Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:35, курсовая работа
Целью данной работы является исследование государственного регулирования денежного обращения.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы и необходимость государственного регулирования денежного обращения;
- изучить основные современные механизмы денежного регулирования;
- определить особенности и стратегию государственного денежно-кредитного регулирования в экономике России.
Если
возрастает норма резерва, то кредитное
учреждение вынуждено большую, чем
прежде часть привлеченных средств
отправлять на хранение в центральный
банк, а значит, для выдачи кредитов
оно будет располагать меньшими
средствами. Такая мера приводит, с
одной стороны, к обеспечению
гарантированной сохранности
Очевидно,
что изменение нормы
Следующий инструмент – это ограничение кредитования. Суть этого метода регулирования: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются неодинаковые темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, так как государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.
Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам - как правило, крупным предприятиям . Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики. Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.
Для
осуществления кассового
Существующие резервные фонды банкнот и монет создаются по распоряжению Банка России, который устанавливает их размерность и величину исходя из размера оборотной кассы, условий хранения, и объема налично-денежного оборота. Потребность в резервных фондах обусловлена:
1)
необходимостью удовлетворить
3)
поддержанием покупюрного
4)
сокращением расходов на
Следует рассмотреть такие методы государственного регулирования как политика дешевых и дорогих денег. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах. Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки, в-третьих, нужно внести изменения в законодательство, связанные с уменьшением резервной нормы. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческим банкам путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение национального продукта.
Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В
ситуации, когда экономика сталкивается
с излишними расходами, что порождает
инфляционные процессы, центральный
банк должен попытаться понизить общие
расходы путем ограничения или
сокращения предложения денег. Чтобы
решить эту проблему, необходимо понизить
резервы коммерческих банков. Это
осуществляется следующим образом.
Центральный банк должен продавать
государственные облигации на открытом
рынке для того, чтобы урезать
резервы коммерческих банков. Затем
необходимо увеличить резервную
норму, что автоматически освобождает
коммерческие банки от избыточных резервов.
Третья мера заключается в поднятии
учетной ставки для снижения интереса
коммерческих банков к увеличению своих
резервов посредством заимствования
у центрального банка. Приведенную
выше систему мер называют политикой
дорогих денег. В результате ее проведения
банки обнаруживают, что их резервы
слишком малы, чтобы удовлетворить
предписываемой законом резервной
норме, то есть их текущий счет слишком
велик по отношению к их резервам.
Поэтому, чтобы выполнить требование
резервной нормы при
Таким
образом, рыночная экономика исключает
систему прямого планирования и
регулирования денежной массы в
обращении, которая имела место
в условиях командно-административной
системы управления народным хозяйством.
Регулирование денежного
Глава
2. Денежное регулирование
в экономике России
2.1 Особенности государственного денежно-кредитного регулирования в экономике России
Кризисное
состояние экономики при
Инфляционные
процессы возникли в российской экономике
еще в послевоенный период в связи
с резким падением эффективности
производства. Попытки реформирования
экономики заканчивались
Отказ от государственного регулирования цен в январе 1992 г. вместо ожидаемого равновесия привел к гиперинфляции — среднемесячные темпы прироста потребительских цен составили 31,2%.
Многофакторный характер инфляции обусловил наличие двух ее видов: инфляции спроса и инфляции издержек.
Одними из основных направлений денежно-кредитной политики в этот период были ограничение предложения денег и подавление платежеспособного спроса массового потребителя, что привело к нарастанию дефицита денежной массы.
Все это сопровождалось рядом негативных явлений [9, с. 35]:
-
расстройством функции
-
расстройством платежно-
-
расстройством функции
Для
современной экономики
Вместе
с тем усиление платежного баланса
и массированный приток иностранной
валюты значительно осложняли
Банк
России и правительство в вариантах
развития российской экономики в 2009-2011
гг. исходят из единых оценок внешних
и внутренних условий ее функционирования.
В предстоящие три года основной
задачей денежно-кредитной
Таблица 3.1 Структура бивалютной корзины в РФ с 2005г.
Период действия | Число единиц иностранной валюты в составе корзины |
8 февраля 2007 г. | 0,55 долларов США / 0,45 евро |
1 декабря 2005 г. - 7 февраля 2007 г. | 0,6 долларов США / 0,4 евро |
1 августа 2005 г. - 30 ноября 2005 г. | 0,65 долларов США / 0,35 евро |
16 мая 2005 г. - 31 июля 2005 г. | 0,7 долларов США / 0,3 евро |
15 марта 2005 г. - 15 мая 2005 г. | 0,8 долларов США / 0,2 евро |
1 февраля 2005 г. - 14 марта 2005 г. | 0,9 долларов США / 0,1 евро |
Необходимо отметить, что практически не принимается тот факт, что денежно-кредитная система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства. Банковские интересы на региональном уровне и проблемы отношений, возникающих на основе глубоких социально-экономических различий регионов, не находит должного отражения в государственной денежно-кредитной политики.[8, c.137]
Информация о работе Государственное регулирование денежного обращения