поэтому в рамках данной статьи останавливаться на них целесообразно только при необходимости раскрытия подробнее какого-либо из рассматриваемых ниже положений.
Поскольку,
как отмечалось выше, регулирование
является одной из функций управления,
то оно осуществляется органами исполнительной
власти в сфере туризма. На федеральном
уровне таким органом является Федеральное
агентство по туризму (Ростуризм). Субъекты
Федерации сами устанавливают органы,
отвечающие за сферу туризма и их структуру.
В зависимости от масштабов задач, решаемых
посредством туристской деятельности,
в субъектах Федерации в составе правительства
(администрации) могут быть профильные
комитеты, как, например, в Москве и Московской
области, или структурные подразделения
в составе многопрофильного комитета,
как, например, отдел туризма в Комитете
по физической культуре, спорту, туризму
и молодежной политике Ленинградской
области или управление по туризму в Комитете
по инвестициям и стратегическим проектам
Санкт-Петербурга.
Следует отметить, что для Санкт-Петербурга, где туризм определен стратегическим сектором экономики города, целесообразно было бы, по мнению авторов, иметь профильный комитет по туризму, что обеспечило бы лучшую управляемость туристской отраслью.
В любом случае структура органа исполнительной власти субъекта Федерации в сфере туризма должна оптимально соответствовать объему и характеру решаемых этим органом задач. В его составе могут быть несколько отделов, например, отдел маркетинга, отдел планирования и организации туристской деятельности, отдел развития туристской деятельности, общий отдел, а также бухгалтерский отдел.
Система
государственного регулирования туризма
наряду с рассмотренным выше органом
исполнительной власти в сфере туризма,
являющимся субъектом регулирования,
включает объекты и средства регулирования.
Практическое воздействие государства
на сферу туризма осуществляется через
механизм государственного регулирования,
базой которого является система, рассмотренная
выше. Основными элементами этого механизма
являются субъекты регулирования – органы
государственной власти (законодательные
и исполнительные) субъектов Федерации,
объекты регулирования, а также формы,
методы и средства регулирования (рисунок
1).
Регулирование направлено как на объекты внутренней среды, так и на объекты внешней среды. Под внутренней средой следует понимать сферу туризма региона, которая связана с приемом туристов и оказанием туристических услуг местному населению, решившим совершить путешествие в другой регион страны или за рубеж. Объектами регулирования внутренней среды являются, в первую очередь, предприятия туриндустрии и объекты туристического интереса, инфраструктура дестинации (социальная, транспортная и инженерная), среда дестинации, муниципальные образования и органы местного самоуправления, образовательные учреждения, осуществляющие подготовку кадров для сферы туризма, общественные организации данной сферы и, наконец, население.
Каждый из перечисленных объектов имеет свою особенную роль в туристской деятельности, но только все они в совокупности определяют уровень развития туризма в регионе и его привлекательность для туристов. Поэтому в зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в сфере туризма региона, следует определять приоритетные объекты и осуществлять их первоочередное регулирование в наиболее целесообразных формах и наиболее действенными методами.
Информация о работе Государственное регулирование предприятий туриндустрии