Государственная кадровая политика и механизм ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Разработка и реализация государственной кадровой политики одна из актуальных проблем развития современного российского общества, подверженного глубоким политическим, социальным и экономическим изменениям. Социально-экономические условия, сложившиеся в России, а также преобразования, проводимые государством, определяют новое содержание кадровой политики государственных органов и хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственной кадровой политики и механизма ее реализации 5
1.1. Понятие, цели и структура государственной кадровой политики 5
1.2. Механизм реализации государственной кадровой политики 12
2. Государственная кадровая политика в Республике Татарстан 17
2.1. Основные направления государственной кадровой политики в РТ 17
2.2. Программы реализации кадровой политики в РТ 22
2.3. Направления совершенствования кадровой политики в РТ 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.30 Кб (Скачать)

Задачи кадровой политики в РТ установлены как:

1) совершенствование системы прогнозирования трудовых ресурсов и демографических процессов на основе текущего и перспективного анализа регионального рынка труда, учет результатов этих прогнозов при выработке приоритетных направлений кадровой политики и формировании кадровых программ; 

2) реализация и совершенствование механизмов формирования прогнозной потребности региональной экономики в квалифицированных кадрах, механизмов согласования величин подготовки кадров в образовательных учреждениях профессионального образования государственными органами  и органами местного самоуправления Республики Татарстан;

3) развитие образовательного комплекса как важнейшего элемента экономики Республики Татарстан, обеспечивающего подготовку конкурентоспособных специалистов на рынке труда;

4) содействие постоянному поддержанию в актуальном состоянии квалификации кадров путем систематического получения дополнительного профессионального образования;

5) обеспечение подготовки как отраслевых кадровых программ органов исполнительной власти Республики Татарстан, так и программ органов местного самоуправления, всех хозяйствующих субъектов;

6) развитие механизмов взаимодействия государственных органов  и органов местного самоуправления, бизнеса и образования в области кадрового обеспечения экономики и создания благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения;

7) разработка программ создания и сохранения экономически целесообразных рабочих мест в отраслях экономики и других сферах деятельности, обеспечивающих равные возможности для всех граждан (в том числе - для молодых специалистов) получения рабочего места в соответствии с уровнем квалификации;

8) разработка механизма закрепления молодых специалистов в соответствии с потребностями в них отраслей экономики (обучение по специальности, распределение, трудоустройство и использование), подготовка в этих целях соответствующей методики;

9) содействие совершенствованию системы кадровой работы в организациях и иных хозяйствующих субъектах в Республике Татарстан, направленной на наиболее полное удовлетворение их потребности в квалифицированных кадрах; повышение эффективности кадровых технологий, применяемых в организациях в Республике Татарстан, в системе государственной и муниципальной службы Республики Татарстан с учетом российского и зарубежного опыта;

10) совершенствование системы оценки деятельности кадров организаций сфер экономики и государственных органов и органов местного самоуправления;

11) обеспечение социальных гарантий в области заработной платы и доходов, развитие системы отраслевых тарифных соглашений, расширение социальных функций коллективных договоров;

12) формирование эффективного механизма государственной поддержки предпринимательства и самозанятости безработных;

13) расширение сети негосударственных структур содействия занятости различных социальных групп населения, в том числе молодежи и инвалидов;

14) обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;

15) формирование кадрового резерва;

16) обновление и ротация кадрового состава.

В рамках формирования приоритетных направлений кадровой политики в РТ можно выделить следующие:

1) создание эффективной системы наполнения регионального рынка труда необходимыми кадровыми ресурсами, соответствующими стратегическим задачам развития Республики Татарстан; 

2) формирование эффективной и оптимальной штатной структуры персонала государственных органов  и органов местного самоуправления, адекватной задачам и функциям государства и муниципальных образований;

3) повышение эффективности экономики, социальной сферы и  деятельности государственных органов  и органов местного самоуправления за счет развития компетенций кадров;

4) совершенствование системы профессионального развития кадров;

5) создание эффективных механизмов востребованности кадров во всех видах экономической деятельности Республики Татарстан,  в органах власти.

При этом механизмы  обеспечения кадровой политики в  РТ состоят в следующем:

1) совершенствование и развитие нормативно-правовой базы Республики Татарстан в области кадровой политики;

2) разработка и реализация целевых республиканских, ведомственных и муниципальных программ по кадровому обеспечению экономического развития республики, отраслей, территорий;

3) создание системы учета, планирования и развития трудовых ресурсов на основе проведения сравнительного анализа кадровых потребностей экономики Республики Татарстан и предложения сферы профессионального образования, прогнозирования потребности в профессиональной подготовке кадров на всех уровнях: федеральном, республиканском, муниципальном, отраслевом и непосредственно в организациях;

4) формирование государственного (республиканского) заказа  (задания) Республики Татарстан на профессиональную подготовку кадров;

5) совершенствование технологий прогнозирования текущей и перспективной потребности организаций и иных хозяйствующих субъектов в Республике Татарстан в кадрах;

6) реализация механизма согласования объемов и направлений подготовки кадров между работодателями, государственными органами  и органами местного самоуправления Республики Татарстан и образовательными учреждениями профессионального образования;

7) совершенствование образовательного механизма, обеспечивающего оптимальное взаимодействие сферы профессионального образования со сферой труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения кадровых ресурсов и гарантированного трудоустройства выпускников;

8) формирование инструментов обеспечения соответствия спроса и предложения как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг;

9) развитие системы дополнительного профессионального образования, профессионального обучения взрослого населения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

10) реализация и совершенствование мер, направленных на повышение профессионализма руководителей и специалистов кадровых служб организаций, содействие развитию внутрифирменного обучения персонала, в том числе за счет изучения, обобщения и распространения передового зарубежного и отечественного опыта работы с персоналом среди организаций в Республике Татарстан;

11) содействие созданию и функционированию консолидированных формирований в области кадрового менеджмента;

12) организация деятельности Межведомственной Комиссии по вопросам кадровой политики, трудовых отношений, охраны труда и занятости населения при Республике Татарстан;

13) организация деятельности региональной Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;

14) организация деятельности Комиссии по формированию и подготовке резерва управленческих кадров Республики Татарстан;

15) информационное обеспечение кадровой политики, подготовка и размещение в СМИ (в т.ч. в электронных), тематических информационных материалов по вопросам обеспечения отраслей экономики квалифицированными кадрами, развития кадрового менеджмента.

Таким образом, целью  кадровой политики РТ является создание условий для формирования, воспроизводства  и развития конкурентоспособного кадрового  потенциала Республики Татарстан. Задачи кадровой политики в РТ установлены  как совершенствование системы  прогнозирования трудовых ресурсов, развитие образовательного комплекса, содействие постоянному поддержанию  в актуальном состоянии квалификации кадров, обеспечение подготовки кадровых программ и др. 

2.2. Программы реализации  кадровой политики в РТ 

В сфере кадровой политики в Республике Татарстан  разработаны:

1. Концепция формирования и развития кадрового резерва Республики Татарстан;

2. Программа формирования и развития кадрового резерва Республики Татарстан на 2010-2012 годы;

3. Программа развития государственной гражданской службы Республики Татарстан и муниципальной службы в Республике Татарстан на 2010-2013 годы, реализация которой позволит повысить квалификацию, переподготовку и стажировку более 4 тысяч государственных и муниципальных служащих уже в 2011 году.

При поступлении  на государственную службу в целях  отбора наиболее профессионально подготовленных кадров проводятся соответствующие  конкурсы.

В рамках формирования новых подходов к профессиональному  развитию государственных и муниципальных  служащих в РТ предложен новый  подход, основанный на формировании индивидуальных планов профессионального развития и реализации образовательных модулей, разработаны Программы профессионального  развития сотрудников Министерства экономики Республики Татарстан и Министерства здравоохранения Республики Татарстан, а также программы для Лаишевского муниципального района и поселка городского типа Камские поляны.

Реализуется ряд  программ повышения эффективности  государственного управления и формирования работы с кадровым резервом управленцев  высшего и среднего звена.

1. В Национальной школе Администрации Франции при поддержке Полномочного представителя Республики Татарстан во Франции И.У.Юсупова проведена стажировка группы работников системы здравоохранения (14 руководителей) республики.

2. Программа «Магистр государственно-общественного управления» Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. В рамках подписанного Соглашения о партнерстве с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ была запущена программа профессиональной переподготовки «Магистр государственно-общественного управления» для руководителей министерств, ведомств республики и представителей кадрового резерва с участием Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова, Премьер-министра Республики Татарстан И.Ш.Халикова, ректора Академии В.А.Мау. Программа состоит из 10 модулей. Первые три модуля программы проведены в мае, июне, июле 2009 года, четвертый модуль в ноябре 2010 года.

Основная линия  образовательной программы - проектная  работа в группах, результирующая знания, компетенции и навыки, получаемые в ходе экспертных лекций, консультаций, тренингов и других мероприятий  Программы. Участники разрабатывают  и защищают проекты по приоритетным направлениям социально-экономического и социально-культурного развития Республики Татарстан. Такая форма  обучения позволяет адаптировать имеющийся  у участников программы опыт и  квалификацию к коллективной работе над проектами стратегического  уровня, совместно разрабатывать  решения для реальных стратегических задач республики, формировать эффективную  проектную команду.

3. Bauman Innovation (Финляндия, Школа экономики Турку). Обучение по теме «Современная инфраструктура для конкурентоспособности и экономического развития: планирование, финансирование и управление» для руководителей исполнительных органов власти республики для группы из 10 руководителей министерств и ведомств республики прошло в сентябре 2010 года в Финляндии на базе Школы экономики Турку.

Разработаны и подписаны  Соглашения о взаимопонимании и  сотрудничестве между правительством Республики Татарстан и Школой государственной  политики им. Ли Куан Ю и Колледжем государственной службы Республики Сингапур. В рамках реализации сотрудничества в 2010 году в данных образовательных центрах прошли стажировку 4 группы руководителей республики.

4. Президентская программа. В мае 2010 года вручены 89 дипломов об окончании Президентской программы подготовки управленческих кадров руководителям предприятий и организаций Республики Татарстан. В 2010 году аккредитованы три новых направления подготовки специалистов для социальной сферы, для малых и средних предприятий и для инновационного бизнеса. По итогам отбора 2010 года 130 человек рекомендованы на обучение в 2010/2011 учебном году.

В июне текущего года в рамках Российско-Германского  сотрудничества по реализации Программы  подготовки управленческих кадров для  организаций народного хозяйства 14 менеджеров из Германии успешно прошли стажировку на ведущих предприятиях Татарстана.

5. Программа грантовой поддержки Правительства Республики Татарстан. Разработан проект постановления Кабинета Министров Республики Татарстан «О гранте Правительства Республики Татарстан на переподготовку, повышение квалификации и стажировку граждан в ведущих российских и зарубежных образовательных учреждениях и научных организациях «Максат».

6. Реализация постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2004 № 308 «Об организации целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним проффесиональным образованием Республики Татарстан и их трудоустройства». В 2010 году в рамках реализации распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.06.2010 № 984-р, от 29.06.2010 № 1003-р Министерством экономики РТ выдано 80 направлений абитуриентам для участия в конкурсном отборе на обучение в высших учебных заведениях, расположенных на территории Республики Татарстан.

За период 1998-2010 гг. в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства  Российской Федерации пройдут обучение по программам типа «А», «В» и «Q» 1618 руководителей высшего и среднего звена предприятий и организаций Республики Татарстан. По обмену опытом в 2010 году на предприятиях Республики Татарстан прошла стажировку группа из 14 немецких менеджеров.

Информация о работе Государственная кадровая политика и механизм ее реализации