Государственное регулирование денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы и необходимость государственного регулирования денежного обращения;
- изучить основные современные механизмы денежного регулирования;
- определить особенности и стратегию государственного денежно-кредитного регулирования в экономике России.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 62.26 Кб (Скачать)

       Состояние денежного обращения в странах  с развитой рыночной экономикой зависит  от многих факторов, но, в конечном итоге  от соотношения между товарной и  денежной массами. Закон денежного  обращения, сформулированный К.Марксом, гласит: количество денег необходимых  для товарного обращения, зависит  от суммы цен реализуемых товаров, объема товаров и платных услуг, проданных в кредит, суммы платежей, срок оплаты которых наступил, объема взаимно погашенных денежных обязательств, расчеты по которым произошли  без участия денег. Т.к. каждая денежная единица за определенный промежуток времени обслуживает несколько  денег, то при определении количества денег следует учитывать скорость их обращения. Как свидетельствует  практика, этот закон имеет всеобщее значение, т е действует во всех общественно экономических формациях  с рыночной экономикой. Покупательская способность денег – кредитных  и бумажных денег - зависит от соотношения  между теоретически представляемым количеством золотых денег, необходимых  для обращения, и количеством  денежных знаков, находящихся в обращениях. Например, если для нормального товарного обращения требуется 200 руб. золотом (в России с 1897 по 1914 г. Существовал золотомонетный стандарт), а напечатали и выпустили в обращении на 400 руб. кредитных билетов, то покупательская способность рубля в этом случае снизится вдвое и будет составлять 50 копеек золотом. Подчеркивая это обстоятельство, К.Маркс писал, что « специфический закон обращения бумажных денег может возникнуть лишь из отношения их к золоту, лишь из того, что они являются представителями последнего» и далее «…выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото (или серебро)».

       Однако  уже давно не в одной стане  мира нет золотого обращения. Это  позволяет многим современным экономистам  подтверждать, что в настоящее  время нет никакой связи между  золотыми полноценными деньгами и денежными  знаками, находящимися в обращении. По их мнению, покупательная способность  денег определяется не золотом, а  стоимостью реализуемых за деньги товаров  и услуг. Поэтому при дополнительном выпуске денежных знаков покупательная  способность денежной единицы падает, а цены растут. Так происходит до наступления равновесия между стоимостью реализованных товаров и платных  услуг и величиной денежной массы. При продолжении неоправданной  Эмиссии денежных знаков подобный процесс  продолжается.

       Важнейшим количественным показателем денежного  обращения является показатель величины денежной массы. Денежная масса включает в себя всю совокупность покупательных  и платежных средств, обслуживающих  экономический оборот в стране. В  то же время входящие в состав денежные массы разнообразные покупательные  и платежные средства обладают разной степенью ликвидность, т. е. возможностью превращения в «живые» деньги, способные незамедлительно выполнить  свои функции или как средство обращения, или как средство платежа. При анализе состояния денежного  обращения для разработки мер  по его укреплению всю денежную массу разбивают с учетом ликвидности покупательных и платежных средств на следующие агрегаты:

       а) М1 – Включает наличные деньги в обращении ( М0 ) и средства на текущих, чековых и сберегательных счетах в банках которые можно незамедлительно использовать в функции денег или как средство обращения или как средство платежа. В станах с развитой рыночной и стабильной экономикой основная масса денежных средств юридических и физических лиц хранится на счетах в банках. Это надежно удобно и выгодно. По распоряжению владельца вклада средства на этих счетах могут быть незамедлительно использованы для денежных расчетов или обращены в наличные деньги. Электронные деньги, векселя, чеки, выполняющие функции денег как средство обращения или как средство платежа, являются обязательствами уже не государства, а банков, в которых хранятся денежные средства;

       б) М2 – Включает агрегат М1 и средства юридических и физических лиц на сберегательных счетах и срочных вкладах. Средства с этих вкладов становятся доступными вкладчику лишь по истечении определенного времени, предусмотренного в депозитном договоре между банком и его клиентом. В экономической литературе эти средства называют «квазиденьги» или «почти деньги»

       в) М3 - Включает М3 и денежные средства, помещенные на сберегательные вклады на большую сумм, на длительный срок хранения в специальных финансово-кредитных учреждениях.

       Таким образом, определение структуры  денежной массы повышает эффективность  управления денежным обращением, так  как позволяет полнее учитывать  степень давления денежных средств  включаемый в каждый агрегат, на формирование спроса, а следовательно и цен  на рынке товаров и услуг. 
 

    1. Механизмы регулирования денежного  обращения

       Реализация  определенного вида политики связана  с разработкой механизмов управления объектом, его регулирования. Механизм регулирования — это способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей.

       Основным  проводником государственной денежно-кредитной  политики является Банк России. На сегодняшний  момент главной задачей для себя Банк России считает поддержание  стабильности денежной системы и  укрепление покупательной способности  национальной валюты - российского  рубля.

       Регулирование денежного обращения, возлагаемое  на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной  политики, которая разрабатывается  и утверждается в порядке, установленном  банковским законодательством. Банк России особо ответствен, т.к. он наделенный исключительным правом эмиссии денег, за поддержание общего равновесия в  сфере денежного обращения. Единственной отличительной чертой от периода  существования действительных (золотых) денег при бумажно-кредитном обращении, когда знаки стоимости отошли от металлической основы, Центральный  банк должен создать определенные ограничения, сдерживающие эмиссию этих денег.

       Используя на практике денежно-кредитную политику как средство регулирования экономики, Центральный банк должен привлекать следующие инструменты:

       а) дисконтную политику (ставки учетного процента);

       б) нормы обязательных резервов кредитных  заведений;

       в) работа на открытом рынке;

       г) регламентацию экономических нормативов для кредитных заведений и  другие.

       Рассмотрим  более подробно эти формы кредитного регулирования.

       Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный  банк может выдавать кредиты коммерческим банкам разными путями. Наиболее типичный случай - переучет векселей, находящихся  в портфелях коммерческих банков и операции на открытом рынке. Динамика ставки рефинансирования отражена в  таблице 2.1 [16].

       Векселя переучитываются по процентной ставке. Эту ставку переучета называют также  официальной учетной (процентной) ставкой. Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную  сферу. Во-первых, затруднение или  облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.

       Постепенно  данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название как операций на открытом рынке.

       Этот  метод кредитного регулирования  заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных  облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может  постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает  ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки  периодически вносят изменения в  указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя  на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту.

       Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной  политики. Главное ее отличие - это  использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут  изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную  особенность данного метода, должны внимательно следить за своим  финансовым положением, не допуская при  этом ухудшения ликвидности. 

       Таблица 2.1 Ставка рефинансирования ЦБР с 2006 по 2009 годы

       Период  действия        %        Нормативный документ
       3 мая 2011 г.        8.25        Указание  Банка России от 29.04.2011 № 2618-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       28 февраля 2011 г. — 2 мая 2011 г.        8        Указание  Банка России от 25.02.2011 № 2583-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       1 июня 2010 г. — 27 февраля 2011 г.        7,75        Указание  Банка России от 31.05.2010 № 2450-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       30 апреля 2010 г. — 31 мая 2010 г.        8        Указание  Банка России от 29.04.2010 № 2439-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       29 марта 2010 г. — 29 апреля 2010 г.        8,25        Указание  Банка России от 26.03.2010 № 2415-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       24 февраля 2010 г. — 28 марта 2010 г.        8,5        Указание  Банка России от 19.02.2010 № 2399-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       28 декабря 2009 г. — 23 февраля 2010 г.        8,75        Указание  Банка России от 25.12.2009 № 2369-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       25 ноября 2009 г. — 27 декабря 2009 г.        9        Указание  Банка России от 24.11.2009 № 2336-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       30 октября 2009 г. — 24 ноября 2009 г.        9,5        Указание  ЦБ РФ от 29.10.2009 № 2313-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       30 сентября 2009 г. — 29 октября 2009 г.        10        Указание  ЦБ РФ от 29.09.2009 № 2299-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       15 сентября 2009 г. — 29 сентября 2009 г.        10,5        Указание  ЦБ РФ от 14.09.2009 № 2287-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       10 августа 2009 г. — 14 сентября 2009 г.        10,75        Указание  ЦБ РФ от 07.08.2009 № 2270-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       13 июля 2009 г. — 9 августа 2009 г.        11        Указание  ЦБ РФ от 10.07.2009 № 2259-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       05 июня 2009 г. — 12 июля 2009 г.        11,5        Указание  ЦБ РФ от 04.06.2009 № 2247-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       14 мая 2009 г. — 04 июня 2009 г.        12        Указание  ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       24 апреля 2009 г. — 13 мая 2009 г.        12,5        Указание  ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       1 декабря 2008 г. — 23 апреля 2009 г.        13        Указание  ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       12 ноября 2008 г. — 30 ноября 2008 г.        12        Указание  ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       14 июля 2008 г. — 11 ноября 2008 г.        11        Указание  ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       10 июня 2008 г. — 13 июля 2008 г.        10,75        Указание  ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       29 апреля 2008 г. — 9 июня 2008 г.        10,5        Указание  ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       4 февраля 2008 г. — 28 апреля 2008 г.        10,25        Указание  ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»
       19 июня 2007 г. — 3 февраля 2008 г.        10        Телеграмма  ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У
       29 января 2007 г. — 18 июня 2007 г.        10.5        Телеграмма  ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У
       23 октября 2006 г. — 28 января 2007 г.        11        Телеграмма  ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У
       26 июня 2006 г. −22 октября 2006 г.        11.5        Телеграмма  ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У
       26 декабря 2005 г. — 25 июня 2006 г.        12        Телеграмма  ЦБ РФ от 23.12.2005 № 1643-У
 

       Другая  функция операций на открытом рынке, кроме регулирования процентной ставки, заключается в следующем. При продаже и покупке ценных бумаг центральный банк пытается воздействовать на объем ликвидных  средств коммерческих банков и тем  самым осуществлять управление их кредитной  эмиссией. Покупая ценные бумаги на открытом рынке, он увеличивает резервы  коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. Продажа  ценных бумаг центральным банком приводит к обратным последствиям.

       Операции  на открытом рынке впервые стали  активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с  наличием в этих странах развитого  рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и на Западе. Сейчас в России используется этот метод влияния на экономику  путем выпуска государственных  ценных бумаг. Прелесть этого инструмента для России в том, что правительство убивает сразу двух зайцев - проводит монетарную политику и финансирует дефицит госбюджета.

       Теперь  рассмотрим политику обязательных резервов [16]. 

       Таблица 2.2 Нормативы обязательных резервов кредитных организаций с 2006 г. в процентах

       Период действия        Норматив  обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед  банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной  валюте        Норматив  обязательных резервов по обязательствам перед физическими лицами в валюте Российской Федерации        Норматив  обязательных резервов по иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и обязательствам в иностранной валюте
       1 октября  2006 г. – 30 июня 2007 г.        3,5        3,5        3,5
       1 июля 2007 г. – 10 октября 2007 г.        4,5        4,0        4,5
       11 октября  2007 г. – 14 января 2008 г.        3,5        3,0        3,5
       15 января 2008 г. – 29 февраля 2008 г.        4,5        4,0        4,5
       1 марта 2008 г. – 30 июня 2008 г.        5,5        4,5        5
       1 июля 2008 г.  – 31 августа 2008 г.        7,0        5,0        5,5
       1 сентября 2008 г. – 17 сентября 2008 г.        8,5        5,5        6,0
       18 сентября 2008 г. – 14 октября 2008 г.        4,5        1,5        2,0
       15 октября  2008 г. – 31 января 2009 г.        0,5        0,5        0,5
       1 февраля  2009 г. – 28 февраля 2009 г.        1,5        1,5        1,5
       1 марта 2009 г. – 2010 г.        2,5        2,5        2,5

Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения