Государственное регулирование денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы и необходимость государственного регулирования денежного обращения;
- изучить основные современные механизмы денежного регулирования;
- определить особенности и стратегию государственного денежно-кредитного регулирования в экономике России.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 62.26 Кб (Скачать)

       Перевод начавшегося оживления экономики  в режим устойчивого роста  предполагает формирование соответствующих  условий, обеспечивающих выгодность расширения производственной деятельности и инвестиций в развитие реального сектора. Эти  условия включают нормализацию системы  денежного обращения и формирование механизмов кредитования производственной деятельности, снижение процентных ставок и развертывание институтов развития, снижение налогообложения производственной и инвестиционной деятельности, исправление  ценовых диспропорций, защиту внутреннего  рынка от недобросовестной конкуренции  со стороны импортеров.

       Для повышения эффективности системы  государственного регулирования денежного  обращения, оздоровления финансового  положения производственных предприятий  и создания условий для роста  инвестиционной активности должны быть предприняты следующие меры.

       Во-первых, должны быть устранены основные причины  демонетизации экономики. Для этого  необходимо отказаться от необоснованной политики количественного регулирования  денежной массы и перейти к  регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным снижением  до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне-ориентированных секторов экономики. Уровень денежного предложения  следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы  со стороны производственной сферы.

       Вместо  эмиссии денег под прирост  валютных резервов необходимо перейти  к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных производственных предприятий. Это потребует от Центрального банка организации мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности его эмиссионной политики. В свою очередь, доступ к кредитным ресурсам Центрального банка потребует от предприятий повышения прозрачности и эффективности своей деятельности.

       При такой организации политики денежного  предложения обеспечивается главная  функция денежной эмиссии - кредитование экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Центральный банк стимулирует рост экономической активности; повышая  ее, ужесточает требования к экономической  эффективности. Это дает возможность  проведения гибкой денежно-кредитной  политики в соответствии с целями и приоритетами экономической стратегии  государства.

       Во-вторых, необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные  технологии. Для этого нужно преобразовать  Стабилизационный фонд в Бюджет развития и создать полноценные институты  развития с механизмами их централизованного  рефинансирования.

       В-третьих, необходимо поставить заслон использованию  гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов (включая  эмиссию Центральным банком облигаций  и открытие им депозитных счетов коммерческим банкам), отвлекающих денежные ресурсы  из производственной сферы. Переориентация политики денежного предложения  на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы, поскольку  соответствующее регулирование  процентных ставок связывает кредитование роста объемов, повышение эффективности  производства и предложение товаров  и услуг.

       В-четвертых, следует принять меры по защите отечественной  банковской системы от поглощения зарубежными  конкурентами, ограничив присутствие  последних на российском рынке разумными  пределами.

       В-пятых, должны быть предприняты необходимые  действия по улучшению структуры  денежной массы. В первую очередь, должна быть резко сокращена ее наличная составляющая. Для этого следует  осуществить комплекс мер по электронизации платежей и расчетов, внедрению соответствующих  информационных технологий в торговле и финансовых услугах, по обеспечению  надежной правовой защиты сделок, совершаемых  в электронной форме. Эти меры будут содействовать декриминализации экономики, вытеснению теневой составляющей хозяйственного оборота, сокращению неплатежей и ремонетизации экономики, повышению  эффективности денежного обращения  и снижению инфляции.

       В результате осуществления предлагаемых мер политика денежного предложения  станет соответствовать обоснованному  спросу на деньги, обеспечивая эффективное  использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала и рост экономики. Сочетание целевого контроля над эмиссией денег и  механизмов рефинансирования кредитных  институтов под спрос на деньги со стороны производственной сферы  обеспечит низкий уровень инфляции и процентных ставок. Такой подход поможет нормализовать платежный  оборот, улучшить финансовое положение  производственных предприятий, повысить инвестиционную активность. [5, c.27] 
 
 
 
 
 
 

       2.2 Регулирование безналичного  денежного обращения в РФ

       Платежи на территории России осуществляются, как указывалось, в форме наличных или безналичных расчетов. Считается, что вторая форма расчетов появилась  значительно позднее первой. Безналичные расчеты представляют собой расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр), посредством перечисления денежных средств по счетам в банковских организациях в целях зачетов взаимных требований. В условиях рыночной экономики безналичные расчеты играют важную роль в ускорении оборачиваемости средств, снижении издержек обращения и т.п. Следовательно, от эффективно организованной и упорядоченной с помощью норм права системы безналичных расчетов напрямую зависит не только состояние денежно-кредитной системы, но и в целом экономики государства. Банк России, в соответствии со ст. 80 Закона, является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в РФ. Банк России устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Расчеты на территории России осуществляются в валюте РФ, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Формы безналичных расчетов определяются правилами, устанавливаемыми Банком России в соответствии с законодательством РФ. Образцы платежных документов, используемых для безналичных расчетов на территории РФ, — платежных поручений, векселей, чеков и других — утверждаются Банком России. В сфере безналичных расчетов действует правило, что расчеты между юридическими лицами, а также между физическими и юридическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Банком России, осуществляются только в безналичном порядке. Общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта РФ, и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации. ГК РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46). Так, в соответствии со ст. 861 ГК РФ в безналичной форме расчеты производятся между юридическими лицами. Расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, также производятся в безналичном порядке. Производятся безналичные расчеты между юридическими лицами и гражданами-предпринимателями, как правило, через банки либо иные кредитные организации (далее: банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. Межбанковские расчеты, т.е. расчеты между банками, Банк России осуществляет через свои учреждения — расчетно-кассовые центры (РКЦ). Некоторые банковские операции по расчетам осуществляются на основе межбанковских соглашений по корреспондентским счетам банков. Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов, под которыми понимаются оформленные в виде документов на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронных платежных документов: распоряжения плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств; распоряжения получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем). При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:

       а) платежные поручения;

       б) аккредитивы;

       в) чеки;

       г) платежные требования;

       д) инкассовые поручения.

       Формы безналичных расчетов установлены  ст. 862 ГК РФ. В соответствии с законом  к ним помимо расчетов платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетов по инкассо, относятся также расчеты  в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Хозяйствующие субъекты (участники торгового оборота) вправе избрать и установить в договоре любую из форм расчетов, установленную законодательством. Расчеты платежными поручениями регулируются ст. 863 ГК РФ. При расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. Банком России, в соответствии с его полномочиями по регулированию денежно-кредитной системы и организации расчетов по вопросу, касающемуся безналичных расчетов, утверждено Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации от 12 апреля 2001 г. № 2-П, действующее в настоящее время с изменениями. Указанное Положение детально регулирует осуществление безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов. Следует заметить, что указанное Положение не распространяется на порядок осуществления безналичных расчетов с участием физических лиц. Итак, порядок и организация наличного денежного обращения в РФ закрепляется в основном в подзаконных нормативных актах Центрального банка Российской Федерации. Ограничения использования наличной денежной массы для расчетов установлены исключительно для юридических лиц. Государственная денежно-кредитная политика не направлена на сокращение наличного денежного обращения за счет увеличения доли безналичных расчетов с участием физических лиц. Необходимо безотлагательно разработать специальную долгосрочную федеральную программу развития системы безналичных расчетов в секторе национальной экономики. Главной задачей такой общефедеральной программы, должно стать ускоренное и сбалансированное развитие в Российской Федерации различных форм и видов безналичных расчетов населения при одновременном снижении доли расчетов наличными деньгами, пользующихся сейчас наибольшим распространением. Без принятия на федеральном уровне указанной программы проблематично ликвидировать серьезное отставание России от цивилизованных стран в области развития системы денежного обращения. В свою очередь, данная федеральная программа должна быть подкреплена необходимыми экономическими, правовыми и организационно-техническими мероприятиями. Для этого необходимо подвести под розничные безналичные расчеты более прочную правовую базу, разработать и принять законы:

  • о безналичных расчетах физических и юридических лиц;
  • о финансовых компаниях (домах);
  • об электронной торговле (коммерции) и сделках, совершаемых при помощи электронных средств (электронных сделках);
  • о предоставлении финансовых услуг в электронной форме и электронных переводах денежных средств. Целесообразно включить в действующий Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" юридическую норму, предусматривающую наделение Банка России правом устанавливать предельный размер одного платежа наличными деньгами, осуществляемого отдельными российскими гражданами и предпринимателями без образования юридического лица при денежных расчетах с третьими лицами за приобретаемые товары, выполненные работы и услуги производственно-технического и потребительского характера. Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время Банк России определяет размер одного такого платежа лишь в отношении взаимных расчетов между юридическими лицами, проводимых ими с использованием наличных денег.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Поскольку весь механизм финансового, денежного  и кредитного воздействия на изменение  массы функционирующих в стране денег и состояние денежного  обращения в конечном итоге сводится к расширению или сокращению банковского  кредитования в зависимости от изменения  потребностей оборота, решающее значение приобретает правильное определение  емкости самого денежного хозяйства, включающей массу денег, необходимых  для обращения, а также для  накоплений и сбережений. Только на этой основе можно определить направления  и экономические границы изменения  кредитования хозяйства и населения, за пределами которых кредитная  эмиссия окажется недостаточной  или излишней для нормального  функционирования денежного хозяйства. Без научно обоснованной оценки фактического состояния денежного хозяйства  невозможно правильно определить и  направления кредитной политики - расширить или сократить кредитные  вложения в хозяйство.

       К традиционным методам регулирования  денежного обращения относят  экономические и административные методы. Управление на базе экономических  регуляторов может принести желаемые результаты в условиях достаточно устойчивой денежной системы, ведь главными объектами  воздействия становятся денежные параметры  экономической деятельности предприятия  и потребителя - доход, прибыль, сбережения и т. п. Хотя с помощью экономических  методов можно снизить темпы  инфляции и даже ускорить, в условиях ее существования, продвижение к  новому качеству экономического роста, а также удовлетворительно решить другие крупные общественные проблемы, все же дестабилизация денежного  обращения автоматически снижает  действенность экономических регуляторов. При наличии же гиперинфляции  государству порой не остается никакой  альтернативы, кроме ориентации на преимущественное использование административных методов управления. Последнее обстоятельство имеет непосредственное отношение к нашей стране. Поэтому в механизме государственного регулирования переходного к рынку периода не должно быть недооценки командных методов, значение которых, как показывает зарубежный опыт, в такие моменты действительно возрастает.

       Каждый  инструмент государственного воздействия, выполняя свою роль, взаимодополняет  другие. Способностью уловить при  выработке конкретных способов регулирования  хозяйственной жизни наиболее важные на каждом этапе рычаги воздействия  на поведение экономических субъектов, способностью комплексного применения непротиворечаших друг другу форм и  методов управления и определяется эффективность всей системы государственного регулирования. Поочередная смена  акцентов в рыночных приоритетах  должна находить свое выражение в  разных диапазонах использования тех  или иных форм и методов регулирования. Комплексное же их применение в конечном итоге способно обеспечить направленную ориентацию макроэкономического развития по выбранному варианту движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  использованной литературы и источников 

1. О внесении  изменений и дополнений в Федеральный  закон «О банках и банковской  деятельности»: федеральный закон  от 19.06.2001г., №82-ФЗ - Информ. - правов. система  «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.

2. О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России): федеральный закон от 10 июля 2002г., №86-ФЗ - Информ. - правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.08 г.

3. Вороник В.П., Федосова С. П. Деньги, кредит, банки: М.: Юрайт, 2002 г. - 269 с.

4. Иванова В.В., Соколова Б.И. Деньги. Кредит. Банки:  учеб. – 2-изд, прераб. и доп.  – М.: Проспект, 2008 г. – 848с.

5. Кузьбожева  Э.Н. Государственное регулирование  национальной экономики: Учеб. пособие  /. М.: КНОРУС, 2005 г.

6. Лаврушин О.И.  Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. –  М.: Кнорус, 2006 г. – 560 с.

7. Салин В.Л.  Ценообразование: учеб. пособие - СПб.: ОЦЭиМ, 2006 г.

8. Смородина  М.И. Финансы и кредит. – Москва, 2006 г.

9. Бочарова Т.А.  Концептуальные основы государственной  регуляции организации денежного  оборота реального сектора экономики  // Финансы и Кредит. – 2003 г. - №13. – с. 35-37

10. Братко А.Г.  Специфика нормативных актов  Банка России // Право и экономика.  – 2006 г. - №7. – с.24 - 26

11. Буданов Д.В.  О правосубъектности Банка России  в сфере организации наличного  денежного обращения // Право и  экономика г. – 2008. - №7. – с.42-48

Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения