Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:12, курсовая работа
Разработка и реализация государственной кадровой политики одна из актуальных проблем развития современного российского общества, подверженного глубоким политическим, социальным и экономическим изменениям. Социально-экономические условия, сложившиеся в России, а также преобразования, проводимые государством, определяют новое содержание кадровой политики государственных органов и хозяйствующих субъектов.
Введение 3
1. Теоретические основы государственной кадровой политики и механизма ее реализации 5
1.1. Понятие, цели и структура государственной кадровой политики 5
1.2. Механизм реализации государственной кадровой политики 12
2. Государственная кадровая политика в Республике Татарстан 17
2.1. Основные направления государственной кадровой политики в РТ 17
2.2. Программы реализации кадровой политики в РТ 22
2.3. Направления совершенствования кадровой политики в РТ 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34
К числу важнейших социальных функций ГКП относятся следующие:
- повышение эффективности государственного управления и общественного производства;
- укрепление государственной целостности и социально-политической стабильности общества;
- вовлечение трудовых ресурсов в государственное управление и местное самоуправление в интересах государства, общества и человека.
Вместе с тем в процессе теоретической и практической деятельности все более отчетливо вырисовываются основные черты ГКП, ее главные цели и приоритетные направления.
В концепции ГКП
предусматриваются следующие
- обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;
- эффективное использование интеллектуального потенциала трудовых ресурсов страны;
- создание благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения.
Приоритетными стратегическими направлениями достижения указанных целей следует считать:
- обеспечение высококвалифицированными, компетентными кадрами государственной службы Российской Федерации;
- формирование системы обеспечения рыночной экономики соответствующими кадрами специалистов массовых профессий, предпринимателей, менеджеров, фермеров и др.;
- реформу средней и высшей школы, специального профессионального образования, в том числе послевузовского, с учетом социальных и экономических преобразований, требований современного этапа научно-технического прогресса и организации труда;
- обеспечение рациональной трудовой занятости населения, предотвращение массовой безработицы, особенно среди молодежи, уволенных в запас военнослужащих и специалистов ВПК;
- создание новой нормативно-правовой и информационной базы кадровой работы в целях научного обеспечения государственного регулирования кадровых процессов.
В целом новая
концепция государственной
Разработка государственной кадровой политики предполагает следующие этапы:
1. Подготовка концепции ГКП.
2. Определение ее содержания, целей, приоритетов и принципов государственной кадровой политики.
3. Разработка федеральных и региональных целевых кадровых программ, направленных на определение порядка подготовки и формирования кадров государственной службы, кадрового обеспечения различных отраслей экономики, определенных сфер общественной жизни.
4. Текущее планирование решения организационных, финансово-материальных кадровых проблем, создание механизма их реализации.
Таким образом, среди
множества задач российского
государства первостепенное значение
имеет разработка эффективной системы
кадровой работы. Государственная кадровая
политика (ГКП) заключается в определении
стратегии работы с кадрами на общегосударственном
уровне. Российская государственная кадровая
политика находится в стадии разработки,
формирования ее концепции. Кадровая политика
разрабатывается и реализуется на разных
уровнях управления: на федеральном и
региональном. Государственная кадровая
политика является частью, определенной
сферой социальной политики. Новая концепция
государственной кадровой политики направлена
на укрепление демократического правового
государства и социально ориентированной
рыночной экономики, на обеспечение конституционного
права граждан на свободу выбора места,
рода и времени своей трудовой деятельности.
Государство выступает главным субъектом
кадровой политики. К объектам ГКП относятся
трудовые ресурсы страны, отдельные группы
и категории населения, кадровые процессы
и отношения, на которые направлена деятельность
субъектов кадровой политики. К принципам
ГКП относятся: научность, конкретно-исторический
подход к изучению кадровых процессов
и принятию кадровых решений, законность,
демократизм, нравственность, преемственность
и сменяемость кадров.
1.2. Механизм реализации
государственной кадровой
Механизм реализации ГКП – это система кадровой деятельности, опирающаяся на концепцию ГКП, которая включает законодательные нормы, методические средства, организационные и информационные ресурсы, необходимые для осуществления кадровой политики. Механизм кадрового обеспечения – это система кадровой деятельности для достижения определенных целей. Этот механизм создается и запускается с учетом конкретной ситуации, хотя в нем могут присутствовать и ряд стабильных компонентов.
В данном механизме целесообразно выделить и рассмотреть несколько блоков обеспечения кадровой работы:
- нормативно-правовой;
- организационный;
- научно-информационный;
- учебно-методический.
Механизм нормативно-правового
обеспечения ГКП. Разработка законодательной
и нормативной базы входит в компетенцию
высших законодательных и
Указами Президента РФ утверждено Положение о федеральной государственной службе, созданы Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Ряд нормативных актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, проведения их аттестации и конкурсного отбора приняло Правительство РФ.
Механизм организационного обеспечения ГКП предполагает создание в структуре органов власти и управления иерархии субъектов, формирующих, координирующих и контролирующих кадровую деятельность на федеральном, региональном и местном уровнях.
На федеральном уровне эти функции правомерно возложить на Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Главное управление по вопросам госслужбы и кадров Президента РФ, а также на специальные Татарстанссии (Татарстантеты) по обеспечению реализации ГКП на федеральном и региональном уровнях. На муниципальном уровне целесообразно создание служб управления персоналом, кадровых управлений и служб, определение их статуса, задач и функций.
Организационное обеспечение реализации ГКП включает также использование современных отечественных и зарубежных технологий работы с персоналом, усиление контроля за деятельностью чиновников со стороны конституционных органов власти всех уровней и органов прямого народовластия.
Одной из основных задач
сегодня является формирование высокопрофессионального,
стабильного и
Эта работа должна основываться на использовании соответствующих требованиям дня методик работы с кадрами, современных технологий, позволяющих определить уровень соответствия кадров их должности, системы критериев, обеспечивающих оценить эффективность деятельности кадров и кадровой работы. На этом пути для решения поставленных задач целесообразно создание центров оценки профессиональных, деловых и личностных качеств персонала, предоставляющих возможность обогатить содержание банков кадровой информации. При проведении таких мероприятий как аттестация, проводимая в соответствии с установленными в законодательстве сроками, представляется целесообразной использование услуг специалистов центра оценки. Они могут на высоком уровне оценить профессиональные и деловые, личностные качества кадров, выработать рекомендации для их дальнейшего использования.
Организационный механизм реализации государственной кадровой политики невозможен без целенаправленной деятельности по использованию таких форм и методов работы как конкурсная и контрактная система найма персонала, кооптация и ротация, перепрофилирование, отставка и принудительная отставка.
Механизм научно-
Научно-информационное
обеспечение ГКП невозможно без
улучшения статистического
Механизм учебно-методического
обеспечения ГКП должен включать
все звенья подготовки и переподготовки
кадров, повышения их квалификации.
Роль основного учебно-
Повышение квалификации государственных служащих целесообразно проводить не только в региональных академиях госслужбы, но и за рубежом, в учебных заведениях, где накоплен ценный опыт по дифференцированному, упреждающему обучению кадров.
Целесообразно значительно улучшить подготовку специалистов для кадровых служб, разработать специальные планы, программы и методические средства, ввести в практику стажировку работников кадровых служб в высших органах государственной власти и управления.
Суммируя вышеизложенное, следует заключить, что механизм реализации ГКП сможет успешно действовать при наличии:
1) научно-обоснованной концепции современной государственной кадровой политики;
2) законодательной, нормативной, организационной, научно-информационной и учебно-методической базы кадровой политики;
3) органов и организаций, занимающихся кадровой работой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и специалистов по управлению персоналом, способных реализовать государственную кадровую политику.
Таким образом, механизм
реализации государственной кадровой
политики – это система различных
видов деятельности, направленная на
кадровое обеспечение развития российского
общества и опирающаяся на концепцию
ГКП, правовую базу, принципы, методы и
технологии кадровой работы. В данном
механизме целесообразно
2. Государственная
кадровая политика в
2.1. Основные направления
государственной кадровой
Целью кадровой политики
РТ является создание условий для
формирования, воспроизводства и
развития конкурентоспособного кадрового
потенциала Республики Татарстан, способного
обеспечить успешное функционирование
экономики, государственной и
Информация о работе Государственная кадровая политика и механизм ее реализации