Государственная кадровая политика и механизм ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Разработка и реализация государственной кадровой политики одна из актуальных проблем развития современного российского общества, подверженного глубоким политическим, социальным и экономическим изменениям. Социально-экономические условия, сложившиеся в России, а также преобразования, проводимые государством, определяют новое содержание кадровой политики государственных органов и хозяйствующих субъектов.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы государственной кадровой политики и механизма ее реализации 5
1.1. Понятие, цели и структура государственной кадровой политики 5
1.2. Механизм реализации государственной кадровой политики 12
2. Государственная кадровая политика в Республике Татарстан 17
2.1. Основные направления государственной кадровой политики в РТ 17
2.2. Программы реализации кадровой политики в РТ 22
2.3. Направления совершенствования кадровой политики в РТ 26
Заключение 31
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.30 Кб (Скачать)

К числу важнейших  социальных функций ГКП относятся  следующие:

- повышение эффективности государственного управления и общественного производства;

- укрепление государственной целостности и социально-политической стабильности общества;

- вовлечение трудовых ресурсов в государственное управление и местное самоуправление в интересах государства, общества и человека.

Вместе с тем  в процессе теоретической и практической деятельности все более отчетливо  вырисовываются основные черты ГКП, ее главные цели и приоритетные направления.

В концепции ГКП  предусматриваются следующие главные  цели:

- обеспечение высокого профессионального уровня управленческого и исполнительного труда;

- эффективное использование интеллектуального потенциала трудовых ресурсов страны;

- создание благоприятных условий для развития и проявления способностей работников, системы стимулирования профессионального роста и служебного продвижения.

Приоритетными стратегическими  направлениями достижения указанных  целей следует считать:

- обеспечение высококвалифицированными, компетентными кадрами государственной службы Российской Федерации;

- формирование системы обеспечения рыночной экономики соответствующими кадрами специалистов массовых профессий, предпринимателей, менеджеров, фермеров и др.;

- реформу средней и высшей школы, специального профессионального образования, в том числе послевузовского, с учетом социальных и экономических преобразований, требований современного этапа научно-технического прогресса и организации труда;

- обеспечение рациональной трудовой занятости населения, предотвращение массовой безработицы, особенно среди молодежи, уволенных в запас военнослужащих и специалистов ВПК;

- создание новой нормативно-правовой и информационной базы кадровой работы в целях научного обеспечения государственного регулирования кадровых процессов.

В целом новая  концепция государственной кадровой политики направлена на укрепление демократического правового государства и социально  ориентированной рыночной экономики, на обеспечение конституционного права  граждан на свободу выбора места, рода и времени своей трудовой деятельности.

Разработка государственной  кадровой политики предполагает следующие  этапы:

1. Подготовка концепции ГКП.

2. Определение ее содержания, целей, приоритетов и принципов государственной кадровой политики.

3. Разработка федеральных и региональных целевых кадровых программ, направленных на определение порядка подготовки и формирования кадров государственной службы, кадрового обеспечения различных отраслей экономики, определенных сфер общественной жизни.

4. Текущее планирование решения организационных, финансово-материальных кадровых проблем, создание механизма их реализации.

Таким образом, среди  множества задач российского  государства первостепенное значение имеет разработка эффективной системы  кадровой работы. Государственная кадровая политика (ГКП) заключается в определении стратегии работы с кадрами на общегосударственном уровне. Российская государственная кадровая политика находится в стадии разработки, формирования ее концепции. Кадровая политика разрабатывается и реализуется на разных уровнях управления: на федеральном и региональном. Государственная кадровая политика является частью, определенной сферой социальной политики. Новая концепция государственной кадровой политики направлена на укрепление демократического правового государства и социально ориентированной рыночной экономики, на обеспечение конституционного права граждан на свободу выбора места, рода и времени своей трудовой деятельности. Государство выступает главным субъектом кадровой политики. К объектам ГКП относятся трудовые ресурсы страны, отдельные группы и категории населения, кадровые процессы и отношения, на которые направлена деятельность субъектов кадровой политики. К принципам ГКП относятся: научность, конкретно-исторический подход к изучению кадровых процессов и принятию кадровых решений, законность, демократизм, нравственность, преемственность и сменяемость кадров. 

1.2. Механизм реализации  государственной кадровой политики 

Механизм реализации ГКП – это система кадровой деятельности, опирающаяся на концепцию  ГКП, которая включает законодательные  нормы, методические средства, организационные  и информационные ресурсы, необходимые  для осуществления кадровой политики. Механизм кадрового обеспечения  – это система кадровой деятельности для достижения определенных целей. Этот механизм создается и запускается  с учетом конкретной ситуации, хотя в нем могут присутствовать и  ряд стабильных компонентов.

В данном механизме  целесообразно выделить и рассмотреть  несколько блоков обеспечения кадровой работы:

- нормативно-правовой;

- организационный;

- научно-информационный;

- учебно-методический.

Механизм нормативно-правового  обеспечения ГКП. Разработка законодательной  и нормативной базы входит в компетенцию  высших законодательных и исполнительных органов. К этой работе привлекаются научные учреждения – Российская академия государственной службы, Академия народного хозяйства и др. Принят Федеральный Закон «Об основах  государственной службы Российской Федерации», утвержден Реестр государственных  должностей федеральных государственных  служащих. В субъектах Федерации  разработаны и приняты соответствующие  региональные законы и реестры.

Указами Президента РФ утверждено Положение о федеральной  государственной службе, созданы  Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Совет по вопросам государственной  службы при Президенте РФ. Ряд нормативных  актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, проведения их аттестации и конкурсного  отбора приняло Правительство РФ.

Механизм организационного обеспечения ГКП предполагает создание в структуре органов власти и  управления иерархии субъектов, формирующих, координирующих и контролирующих кадровую деятельность на федеральном, региональном и местном уровнях.

На федеральном  уровне эти функции правомерно возложить  на Совет по кадровой политике при  Президенте РФ, Главное управление по вопросам госслужбы и кадров Президента РФ, а также на специальные Татарстанссии (Татарстантеты) по обеспечению реализации ГКП на федеральном и региональном уровнях. На муниципальном уровне целесообразно  создание служб управления персоналом, кадровых управлений и служб, определение  их статуса, задач и функций.

Организационное обеспечение  реализации ГКП включает также использование  современных отечественных и  зарубежных технологий работы с персоналом, усиление контроля за деятельностью чиновников со стороны конституционных органов власти всех уровней и органов прямого народовластия.

Одной из основных задач  сегодня является формирование высокопрофессионального, стабильного и сбалансированного  государственного аппарата, обеспечивающего  выполнение субъектом государственного управления своих задач. Поэтому  приоритетной в ее решении становится разработка и внедрение системы  привлечения специалистов высокой  квалификации и профессионализма, обеспечение  профессионального и карьерного роста на основе создания системы  повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала, аттестации, планирования и реализации карьеры, стимулирования эффективной служебной  деятельности.

Эта работа должна основываться на использовании соответствующих  требованиям дня методик работы с кадрами, современных технологий, позволяющих определить уровень  соответствия кадров их должности, системы  критериев, обеспечивающих оценить  эффективность деятельности кадров и кадровой работы. На этом пути для  решения поставленных задач целесообразно  создание центров оценки профессиональных, деловых и личностных качеств  персонала, предоставляющих возможность  обогатить содержание банков кадровой информации. При проведении таких  мероприятий как аттестация, проводимая в соответствии с установленными в законодательстве сроками, представляется целесообразной использование услуг  специалистов центра оценки. Они могут  на высоком уровне оценить профессиональные и деловые, личностные качества кадров, выработать рекомендации для их дальнейшего  использования.

Организационный механизм реализации государственной кадровой политики невозможен без целенаправленной деятельности по использованию таких  форм и методов работы как конкурсная и контрактная система найма  персонала, кооптация и ротация, перепрофилирование, отставка и принудительная отставка.

Механизм научно-информационного  обеспечения ГКП - разработка научной  основы и категориального аппарата ГКП должна опираться на систему  индикаторов (показателей) кадрового  потенциала страны, регионов, федеральных  и региональных структур, технологий прогнозирования кадровых изменений. При этом необходимо учитывать негативные демографические тенденции сокращения численности населения, средней  продолжительности жизни, а также  социокультурный процесс снижения уровня образованности населения с  тем, чтобы своевременно вырабатывать меры по их корректировке.

Научно-информационное обеспечение ГКП невозможно без  улучшения статистического учета  и отчетности по составу кадров, трудовых ресурсов, персоналу госслужбы. Назрела необходимость создания единой системы статистических показателей на базе общепризнанных классификаторов и стандартов, включающей формирование систематической информации о кадровом состоянии государственной службы РФ; представление ежегодных, полугодовых и ежеквартальных отчетов о кадровом движении в государственной службе; создание банков кадровой информации и ведение реестра государственных служащих.

Механизм учебно-методического  обеспечения ГКП должен включать все звенья подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. Роль основного учебно-методического  центра возложена Указом Президента РФ на Российскую академию государственной  службы. Среди прочих перед ней  поставлена задача разработки образовательно-профессиональных программ и технологий, подготовки учебников и пособий. Для решения  этих задач необходима издательская база для обеспечения потребности  в основной литературе учебных заведений, связанных с подготовкой госслужащих, их дистанционным обучением и  самообразованием.

Повышение квалификации государственных служащих целесообразно  проводить не только в региональных академиях госслужбы, но и за рубежом, в учебных заведениях, где накоплен ценный опыт по дифференцированному, упреждающему обучению кадров.

Целесообразно значительно  улучшить подготовку специалистов для  кадровых служб, разработать специальные  планы, программы и методические средства, ввести в практику стажировку работников кадровых служб в высших органах государственной власти и управления.

Суммируя вышеизложенное, следует заключить, что механизм реализации ГКП сможет успешно действовать  при наличии:

1) научно-обоснованной концепции современной государственной кадровой политики;

2) законодательной, нормативной, организационной, научно-информационной и учебно-методической базы кадровой политики;

3) органов и организаций, занимающихся кадровой работой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, и специалистов по управлению персоналом, способных реализовать государственную кадровую политику.

Таким образом, механизм реализации государственной кадровой политики – это система различных  видов деятельности, направленная на кадровое обеспечение развития российского  общества и опирающаяся на концепцию  ГКП, правовую базу, принципы, методы и  технологии кадровой работы. В данном механизме целесообразно выделить и рассмотреть несколько блоков обеспечения кадровой работы: нормативно-правовой; организационный; научно-информационный; учебно-методический. Механизм нормативно-правового обеспечения ГКП предполагает разработку законодательной и нормативной базы. Механизм организационного обеспечения ГКП предполагает создание в структуре органов власти и управления иерархии субъектов, формирующих, координирующих и контролирующих кадровую деятельность на федеральном, региональном и местном уровнях. Механизм учебно-методического обеспечения ГКП должен включать все звенья подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Государственная  кадровая политика в Республике  Татарстан 

2.1. Основные направления  государственной кадровой политики  в РТ 

Целью кадровой политики РТ является создание условий для  формирования, воспроизводства и  развития конкурентоспособного кадрового  потенциала Республики Татарстан, способного обеспечить успешное функционирование экономики, государственной и муниципальной  службы, и условий для его эффективной  реализации в республике.

Информация о работе Государственная кадровая политика и механизм ее реализации