Государственное регулирование денежного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы и необходимость государственного регулирования денежного обращения;
- изучить основные современные механизмы денежного регулирования;
- определить особенности и стратегию государственного денежно-кредитного регулирования в экономике России.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 62.26 Кб (Скачать)
 

       Если  возрастает норма резерва, то кредитное  учреждение вынуждено большую, чем  прежде часть привлеченных средств  отправлять на хранение в центральный  банк, а значит, для выдачи кредитов оно будет располагать меньшими средствами. Такая мера приводит, с  одной стороны, к обеспечению  гарантированной сохранности средств  вкладчиков, а с другой к сокращению средств для осуществления инвестиций.

       Очевидно, что изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как  бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным  антиинфляционным средством.

       Следующий инструмент – это ограничение кредитования. Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.

       Этот  метод кредитного регулирования  представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям . Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики. Нужно  отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство  способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

       Для осуществления кассового обслуживания кредитных заведений, а также  других юридических лиц на территории Российской Федерации создаются  расчетно-кассовые центры при территориальных  главных управлениях Банка России. Эти центры создают оборотную  кассу по приему и выдаче наличных денег, еще резервные фонды денежных банковских билетов и монет. Резервные  фонды представляют собой запасы наличностей, не выпущенных в обращение  банкнот и монет в хранилищах Центрального Банка России и имеют  важное значение для организации  и централизованного регулирования  кассовых ресурсов. Наличные деньги, которые  остались в оборотной кассе лимитируется, и при превышении установленного лимита лишние деньги переправляются из оборотной кассы в резервные  фонды.

       Существующие  резервные фонды банкнот и  монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает  их размерность и величину исходя из размера оборотной кассы, условий  хранения, и объема налично-денежного  оборота. Потребность в резервных  фондах обусловлена:

       1) необходимостью удовлетворить нужды  экономики в наличных деньгах;

  1. смены денежной массы в обращении в связи с пришедшими в негодность деньгами;

       3) поддержанием покупюрного состава  денежной массы в целом по  стране и регионам, который является  обязательным;

       4) сокращением расходов на хранение  денежных знаков, и перевозку.

       Следует рассмотреть такие методы государственного регулирования как политика дешевых  и дорогих денег. Пусть экономика  столкнулась с безработицей и  со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для  достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается  в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение национального продукта.

       Из  вышесказанного можно заключить, что  в задачу данной политики входит сделать  кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем  совокупных расходов и занятость.

       В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает  инфляционные процессы, центральный  банк должен попытаться понизить общие  расходы путем ограничения или  сокращения предложения денег. Чтобы  решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это  осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать  государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы коммерческих банков. Затем  необходимо увеличить резервную  норму, что автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих  резервов посредством заимствования  у центрального банка. Приведенную  выше систему мер называют политикой  дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы  слишком малы, чтобы удовлетворить  предписываемой законом резервной  норме, то есть их текущий счет слишком  велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных  резервах, банкам следует сохранить  свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

       Таким образом, рыночная экономика исключает  систему прямого планирования и  регулирования денежной массы в  обращении, которая имела место  в условиях командно-административной системы управления народным хозяйством. Регулирование денежного обращения  в РФ осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством  и инструкциями Банка России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава 2. Денежное регулирование в экономике России 

       2.1 Особенности государственного  денежно-кредитного  регулирования в  экономике России

       Кризисное состояние экономики при переходе к рынку, высокие темпы инфляции и проведение монетарной политики привели  к расстройству денежной системы  России.

       Инфляционные  процессы возникли в российской экономике  еще в послевоенный период в связи  с резким падением эффективности  производства. Попытки реформирования экономики заканчивались очередным  повышением цен и обесценением рубля. Внутренний государственный долг превысил всю денежную массу. Государство  не располагало товарной массой для  обеспечения выпущенной в оборот денежной массы. Начало 1993 г. Россия встретила  в условиях жестких инфляционных процессов.

       Отказ от государственного регулирования  цен в январе 1992 г. вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции  — среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.

       Многофакторный  характер инфляции обусловил наличие  двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.

       Одними  из основных направлений денежно-кредитной  политики в этот период были ограничение  предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового  потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы.

       Все это сопровождалось рядом негативных явлений [9, с. 35]:

       - расстройством функции обращения  национальной валюты: расширились  процессы эмиссии псевдоплатежных  средств (псевдоденег), происходила долларизация денежного обращения и сбережений. Наполнение хозяйственного оборота платежно-расчетными суррогатами — платежными сертификатами, вексельными обязательствами, налоговыми освобождениями и т.п. — носило стихийный характер, что снижало роль Центрального банка РФ в регулировании денежного об ращения в стране. Кроме того, ЦБ РФ в этих условиях терял эмиссионный доход, который переходил в распоряжение различных коммерческих структур. Вместе с тем замещение рублевой массы иностранной валютой означает, что этот доход достается также эмиссионным центрам соответствующих стран. Одновременно происходила утечка российской валюты с традиционных рынков стран СНГ, кредитные отношения с которыми значительно сократились и к 1997 г. составили лишь 0,5% в общем объеме. В итоге снижался спрос на национальную валюту России, что обостряло проблему введения конвертируемости рубля.

       - расстройством платежно-расчетной  системы в процессе проведения  реформ, а также заменой старой  системы, рассчитанной на обслуживание  потребностей централизованной  плановой экономики, на новую.  К началу 1997 г. массовые неплатежи  составили более 170% годового ВВП.  В структуре суммарной просроченной  задолженности, доля которой была  равна половине суммарной задолженности  по обязательствам, 96,6% приходилось  на кредиторскую задолженность  поставщикам, бюджету и т.д., а  4,4% — по кредитам банков и  займам. Значительное влияние на  расстройство платежно-расчетной  системы оказывали бартерные  сделки, в результате которых  бюджет страны недополучал десятки  триллионов неденоминированных  рублей. К этому следует добавить  внебанковский оборот, основу которого  составляет так называемая «теневая»  экономика. Все это приводит  к нарастанию потребности в  денежных средствах организованного  оборота. Уровень официальной  монетаризации ВВП в России  оценивался лишь в 15—16%, а в  экономически развитых странах  — 60—80%, что ограничивало возможности  платежной базы России для  расчетов с бюджетом по налогам.

       - расстройством функции национальной  валюты как средства сбережения, которое обусловлено тем, что  преобладающая часть денежной  массы (как наличной, так и безналичной)  представляет собой средства  текущего оборота, а функцию  сбережений долгосрочного характера  выполняет доллар. Лишь за 1995—1996 гг. прирост наличной иностранной  валюты у физических лиц составил  более 25 млрд. долл. Для сравнения:  в 2006 г. было продано физическим  лицам и выдано по конверсии  2897,7 млн. долл. США.

       Для современной экономики характерны высокий рост ВВП (8,1% в 2007г. и по прогнозам 7,5% в 2008 г.), рост реальных доходов населения, оживление инвестиционной активности, сильный платежный баланс и рекордное  увеличение золотовалютных резервов страны. Снижение инфляции происходило на фоне номинального укрепления национальной валюты относительно доллара США  и укрепление реального эффективного курса рубля в условиях сильного платежного баланса.

       Вместе  с тем усиление платежного баланса  и массированный приток иностранной  валюты значительно осложняли проведение денежно-кредитной политики Центрального банка. Рост предложения иностранной  валюты вследствие притока капитала оказывал давление на курс национальной валюты. В этих условиях Банк России, стремясь снизить скорость укрепления реального эффективного курса рубля  в целях защиты конкурентоспособности  отечественных товаропроизводителей, наращивал золотовалютные резервы, что приводило к ускоренному  увеличению рублевой денежной массы. Необходимость  сдерживания скорости наращивания  денежного предложения требовала  ужесточения денежной политики.

       Банк  России и правительство в вариантах  развития российской экономики в 2009-2011 гг. исходят из единых оценок внешних  и внутренних условий ее функционирования. В предстоящие три года основной задачей денежно-кредитной политики является последовательное снижение инфляции. Правительство и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2009 г. до 7,5-8,5%, в 2010 г. – до 5,5-7%, а к 2011 г. выйти на уровень инфляции 5-6,8%. Банк России намерен в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по снижению инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение режима управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве операционного ориентира политики валютного курса. [16] 

       Таблица 3.1 Структура бивалютной корзины  в РФ с 2005г.

       Период действия        Число единиц иностранной валюты в составе  корзины
       8 февраля  2007 г.         0,55 долларов США / 0,45 евро
       1 декабря  2005 г. - 7 февраля 2007 г.         0,6 долларов США / 0,4 евро
       1 августа  2005 г. - 30 ноября 2005 г.         0,65 долларов США / 0,35 евро
       16 мая 2005 г. - 31 июля 2005 г.         0,7 долларов США / 0,3 евро
       15 марта  2005 г. - 15 мая 2005 г.         0,8 долларов США / 0,2 евро
       1 февраля  2005 г. - 14 марта 2005 г.         0,9 долларов США / 0,1 евро
 

       Необходимо  отметить, что практически не принимается  тот факт, что денежно-кредитная  система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями  саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства. Банковские интересы на региональном уровне и проблемы отношений, возникающих на основе глубоких социально-экономических различий регионов, не находит должного отражения в государственной денежно-кредитной политики.[8, c.137]

Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения